Обучение сотрудников аним. производства. Системный подход. Или: КАК ИХ ГОТОВИТЬ?
В этой статье я расскажу об идее внедрения обучения сотрудников в общую схему организации производства. А для самой организации обучения предложу алгоритм, позволяющий в различных ситуациях дать определённый ответ на следующие вопросы: кого, чему и как учить? Целью обучения сотрудников является подготовка исполнителей к решению конкретных задач анимационного проекта. Давайте разберёмся, как их готовить?
В российской анимационной индустрии существует множество больших и малых производств, именуемых студиями. При всём своём относительном многообразии, они имеют характерные объединяющие признаки. В частности - набор необходимых компетенций исполнителей.
В то же время, на российском рынке образовательных услуг существует некоторое количество организаций, предлагающих обучение компетенциям анимационной индустрии. Таких, как AnimationSchool, ScreamSchool, CGTarian, «Индустрия», «Оса» и др.
И в то же самое время, возможности по организации обучения не ограничиваются предложениями от этих школ, но и включают в себя разнообразные варианты внутристудийного обучения. Или обучения на базе студий с привлечением специалистов извне, в качестве лекторов, организаторов мастер-классов и т.д.
Организуют ли руководители производств в настоящее время обучение сотрудников? Однозначно – да. Тому есть множество примеров. Является ли это частью общей системы организации производства? В подавляющем количестве случаев – нет. Обучение организуется скорее спонтанно. Результаты обучения не до конца понятны организаторам и не имеют чёткой привязки к планам конкретных проектов. Не практикуется то, что успешно зарекомендовало себя в большинстве крупнейших западных студий: «доучивание» сотрудников под определённый проект. Причём, «доучивание» сотрудников в этих студиях планируется заранее, и в том числе - вновь нанятых. В этом случае многократно расширяются возможности поиска исполнителей задач проекта. Так как искать теперь можно не только сотрудника с уникальным, специфическим набором навыков, но и любого подходящего на роль обучаемого по требуемым компетенциям.
Давайте рассмотрим поближе некоторые понятия. Начнём с таких, как «компетенция» и «компетентность». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Для быстрого усвоения я изобразил термин в виде клетки или молекулы, как вам угодно вообразить. Состоящей из атомов «умения», «знания», «личностные качества», которые в своей связи образуют нечто валентное. Уже стремящееся к реализации. В некоторых документах вместо составляющей «личностные качества» используется понятие «опыт», что, в принципе, соответствует общей логике описания понятия «компетенция».
Пример необходимых умений аниматора для выполнения задач на анимационной студии (для лучшего понимания я не использую точные выдержки из соответствующих профстандартов, а описываю умения своими словами) – умение анимировать различные походки, умение анимировать речь и т.д. Необходимые знания – знание основных анимационных законов, знание законов бодимеханики и основ анатомии и т.д. Пример необходимого умения лейаут-артиста: умение гармонично и выразительно расставлять объекты в кадре. Необходимое знание – знание основ монтажа. Необходимое же знание специалиста по композитингу - знание, как изменяются оттенки, при различных источниках света. И т.д.
«Компетентность» же является не жёстко определённым термином, а понятием. Усвоим, что представление о «компетенциях» формируется в результате изучения требований к сотруднику. Компетенции - это набор требований, своего рода «ожидания». Компетентность же – описание набора профессиональных качеств конкретного сотрудника.
Выделим ещё несколько понятий. Начнём с терминов «процесс» и «задача». Процессы являются составляющими частями различных производственных задач (см. статью Структура анимационного проекта).
Пример – аниматору нужно выполнить задачу по анимации шота. В этой задаче должны присутствовать процессы: походка, актинг, липсинк. Сотрудник может выполнить эту задачу, если прохождение всех процессов обеспечивается соответствующими его умениями и знаниями. А эти, не «требуемые», а реально присутствующие умения и знания сотрудника уже будут составляющими его «компетентности».
А теперь представим, как в процессе планирования производства, ожидания встречаются с реальностью. Как задачи, которые ставит перед производством проект, и которые требуют определённых «компетенций», могут быть выполнены сотрудниками, обладающими конкретной «компетентностью».
