MSI Prestige P65 Creator 9SF - инициатива RTX STUDIO в металле
Вот и свершилось, я получил реальный действующий образец, созданный на основе представленной ранее инициативы RTX STUDIO(0). Ко мне на тесты поступила новинка этого года - мобильная станция MSI Prestige P65 Creator 9SF. Новинка, воплощающая идеи инициативы RTX STUDIO и предоставляющая высокую производительность в работе с большими массивами данных и графическими материалами.
Я протестировал новинку с помощью референс образцов и примеров, а также провел собственное сравнение в ряде синтетических тестов, с протестированным мною в прошлом году образцом от PNY. В первой части мы говорим о практических тестах, во второй части мы рассмотрим результаты синтетических тестов и сравним производительность с моделями предыдущего поколения.
Новые компоненты
Согласно инициативе RTX STUDIO, мобильные компьютеры должны быть легки, производительны и энергоэффективны. Здесь особое внимание уделяется потреблению энергии центральным процессором и GPU. По своей сути это наиболее требовательные к возможностям батареи компоненты системы.
С попавшим ко мне на тестирование образцом очень повезло. Модель Prestige P65 Creator 9SF оснащена самым производительным мобильным процессором Intel - Core i9 9880H(1) с интегрированным графическим ускорителем Intel UHD Graphics 630.
Информация о CPU Intel Core-i9-9880H в CPU-Z
Согласно идеям заложенным в RTX STUDIO, графической составляющей в новых мобильных решениях является современное поколение графических ускорителей NVIDIA Turing, включая такие мобильные GPU, как NVIDIA GeForce RTX, и NVIDIA Quadro RTX. В предоставленном для тестирования образце был установлен GPU NVIDIA GeForce RTX 2070 with Max-Q design, который поставляется с 8Гб GDDR6.В качестве интегрированного графического процессора выступает GPU Intel UHD Graphics 630, интегрированный в процессор Core i9 9880H. Управление питанием и распределением нагрузки между GPU в зависимости от приложений и потребления энергии, выполняется с помощью технологии NVIDIA Optimus.
Информация о GPU Intel UHD Graphics 630 и NVIDIA GeForce RTX 2070 в GPU-Z
Так как данное мобильное решение ориентировано на применение 2D- и 3D-художниками, видео-монтажерами, композерами, дизайнерами motion-graphics и многими другими CG-специалистами, то одним из ключевых выделяющих его среди остальных моделей отличий, представленных на рынке особенностей, является наличие 32 Гб RAM стандарта DDR4-2666 (1333 MHz). В представленной мне модели было заполнено 2 слота, двумя модулями по 16 Гб каждый. Однако, сам процессор, Core i9 9880H поддерживает установку до 128 Гб ОЗУ, что дает огромный потенциал для последующего расширения.
Результата скорости чтения/записи SSD накопителя установленного в тестируемом образце
В плане накопителя, в представленной на тестирование модели, был установлен SSD-накопитель формата M.2, объем которого составляет 1Тб. Из всего объема, 14 Гб занято, системой восстановления и дистрибутивом ОС, драйверами и вспомогательным ПО.
Для управления системой в целом, используется мобильный чипсет Intel HM370(2), специально разработанный с учетом поддержки процессоров Intel Core 8-го и 9-го поколений. Благодаря данному чипсету разработчикам компьютерного оборудования предоставляется возможность использовать до трех дисплеев, подключать дополнительные устройства через шину PCI-Express и выполнять вывод высококачественного звука. В рассматриваемой нами модели, использован звуковой чип Realtek High Definition Audio. Помимо этого, за обработку и вывод звука, также отвечает и GPU NVIDIA GeForce RTX 2070. Подключение к сети обеспечивает Wi-Fi-модуль и порт Gigabit Ethernet, связанные с чипсетом HM370.
Питание ноутбука обеспечивается подключением к сети с помощью блока питания формирующий напряжение 19.5 Вольт с силой в 11.8 Ампер, общей мощностью в 230 Ватт.
