(Не совсем) краткая история бронелифчиков в видеоиграх

3 сентября — не только горькая дата для Михаила Шуфутинского, но и всемирный день бюстгальтера. В честь этого рассказываем об истории бронелифчиков в изобразительном искусстве и играх.

image17.jpg

Бронелифчик за десятилетия существования плотно укоренился в поп-культуре. Сейчас этот элемент обмундирования можно увидеть в кино, видеоиграх, настольных играх, комиксах и на обложках музыкальных альбомов. Бронелифчики появлялись даже в рекламе PEPSI двухтысячных, роли в которой исполнили Бритни Спирс, Пинк, Бейонсе и Энрике Иглесиас.


Разбираемся, откуда взялся образ и как он менялся с годами. Вспомним несколько ярких примеров из игр восьмидесятых, девяностых и двухтысячных, по которым проследим общее развитие бронелифчиков.

Ориентализм и история прото-бронелифчиков

Во Франции в XIX веке сформировалось направление в искусстве, которое назвали «ориентализм». Основной его чертой было описание «экзотичного» быта и истории народов Ближнего и Среднего Востока в литературных сюжетах и живописи. Также в живописи стали использоваться приёмы и техники восточного искусства.

Чуть позже в ориентализме появилось эротическое направление — «одалиски». Так на востоке называли прислужниц в гаремах. Художники рисовали картины с обнаженными или едва одетыми молодыми девушками в окружении восточных атрибутов. Зачастую такие изображения имели мало общего с настоящими прислужницами и дворцами султанов, а многие художники-ориенталисты никогда не бывали в Османской империи.

image46.jpg
Картина Мариано Фортуни «Одалиска». Источник

Одалиски, как и картины с Венерами, выставлялись в галереях и салонах. Историк искусства Софья Багдасарова (автор книг «Омерзительное искусство» и «Апокалипсис в искусстве») считает, что произведения такого типа были аналогами современных «девушек месяца» журнала Playboy. Их объединяли однообразные позы, одинаковая мимика и одинаковые «томные взоры».

По словам Софьи, со временем у одалисок стали появляться аналоги купальников и нижнего белья, хотя в XIX-ом веке такую одежду ещё не изобрели. В то время женщины пользовались корсажами и корсетами, а привычный нам бюстгальтер впервые был представлен в 1889-ом году в корсетной мастерской Эрмине Кадоль. Поэтому художники наряжали натурщиц в аналоги лифчиков из проволоки или металла, украшая их драгоценными камнями. Именно они и стали прародителями образа современных бронелифчиков, считает Багдасарова.

image7.jpg
Картина Оскара Перейра да Сильвы «Одалиска». Источник

Валькирии и их бронелифчики

Есть предположение, что в основе образа бронелифчиков лежат костюмы оперных певиц конца XIX века. Чтобы исполнить партии в саге о «Кольце Нибелунга» композитора и дирижёра Рихарда Вагнера, певицы выходили на сцену в стальных нагрудниках валькирий (основных персонажей произведения).

image47.jpg
Источник

Софья пишет, что такой образ валькирий стали использовать и в живописи:

image23.jpg
Картина Фердинанда Лике — «Вотан и спящая Брунгильда». Источник

При этом художники часто использовали черты певиц и рисовали их на картинах прямо в театральных костюмах:

image45.jpg
Картина Фердинанда Лике — «Прощание Вотана с Брунгильдой». Источник

Существует мнение, что тяжёлый нагрудник Брунгильды и бронелифчики валькирий — это переосмысление брошек, с помощью которых женщины Скандинавии закрепляли на плечах национальные платья хангерок:

image50.jpg
Источник

С теорией, что нагрудники валькирий — прародители бронелифчиков, согласны не все. Некоторые исследователи считают, что это скорее этап на пути развития образа: по их мнению, театральные костюмы не имеют прямого отношения к современным бронелифчикам, но и отрицать их влияние нельзя.

Выход бронелифчиков на книжный рынок

В промежутке между 1890 и 1910 годами стремительно набирало популярность «бульварное чтиво» — дешёвые романы разных жанров без претензии на «высокое искусство». Основной целью такого чтива было, в первую очередь, развлечение читателя остросюжетной, фэнтезийной или любовной историей без сложных тем.

