Render.ru
Поддержать
Сохранить

​Карьера в 3D: востребованные профессии и навыки

ЖелезоИнтересное из сети

1.jpg

С развитием графических технологий растёт спрос на специалистов, которые способны разрабатывать игры, создавать эффекты для фильмов, заниматься архитектурной визуализацией и дизайном. Это делает 3D-графику одной из самых перспективных отраслей для карьерного роста. Кратко рассмотрим ключевые профессии в сфере 3D, нужные для них навыки, их особенности и перспективы.

3D-моделлер

3D-моделлер создаёт 3D-объекты для разных сфер: игр, кино, архитектуры или рекламы. Его работа начинается с изучения референсов — фотографий, эскизов или описаний будущего объекта. Затем специалист приступает к созданию 3D-модели в специализированной программе.

2.jpg

Наиболее востребованные инструменты для 3D-моделирования:

Blender — бесплатный, но мощный инструмент, подходящий как для новичков, так и для профессионалов. Используется для создания моделей, анимации и текстур;

Autodesk Maya — стандарт в индустрии кино и игр. Отличается широкими возможностями для сложного моделирования и анимации;

3ds Max — популярен среди архитекторов и визуализаторов благодаря удобным инструментам для создания интерьеров и экстерьеров;

ZBrush — незаменим для скульптинга персонажей. Широко используется в кино и игровой индустрии.

Подробнее об инструментах для полигонального моделирования мы рассказывали в этом материале.

3.jpg

Моделлеры должны владеть хотя бы одним из стандартных инструментов, вроде Maya или 3ds Max, поскольку эти программы используются в большинстве современных студий. Однако Blender становится всё более популярным, особенно среди фрилансеров и небольших команд разработчиков. Дополнительно многие студии требуют от соискателей навыков работы с инструментами для ретопологии и UV-развёртки.

4.jpg

Rizom Uv

Результат работы моделлера — это фундамент для дальнейших текстурирования, риггинга и анимации. Важно, чтобы модель была не только красивой, но и соответствовала техническим требованиям.

Возможные требования к 3D-модели:

  • Топология и сетка. Модель должна иметь чистую и упорядоченную топологию. Это важно для всех дальнейших этапов работы с ней;
  • Оптимизация полигонов. Для игр важно минимизировать количество полигонов, чтобы модель не перегружала процессор и видеокарту;
  • Достаточная, но не чрезмерная детализация. Модель должна быть достаточно детализированной для своего назначения. Но не содержать избыточных деталей, которые могут замедлить процесс разработки или рендера.

Подробнее про оптимизацию 3D-моделей мы рассказывали в этом материале.

5.jpg

В зависимости от специфики проекта требования могут меняться: в играх акцент на оптимизации, в кино — на максимальной детализации.
Средняя зарплата 3D-моделлера в России в 2025 году варьируется от 90 000 до 120 000 рублей.

Художник по текстурам

Художник по текстурам — специалист, который придаёт 3D-объектам финальный вид. С внедрением PBR требования к текстурам заметно возросли: современные материалы должны не только правдоподобно выглядеть, но и корректно взаимодействовать с освещением. В индустрии востребованы как художники, создающие стилизованные текстуры для мультяшных проектов, так и специалисты по фотореалистичным материалам для AAA-игр и фильмов.

6.jpg

Художники по текстурам используют широкий набор программ, среди которых:

Substance Painter — для создания PBR-текстур. Позволяет рисовать текстуры прямо на модели;

Substance Designer — для процедурного создания материалов. Нужен для создания сложных текстурных сетов, которые можно бесконечно изменять;

Mari — для работы с текстурами на крупных моделях. Часто используют в кино для создания высокодетализированных материалов;

Adobe Photoshop — для доработки и создания дополнительных карт.

7.jpg

8.jpg

Требования и навыки:

  • Знание основ PBR и физики материалов;
  • Умение работать с UV-развёртками и грамотно использовать текстурное пространство;
  • Понимание влияния текстур на производительность проекта и умение их оптимизировать.

Подробнее про UV-маппинг мы рассказывали в этом материале. А про тонкости работы с текстурами можно почитать по этой ссылке.

9.jpg

Важно отметить, что во многих небольших командах или при работе на фрилансе, моделлер и художник по текстурам — это зачастую один и тот же человек, которого называют 3D-дженералистом. Таким образом, специалист отвечает за весь цикл создания 3D-объекта.

Средняя зарплата художника по текстурам (не дженералиста) в России в 2025 году варьируется от 50 000 до 75 000 рублей.

Риггер и аниматор

Риггер и аниматор — два разных специалиста, которые работают над тем, чтобы правильно анимировать 3D-модели.

