Самообучение. Скульптинг 100 голов.

Всем привет! Меня зовут Владислав Шабанов и в этой статье я расскажу о процессе, подводных камнях и итогах большого челленджа по стадикам произведенного мной в этом году. Вкатываясь в скульптинг без бэкграунда в рисовании, цель которую я поставил себе - сделать 100 голов спидскульптом для изучения анатомии, развития полезных привычек и расширения визуальной базы помогающей мне в создании персонажей.

Хотелось разработать в себе навык понимания формы и объемов, а так-же прокачать скульптинг. Мне нравилось наблюдать потрясающие подборки стадиков из скетчбуков 2д артистов, где они тренируются путем множества зарисовок анатомии, животных и прочего. Захотелось пройти это самому в 3д.


Все началось в середине марта. Я решил поучаствовать в спидскульптбатле на тему нуарного персонажа. Увидев класный концепт стилизованной 2д девочки я подумал что сейчас сяду и за 5 часов как те крутые ребята на ускоренных записях ютуба сваяю симпотичный бюст...
И сваял...

Вот что получилось.

первая.png

Моя первая голова :0 (проект не сохранялся, так что остался лишь зашакаленный скриншот)

Мягко говоря я разочаровался. Сейчас я не понимаю почему ожидал какой-то результат тогда, без знания базы и бэкграунда в 2д, по какой-то причине это просто казалось не сложной задачей об которую я споткнулся.

Дальнейшим моим действием было слепить ещё пару голов (а вдруг внезапно получится лучше!).
Не получилось.

ы.png

Немного неандертальцев, кроманьонцев и прочего


Показав эти головы мне сказали что они похожи на неандертальцев, и они были правы. Я вспомнил что человека от неандертальца отличал череп (бинго!)
Жаль что в тот период мне не пришла идея спуститься до основы и начать его изучение, однако мой рефборд пополнился парой картинок. Начните изучать череп, костная структура это основа.

Спросив у классного 2д и 3д артиста (и единственного художника с которым я тогда был более-менее знаком) Виталия Слоновского, на что он смотрит когда скульптит я был удивлен, у него был реально огромный рефборд из десятков картинок тела, рук, голов, деталей лица, анатомии и целых персонажей.


Я попросил его скинуть этот рефборд мне, однако сейчас от него осталась в лучшем случае 1/5.
Почему так?


Первая полезная привычка - сбор рефов


Дело в невероятно полезной и необходимой всем новичкам привычке собирать референсы.
Невозможно воссоздать что-то когда ты не имеешь представления о том как оно выглядит в действительности!
Первый подводный камень в том что ты думаешь что знаешь, потому что видел и примерно представляешь себе как оно (На ютубе есть отличное видео под названием How to Improve Your 3D Sculpting Super Fast в котором описывается этот момент).

Мы видим головы, лица, людей каждый день на протяжении всей жизни, даже биологически наш мозг предрасположен видеть лица и различать их (парейдолия, если хотите почитать об этом побольше), однако когда ты пытаешься воссоздать это без знаний структуры... Остаётся лишь образ в твоей голове по которому ты строишь, не самая надежная опора для новичка не так ли, особенно когда твоя модель в 3D должна со всех сторон выглядеть правдоподобной.


И вот момент когда необходимы референсы, почти все опытные художники собирают себе реф-паки, не стоит думать что ты сейчас изобретёшь невероятно оригинальный и крутой концепт, на начальных этапах важнее выучить основы. Постоянный анализ картинок развивает и наполняет вашу визуальную библиотеку. Подобрать хорошие референсы сложно, на них зачастую должно быть правильное освещение если говорить о фотографиях, в качестве рефов рекомендую так же брать и работы 2д художников, с них можно почерпнуть интересную форму, линии и композицию поставленную автором, применить её к своей скульптуре.


Ближе к середине-концу челленджа я удалил подаренный мне рефборд. Используя некоторые его части я собрал свой собственный из кучи источников, особенно полезным оказался архив с рефернсами которым делилась Мария Панфилова под одним из стримов. Вычленив нужное, а самое главное пропустив каждый референс через себя и сгруппировав их я начал собирать свой рефборд.

Сейчас он вырос ещё больше, и часто пополняться чем-то новым. Скрины из уроков, работы других художников, фотографии реальных людей, сканы, страницы из книг и ещё много чего разного.

refbord.png

Мой небольшой рефборд, возможно в нём вы найдете и свою работу :)


Немного про тайм-менеджмент

Следующая полезная привычка которую я выработал - это стараться работать каждый день.
Всем давно известно что продуктивнее заниматься по 1 часу в день, чем по 5 часов раз в неделю, по многим причинам.
В 3д это время вполне легко может растянуться и на 8-12+ часов в день, при условии что у вас есть этот ресурс.
Тут я много распыляться не буду, главное это ваша мотивация, делайте то что вам приносит удовольствие чтобы не забросить и хотеть развиваться в этом направлении.
Проследите сколько свободного времени вы тратите на игры/соц.сети/сериалы в день.