Дизайн
По сравнению с рассмотренной мною в прошлом году мобильной рабочей станцией от PNY, решение представленное MSI выглядит более элегантней, и впечатляет надежность креплений, а также достаточно крепкая крышка.
Ноутбук MSI Prestige P65 Creator 9SF в закрытом и открытом состоянии
Хоть я и не являюсь фанатом светло-серого цвета, мне больше нравится более темные тона (на подобии Space Gray у MacBook Pro), но в процессе работы с Prestige P65 я привык к его общему цвету, но все же, когда работаешь с цветом, лучше окружить матрицу дисплея более темной рамкой.
Установленная в предоставленном на тестирование образце матрица, поддерживает разрешение 3840х2160 пикселей, разработчики данной матрицы реализовали поддержку 100% охвата цветового пространства sRGB, но это же есть и ограничение, так как sRGB сам по себе, очень ограниченное цветовое пространство. На мой взгляд, лучшее решение - будет охват цветового пространства Adobe RGB и Rec. 709. Но в целом, экран оставил хорошие впечатления, для работы в дороге, работе с WEB, и чернового монтажа, или при работе с 3D моделированием, возможностей данного дисплея будет вполне достаточно.
Яркость дисплея позволяет работать без перенапряжения глаз в окружении с приглушенным освещением
Отдельную радость доставляет клавиатура с подсветкой, наконец-то это не является какой-то “экспюзивностью” и применять клавиши с подсветкой начали в большом количестве PC-ноутбуков. В процессе работы с обработкой изображений, это очень помогает и позволяет легче ориентироваться при работе в приглушенном или при слабом освещении.
Отдельного внимания заслуживает утилита для настройки дисплея MSI True Color, входящая в поставку. С её помощью вы можете выбрать профиль изображения для более комфортной работы. Одним очень приятным дополнением является наличие возможности интеграции с калибраторами мониторов. Утилита поддерживает калибраторы i1Display Pro от X-Rite и Spectra от Portrait Displays, что делает возможности данного мобильного решения привлекательными для работы таких специалистов, как фотографы и полиграфисты, а также специалисты по коррекции цвета в видео. Так как технологии Portrait Displays и системы CalMAN зарекомендовали себя в профессиональном кругу специалистов по управлению и коррекции цвета.
Утилита MSI True Color предоставляет простую возможность калибровать дисплей с помощью сторонних калибраторов
Но если говорить серьезнее, о работе с цветом, я как разобравшийся в данной области специалист, могу сказать, что такие простые решения “из коробки” стоит использовать только как основу, более точную калибровку и более точную передачу цвета лучше реализовывать с помощью полноценных и профессиональных систем калибровки дисплеев. Но то что уже сейчас, мобильные решения предоставляют такую функциональность, говорит о многом.
Для подключения периферии, с обеих сторон расположен богатый набор портов. Это очень круто, так как покупать один переходник на 100500 портов не нужно, а если данный ноутбук использовать как рабочую станцию в небольшом офисе с необходимостью подключения периферийных устройств, наличие нескольких портов расширения будет очень полезным.
Порты для подключения периферии. Вверху, задняя сторона корпуса ноутбука, в центре - правая сторона, внизу - левая сторона.
На корпусе ноутбука MSI Prestige P65 Creator слева расположены, паз для блокировки, порт для подключения кабеля Ethernet, 2 порта USB 3.0, аудио выход и аудио вход. Обратите внимание, что наличие отдельных портов для входящего и выходящего аудио значительно упрощает работу со звуковой периферией, при этом, это два классических разъема TRS (mini-jack (3,5 мм)). Справа расположены другие порты расширения, 1 порт USB 3.0, 1 порт Thunderbolt, 1 порт DisplayPort, 1 порт HDMI и порт для подключения питания. На обратной стороне корпуса, со стороны крепления дисплея, расположены вентиляционные отверстия, отвечающие за поступление холодного и выдув горячего воздуха в процессе работы.