А чтобы спрос на такие романы был высоким, обложки к ним старались делать привлекательными для целевой аудитории. На них, в том числе, изображали женщин в стальных бронелифчиках:

image49.jpg
Обложка журнала Weird Tales. Источник

Позже, в промежутке между 1910 и 1930 годами, в журналах стали печататься циклы рассказов вроде «Конана» Роберта Ирвина Говарда и «Принцессы Марса» Эдгара Райса Берроуза. На обложках и иллюстрациях изображали «дам в беде», которых рисовали по образу и подобию тех самых одалисок в импровизированных купальниках.

image54.jpg
Обложка книги «Принцесса Марса» Эдгара Райса Берроуза. Источник

В 1930-х годах вышел первый рассказ Роберта Ирвина Говарда о героине по имени Рыжая Соня из Рогатино. Позже её образ стал источником вдохновения для создания другого персонажа — воительницы Рыжей Сони из одноимённого комикса Marvel, который вышел в семидесятых. Героиня унаследовала воинственность от вагнеровских Валькирий, а дизайн — от одалисок.

image52.jpg
Источник

Именно этот образ Сони в бронелифчике перебрался и на обложки книг:

image58.jpg
Обложка четвёртой книги из цикла «Рыжая Соня». Источник

Именно в семидесятых-восьмидесятых годах бульварное чтиво стало очень популярно, а иллюстрации к журналам и книжкам рисовали известные художники. Они создавали эффектные и броские образы, которые плотно ассоциировались у читателей с жанром. То же самое делали и художники комиксов.

image56.jpg
Обложка комикса Savage Sword of Conan #121. Источник

Бульварные романы и комиксы продвигали в массы мастера фэнтези-арта вроде Бориса Вальехо и Фрэнка Фразетты.

image57.jpg
Фрэнк Фразетта — «Джон Картер с Марса». Источник

Образы, которые создавали художники, настолько укрепились в поп-культуре, что даже современные обложки к произведениям Говарда и Берроуза рисуют в схожем ключе:

image60.jpg
Современная обложка книги «Принцесса Марса» Эдгара Райса Берроуза. Источник

В восьмидесятых бронелифчики были настолько популярны, что стали появляться в большом кино. По мнению Софьи Багдасаровой, костюм принцессы Леи из четвёртого эпизода «Звёздных войн» Джорджа Лукаса — продолжение традиций ориентализма и одалисок.

image61.jpg
Источник

Тем временем игровая индустрия уже сформировалась и потихоньку становилась ближе к массовому потребителю. Чтобы ускорить процесс сближения, некоторые издатели и разработчики стали использовать те же приёмы, что и издательства бульварных романов — печатать на обложках с картриджами соблазнительные иллюстрации, а героинь одевать в откровенные наряды, в том числе — в бронелифчики.

Игры восьмидесятых

Одной из первых игр с героиней в бронелифчике была японская RPG Panorama Toh.

image19.png
Источник

В Panorama Toh были элементы выживания, бои проходили в реальном времени, а заставочный экран украшала героиня в боевом бикини. Однако из-за особенностей графики трудно было понять, есть ли в игре вообще девушка с загрузочного экрана.

image27.png
Источник

В 1985-ом году вышел аркадный экшен The Gauntlet.

image63.jpg
Источник

Одним из четырёх героев игры была Валькирия, очень похожая на фэнтези-образы, которые произошли от вагнеровских опер. Проблема была такая же, как у Panorama Toh — полюбоваться на девушку можно было только на загрузочном экране, а в самой игре толком рассмотреть дизайн персонажей было практически невозможно. Опять же из-за технических ограничений и ракурса камеры.

image48.jpg
Источник

В 1986-ом году вышло продолжение — The Gauntlet II. Стальной нагрудник Валькирии заменили на бикини из кожи и шкур.

image1.png

В 1986-ом году вышла аркада от Capcom Legendary Wings. Там можно было выбрать одного из двух главных героев: Кевина Уокера или Мишель Харт. У них были ангельские крылья и бластеры, а действие игры разворачивалось в техногенном мире древнегреческих мифов. Позже девушку убрали из игры (например, в версии для NES), а вместо неё добавили безымянного крылатого мужчину.

image65.jpg
Источник

По-своему тему бронелифчиков раскрыла игра Barbarian: The Ultimate Warrior 1987 года от компании Palace Software.

image36.jpg

Компания решила использовать подход бульварных романов и сделать обложку «в духе Фразетты». Перебрав несколько вариантов, разработчики остановились на фото-обложке в стиле «Конана» и пригласили модель из «взрослых журналов» Марию Уиттакер.