Отдых необходим, но лучше когда он не пересекается с мыслью о впустую потраченном времени.

Когда вы забрасываете арт на долго вы теряете мотивацию (хотя я пока не знаю ни одного художника не сталкивающегося никогда с прокрастинацией, мы же не роботы). Был момент когда я не скульптил 2 недели, а потом сильно жалел об этом.

Лично я не использую сторонние программы по тайм-менеджменту, вроде помидоркового таймера или программ подсчитывающих ваши клики мыши и отрытые окна, если вы зациклены на том сколько часов вы проводите за делом это немного отвлекает, предпочитаю оставаться в гармонии с самим собой, просто исключая всякие раздражители (удалил все игры-сессионки и не жалею).



Когда хочется большего...

прогресс 2222.png


Подмечать правильные формы и простраивать их трудная задача даже когда у тебя есть референсы почти на все случаи. Но как продвинуться дальше обычного трейсинга?

Выучить структуру изнутри - вот для чего нужно изучать пластическую анатомию. Наше тело это строго определенные правила, его существование описывает то как оно функционирует и из чего состоит. Разумеется встречаются аномалии и особенности, но это отклонения от среднестатистической нормы, которые зачастую используются на концепт-артах в художественных целях. Их можно верно изобразить только когда ты знаешь какая норма вообще и что в какую сторону изменено (размеры, пропорции, баланс).

Избегайте простого копирования, и лепите\рисуйте то, структура чего вам уже известна.
Читайте и смотрите труды созданные 2д артистами, старыми мастерами... Книги существуют дольше гайдов на ютубе, и не раз доказывали свою пользу.

С такой доступностью интернета невероятно легко найти разнообразную информацию, главное понять что нужно искать в данный момент (например использование сканов и готовых 3д моделей которые можно вращать в качестве рефов).Понравившуюся обрубовку можно попытаться найти в качестве 3д-модели чтобы покрутить её во все стороны и рассмотреть, это гораздо удобнее чем интерпретировать её с бумаги.
Однако не стоит распыляться на все, сосредоточьтесь на том что вы хотите выучить в данный момент и собирайте информацию по теме.


Что в итоге ?

превью.png


Что можно было сделать лучше?
Очевидно начать изучать анатомию более традиционным путем, с изучения всей структуры и базы, я ждал что набиванием руки и копированием получится улучшить свои работы, но позднее понял что мышечная память без обширной базы знаний и понимания формы это пустышка.

Практика исключительно стилизованных персонажей это тренировка взаимодействия форм между собой, в них разумеется присутствует та же анатомия что и в более реалистичных работах, её пропорции просто зачастую спилены или наоборот гипертрофированы, изучая базовую анатомию с реального мира можно быстрее научиться делать в том числе и более стилизованные работы.



Декабрь.

прогресссссс 3333333333-восстановлено.png

Подборка последнего десятка спидскульптов голов из сотни ошибок.


Каждая попытка это ошибка которую важно заметить и исправить в следующий раз, иногда можно что-то упустить, а чего-то вообще не знать ввиду того что вы только начали.

Некоторые объемы сложно правильно изобразить даже когда ты знаешь где они находятся и понимаешь структуру, нужно пройти это все своими руками, особенно мне в этом помогали отдельные стадики обрубовок, частей лица которые я делал параллельно.

прогресЧАСТИ.png


Крайний спидскульпт
крайняя.png
Здесь мне понравились её базовые формы, и я добавил шумных деталей и негативного пространства чтобы выделить их.

В сравнении с первыми работами я вижу рост, и это самое главное. В новом году буду продолжать делать стадики и спидскульпты, более масштабные в большинстве своем, выходить за зону комфорта летающих голов, изучать анатомию тела, также уделю больше времени долгосрочным работам для портфолио.

Спасибо за внимание!

648 0 850 12
10
2020-12-31
Очень круто и вдохновляюще!
2020-12-31
гринманОчень круто и вдохновляюще!

Спасибо
2021-01-02
может стоит скачать анатомический атлас для художников?
2021-01-02
Andrew Feoktistov (fruit_cake)может стоит скачать анатомический атлас для художников?

