Анатомия зáмка для художников

Ранее мы рассказывали об устройстве дома, теперь разберемся с концепцией зáмков.

image16.png

Автор: min seub Jung

Как правило, замок состоял из комплекса построек, сочетающих жилую и оборонительную функции. В связи с этой особенностью у замков есть ряд характерных черт, которые можно обыгрывать в рисунках, чтобы подчеркнуть ту или иную идею.

image10.png

Одна из самых удивительных интерпретаций на тему замка — постройка из знаменитого аниме «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки.

К замкам в разных частях света предъявлялись примерно одни и те же требования: быть недоступным для врага, быть пригодным для проживания и выдерживания длительной осады, а также (желательно) демонстрировать внешним видом могущество хозяина.

image26.png

Концепт замка от художника stormcaze +, соответствующий основным характеристикам этих строений.

Месторасположение

Замки было выгодно размещать на естественных ландшафтных возвышенностях для лучшего обзора и обеспечения неприступности. Для этого отлично подходили скалы, холмы, горные гряды и т.п. Часто замки располагали рядом с водоемами, чтобы вода создавала дополнительный барьер на пути врагов. Растительность возле замков, как правило, была низкая, чтобы у противников не было возможности спрятаться.

Пример из кино:

image22.jpg

Замок Пайк из «Игры Престолов» сам по себе выглядит неприступным, это впечатление дополняет суровая местность, в которой он расположен. Изначально замок был выстроен на холмах, но вода размыла их, и постройки остались стоять на каменных столбах.

Пример из реальной жизни:

image25.png

Нормандский замок Жизор построен на насыпном холме.

Через прилегающую к замку местность можно задать настроение и тон повествования. Один классический прием мы только что упомянули: можно показать неприступность замка, поместив его в суровое окружение. Можно попробовать сыграть на контрасте: например, расположить брутальный замок в мирной, идиллической обстановке.

image15.jpg

Замок Гогенцоллерн в Германии. Здесь проходили съемки триллера «Лекарство от здоровья». Источник фото.

Сами по себе замки тоже могут выглядеть не только устрашающими, но и уютными:

image4.png

Замок Шпильберк, Чехия.

Устройство замка

Первыми на пути к замку неприятеля встречали основные защитные сооружения: рвы (сухие или заполненные водой), крепостные стены, палисады (частоколы, разновидности оборонительных стен). Дополнительным элементом защиты выступал барбакан. Это фортификационная постройка, вынесенная за крепостные стены замка, из которой удобно вести круговой обстрел. Барбаканы бывают разных видов, самый распространенный тип — постройка в виде круглой башни. Еще один — две башни, соединенные стеной с воротами крепости.

image23.jpg

Схема устройства замка: 1. Башня-донжон (главная башня замка); 2. Подъездной мост через ров; 3. Подвесной мост; 4. Барбакан; 5. Надвратные башни; 6. Крепостные стены; 7. Дозорные башни; 8. Внутренний двор с хозяйственными постройками.

Пример из игры Stronghold, симулятора средневековых реалий:

image29.png

Здесь подробно показаны особенности замковой архитектуры.

С внешним миром замки связывались через мосты, броды, переходы и т.п. Так как вход в замок был одним из самых уязвимых мест, для обеспечения его безопасности применялись разные хитрые конструкции и приспособления. Например, подъемные мосты с подвижной частью, примыкающей к замковым воротам. Или так называемые качающиеся мосты, одна половина которых находилась на земле внутри замка, вторая была перекинута через ров. При подъеме внутренняя половина закрывала собой вход, а внешняя опускалась, часто сбрасывая уже успевших ступить на нее врагов.

image21.png

Стационарный (подъемный) мост форта мыса Бандейра. Источник.

Если вы рисуете замок в более необычном сеттинге, можно дать простор фантазии. Например, сделать мост из чего-то необычного:

image28.png

Подходом к замку служит скелет огромного животного. Работа Адама Адамовича.

Или подойти к вопросу еще кардинальнее:

image20.png

Парящий замок атаковать в разы сложнее. Автор: Jack T. Cole.

Ворота часто устраивали не прямо в стене, а в надвратных башнях, дополнительным элементом защиты служили решетки. Делали их из дерева и для большей надежности снаружи обивали металлом. Ворота обычно были двустворчатыми с небольшой узкой дверцей. Основными защитными элементами служили замки и засовы.

image8.png

Ворота замка на острове Сааремаа. Источник.

Помимо защитной, ворота могут нести и декоративную функцию:

image12.png

Автор: Юрий Остапчук.

Внутри надвратных башен находились стражники, контролирующие вход в замок. При приближении опасности они могли открыть по неприятелю огонь из расположенных в башнях окон-бойниц, либо окатить врагов раскаленной смолой из так называемого «смоляного носа».

image6.png

Замок Ланэк. Смоляной нос над входными воротами.

Хитро были устроены и крепостные стены замков. Внешняя стена, мощная и неприступная, делалась из камня и ставилась на высокий фундамент для защиты от подкопа. За внешней стеной шла внутренняя, пониже. Пространство, образующееся между этими стенами, называется «цвингер». Преодолев первую стену, нападающие с трудом могли выбраться из цвингера, и стражникам было проще разобраться с ними.

