Как рисование влияет на мозг
Стоит сразу прояснить один важный момент: рисование — это не какой-то особый дар (он же талант) в подавляющем большинстве случаев. Это навык, который нужно развивать. По сути, речь идёт о наблюдательности человека, расширении визуальной библиотеки, умении анализировать (цвета, пространство, размеры и тому подобное) и запоминании разного рода мелких деталей. Всё это благотворно сказывается на работе мозга, и в этой статье мы бы хотели рассмотреть подробнее это влияние. Начнем с того, зачем в принципе люди начали рисовать, мотивации к этому действию.
Всё началось очень давно...
… с тех самых пор, как первобытные люди взяли в руки охру, развели её в молоке и оставили своим потомкам первые послания на камнях. Но и сейчас остаётся актуальным вопрос: зачем, собственно, древним людям понадобилось рисовать? Ведь и без этого занятия была масса дел, не приступив к которым можно было лишиться еды, а то и жизни. Существует предположение, что подобная живопись была средством коммуникации в духе «Вот такого здоровенного мамонта видел сегодня!» или «Я здесь был, видел то и это». Это были первые попытки передать информацию или объяснить какие-то вещи, для которых не хватало иных методов выражения.
Раздумывали над этим вопросом и психологи, придя к выводу, что даже в древнем человеке было заложено желание демонстрации своего «я» и выражения его теми методами, которыми тот располагал. Можно встретить мнение, что наскальные рисунки являются отражением эмоционального состояния человека, который хоть и носил шкуры, но всё же был частью социального общества.
Если верить этим исследованиям, то можно прийти к выводу, что с древнейших времён люди делали попытки соотносить свой внутренний мир с внешним, стараясь тем самым поддерживать определённую гармонию. Так, помимо необходимости делать жизненно необходимые вещи, начало зарождаться творчество.
Самый древний рисунок на сегодняшний день, возраст ~ 40 800 лет. Пещера Эль-Кастильо, Испания.
Существует ли определённая предрасположенность к творчеству у одних и отсутствие её у других?
Как мы уже говорили ранее, очень спорно заявлять о том, что человек либо рождается с определённым талантом, либо ему совершенно ничего «не светит» на созидательном поприще. Способность творить, безусловно, есть у каждого, но, к сожалению, многие люди боятся попробовать нечто новое, потому что сразу ничего толкового не получится, или не хотят заниматься тем же рисованием, думая, что очень много людей уже делают это красиво, и начинающим никогда не достичь такого уровня.
С точки зрения психологии совершенно неважно, насколько ровный горшок вы сможете слепить, насколько плохо будете играть на музыкальном инструменте, пытаясь тот освоить, или насколько ужасной, по субъективному мнению, может получиться картинка. Заниматься чем-то исключительно для себя, не оглядываясь по сторонам и не сравнивая результат с другими, безусловно, полезно и благотворно влияет на ментальное здоровье. Как выражаются некоторые психологи, «наш мозг ловит кайф от самого процесса».
Если вы хотите попробовать нечто новое, то пробуйте. Это единственно верная рекомендация: никто, никакой критик или чьё-то мнение не вправе забирать у вас возможность самовыражения. Единственный, кто может это сделать — вы сами.
А зачем?
Талант, наблюдательность и память
Тот самый «талант» в большей степени обусловлен тем, насколько точно человек способен воспринимать окружающий мир. Наш мозг — невероятно сложная вещь, разумеется, связанная с зрительной системой, а та, в свою очередь, может неправильно оценивать пропорции, формы, цвета и перспективу. Развитие навыка рисования — это, в первую очередь, развитие визуализации и точности оценки объекта или их групп. Именно наблюдательность, которой одни люди обладают в большей степени чем другие, вполне может являться тем, что принято называть талантом или способностями.