Благодаря «неприличной» обложке и постерам студии удалось привлечь аудиторию. При этом героини с фото в игре практически не было. Главный герой спасал её в самом конце перед титрами.

Через год вышел сиквел. К нему снова сделали фото-обложку, снова с участием Марии.

image20.jpg
Источник

В сиквеле за девушку даже дали поиграть. Выглядела она вот так:

image38.png
Источник
В 1988-ом году Konami выпустила кроссовер Konami Wai-Wai World, в котором соединила уровни и персонажей из своих самых известных проектов (на тот момент).

image31.jpg
Источник

Главным героем странного кроссовера был аватар издателя Конами-мен, а помогала ему девушка-робот по имени Конами Леди, которую художники одели в красное бикини по веяниям моды. Эту пару героев компания хотела сделать маскотами, своими аналогами Соника и Марио, но не вышло — и про персонажей все быстро забыли.

Моду на бронелифчики продолжил экшен-платформер Golden Axe, который вышел в 1989-ом году.

image15.jpg
Источник

Одним из играбельных персонажей была принцесса-амазонка Юрия Тайрис Флэр. Из-за прогресса в графике игроки могли хорошо «рассмотреть» героиню:

image32.jpg
Источник

В Golden Axe II амазонке немного сменили дизайн (вместо стали — красное бикини). Обложку к игре нарисовал Борис Вальехо:

image33.jpg
Источник

В триквеле Тайрис заменили на другого персонажа — Сару Берн. Визуально она почти ничем не отличалась от Юрии, художники лишь добавили ей наколенники.

image26.jpg
Неиспользованный арт Бориса Вальехо для Golden Axe III. Источник

Борис Вальехо рисовал обложку и для Golden Axe III, но её в итоге не стали использовать из-за того, что американскую версию платформера отменили. На версии для японского рынка напечатали картинку другого художника, который, по сути, перерисовал обложку Бориса.

image10.jpg
Источник

Девяностые и переход бронелифчиков в 3D

На волне успеха Golden Axe издатель Electronic Arts в 1993-ем году выпустил свой ответ популярному боевику — Blades of Vengeance.

image6.jpg
Источник

Это был экшен-платформер в фентезийном сеттинге и целой командой главных героев. Одним из игровых персонажей была охотница без имени. Причём дизайн героини на обложке и внутри игры отличался: в первом случае её нарисовали в шлеме и бронелифчике, а во втором она была одета в красное бикини.

image41.png
Источник

В 1994-ом году Konami выпустила новую часть одной из своих популярных франшиз — Contra Hard Corps.

image4.jpg
Источник

Помимо изменений в геймплее, игроков ждали изменения в списке персонажей: поиграть давали за четырёх героев. Среди них была девушка по имени Шина, которая носила футуристичный бронелифчик.

image39.png
Источник

В 1996-ом году случилось важное событие — вышла первая часть акробатического экшена Tomb Raider от студии Core Design. Повествование вращалось вокруг археолога и искательницы приключений по имени Лара Крофт.

image30.jpg
Источник

Игра отличалась от конкурентов яркой главной героиней с характером. Лара ещё и выглядела привлекательно, что подчеркивалось дизайном и общим качеством графики (на тот момент картинка в игре считалась передовой). По легенде, у изначальной версии Лары грудь была гораздо меньше, и дизайнер Тоби Гард хотел увеличить её на 50%, однако из-за ошибки увеличил на 150%. Результат понравился коллегам из студии — было решено оставить всё как есть.

После выхода Tomb Raider началась мода на сексуализацию женских персонажей уже не в 2D, а в полном 3D. Например, в 1998-ом году вышел фэнтезийный экшен Deathtrap Dungeon.

image53.jpg
Источник

Разработчики сделали упор на сексуализацию, но забыли приложить к ней интересную игру. По мере прохождения героиня переодевалась в бронелифчик:

image13.jpg
Источник

Трёхмерные героини стали популярны, но были студии, которые продолжали работать в изометрии и использовать двухмерные спрайты. Особенно компании, которые выпускали большие и проработанные RPG для персональных компьютеров.