Не понял комментария, какого атласа, для чего ?
В лице очень мало формообразующих мышц, они только при мимике в основном работают, если не брать жевательную которую и нейтрально заметно, большая часть формы по черепу образуется.
А для тела полезно будет, там кости это в основном лэндмарки, а объем мышцы.
2021-01-03
Может мы братья😊
2021-01-03
Делал похожий маргинал-самоуч стайл. Хочу поделиться своим опытом. Мой старт: худ. образование 0, рисование от руки 0, академической лепки 0. Менторов нет. Отмел для обучения стилизацию сразу. Выбирал референс фотографий человека с 3 или 4 ракурсами. Лепил на одном монике, со второго смотрел реф. Вышли инопланетяне. Далее начал аналогично, как описано в статье, делать части лица. Сразу скажу, что в качестве рефов использовал только фотографий, учебные пособия, и экорше. Причина, боязнь перенять ошибки и неточности других художников, при использовании их работ. Все равно конвейер выпускал инопланетян, как я не старался. Решил откатиться назад, перейти обрубовку черепа Бамеса, потом на общую форму головы. Затем начал лепить обрубовку головы джона асаро. При лепки не сильно заморачивался над рубленностью, просто переносил форму. Дальше вернулся к референсам головы. Общая форма стала получаться гораздо лучше, но губы, глаза и нос все равно выходили слабо. Тут я сменил тактику. Брал за реф фотографии делал с них общую форму, далее открывал атласы для художников, (в основном “анатомия для скульпторов”) и начинал прорабатывать отдельные части головы. Выходить стало более менее нормально. С этого момента записался в худ-академию на академическую лепку и рисунок. Около полугода там занимался. В итоге слепил: череп Баммеса, голову Гудона, ноунеймовский бюст мумифицированного трупа. Про рисунки сказать нечего, так как надо было начинать с простых фигур, а меня после одного занятия, где я рисовал композицию из фигур, сразу кинули на голову Гиппократа (после этого занятия, как будто тонну угля разгрузил). Далее рисовал римлянина, а затем забил на рисование. В результате выходить в ZBRUSH головы стали значительно лучше. Но анатомии много не бывает, начал слушать лекции канала “простая школа” по анатомии головы и изучать анатомические атласы. Какие сделал выводы, академическое образование придумали не зря, лучше заниматься в специализированных учебных заведениях (не курсы по всякой шляпе, а именно академическое образование), хотя самообразование играет решающую роль, необходимы преподаватели с планом обучения и менторы, которые подскажут где в работах ошибки. PS: А дальше меня ждало изучение анатомии торса, но это совсем другая история.
2021-01-03
Макс АкимовДелал похожий маргинал-самоуч стайл. Хочу поделиться своим опытом. Мой старт: худ. образование 0, рисование от руки 0, академической лепки 0. Менторов нет. Отмел для обучения стилизацию сразу. Выбирал референс фотографий человека с 3 или 4 ракурсами. Лепил на одном монике, со второго смотрел реф. Вышли инопланетяне. Далее начал аналогично, как описано в статье, делать части лица. Сразу скажу, что в качестве рефов использовал только фотографий, учебные пособия, и экорше. Причина, боязнь перенять ошибки и неточности других художников, при использовании их работ. Все равно конвейер выпускал инопланетян, как я не старался. Решил откатиться назад, перейти обрубовку черепа Бамеса, потом на общую форму головы. Затем начал лепить обрубовку головы джона асаро. При лепки не сильно заморачивался над рубленностью, просто переносил форму. Дальше вернулся к референсам головы. Общая форма стала получаться гораздо лучше, но губы, глаза и нос все равно выходили слабо. Тут я сменил тактику. Брал за реф фотографии делал с них общую форму, далее открывал атласы для художников, (в основном “анатомия для скульпторов”) и начинал прорабатывать отдельные части головы. Выходить стало более менее нормально. С этого момента записался в худ-академию на академическую лепку и рисунок. Около полугода там занимался. В итоге слепил: череп Баммеса, голову Гудона, ноунеймовский бюст мумифицированного трупа. Про рисунки сказать нечего, так как надо было начинать с простых фигур, а меня после одного занятия, где я рисовал композицию из фигур, сразу кинули на голову Гиппократа (после этого занятия, как будто тонну угля разгрузил). Далее рисовал римлянина, а затем забил на рисование. В результате выходить в ZBRUSH головы стали значительно лучше. Но анатомии много не бывает, начал слушать лекции канала “простая школа” по анатомии головы и изучать анатомические атласы. Какие сделал выводы, академическое образование придумали не зря, лучше заниматься в специализированных учебных заведениях (не курсы по всякой шляпе, а именно академическое образование), хотя самообразование играет решающую роль, необходимы преподаватели с планом обучения и менторы, которые подскажут где в работах ошибки. PS: А дальше меня ждало изучение анатомии торса, но это совсем другая история.