Интересный факт: некоторые профессора, связавшие свою жизнь с биологией, считают необходимым обучать своих студентов рисованию. Ведь до изобретения фотоаппарата биологи были обучены изобразительному искусству: это помогало им точнее оценивать размеры изучаемых объектов и, конечно, изображать их. Рисование даёт людям возможность видеть мир чётче, отмечать для себя казалось бы незначительные детали и, безусловно, улучшает способность запоминать информацию.
Рисование и физические изменения в мозгу
Рисование активно затрагивает сразу несколько областей головного мозга. Например, теменную часть, которая отвечает не только за движения, но ещё и сообщает нам об ориентации в пространстве. Визуальные данные обрабатываются затылочной частью, лобная доля контролирует эмоции, планирование и движения, а висковые, по большей части, отвечают за память. Прибавим к этому набору ещё мозжечок: главного контролёра всех дополнительных движений и мелкой моторики. Чтобы поддерживать сложную работу систем, мы максимально концентрируемся на процессе рисования, а организм начинает выработку в том числе и дофамина, дающего то самое ощущение удовлетворённости, когда мы занимаемся любимым делом.
Исследование под названием "Рисунок на правой стороне мозга: воксел-основанный морфометрический анализ наблюдательного рисования" доказало, что у тех людей, которые занимаются рисованием, куда лучше развиты структуры в отделах мозга. Прямая цитата из статьи гласит следующее:
«Сканирование отобразило, что у группы художников было больше серого вещества в области мозга, называемой предклинье в теменной доле. Эта область задействована во многих навыках, но, вероятно, может быть связана с контролем вашего мысленного взора в визуальном творчестве.»
Польза рисования
Наконец, переходим к непосредственным бонусам, которые приносит занятие творчеством.
Профилактика болезни Альцгеймера и Паркинсона
Это подтверждённое, хоть и долгосрочное положительное влияние изобразительного искусства на мозг за счёт образования новых нейронных связей. К этому пункту хотелось бы добавить, что исследования, проводимые в США клиникой Майо доказали, что если заниматься рисованием в уже взрослом возрасте (людям вышедшим на пенсию, подобная деятельность особенно полезна), то создаётся резервный запас когнитивных функций, что в будущем задерживает развитие столь опасных болезней.
Положительное влияние на нервную систему
Все из нас сталкивались с обратным эффектом, когда задуманная картинка никак не хочет получаться :)
Но если отключить переживания, перестать сравнивать себя с более успешными на художественном поприще людьми и отдаться творческому процессу по полной, то мы получим состояние, которое можно назвать медитативным. Выше мы описывали, что в процессе создания картинки наш мозг и без того очень занят, у него не остаётся возможности думать о множестве плохих или бессмысленных вещей, его задача — быть сосредоточенным и погружённым в работу.
Помощь в решении задач
Путь творческого человека — это постоянный поиск решений. И далеко не все из них находятся на поверхности, некоторые задачи требуют по-настоящему нестандартного подхода, с которым художник очень хорошо знаком. Постепенно, если вы занимаетесь рисованием долгое время, эта способность проникает и в другие сферы жизни, так как восприятие картины мира улучшается, в то время как сознание готово действовать «не по сценарию» и уже привыкло к такому порядку вещей.
Вы перестаёте бояться нового
Помня свои первые этапы обучения, сравнивая «до» и «после», вы видите разницу и можете заметить плоды трудов. Постепенно укрепляется установка, что не преуспеть в чём-то новом с первого раза — это нормальная практика, вы уже проходили этот этап и сможете повторить при необходимости.
Улучшение мозговой деятельности
Утверждение, что когда человек рисует он работает правым (так называемым творческим) полушарием, не соответствует действительности, они оба включены в работу ещё на этапе формирования идеи. Любая творческая деятельность заставляет обе «половинки» мозга принимать непосредственное участие в происходящем, ведь без последовательности, точности и анализа (а это работа левого полушария) вы не сможете добиться никакого эффекта. Просто в том или ином виде творчества преобладает работа определённой части мозга, и в рисовании это, соответственно, правое полушарие.