В 1998-ом году вышла Planescape: Torment — изометрическая RPG со спрайтовыми персонажами, в качестве основы для которых использовались 3D-модели. В игре было много колоритных персонажей, в том числе девушка-мошенница Анна:

image35.jpg
3D-модель Анны. Источник

Если героиня — мошенница, то она не должна привлекать к себе много внимания, а её одежда должна быть максимально незаметной. Однако у Анны другая история. Она — наполовину демон, и у неё в прямом смысле горячая кровь, поэтому героине нужна одежда с «вентиляцией». Эротичный дизайн брони с корсетом-купальником разработчики подвязали к истории происхождения.

Двухтысячные, бум ММО и экстремальные дизайны бронелифчиков

Самые смелые дизайны бронелифчиков и персонажей в целом можно увидеть в играх двухтысячных.

image5.png
Обложка Луиса Ройо для Heavy Metal: F.A.K.K.². Источник

В 2000-ом году вышла игра по мотивам мультфильма Heavy Metal 2000, которая называлась Heavy Metal: F.A.K.K.² Её героиню Джулию одевали в откровенные наряды, среди которых был и бронелифчик. Внешность персонажу подарила актриса и модель журнала Penthouse Джули Стрейн.

image64.jpg
Джули в жизни, в мультфильме и в игре. Источник

В экшен-RPG Enclave от Starbreeze Studios, которая вышла в 2002-ом году, можно было встретить вот такого персонажа:

image24.jpg
Источник

В 2003-ем году вышла популярная и по сей день MMORPG Lineage 2 от NCSoft. По мнению журналиста издания PC Gamer Ричарда Кобетта, повальная мода на бронелифчики и откровенные наряды женских персонажей в MMO началась именно с неё.

image2.jpg
Источник

Сексуализированные образы и большое количество разных вариантов откровенной брони сделали игру популярной. Позже начинания NCSoft переняли многие студии и издатели в других мультиплеерных проектах: от Perfect World и Scarlet Blade до TERA и Black Desert.

Пример из Perfect World (2005):

image34.jpg
Источник

TERA (2011):

image11.png
Источник

Scarlet Blade (2013):

image44.jpg
Источник

И Black Desert (2015):

image55.jpg
Источник

Не обошли бронелифчики и World Of Warcraft от Blizzard. Игра вышла в 2004-ом году и до сих пор считается одной из самых востребованных MMO на рынке, даже после 17-ти лет существования.

image16.jpg
Источник

В основном вся броня в игре была закрытой, однако встречались и откровенные наборы. Плюс откровенные дизайны были у части сюжетных и неигровых персонажей.

image9.jpg
Источник

В 2004-ом году вышла RPG Sacred от Ascaron Entertainment. Разработчики хотели привлечь больше внимания к игре и нарисовали на обложке одну из героинь в очень минималистичном бронелифчике.

image14.jpg
Источник

Обложка вызвала недовольство (особенно при рейтинге 12+), и её заменили на более минималистичную, с простым логотипом игры.

image43.jpg
Источник

Бронелифчики не обошли стороной и трилогию «Песков времени» о Принце Персии от Ubisoft. В 2004-ом году вышла вторая часть серии под названием Prince of Persia: Warrior Within. В игре сменились настроение, сеттинг и визуальная составляющая. Из трогательной сказки для всех возрастов она превратилась в брутальную, жёсткую историю. Герой стал материться, сюжет был пропитан безысходностью, а в повествовании появилась злодейка по имени Шади. Одели её в бронелифчик и металлические стринги:

image18.jpg
Источник

Разработчики не стеснялись использовать откровенный дизайн и при любом удобном случае демонстрировали злодейку со зрелищного ракурса (в целом это касалось всех женских персонажей в игре).

image8.jpg
Источник

Похожий дизайн женского персонажа с бронелифчиком и стальными элементами можно встретить и в Final Fantasy XII, большой JRPG от Square Enix, которая вышла в 2006-ом году.

image59.jpg
Источник

Молчаливая, жёсткая и прямолинейная девушка-механик Фрэн запомнилась игрокам не только благодаря бойкому характеру, но и внешнему виду.