Такое количество портов позволяет подключать разнообразную периферию, если говорить о практике работы с коррекцией цвета в DaVinci Resolve, без труда можно подключить панель управления Resolve Panels и даже внешние системы хранения данных, подключаемые через порт Thunderbolt, что позволяет работать с высокоскоростной передачей данных, что актуально при обработке материала в форматах HD, 4K, 5K.
Если необходимо подключить телевизор или дополнительный дисплей, это может быть реализовано с помощью портов DisplayPort и HDMI.
Я подключал данный ноутбук к 4K телевизору, а GPU NVIDIA GeForce RTX 2070 свободно обрабатывал изображение как на встроенном дисплее, так и на подключенном извне в режиме реального времени.
4K телевизор LG, подключенный с помощью HDMI к MSI Prestige P65 Creator
Для подключения профессиональных компьютерных дисплеев лучше использовать DisplayPort, а для подключения Broadcast-дисплеев (дисплеев используемых при цветокоррекции) используется порт HDMI, это особенно касается вопросов подключения таких broadcasting-дисплеев как Sony, поддерживающих вывод большого цветового диапазона и оптимизированных для работы в областях трансформации и коррекции цвета.
Как видите, это достаточно расширяемое различной периферией устройство. Теперь мы можем посмотреть на реальную производительность ноутбука в синтетических и реальных приложениях.
Тестирование в приложениях
Так как в моем распоряжении оказалась самая актуальная новинка, представленная летом 2019 года, я не смог устоять от тестирования в реальных приложениях, используемыми профессиональными специалистами. Свои тесты я проводил в следующих приложениях, которые официально заявлены в поддержке RTX STUDIO и для которых выполнена оптимизация платформы и драйверов:
- DaVinci Resolve 16 (beta)
- Autodesk Maya 2019 with Arnold for Maya
- Maxon Cinema 4D R20
- Adobe Photoshop Lightroom Classic CC 2019
- Blender 2.8x
В тестировании мне было интересно посмотреть на то, как будут работать алгоритмы ИИ и помогать улучшать фотоснимки и видео. Первым я протестировал скорость обработки видео в DaVinci Resolve 16. На данный момент, Resolve 16 находится в стадии бета-тестирования и в процессе работы может выполняться непредвиденное завершение работы приложения. Но, в моем случае, тестирование прошло без сучка и задоринки.
Тестирование в DaVinci Resolve 16
Обработка видео высокого разрешения, изменение цвета и композитинг, зачастую являются значительно требовательными к производительности компьютеров задачами. В нашем тестировании мы сравнили производительность работы Resolve 16 на системах с GPU предыдущего поколения, и на ноутбуке RTX STUDIO с GeForce RTX 2070.
Демонстрационный тест для кодирования видео в одном из тестов DaVinci Resolve 16
Я трижды проводил тестирование, записывая результат каждого из тестов в таблицу. На основе результатов был составлен следующий график.
Результаты тестирования MSI Prestige P65 Creator 9SF в DaVinci Resolve 16
Как видно из приведенного выше графа, современные графические ускорители являются неотъемлемой частью в работе специалистов видеомонтажа и обработки цвета. По сравнению с конфигурацией, где использован только CPU, при выборе мобильного решения с дискретным графическим ускорителем, вы получите молниеносное повышение производительности в обработке видео в формате HD, 4K, 5K и даже 8K. В последнем случае, конечно, пока до сих пор лидируют полноценные десктоп-системы, куда может быть установлено несколько графических ускорителей. Но вот при производстве видео в дороге, когда вы индивидуальные дизайнер, видеооператор, специалист по Motion Design, то такие мобильные производительные компьютеры, как MSI Prestige P65 Creator, будут отличным помощником и инструментом.
