Гайд для художников по устройству доспехов: защита ног

Как реалистично изобразить поножи? Из каких элементов они состоят? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами. Первую часть про общее устройство доспеха можно почитать тут, вторую про защиту корпуса — тут.

image2.jpg
Источник

Продолжаем цикл статей о средневековых доспехах и их нюансах, в этой подробно расскажем про защиту ног.

Защита ног — один из самых сложных элементов рыцарской брони. Наколенники, наголенники и ботинки-сабатоны соединялись в сложную конструкцию, которая не должна была ограничивать подвижность воина и защищать от разных типов урона.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Сабатоны

image4.jpg
Источник

Сабатоны — это кольчужная или пластинчатая тяжёлая обувь. Напомним, что такая защита не надевалась как современные носки, а покрывала только верхнюю часть стопы и шнуровалась к носку обычной обуви, после чего затягивалась ремнями на стопе. Также сабатоны могли крепиться к нижней части голени через специальные отверстия.

image3.jpg
Источник

Ряды заклёпок на пластинах сабатонов не декоративные — они обеспечивали подвижность пластин и позволяли рыцарю сгибать стопу.

Голени или наголенники

image6.jpg

Голени — это конструкция из двух створок, передней и задней. Они соединялись двумя петлями с внешней стороны и ремешками с внутренней.

Такая защита состояла из одной или двух пластин. Если пластина одна — она прикрывала переднюю часть, если их две — они соединялись петлями и ремнями, закрывая голень спереди и сзади.

Голень не должна лежать на стопе всем весом, иначе она будет натирать ногу и мешать движению.

image5.jpg
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

На голенях спереди есть поворотный ключ или штифт, с помощью которого можно фиксировать нижнюю пластину набедренника. На самой пластине есть отверстие прямоугольной формы, ключ тоже прямоугольный, но с круглой узкой шейкой. Он поворачивается вокруг оси и не даёт пластине набедренника сдвинуться.

image1.jpg
На изображении стрелками показан принцип работы ключа

Под вальцовкой (деформация листового металла для придания цилиндрической формы) сверху есть скоба, через которую пропускается ремень от нижней пластины набедренника.

image8.jpg
На изображении красным выделена вальцовка
В начале XV века петли и ремни часто крепили изнутри голени. Они выходили наружу через специальные вырезы.

image7.jpg
Источник

Во второй половине XV века появились варианты без ремешков. Такие голени застёгивали с помощью штифта-кнопки, проходящего через специальное отверстие.

image10.jpg
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Штифт-кнопка размещён в нижней части изображения. Источник

На итальянских голенях часто можно встретить отверстия, сделанные по нижнему краю, для крепления сабатона.

image9.jpg
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

А на задней створке голени иногда бывают выпилы под шпоры.

image13.jpg
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

Защита бедра и коленей

image11.jpg
Источник

Защита коленей ковалась в форме полусферы или сфероконического элемента. Сбоку предусмотрена дополнительная пластина, которую называют «крыло» или «лопух». Она нужна для защиты сгиба сустава.

К моменту появления полного латного доспеха в конце XIV века защита колена почти всегда соединялась с защитой бедра в единую конструкцию.

image12.jpg
Источник

Форма у «лопуха» может быть разной — в виде сердца, пики или отдельного приклёпанного диска.

К середине XV века форма стала однотипной. В большинстве наколенников «лопухи» есть только снаружи, для удобства посадки в седло.

Колено соединялось с бедром напрямую через специальный отгиб, либо через переходные пластины.

С развитием доспеха в начале XV века к конструкции добавлялись элементы, которые закрывали ногу сбоку — одна или две пластины на петлях, а через всю ногу, сверху вниз, проходило центральное ребро.

image14.jpg
Источник

Сзади вся бедренная конструкция фиксировалась ремнями.

image15.jpg
Источник

Как мы уже писали, в середине XV века оформились два основных стиля доспехов — итальянский и немецкий. Итальянский — гладкий, относительно плавный и с округлыми формами.

image16.jpg
Источник

К нижней пластине под коленом часто добавляли небольшую кольчужную полоску.

image17.jpg
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

В немецких наколенниках было много деталей, рёбер и заострённых элементов.

image18.jpg
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

Изредка, у богатых рыцарей на доспехах вдоль края пластин устанавливали латунные или позолоченные декоративные полоски.

image19.jpg
Фотография из докторской диссертации Матиаса Голла. Источник

Рыцари попроще обходились гладкими полосами с растительным орнаментом или фразами из Библии.

***

В следующей части поговорим о разных видах шлемов — их разновидностях и интересных, неочевидных деталях.

751 0 850 7
0
RENDER.RU