Архетипы личности
Мы живем в мире, наполненном различными образами и символами, из которых постоянно можем черпать вдохновение. Зачастую мы настолько привыкаем к тому, что видим ежедневно, что воспринимаем все на подсознательном уровне и не всегда обращаем внимание на взаимосвязь всех этих образов.
В этой статье мы рассмотрим архетипы личности с точки зрения психологии.
Как можно применить полученную информацию из этой статьи:
— в любом произведении, будь то литература, кино или концепт-арт, можно проследить изменения персонажа. Он меняется как личность в лучшую или худшую сторону, а вы можете наблюдать за этим как зритель или строить его судьбу как драматург;
— понимая, что движет каждым из архетипов, вы лучше будете осознавать их мотивы и сможете выстроить более интересный сюжет развития всей истории.
Карл Густав Юнг относил архетипы к числу бессознательного содержания, которое можно познать только логическими выводами из образов, которые проявляются в подсознании.
Если говорить об образах, то геометрические формы в дизайне персонажей -это тоже своего рода устойчивые образы в головах людей. На подсознательном уровне все воспринимают их примерно одинаково, а значит их тоже можно отнести к архетипам (т.к архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного). Вспомним, как воспринимаются формы относительно характера в дизайне персонажей:
· квадрат – ощущение устойчивости, безопасности, дисциплины, мужества;
· круг - добрые, мягкие и приятные;
· треугольник – стабильность (прямоугольный треугольник), опасность, хитрость, волнение, риск (остроугольный);
Комбинирование этих форм создает интересные и запоминающиеся дизайны и используется известными студиями при разработке персонажей.
Позднее Кэрол Пирсон (президент Центра архетипических исследований и их практического применения и автор книг о маркетинге) вывела ряд архетипов для бизнес-структур, которые обеспечивают привлечение покупателей исходя из их принадлежности к определенному архетипу. В 1991 году вышла книга «Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов, чтобы найти себя и изменить свой мир»). Именно здесь была описана концепция «путешествие героя».
Именно эту структу можно лучше всего пронаблюдать в книжных произведениях и сюжетах фильмов.
Архетипическое путешествие героя в концепции К. Пирсон
Спираль архетипов подразумевает, что личность проходит свой путь через 3 основные стадии, и они определяют то, как мы видим мир находясь в какой-то из них:
1. Подготовка к путешествию – период, когда человек осознает себя, свой социум, свои цели и задачи, появляется потребность показать свою силу и проявить таланты.
2. Путешествие – человек растет, двигается вперед, вырабатываются собственные взгляды на жизнь, получает опыт, и появляется желание помогать другим.
3. Возвращение домой – у человека уже существует собственная реальность, и он способен выстраивать собственные законы.
Прежде чем мы пройдемся по всем ролям, предлагаем вам придумать себе персонажа и набросать его концепт в начале его путешествия. Далее, когда он отправится в странствие, он столкнется с какими-то трудностями, людьми или ситуацией, из-за которой изменится, и тут вы нарисуете его в другом образе, который будет отвечать его новой роли. Затем, он достигнет своей цели или провалится на дно и, соответственно, обретет новый образ, который вы должны будете изобразить.
Для придания атмосферы рекомендуем вам на каждый этап (роста или падения) собрать мудборд, который будет наглядно характеризовать данную ступеньку.
А теперь рассмотрим каждый архетип:
Невинный архетип способен интерпретировать любую ситуацию в исключительно оптимистической перспективе. Эти люди склонны видеть светлую сторону во всем, могут находить радость в самых простых вещах. И наоборот, когда все идет не так, как они ожидают, они так же легко разочаровываются. Их намерения чисты и по-детски наивны, и то, что они ищут в жизни - это счастье. Когда невинный человек говорит, что он или она счастливы за кого-то другого, они действительно имеют это ввиду от всего сердца. Одна из ключевых сильных сторон невинных заключается в том, что они способны преодолеть любой вызов, который им бросают, просто черпая силу из своей нерушимой веры.
Связь с теми, кто его окружает, позволяет ему наладить самые надежные дружеские отношения и построить доверие, независимо от того, насколько недолговечными окажутся эти отношения. Этот архетип обладает устойчивыми принципами и придерживается своего оружия (сильных сторон), если чувствует, что в нем сомневаются. Обладает способностью сопереживать и по-настоящему слушать.