Тестирование в Adobe Photoshop Lightroom CC
Обработка фотографий в текущий момент также претерпевает большие изменения, учитывая, сколько фотоснимков публикуется в сети каждый день, фотография требует очень быстрой обработки и коррекции. Но все же, одно дело, когда снимок получен с помощью смартфона, но другое дело, когда снимок создается с помощью профессиональной фотокамеры и обрабатывается с помощью профессиональных редакторов. Большие разрешения фотографий и большие объемы RAW-снимков требуют высокой производительности и от дисковой подсистемы и вычислительных модулей. Уже давно компания Adobe использует возможности GPU для ускорения различных задач пользователя. Photoshop Lightroom CC не является исключением. Последняя версия Lightroom CC 2019 получила обновленный инструмент Enhance Details, который создает дубликат снимка и обрабатывает его с помощью алгоритмов искусственного интеллекта системы Adobe Sensei.
Результаты тестирования скорости обработки группы изображений с помощью Enhance Details в Photoshop Lightroom CC
Так как обработка сложных и наполненных деталями изображений требует определенного времени на вычисления, ранее такие задачи можно было решать только на полноценных рабочих станциях. Сейчас я уже дважды был удивлен и поражен, возможностями современных мобильных решений наподобие рассматриваемого нами MSI Prestige. Благодаря оптимизации и возможностям для ИИ, GPU NVIDIA GeForce 2070 with Max-Q показал непревзойденный образец производительности в работе алгоритмов ИИ в обработке изображений. Проведенный мною тест, показал результат всего за 38 секунд, это очень впечатляет, и как мне кажется, на полноценных десктопах с GeForce RTX 2070, RTX 2080 и Quadro RTX, этот тест и будет пройдет еще быстрее. Давайте рассмотрим пару примеров, где тест показал себя во всей красе.
Рассмотрение примеров тестирования
Ниже я приведу несколько примеров работы алгоритмов используемых в Enhance Details для улучшения изображений.
Слева - улучшенное изображение, справа - оригинал.
На первом примере вы можете видеть как алгоритм улучшил детали в тексте книги. Алгоритм сохранил контуры символов и повысил резкость в области со страницами книги.
Во втором примере, низкая контрастность снимка уменьшала детализацию гор и в ярких областях неба. После коррекции (слева), пересвет в небе был уменьшен и повышена детализация в облаках, а гора приобрела резкие детали и повысилась контрастность.
Алгоритмы искусственного интеллекта, используемые в новом Lightroom значительно могут облегчить жизнь фотографам, кто работает с сериями снимков в обработке фотографий. Это очень важно, так как ранее, в Lightroom приходилось вручную выполнять много операций, а новый инструмент Enhance Details вместе с возможностями ноутбуков RTX STUDIO и GeForce RTX, помогут уменьшить время обработки изображения до нескольких минут.
Тестирование в Cinema 4D R20
Трехмерная графика и визуализация - пожалуй самые падкие на вычислительные мощности области. Здесь необходимо быстро создать модель, анимировать, осветить и затенить. Ранее, во времена эры вычислений на CPU, системы визуализации были ограничены в производительности, но с приходом эры GPGPU, и развитием архитектуры NVIDIA CUDA, данная область претерпела значительное развитие и изменения. С началом применения GPU для ускорения вычислений, стало возможным использовать ранее трудоемкий для вычислений метод трассировки лучей - Path Tracing, а также ускорить обработку изображений с помощью искусственного интеллекта для устранения шума и улучшения качества визуализируемых образов.
Пакет Cinema 4D от Maxon является стандартом в области Motion Design и архитектурной визуализации. Многие современные CG-художники применяют Cinema 4D в своей работе. Я провел тестирование Cinema 4D ProRender на CPU и на GPU.
Результаты тестов Cinema 4D ProRender на MSI Prestige P65 Creator
Результаты тестирования меня также поразили, новая версия Cinema 4D R20 показала превосходную производительность в визуализации 3D сцен. Я провел тесты с помощью двух сцен, идущих вместе с пакетом, приведенные выше диаграммы наглядно показывают, насколько повышается производительность визуализации с применением драйвера и оборудования на основе инициативы RTX STUDIO. Ноутбук MSI Prestige P65 Creator показал превосходную производительность в проведенных мною тестах. Даже в работе с виртуальными окнами проекций, GeForce RTX 2070 оставила приятное впечатление, превосходное отображение текстур, освещения и других эффектов затенения позволяют комфортно работать с моделями.