image25.png
Источник

Вообще бронелифчики были частым атрибутом в серии Final Fantasy, начиная с эпохи SNES. При этом дизайнеры персонажей частично оголяли не только девушек, но и персонажей-мужчин (впрочем, как и художники восьмидесятых). Вот пример из мобильного спин-оффа Mobius Final Fantasy:

image62.jpg
Источник

В файтинге Soul Calibur IV (2008) от Namco Bandai бронелифчик носила Айви:

image29.jpg
Источник

Из-за броского дизайна героиня стала жертвой «правила 34», однако разработчики не стали «понижать» откровенность её дизайна. Вот Айви из Soul Calibur VI:

image21.jpg
Источник

А в экшен-RPG Hunted: The Demon’s Forge, которая вышла в 2011-ом году, разработчики решили поиронизировать над тропом женского персонажа в бронелифчике.

image22.jpg
Источник

Один из играбельных персонажей, эльфийка-лучница Элара, одет по всем канонам бульварных романов 80-х. Герой по имени Каддок задаёт ей вопрос об откровенном наряде и получает ответ, что такой гардероб — уловка для отвлечения противников. Позже, когда лучница отказывается плыть в затопленный участок уровня, Каддок справедливо замечает, что одета она «как раз для купания».

Современные бронелифчики, уход в реализм и переосмысления

Сейчас бронелифчики, вне восточных ММО, всё больше отходят на второй план, а разработчики всё больше стремятся к реализму, историческим деталям и переосмыслению.

Так Kingdom Come: Deliverance показала многим, что воины средневековья надевали на себя несколько слоёв брони и поддоспешной одежды, а о существовании бронелифчиков там вообще никто не слышал, потому что женщины воюют преимущественно в мужской броне.

image51.jpg
Источник

В первых двух играх серии Dragon Age можно было встретить персонажей в бронелифчиках (и найти наборы брони для игровых персонажей). Однако в Dragon Age Inquisition (2014) разработчики из BioWare старались подчеркнуть функции и характеры персонажей внешним видом и показать, что на них надето несколько слоёв одежды, тем самым разбив троп бронелифчиков. Например, шпионка Лелиана одета в плотный плащ с капюшоном. Внешний вид персонажа одновременно относительно реалистичный и практичный.

image40.jpg
Источник

Если разработчики Haunted: The Demon`s Forge иронизировали над внешним видом слабо одетой героини, а разработчики Planescape: Torment старались оправдать откровенный внешний вид сюжетно, то Хидео Кодзима в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015) постарался сделать и то, и другое.

image3.jpg
Источник

Хоть обмундирование Молчуньи и сделано не из железа, её внешний вид относят к тропу женского персонажа в бронелифчике. Девушка заражена особым видом паразитов, из-за которых её лёгкие не функционируют, но эти самые паразиты дают ей способность дышать всей поверхностью кожи. Если на Молчунье будет слишком много одежды — она задохнётся. Ещё девушке нельзя разговаривать, ведь паразиты размножаются, когда слышат звук английского языка. Если их будет слишком много — Молчунья погибнет.

image42.jpg
Источник

Кодзима не только сюжетно обосновал полуголую девушку, но и завязал вокруг неё драматическую линию, а заодно создал «пикантного» персонажа для косплея и броских трейлеров.

Переиначивать бронелифчики взялась и студия Blizzard. Для переиздания Diablo II: Resurrected разработчики изменили дизайн Амазонки, чтобы сделать её «менее утрированной и более реалистичной».

Вот как Амазонка выглядела в оригинале 2000-го года:

image28.jpg
Источник

А вот как она выглядит в ремастере:

image37.jpg
Источник

Недовольство по поводу редизайна героини выразил продюсер оригинальной Diablo II Марк Керн. По его словам Diablo II: Resurrected «подвергли цензуре», ведь оригинал «всегда был взрослым, провокационным, мрачным и даже немного сексуализированным». Марк заявил, что ему «печально видеть, как то, за что разработчики когда-то боролись, удаляют в бездушном корпоративном ремастере».

При этом, несмотря на движение в сторону реализма, бронелифчики никуда не делись и всё ещё остаются в ряде игр. Например, в экшен-RPG Monster Hunter: World от Capcom открытые области на броне для женских персонажей есть даже в самых «тяжёлых» сетах:

image12.jpg
Источник

К тому же восточные ММО, о которых мы уже рассказывали (вроде TERA, Perfect World и Black Desert) продолжают привлекать аудиторию и активно обновляются.

