Гайд для художников по устройству доспехов: шлемы

Как реалистично изобразить шлем? Какую ошибку часто допускают художники, рисуя крестоносцев? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами. Предыдущие части серии здесь: 1, 2, 3.

image3.jpg

Шлемы использовались для защиты головы и шеи во время пеших и конных сражений. Часто защитные головные уборы изготавливались из железа или кожи.

Разберёмся, какие бывают виды и типы шлемов, и какие нюансы стоит учитывать при рисовании.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Шлем-таблетка

image5.jpg
Источник

Среди средневековых шлемов, этот — самый простой. Головной убор состоял из нескольких пластин, которые складывались в форме обруча, образуя боковины, а большая пластина (тулья) накладывалась сверху. После по желанию заказчика приклёпывался наносник.

Шлем-таблетка — жёсткий, поэтому такие головные уборы надевали поверх кольчужного капюшона.

Норманнский шлем

image4.jpg
Источник

Простой цельно цельнокованный или сборный шлем с наносником или небольшой защитной маской. Своё название головной убор получил благодаря изображениям на гобелене из Байё. Там норманнские воины готовились к вторжению в Англию и битве при Гастингсе.

Потхельм и топхельм

image9.jpg
Иллюстрация из книги С.В Жаркова «История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей Средневековой Европы»

Разновидность шлема-таблетки, к которому добавили две дополнительных пластины — лицевую, с прорезями для глаз, и тыльную. Пользовался большой популярностью в XII веке во время крестовых походов. Слово «потхельм» — дословный английский перевод немецкого слова «топфхельм» (шлем-горшок).

Такой шлем полностью защищал лицо, в нём был вырез для глаз и отверстия для дыхания. Изначально горшковые шлемы создали для защиты от сарацинских палиц и секир, потому что неповоротливые крестоносцы в обычных шлемах не могли от них защищаться.

Топхельм — распространённый образ. Художники часто выбирают именно его, когда рисуют крестоносцев, и порой допускают ошибки: изображают смотровую щель Т-образной или крестообразной, забывая про пластину-наносник. Если её убрать из конструкции — шлем сильно потеряет в надёжности.

image2.jpg
Слева — изображение ненадёжного топхельма с Т-образной смотровой щелью. Справа — фото топхельма с пластиной-наносником

Топхельмы крепились к хауберку с помощью кожаных ремешков, а носились поверх колпака из кожи. Такие шлемы хорошо защищали голову, но в летнюю жару в них можно было задохнуться. В мирное время рыцари носили топхельмы на цепи, прикреплённой к груди, и покрывали шлемы сверху куском льняного полотна. Ткань со временем изнашивалась, рвалась и пачкалась.

image8.jpg
Ткань с узорами на верхней части топхельма. Источник

Такое полотно стало частью рыцарской атрибутики, как и геральдика на щите.

Сахарная голова

image11.jpg
Источник

Одна из поздних вариаций топхельма. Своё название шлем получил от американских реконструкторов в конце ХХ века. Как и топхельм, головной убор был предназначен для ближнего кавалерийского боя.

Такие шлемы хорошо защищали лицо рыцаря, однако у них был ограниченный обзор и они затрудняли дыхание. Сахарную голову надевали непосредственно перед боем, а в остальное время рыцари ходили в цервельере.

Цервельер

image10.jpg
Источник
Это небольшой цельнокованый шлем, похожий на современные каски. Часто использовался как подшлемник. Изначально вместо цервельеров рыцари носили кольчужные капюшоны, однако кольчуга плохо защищала от тупых ударов тяжёлым оружием — и ей на смену пришли подшлемники.

Цервельер обычно носили с кольчужной бармицей (сеткой из металлических колец, которая закрывала шею и затылок, а иногда — лицо).

image1.jpg
Разные виды бармицы. Источник

Бацинет

image14.jpg
Иллюстрация из книги С.В Жаркова «История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей Средневековой Европы»

Бацинет — полусферическая каска. Сначала такие головные уборы были небольшого размера, и их использовали как подшлемники для топфхельмов, но позже рыцари стали укреплять каски и делать из них полноценные боевые шлемы.

image12.jpg
Ранняя вариация Бацинета. Источник

У бацинета, как и у других видов шлемов, есть много разновидностей: с забралом, без забрала, с наносником и без. Именно по виду забрала и различают эту категорию шлемов. Например, бацинет-хундсгугель (в переводе с немецкого — «собачий капюшон») ковался в конусовидной форме.

Шапель или капелина

image13.jpg
Источник

Шапель и капелина — шлемы в форме глубокого таза с длинными полями. Эти поля предназначены для защиты лица во время конных атак и осад. Ранние шапели собирали из пластин, а поздние состояли всего из двух частей: тульи и полей, которые скреплялись кузнечной сваркой.

Шапель стала прообразом для шлемов конкистадоров. Даже в XX веке военные каски ковались по шаблону «железной шляпы».

Морион

image15.jpg
Источник
Высокий шлем полукруглой формы с высоким гребнем. Использовался пехотинцами армий Западной Европы и рыцарями. Спереди и сзади поля шлема подняты вверх, а по бокам — опущены. Итальянские морионы укомплектовывали заслонками для защиты щёк.

image16.jpg
Итальянский морион. Источник

Кабассет

image17.jpg
Источник

Морионы и бургиньоты были неудобны для стрелков, ведь им приходилось прислонять оружие к щеке. Для того, чтобы вести огонь, был создан кабассет.

У такого шлема открытый корпус с небольшим гребнем, который доходил до верхушки, и узкие поля. Иногда кабассет заостряли и загибали назад. Такой шлем назывался «грушевидным».

Салад

image18.jpg
Источник

Шлем с большим забралом и вогнутыми стенками для защиты шеи. Изготавливался из железа или варёной кожи. Салад опирался на защиту нижней части лица и горла — бувигер.

image19.jpg
Салад с бувигером. Источник

Поздние варианты головного убора комплектовались сегментированным назатыльником, который пехотинцы прозвали «хвост омара».

image20.jpg
Виды крепления салада с бувигером и одиночного салада

Крепился шлем ремнями на груди и спине. Так рыцарь мог свободно вращать головой.

Бургиньот

image6.jpg
Открытый бургиньот. Источник

Шлем с сильно вытянутым назад корпусом назатыльника и вытянутым вперёд козырьком. К боковым частям корпуса при помощи петель крепились науши. Для того, чтобы воин лучше слышал, в них делали отверстия — слуховые розетки. Если науши доходили до скул и соединялись на шее ремнями, то шлем назывался открытым. Если они сходились в подбородник — то закрытым.

image7.jpg
Закрытый бургиньот. Источник

Итальянские бургиньоты считались предметом роскоши. Их богато украшали чеканкой, инкрустировали драгоценными камнями и золотом.

***

В следующей статье поговорим о наплечниках — их разновидностях, типах крепления и других интересных деталях.

784 0 850 8
2
2021-10-18
"кавалеристского" -> кавалерийского
2021-10-18
Когда-то мне очень были нужны эти статьи, но их не было. Прям сейчас уже не надо, но всё равно спасибо, возможно попозже прочту. На первый взгляд - качественный материал.
RENDER.RU