Сравнение результатов теста визуализации сцены выполненной средствами CPU (A) и средствами GPU (B)
Если вы присмотритесь к приведенным на рисунке выше изображениям, вы заметите значительную разницу в деталях и шумах. Изображение полученное с помощью GPU (B) гораздо чище так как GPU выполняет больше выборок по сравнению с CPU. А такие GPU как NVIDIA GeForce RTX 2070 with Max-Q, по своей производительности превосходят большинство современных CPU, что и дает такое превосходство в визуализации с помощью Path Tracing алгоритмов.
Приложение Cinema 4D R20 превосходно показало себя на предоставленном для тестирования ноутбуке. Далее, я перешел к тяжелой артиллерии - пакету Autodesk Maya и ядру визуализации Arnold Renderer.
Тестирование в Autodesk Maya 2019 и Arnold GPU
Самое интенсивно-развиваемое приложение компании Autodesk - Maya, считается стандартом де-факто в анимации и при создании визуальных эффектов. Ключевой особенностью Maya является ее высокопроизводительное многопоточное анимационное ядро - Maya Evaluation Toolkit и ядро Viewport 2.0. А для высококлассной визуализации, используется ядро Arnold Renderer и его интеграция MtoA (Maya to Arnold).
Сцена используемая для тестирования производительности в Arnold GPU
Для теста была использована сцена с моделью цифрового персонажа, все шейдеры созданы с оптимизацией под возможности Arnold GPU, и обладает высокой детализацией как в геометрии, так и в освещении и затенении.
Свое тестирование я также проводил трижды, как для CPU, так и для GPU, а результат поразил. Мобильный компьютер, в лице MSI Prestige P65 Creator, показал высочайшую производительность в данном тесте, о чем говорит приведенная ниже диаграмма.
Результаты теста и сравнение производительности различных систем и GPU (time in seconds)
Наименее производительным оказался центральный процессор, конечно, для высокого качества были выполнены соответствующие настройки ядра визуализации, особенно касающиеся глянцевых эффектов и отражений, что значительно влияет на производительность при визуализации стандартными средствами. Но вот для GPU это не является проблемой, и Arnold GPU на GeForce RTX 2070 показал превосходный результат, многократно преодолев в производительности установленный в системе центральный процессор.
Применение современного GPU показало себя превосходно и в другой области - общей производительности приложения Maya. Начиная с 2015 версии, разработчики реализуют новое ядро, поддерживающее многоядерные и многопоточные процессоры. Maya Evaluation Toolkit совместно с Viewport 2.0 предоставляет возможность использовать вычислительные возможности CPU и GPU для ускорения вычислений деформаций геометрии, рига и эффектов затенения панелях видовых окон. Отмечу, что современный GPU NVIDIA GeForce RTX 2070 продемонстрировал превосходнейший результат в отображении окон проекций в большом разрешении (4K), на двух дисплеях. Представленная для тестирования сцена содержит анимацию, данная анимация без малейшего снижения производительности, воспроизводилась с частотой 60 кадров в секунду, что крайне востребовано в работе над проектами с повышенной частотой кадров (48 - 60 кадров в секунду).
Тестирование в Blender 2.8x
Одним из горячих и долгожданных анонсов лета 2019 года, стал выход новейшей версии пакета компьютерной графики и анимации с открытым исходным кодом - Blender 2.80. Компания NVIDIA анонсировала поддержку Blender драйвером и стеком RTX STUDIO, что позволяет повысить производительность в работе с аппаратным ядром EEVEE и визуализации с помощью ядра Blender Cycles.
Результаты тестов Blender 2.81 alpha в Cycles Renderer выполненные после обновления драйвера до версии 431.71
Как можно заметить из приведенной выше диаграммы, новейшая версия Blender и ядра Cycles получает большой прирост в производительности при использовании GPU NVIDIA. Для теста я специально загрузил специальную ночную сборку, в которой анонсирована поддержка RTX и вручную активировал применение GPU в глобальных настройках программы. Как видите, прирост производительности в визулизации сцен оказался значителен.