755 0 850 7
6
2021-09-04
Тема сисек раскрыта.
2021-09-06
Блин! Как же им всё там натирает! В РА в кирзачах раньше хоть и оденешь мягкую-нежную портяночку и то ногу можно до волдырей натереть за день. А тут трусиля железные, ещё и из чугуния какого. Горы, холодный ветер... Смысл таких женщин возносить в "идеал" - потомства всё равно от них не дождёшься? А ведь это социальная пропаганда... с последствиями. Сколько знакомых в 90-х в мини щеголяли, а сейчас бездетные. Мода такая была... Подозреваю что неумение хорошо рисовать и строить композицию движет некоторых художников к эротизму и гиперболизации (для отвлечения внимания от своей профнепригодности).
2021-09-07
РоманФБлин! Как же им всё там натирает! В РА в кирзачах раньше хоть и оденешь мягкую-нежную портяночку и то ногу можно до волдырей натереть за день. А тут трусиля железные, ещё и из чугуния какого. Горы, холодный ветер... Смысл таких женщин возносить в "идеал" - потомства всё равно от них не дождёшься? А ведь это социальная пропаганда... с последствиями. Сколько знакомых в 90-х в мини щеголяли, а сейчас бездетные. Мода такая была... Подозреваю что неумение хорошо рисовать и строить композицию движет некоторых художников к эротизму и гиперболизации (для отвлечения внимания от своей профнепригодности).

просто не мог такую глупость оставить без комментария...
реально, как много безплодных женщин вы знаете? я уверен, что двоих. может даже одну. а может и ни одной. об том, что у вас могут быть даные по зависимости миниюбок в 90х и безплодности женщин я даже промолчу. просто абы написать.
по поводу "неумения рисовать" это тоже забавно читать.. гиперболизация и эротизм это "врожденная слабость" у мужчин. будем честны - есть женщины более сексуальные, есть менее. и если выбор просто формальный, ткнуть пальцем - не вижу смысла останавливать взгляд на менее красивой женщие. более того это же игра, тут душу человека познавать не нужно. тут либо красиво визуально, либо похуже. так что вполне очевидно, что авторы дают волю фантазиям и немного подтирают грани дозволеного, и рисуют более сексуальных женщин (понятное дело "более сексуальных" для любителей такого. но как стоит понимать из тенденций - года идут, а как минимум художники любят пышногрудых. могу смело допустить, что и не художники значит тоже больше любят женщин с грудью, чем без. точнее чаще, любить томожно всяких). так что умение в дизайн и композиции тут и рядом не ходило. тут банальное мужское нутро выступает на поверхность, не более. в автомобильных играх тоже не на ладах обычно любят ездить, а на ламборжинях - опять скажете что это неспособность художника показать ладу в красивом свете?
2021-09-07
Я бюстгальтер растегну и снова третье сентября 🤣🤣🤣
2021-09-07
эх.... Darksiders 3 )))
2021-09-12
Максим Малафеев (makspeison)
просто не мог такую глупость оставить без комментария...
реально, как много безплодных женщин вы знаете? я уверен, что двоих. может даже одну. а может и ни одной. об том, что у вас могут быть даные по зависимости миниюбок в 90х и безплодности женщин я даже промолчу. просто абы написать.
по поводу "неумения рисовать" это тоже забавно читать.. гиперболизация и эротизм это "врожденная слабость" у мужчин. будем честны - есть женщины более сексуальные, есть менее. и если выбор просто формальный, ткнуть пальцем - не вижу смысла останавливать взгляд на менее красивой женщие. более того это же игра, тут душу человека познавать не нужно. тут либо красиво визуально, либо похуже. так что вполне очевидно, что авторы дают волю фантазиям и немного подтирают грани дозволеного, и рисуют более сексуальных женщин (понятное дело "более сексуальных" для любителей такого. но как стоит понимать из тенденций - года идут, а как минимум художники любят пышногрудых. могу смело допустить, что и не художники значит тоже больше любят женщин с грудью, чем без. точнее чаще, любить томожно всяких). так что умение в дизайн и композиции тут и рядом не ходило. тут банальное мужское нутро выступает на поверхность, не более. в автомобильных играх тоже не на ладах обычно любят ездить, а на ламборжинях - опять скажете что это неспособность художника показать ладу в красивом свете?
Отличное сравнение с ламадми!
RENDER.RU