По верхней части стен проходила галерея для передвижения солдат. С внешней стороны она защищалась бруствером (возвышением) с каменными зубцами различной формы. По углам располагались выступающие наружу оборонительные башни. Стены были снабжены бойницами (узкими отверстиями) для ведения обстрела по врагам.

image17.png

Галерея крепостной стены, возвышение справа — бруствер. Источник.

Вот так выглядят классические зубцы «ласточкин хвост» на брустверах:

image9.png

Замок в Сирмоне.

А вот так — узкие окна-бойницы:

image14.jpg

Внутри, за стенами замка, был большой двор и центральная башня. Во дворе располагались хозяйственные постройки, бытовые помещения, колодец. Хозпостройки, такие как кухня, пекарня, скотный двор и так далее, обеспечивали замку автономность во время осады. Еще во дворе замка могли располагаться жилища людей, обитающих при замке, часовня, кузница, погреба. Хозяйственные постройки могли как стоять отдельно, так и объединяться под одной крышей.

Колодец был обязательным элементом жизнеобеспечения замка, поэтому также нуждался в дополнительной защите. Если возможности соорудить колодец не было, устраивались цистерны, в которые собиралась дождевая вода.

image24.jpg

Колодцы могли располагаться как снаружи, так и внутри помещений замка.

Главная башня крепости, донжон, располагалась в самом защищенном месте, внутри периметра крепостных стен. Эта башня служила как жилищем феодала, так и хранилищем необходимых для выживания запасов продовольствия, оружия. Часто там располагался колодец с питьевой водой. Донжон был последним оплотом безопасности при нападении врага. Если враг проникал за стены замка, только в донжоне могли укрыться все обитатели крепости. Вход в главную башню устраивали высоко над землей, попасть туда можно было только при наличии лестницы. При необходимости ее легко было убрать или разрушить.

image3.png

Донжон Венсенского замка

Формы донжонов разнятся: они бывают как круглые, так и многоугольные. Донжон, пожалуй, центральная фигура в концепции замка, поэтому его внимательная проработка поможет художникам выразить идею.

image11.jpg

С течением времени донжон продолжал оставаться доминантой в архитектурной композиции замка (автор иллюстраций: Алексей Астанков)

image19.png

Несмотря на стилизацию, в арте ясно прослеживаются ключевые элементы замковой архитектуры. Доминантой является башня-донжон. Автор: stormcase +.

Сеттинг

Архитектура замков довольно сильно разнится в зависимости от времени и места постройки. При упоминании замка на ум обычно приходят сооружения времен феодальной Европы с характерными мощными стенами и узкими бойницами. Однако отличным источником вдохновения могут служить, например, представители замковой архитектуры Азии. Они, как и европейские замки, главным образом несли защитную функцию, но архитектурные традиции тех регионов нашли явное выражение и в фортификационном строительстве.

image1.png

Замок белой цапли в Химедзи — сочетание фортификационной мощи и утонченной восточной красоты.

Многоэтажные главные башни — тэнсюкаку — изначально служили сторожевыми вышками и командными пунктами, но в дальнейшем были призваны демонстрировать могущество хозяина. Вокруг башни и прилегающих построек, как и в Европе, возводились крепостные стены, организовывались рвы и строились защитные сооружения. В стенах замка устраивали множество амбразур — отверстий для ведения огня по врагу, похожих на европейские бойницы.

Многоуровневость, детальность проработки и внимание к декору отличают японские замки. Часто стены штукатурили специальным белым раствором, который не только защищал замок от огня, но и выгодно подчеркивал темные оттенки черепицы и деревянных конструктивных элементов.

image13.png

Замок Хиросима — классический представитель японской замковой архитектуры.

Среди японских замков встречаются так называемые «плавучие замки» — мидзудзиро. Они построены таким образом, чтобы использовать часть природного водоема в качестве оборонительного рва.

1.jpg

Замок Накацу построен на берегу водоема, во время прилива рвы заполнялись, что обеспечивало замку дополнительную защиту.

Исследуя тему замков, можно столкнуться с неточностью терминологии. Часто замками называют все, что можно охарактеризовать как «грандиозное» и «внушительное», случается, что в категорию замков заносят дворцы. Но художнику важно знать, что эти постройки несли разные функции. Замок в первую очередь являлся защитным сооружением, дворец же являлся парадным зданием, демонстрирующим богатство и могущество хозяина. Дворцы предполагали больший комфорт и обилие декора.

Из-за разницы функционального назначения разнится планировка, внутреннее и внешнее убранство построек, обустройство прилегающей территории. Тем не менее, часто встречаются концепты, в которых постройка сочетает черты замка и дворца, все зависит от главной идеи.

image7.png

Здание сочетает в себе обилие декора и деталей дворца и неприступность замка. Автор: KKS.

Уникальность замков как архитектурной концепции не перестает вдохновлять художников. Они не только фантазируют над замками прошлого, но и размышляют над образами замков будущего.

1_2.jpg

В футуристичных замках художника min seub Jung угадываются черты средневековых предшественников.

745 0 850 3
1
2021-06-10
👏👏👏 Отличное наглядное исследование
RENDER.RU