Гайд для художников по устройству доспехов: шлемы
Как реалистично изобразить шлем? Какую ошибку часто допускают художники, рисуя крестоносцев? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами. Предыдущие части серии здесь: 1, 2, 3.
Шлемы использовались для защиты головы и шеи во время пеших и конных сражений. Часто защитные головные уборы изготавливались из железа или кожи.
Разберёмся, какие бывают виды и типы шлемов, и какие нюансы стоит учитывать при рисовании.
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.
Шлем-таблетка
Среди средневековых шлемов, этот — самый простой. Головной убор состоял из нескольких пластин, которые складывались в форме обруча, образуя боковины, а большая пластина (тулья) накладывалась сверху. После по желанию заказчика приклёпывался наносник.
Шлем-таблетка — жёсткий, поэтому такие головные уборы надевали поверх кольчужного капюшона.
Норманнский шлем
Простой цельно цельнокованный или сборный шлем с наносником или небольшой защитной маской. Своё название головной убор получил благодаря изображениям на гобелене из Байё. Там норманнские воины готовились к вторжению в Англию и битве при Гастингсе.
Потхельм и топхельм
Иллюстрация из книги С.В Жаркова «История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей Средневековой Европы»
Разновидность шлема-таблетки, к которому добавили две дополнительных пластины — лицевую, с прорезями для глаз, и тыльную. Пользовался большой популярностью в XII веке во время крестовых походов. Слово «потхельм» — дословный английский перевод немецкого слова «топфхельм» (шлем-горшок).
Такой шлем полностью защищал лицо, в нём был вырез для глаз и отверстия для дыхания. Изначально горшковые шлемы создали для защиты от сарацинских палиц и секир, потому что неповоротливые крестоносцы в обычных шлемах не могли от них защищаться.
Топхельм — распространённый образ. Художники часто выбирают именно его, когда рисуют крестоносцев, и порой допускают ошибки: изображают смотровую щель Т-образной или крестообразной, забывая про пластину-наносник. Если её убрать из конструкции — шлем сильно потеряет в надёжности.
Слева — изображение ненадёжного топхельма с Т-образной смотровой щелью. Справа — фото топхельма с пластиной-наносником
Топхельмы крепились к хауберку с помощью кожаных ремешков, а носились поверх колпака из кожи. Такие шлемы хорошо защищали голову, но в летнюю жару в них можно было задохнуться. В мирное время рыцари носили топхельмы на цепи, прикреплённой к груди, и покрывали шлемы сверху куском льняного полотна. Ткань со временем изнашивалась, рвалась и пачкалась.
Ткань с узорами на верхней части топхельма. Источник
Такое полотно стало частью рыцарской атрибутики, как и геральдика на щите.
Сахарная голова
Одна из поздних вариаций топхельма. Своё название шлем получил от американских реконструкторов в конце ХХ века. Как и топхельм, головной убор был предназначен для ближнего кавалерийского боя.
Такие шлемы хорошо защищали лицо рыцаря, однако у них был ограниченный обзор и они затрудняли дыхание. Сахарную голову надевали непосредственно перед боем, а в остальное время рыцари ходили в цервельере.
Цервельер
Источник
Это небольшой цельнокованый шлем, похожий на современные каски. Часто использовался как подшлемник. Изначально вместо цервельеров рыцари носили кольчужные капюшоны, однако кольчуга плохо защищала от тупых ударов тяжёлым оружием — и ей на смену пришли подшлемники.
Цервельер обычно носили с кольчужной бармицей (сеткой из металлических колец, которая закрывала шею и затылок, а иногда — лицо).
Разные виды бармицы. Источник
Бацинет
Иллюстрация из книги С.В Жаркова «История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей Средневековой Европы»
Бацинет — полусферическая каска. Сначала такие головные уборы были небольшого размера, и их использовали как подшлемники для топфхельмов, но позже рыцари стали укреплять каски и делать из них полноценные боевые шлемы.
Ранняя вариация Бацинета. Источник
У бацинета, как и у других видов шлемов, есть много разновидностей: с забралом, без забрала, с наносником и без. Именно по виду забрала и различают эту категорию шлемов. Например, бацинет-хундсгугель (в переводе с немецкого — «собачий капюшон») ковался в конусовидной форме.
Шапель или капелина
Шапель и капелина — шлемы в форме глубокого таза с длинными полями. Эти поля предназначены для защиты лица во время конных атак и осад. Ранние шапели собирали из пластин, а поздние состояли всего из двух частей: тульи и полей, которые скреплялись кузнечной сваркой.
Шапель стала прообразом для шлемов конкистадоров. Даже в XX веке военные каски ковались по шаблону «железной шляпы».
Морион
Источник
Высокий шлем полукруглой формы с высоким гребнем. Использовался пехотинцами армий Западной Европы и рыцарями. Спереди и сзади поля шлема подняты вверх, а по бокам — опущены. Итальянские морионы укомплектовывали заслонками для защиты щёк.
Итальянский морион. Источник
Кабассет
Морионы и бургиньоты были неудобны для стрелков, ведь им приходилось прислонять оружие к щеке. Для того, чтобы вести огонь, был создан кабассет.
У такого шлема открытый корпус с небольшим гребнем, который доходил до верхушки, и узкие поля. Иногда кабассет заостряли и загибали назад. Такой шлем назывался «грушевидным».
Салад
Шлем с большим забралом и вогнутыми стенками для защиты шеи. Изготавливался из железа или варёной кожи. Салад опирался на защиту нижней части лица и горла — бувигер.
Салад с бувигером. Источник
Поздние варианты головного убора комплектовались сегментированным назатыльником, который пехотинцы прозвали «хвост омара».
Виды крепления салада с бувигером и одиночного салада
Крепился шлем ремнями на груди и спине. Так рыцарь мог свободно вращать головой.
Бургиньот
Открытый бургиньот. Источник
Шлем с сильно вытянутым назад корпусом назатыльника и вытянутым вперёд козырьком. К боковым частям корпуса при помощи петель крепились науши. Для того, чтобы воин лучше слышал, в них делали отверстия — слуховые розетки. Если науши доходили до скул и соединялись на шее ремнями, то шлем назывался открытым. Если они сходились в подбородник — то закрытым.
Закрытый бургиньот. Источник
Итальянские бургиньоты считались предметом роскоши. Их богато украшали чеканкой, инкрустировали драгоценными камнями и золотом.
***
В следующей статье поговорим о наплечниках — их разновидностях, типах крепления и других интересных деталях.