Отдельно хочется отметить занятие музыкой: здесь происходит схожий процесс, однако в этом случае оба полушария задействованы в работе более равноправно. Ходит слух, что гениальность Эйнштейна была подкреплена его любовью к игре на скрипке: таким образом великий учёный увеличил возможности использования обоих полушарий мозга одновременно.
Творчество улучшает настроение
Во время погружения в созидательную деятельность наш мозг не только максимально сосредоточен, он действительно радуется, потому как ряд химических реакций тела оснащает кровь дофамином. Тот самый гормон, который позволяет нам получать такие эмоции, как удовлетворение, интерес и радость от жизни. Также он является мотиватором: вам непременно захочется вернуться к тому занятию, которое приносит удовольствие. Мозгу понравился процесс, и он хочет его повторения.
Дивергентное мышление
Это вид мышления, который расходится по множеству путей. Проще говоря, креативность. Такой вид мышления особенно заметен тогда, когда для разрешения одной задачи вы находите не один, а несколько путей решения, и все они могут оказаться правильными.
Рекс Юнг, доцент отделения неврологии, психологии и нейрохирургии Университета в Нью-Мехико, обозначает признак творческого мышления таким образом:
«Решение приходит в виде «озарения» — оно возникает при внезапной логической связи, которая появляется в мозгу подобно вспышке».
Можно с уверенностью сказать, что без львиной доли творческого подхода к жизни и умения находить странные (но работающие!) решения, у нас не было бы науки в том виде, которая есть сейчас. Все механизмы, даже самое банальное колесо, когда-то начинались с идеи и необычного подхода к задачам.
Уменьшение чувства тревоги
Именно по этой причине многие психологи включают в работу с клиентами арт-терапию. Она особенно активно применяется в посттравматической терапии, когда человеку очень сложно рассказать словами о своих переживаниях. Есть менее травмирующий способ сделать это, попросив воспользоваться бумагой и карандашами.
Творчество позволяет хотя бы на время отвлечься от грустных и гнетущих мыслей, в этом заключается его целительная польза. Умение переключаться на другую деятельность очень ценно, когда разумом овладевает печаль или переживание. Даже если вы будете рисовать неосознанно: закорючки, мандалы, случайные узоры и прочее — делайте это, потому что такой процесс уменьшает негативные эмоции.
К этой же категории можно отнести «раскраски для взрослых». Пока вы выбираете картинку, затем материалы и цвета, думаете, какие из них и в какой последовательности применить, — вы отвлекаетесь. В этом нет ничего плохого, даже если вы рисуете самостоятельно на постоянной основе.
Подробнее про арт-терапию для художников вы можете прочитать в отдельной статье.
Развитие аналитического навыка
Разумеется, процесс рисования — это постоянное сравнение, анализ и определение последовательности решений. Они могут казаться очень маленькими и незначительными, но именно так происходит тренировка вашего мозга. А ещё вы учитесь исправлять свои ошибки, замечать их и оценивать собственную работу критически.
Состояние потока
Это определение и концепцию внёс американский психолог Михай Чиксентмихайи, которое описывается как «полное сосредоточение, чувство удовлетворённости, вовлечённости в занятие». По сути это объединение некоторых из процессов, описанных выше, создающих в совокупности некую эйфорию от занятия творческим делом. Описать словами подобный «полёт» очень сложно, но мы уверены, что если вы смогли погрузиться в него хотя бы раз, то прекрасно понимаете, о чём идёт речь!
Продолжайте заниматься творчеством, если получаете от него удовольствие. Вам не обязательно ставить перед собой цель быть самым крутым художником, рисование всегда может оставаться прекрасным и полезным хобби. Всем категориям художников советуем заглянуть на наши курсы и получить рост навыка как для хобби, так и работы за достаточно короткий срок!
Творите! И будьте счастливы.
Статью подготовила Наталия Иванова специально для Школы CG LAB.
Редактор Лина Сидорова.
Другие статьи по теме:
Страхи художников, и что с ними делать.