Если разобрать задачи по процессам, то процессам будут соответствовать необходимые трудовые действия, которые можно соотнести со знаниями и умениями работников и выяснить, все ли трудовые действия соответствующими знаниями и умениями обеспечены. А затем все недостающие выписать в отдельный список. Смысл этого в том, чтобы, сгруппировав сотрудников из этого общего списка с одинаковыми недостающими знаниями и умениями, оценить численность получившихся групп и специфику недостающих знаний. И далее нужно выбрать форму обучения для каждой конкретной группы.
Теперь перечислим все реально существующие формы обучения сотрудников. Данные были собраны в результате исследования примеров организации обучения на различных анимационных производствах в ходе общения с их сотрудниками. Причём, большинство из приведённых форм обучения довольно широко применяются на крупнейших западных анимационных студиях таких стран, как США, Канада, Великобритания, и стоит отметить, что подход к организации обучения на этих производствах вполне можно классифицировать, как СИСТЕМНЫЙ, хотя бы в той части, которая касается планирования производства. В этих студиях под конкретные задачи конкретных проектов организуется обучение сотрудников и план мероприятий, связанных с обучением, становится частью общего плана организации производства.
- Обучающие курсы (в том числе онлайн).
- Обучающие программы (в виде записанных видеоуроков)
- Обучающие лекции от приглашённых спикеров.
- Внутренние регулярные обучающие сессии (работники более высоких квалификационных разрядов делятся своим опытом с работниками более низких квалификационных разрядов).
- Стажировки
Вспомним о том, что «системный подход» - основная идея и данной статьи. И вот - ключевая часть системы:
Итак, пока не связываем этапы алгоритма выбора формы обучения (он также является и алгоритмом определения целесообразности организации обучения в принципе) с конкретными этапами анимационного производства. Однако, условно можем считать, что первый блок алгоритма «планирование производства» подразумевает стадию препродакшна проекта, когда готовы сценарий, концепты и дизайн персонажей, определена стилистика и техника, в которой проект будет выполняться.
И последний блок алгоритма «запуск производства» подразумевает либо начало продакшна, либо начало тех стадий, которые должны ему предшествовать (создание раскадровок и аниматиков и т.п.) в зависимости от того, сотрудники с какими компетенциями подлежат обучению, согласно требованиям проекта.
Фактически же, сроки начала и окончания обучения при той или иной выбранной форме обучения необходимо будет увязать со сроками выполнения производственных задач для каждого конкретного случая. Например, если для проекта требующиеся знания и умения будут получены соответствующим сотрудником в результате прохождения трёхмесячного курса, то проверяется, что запланированный старт этапа, содержащего необходимые трудовые действия, начнётся не раньше этого срока.
Подбор исполнителей. Формирование команды и распределение задач. Каждая задача находит конкретного исполнителя.
Разбор задач по процессам. Руководители отделов проверяют обеспечение всех процессов знаниями и умениями исполнителя.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ И ГРУППИРОВКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОБУЧАЕМЫХ. Сотрудники с одинаковыми недостающими знаниями группируются в списки.
Выбор формы обучения. Выбирается оптимальная форма обучения сотрудников для данного количества человек и требующихся знаниях и навыках.
Расчёт затрат на обучение. Подсчитывается общая сумма от затрат на оплату обучающей организации, трудозатрат на обучение работников студии (если время, потраченное на обучение, как в качестве обучаемых, так и в качестве обучающих оплачивается студией).
В итоге всё переводится в деньги и полученная сумма учитывается при дальнейшем планировании в числе прочих затрат.
Таким образом, мы имеем важный инструмент, позволяющий поднять организацию анимационного производства на ещё одну ступень. Благодаря предложенному системному подходу в организации обучения сотрудников, мы усиливаем контроль за компетентностью исполнителей, можем корректировать знания и умения сотрудников в зависимости от нужд проектов, выбирая и используя наиболее подходящие формы обучения. А анимационная студия - эффективней справляется с задачами, которые перед ней ставят постоянно растущие запросы индустрии и, таким образом, становится более конкурентоспособной.
Другие наши статьи можно посмотреть в блоге компании.