Сцена из теста Grossbery визуализируемая в Blender 2.81 с помощью Cycles GPU
Особенно поразила производительность в визуализации сложных и комплексных сцен. Поддержка вычислений на GPU предоставляет возможности по визуализации сложных эффектов, таких как волосы и мех, а также сложное освещение, но в несколько раз быстрее.
Тестирование в OTOY OctaneBench with RTX 2019
Еще одним популярным ядром визуализации является Octane Renderer от компании OTOY. Данный рендерер изначально развивался как решение для визуализации с помощью GPU и поддерживает все возможности платформы NVIDIA CUDA и библиотеки NVIDIA OptiX.
Диалоговое окно OTOY OctaneBench with RTX 2019
Octane Renderer является одним из первых решений, реализовавшим в своем арсенале поддержку RTX. В проведенном мною тестировании, результат теста OctaneBench показывает превосходный результат, в 4 раза производительность выше, по сравнению с проходом без RTX.
Результаты теста с активным режимом RTX и неактивным
Многие пользователи системы визуализации Octane Renderer уже оценили возможности и производительность новейшей архитектуры NVIDIA Turing. На текущий момент в арсенале художников появился очень мощный инструмент, позволяющий значительно ускорить работу.
Итоги тестирования
Год назад, NVIDIA на самом деле изменили компьютерную графику, переизобрели трассировку лучей заново. Мы видим, как данный инструмент может быть полезен художникам и техническим специалистам. Анонс инициативы RTX STUDIO и выпуск таких продуктов, как MSI Prestige P65 Creator предоставили свободным художникам, фотографам, операторам и многим другим, получить доступ к высокопроизводительной рабочей станции в крайне-компактном форм-факторе, что для многих вендоров сделало возможным составить конкуренцию одной “компании с логотипом яблочка”, и предоставить своим клиентам решение, по производительности даже превосходящие решения, но более доступное по цене.
Ноутбук, поступивший ко мне на тестирование показал себя с очень хорошей стороны, он легок и в то же время функционален, что важно в современном производстве компьютерной графики и видео-контента.
Что нам ожидать в будущем?
На SIGGRAPH 2019 были представлены новые модели ноутбуков RTX STUDIO. Разработчики не сидели на месте и за очень короткий срок реализовали поддержку матриц с 30-bit цветом, добавили новые модели GPU NVIDIA Quadro RTX 4000 и NVIDIA Quadro RTX 5000, в которых доступно до 16 Gb графической памяти GDDR6. При этом, в сами ноутбуки, как было сказано выше, производители компьютеров, уже предлагают возможность установки до 128 Gb ОЗУ, что дает невиданные до сегодняшнего дня возможности по использованию мобильных компьютеров для решения самого широкого спектра задач.
KeyShot 9.0 с поддержкой RTX
Что примечательно, практически все ведущие производители программного обеспечения добавили поддержку NVIDIA RTX в свои продукты. В то время, как ранее это было всего несколько приложений, то сейчас, вы можете начать работать с RTX уже прямо сейчас и в своем основном рабочем приложении. Это и системы визуализации, пакеты САПР, приложения для научных исследований и медицины, и многие другие.
Ускорение вычислений в трассировке лучей с помощью аппаратного решения, позволит значительно увеличить производительность специалиста или даже коллективов специалистов, что позволяет быть более конкурентоспособными на рынке.
Во второй части обзора, будет рассмотрена производительность в синтетических тестах и графической подсистемы в целом, посмотрим на результаты специализированных тестов, опирающихся на возможности современного ПО.
За помощь хочется поблагодарить моих старых друзей из компаний NVIDIA и MSI. Также благодарю компанию OLDI Computers - одного из ведущих производителей компьютерной техники в России и СНГ за доступность образцов оборудования для тестирования.