Герои часто преследуют бескорыстные цели, направлены на улучшение мира и общества. Чтобы достичь этого, герой вкладывает большую часть своего времени в овладение навыками и соответствующими знаниями, которые поставят его в выгодное положение для изменения ситуации. Из-за этого он часто бывает новатором, когда речь заходит о решении проблем. Архетип героя получает огромное удовольствие от обмена идеями, мнениями и использования новейших изобретений.
Как правило, опекун выступает в качестве проводника. Когда опекун вступает в возраст отцовства, он или она эволюционирует в новое состояние, которое сосредоточено на воспитании и защите. Также архетипы опекунов оказывают помощь и протягивают руку помощи тем, кто в ней нуждается. Из-за своей самоотверженной природы они всегда готовы искать помощи для других, прежде чем искать помощи для себя. Один из недостатков этой специфической черты заключается в том, что она часто подвергает их риску пострадать самим. Другой недостаток заключается в том, что значительная часть их жизненной цели состоит в том, чтобы жить для других.
Подумайте об архетипе исследователя как об авантюристе, который хочет оставить свой след в мире и открыть новые земли. Однако исследователи не отправляются в новые путешествия без всякой мысли. Каждое из их исследований тщательно продумано и способствует их пониманию мира и самих себя. Благодаря этому архетип исследователя обладает сверхъестественной способностью чувствовать себя как дома даже в самых неортодоксальных областях. Исследователи очень амбициозны и преданы своим целям. Как только они решаются на что-то, они прилагают все усилия, чтобы достичь этого. Они обладают неутомимой тягой к знаниям и всегда готовы открывать новые места, даже если это не имеет никакого отношения к их интересам.
Не все гладко и идеально для архетипа бунтаря; их мысли почти всегда анархичны и хаотичны. Они абсолютно презирают систему и все, что с ней связано, поэтому они постоянно восстают против власти. Они будут делать все, что в их силах, чтобы продвигать свой собственный путь, это в их деструктивной природе. Архетипы бунтарей - это естественные скептики по отношению к окружающему миру, которые постоянно ставят под сомнение намерения организаций и отдельных людей. В краткие минуты покоя они просто ждут бури. Архетипы бунтарей чаще всего встречаются там, где есть несправедливость, социальные проблемы или неравенство. Они без колебаний выступают против правительства и защищают слабых.
Этот архетип тесно связан с эмоциями и чувствами. Он не испытывает никаких угрызений совести, когда речь заходит о том, чтобы открыться другим. На самом деле, он даже рад сделать так. В отличие от других архетипов, любовники способны переживать жизнь гораздо богаче и концентрированнее. Они ценят самые незначительные вещи и способны понять глубинные смыслы поступков. Их счастье состоит из неописуемого восторга, в то время как их боль может быть описана как мучительная и калечащая. Из-за этого влюбленные понимают эмоции на уровне, превосходящем другие архетипы, что делает их идеальными кандидатами во всех типах социальных ситуаций. Они образуют самые глубокие дружеские отношения и связи со всеми, и способны видеть и понимать вещи с различных точек зрения.
Архетип творца отказывается быть частью нормы и всегда ищет возможности продемонстрировать свой собственный способ делать вещи. Творцы формируют сильные идеи, которые являются одновременно устойчивыми и превосходящими ожидания обычных людей. Чтобы достичь этого, архетип творца также часто проявляет черты перфекционизма и одержимости. Они ненавидят скучную работу и вкладывают все свои силы в то, что они делают, независимо от обстоятельств. Когда творец находит свое призвание или умение, в которое он влюбляется, он делает все возможное, чтобы развить его дальше и стать экспертом в этой области.
Архетипы правителей часто являются самыми справедливыми. Они способны управлять ожиданиями других и направлять их на поддержание порядка. Они будут использовать свои лидерские качества для достижения более высоких целей, будь то для своей семьи, друзей или своего сообщества. В группе друзей архетип правителя часто является тем, кто командует и организует. Они живут, чтобы быть боссом, несмотря на то, что их могут пытаться подавить. Правители жаждут власти. Все, что делают правители, всегда так или иначе связано с обретением, поддержанием или даже осуществлением контроля.