Cпасибо что поделились, сам планирую изучать 2д рисунок параллельно, хотя бы на уровне скетчей, без академки никуда... Знания по цветовой теории, композиции это прям хорошая база для моделинга\текстуринга, только преподавателя найти тяжко, ему нужно будет деньги и время уделять, да и доверять полностью всему что говорит.
Не сказал бы что все курсы шляпа полная, анатомия лица от Скотта Итена мне очень понравилась, там разбор структуры вплоть до мрт-сканирования реальных людей и фоток трупов в разрезе идет. Фидбек главное получать, а то иногда пропускаешь ошибку, а ментор тебе в неё показывает и в следующий раз уже внимательнее над этим работаешь, но тут лучше свое комьюнити найти если преподавателя нет, или с каким-то художником подружиться чтобы он был твоим фантомным ментором)
2021-01-04
Почему-то подумал что это Билли лерк с dishonored
2021-01-04
Хороший опыт) По себе знаю, что без анатомии лепка никуда. Сама рисовать от руки не очень умею, но то в школе, то в училище поднабралась каких-то азов, затем много пересмотров уроков по анатомии для художников, прорывом для меня стали лекции Александра Рыжкина (это не реклама, они на ютубе бесплатно выложены) - все главные основы объёмов и пропорций головы в одной 3-х часовой лекции, но оно того стоит, единственное там глаза не затрагивали, зато базу обалденно дали. Самое главное это чувствовать пропорции и массу, а для этого надо не на фотографии смотреть, а на настоящих людей, желательно в живую, но видео тоже подойдёт. Обращайте внимание на такие мелочи как : чем шире нос - тем уже кажется лицо, чем шире верхний зубной ряд - тем шире будут посажены глаза, чем длиннее нос - тем длиннее будут уши, и тд. Только через многолетнее наблюдение и переосмысление появляется это самое чувство баланса и пропорциональности. Кстати стилизованных персонажей делать гораздо сложнее, нежели реалистичных - еще надо понять где чего убрать, а где добавить, чтобы красиво сбалансировать (например у анимешек урезана нижняя челюсть и при этом очень ужата шея для баланса). Побольше бы люди делились своим опытом и не стеснялись своих работ - ведь мы на них учимся и это тоже часть нас самих) Сама я всегда страдала от недоделок, я всегда бросала работу на полпути, потому что к тому времени как я находила силы закончить работу, у меня уже апгрейдился скилл и я видела свои предыдущие ошибки и что работу по-хорошему надо начинать сначала, чтобы искоренить эти ошибки. Наверное это моя ошибка - не заканчивать вовремя, оттягивать, так что я восхищаюсь теми, кто закончил свои работы, пусть они и несовершенны и были сделаны обучения ради)
2021-01-04
Christina DragoevaХороший опыт) По себе знаю, что без анатомии лепка никуда. Сама рисовать от руки не очень умею, но то в школе, то в училище поднабралась каких-то азов, затем много пересмотров уроков по анатомии для художников, прорывом для меня стали лекции Александра Рыжкина (это не реклама, они на ютубе бесплатно выложены) - все главные основы объёмов и пропорций головы в одной 3-х часовой лекции, но оно того стоит, единственное там глаза не затрагивали, зато базу обалденно дали. Самое главное это чувствовать пропорции и массу, а для этого надо не на фотографии смотреть, а на настоящих людей, желательно в живую, но видео тоже подойдёт. Обращайте внимание на такие мелочи как : чем шире нос - тем уже кажется лицо, чем шире верхний зубной ряд - тем шире будут посажены глаза, чем длиннее нос - тем длиннее будут уши, и тд. Только через многолетнее наблюдение и переосмысление появляется это самое чувство баланса и пропорциональности. Кстати стилизованных персонажей делать гораздо сложнее, нежели реалистичных - еще надо понять где чего убрать, а где добавить, чтобы красиво сбалансировать (например у анимешек урезана нижняя челюсть и при этом очень ужата шея для баланса). Побольше бы люди делились своим опытом и не стеснялись своих работ - ведь мы на них учимся и это тоже часть нас самих) Сама я всегда страдала от недоделок, я всегда бросала работу на полпути, потому что к тому времени как я находила силы закончить работу, у меня уже апгрейдился скилл и я видела свои предыдущие ошибки и что работу по-хорошему надо начинать сначала, чтобы искоренить эти ошибки. Наверное это моя ошибка - не заканчивать вовремя, оттягивать, так что я восхищаюсь теми, кто закончил свои работы, пусть они и несовершенны и были сделаны обучения ради)

Спасибо !) Ещё иногда замечаю что полезно бывает пересматривать то что ты уже видел, постоянно ловил для себя что-то что мог упустить при первом просмотре или не понять. Анимешек как раз и делал для этого, очень хорошо развивает чувство формы, если что-то плохо поставил выглядит инопланетянски сразу, не совсем академический подход конечно, но тут уже от целей зависит
RENDER.RU