Маги, как правило, имеют сильную веру в свои способности и себя в целом. Это уникальное свойство делает их одним из самых бесстрашных архетипов, когда дело доходит до реализации своих идей и высказывания своего мнения. Они обычно ищут наилучшие пути для всех сторон и знают, когда остановиться. Их дисциплина дает им преимущество, когда дело доходит до достижения их целей. Их уже не остановить, если они нацелились на что-то.
Архетип мудреца - разумный индивидуум. Однако они так же интуитивны и саморефлексивны. Еще одна их черта — любопытство, когда речь заходит об обучении. Движущая сила мудреца - это познание истины, стоящей за всем. По этой причине большинство разговоров, которые они ведут, вращается вокруг их вопросов. Они принимают ложь очень близко к сердцу и чувствуют эмоциональное воздействие, когда обнаруживают, что то, чему они научились или во что верили, оказывается неправильным.
еселье - это второе имя шута, и у них есть ненасытное желание получить как можно больше удовольствия. Их легкомысленная натура не позволяет долго зацикливаться на проблемах и преодолевать все и вся в ускоренном темпе. Практически ничто не может сломить или приостановить их жизнь. Шуты прокладывают себе путь по жизни со своими яркими мыслями и веселыми интерпретациями. Они почти никогда ничего не воспринимают всерьез, и серьезный разговор или дискуссия всегда приводит к тому, что шут превращает все это в одну большую шутку. На самом деле, такое поведение обычно воспринимается как неуместное или даже оскорбительное. Но шуты просто ничего не могут с собой поделать, они гордятся тем, что они веселые, и используют любую возможность, чтобы показать свое чувство юмора.
***
В разные периоды мы, также, как и наши персонажи, примеряем на себя разные роли в зависимости от ситуаций и жизненных обстоятельств. К примеру, возьмем несколько персонажей из различных вселенных:
1. Гарри Поттер
· в начале своего путешествия персонаж пребывает в роли славного малого (он обычный человек, как и все)
· с развитием истории можно заметить, как он становится героем (защита и поддержка друзей, сражения с Волан-де-Мортом)
· попутно развивается как искатель (разгадывает тайны, ищет решения проблем)
· бунтарь (он не боится своего врага и готов бороться)
· и на какой-то период становится магом (достигает профессиональных навыков)
· мудрецом (благодаря пережитому опыту набирается знаний)
· и опекуном (берет на себя роль учителя защиты от темных искусств)
Lucy Knisley
2. Наруто
Его история начинается с одиночества сироты, который постепенно превращается в правителя. В течении всего своего путешествия персонаж проходит стадии:
· бунтаря (не следует правилам и постоянно нарушает их)
· шута (выставляет себя за местного дурачка)
· воина (бесстрашного и готового помогать нуждающимся)
· искателя (учится овладевать своей силой и упорно учится новому, чтобы достичь своей мечты)
· творца (создает собственные техники)
· мага (набирается опыта и высоких профессиональных умений)
· опекуна (берется обучать группу начинающий ниндзя)
· любовника (эта роль проявляется как через дружбу, так и через семью)
· и доходит до желанной цели – правителя (становится Хокаге)
В любой истории, будь то книга, игра или фильм, все персонажи проходят определенные личностные изменения. И чем более многогранный выходит образ, тем более интересным становится вся история.
Приходите к нам на курсы CG LAB, мы научим делать круто! На протяжении всего обучения вы будете получать качественные разборы своих работ, пополнение портфолио и своих знаний.
Также подписывайтесь на наш обучающий паблик — здесь много уроков, статей и челленджей.
Спасибо за внимание!
Материал перевела и подготовила Диана Мова специально для школы CG LAB.
Материал подготовила Диана Мова, редактор Лина Сидорова.
***
Для написания статьи были использованы источники:
— Характеристики архетипов
— Психология архетипов
— Книга Carol S. Pearson, «The 12 Archetype System: A Model for Discovering Your Archetypes»
Другие статьи:
Страхи художников, и что с ними делать. Часть 1 и Часть 2