Риггер создаёт скелет модели, расставляет кости и управляющие элементы, а затем прикрепляет к ним полигональную сетку так, чтобы аниматор мог оживить персонажа или неодушевлённый объект. Такая работа требует глубоких знаний анатомии, механики движения и принципов анимации.

10.jpg

11.jpg

Моделью может быть что угодно: человек, животное, дерево, машина или любой другой объект, который необходимо оживить. Хороший риг должен быть интуитивно понятен для аниматоров, чтобы они могли быстро и точно управлять движением модели. Для создания базы будущей анимации используются такие программы, как Maya, Blender и другие.

12.jpg

Аниматор придаёт персонажам и объектам движение. Аниматоры могут создавать всё: от плавной походки и жестов до сложных боевых сцен или эмоций персонажей. Технологии, такие как Motion Capture, значительно ускоряют процесс анимации. Системы захвата движений позволяют записывать реальные движения актёров и переносить их на 3D-модели.

13.jpg

Такой симбиоз особенно важен в кинематографе и AAA-играх, где реализм и плавность анимации на первом месте.

Средняя зарплата аниматора в России в 2025 году варьируется от 60 000 до 90 000 рублей.

Средняя зарплата 3D-аниматора в России в 2025 году варьируется от 70 000 до 150 000 рублей.

Художник по визуальным эффектам (VFX-художник)

VFX-художник отвечает за создание эффектов, которые невозможно или слишком дорого реализовать в реальности: реалистичные взрывы зданий и транспорта, магические заклинания, природные явления, фантастические существа и другие. Основная задача художника по визуальным эффектам — сделать так, чтобы эффекты гармонично вписывались в сцену и усиливали атмосферу произведения.

14.jpg

Основные инструменты:

Houdini — для создания сложных симуляций: разрушения, дым, огонь и жидкости;

Autodesk Maya / Cinema 4D / Blender / 3ds Max — также для моделирования и создания симуляций;

Adobe After Effects / Nuke — для композитинга и финальной интеграции эффектов в видеоряд.

Подробнее про физические симуляции в 3D-графике мы рассказывали в этом материале.

15.jpg

Симуляция взрывов в Houdini

Для работы VFX-художнику необходимо:

  • Понимать основы физики и симуляции;
  • Уметь работать с системами частиц и процедурными эффектами;
  • Знать программы композитинга для совмещения эффектов с видеорядом.

Средняя зарплата художника по спецэффектам в России в 2025 году варьируется от 100 000 до 150 000 рублей.

Архитектурный визуализатор (3D-визуализатор)

Архитектурный визуализатор создаёт реалистичные изображения или анимации зданий, интерьеров и ландшафтов. Такие специалисты востребованы в строительных компаниях, дизайнерских студиях и на фрилансе. Их работа помогает клиентам визуально представить проект до его финальной реализации.

16.jpg

17.jpg

Визуализация интерьера

Основные инструменты 3D-визуализатора:

3ds Max — один из самых популярных инструментов для архитектурной визуализации. В паре с рендерами вроде V-Ray или Corona Renderer 3ds Max считается стандартом в индустрии;

SketchUp — интуитивно понятная программа для быстрого создания концепций и 3D-моделей;

Autodesk Revit — специализированное ПО для BIM-моделирования, которое позволяет интегрировать проектирование и визуализацию;

ArchiCAD — программа для BIM-моделирования и проектирования зданий;

Lumion/Escape — инструменты для быстрого рендеринга, создания анимаций и 3D-туров в реальном времени.

Подробнее о программах для архитектурной визуализации мы рассказывали в этом материале.

18.jpg

Визуализация в Enscape

Для работы архитектурным визуализатором важно наличие следующих навыков:

  • Умение работать с освещением и материалами;
  • Знание принципов композиции и архитектурного дизайна;
  • Навыки оптимизации 3D-моделей и текстур для ускорения рендера;
  • Понимание технологии строительства и архитектурной терминологии.

Архитектурная визуализация экономит время и ресурсы, позволяя вовремя внести правки и избежать ошибок на этапе строительства. Профессия 3D-визуализатора очень востребована на рынке и предлагает широкие перспективы для профессионального роста.

Средняя зарплата архитектурного визуализатора в России в 2025 году варьируется от 100 000 до 160 000 рублей.

Художник по окружению (Environment Artist)

Основная задача художника по окружению — создание и проработка 3D-ландшафтов, зданий, различных объектов и элементов, которые формируют локацию или сцену. Это может быть пейзаж, вымышленный мир с фантастической геометрией или футуристичный город. Художник не только моделирует и расставляет объекты, но и создаёт атмосферу: настраивает освещение, погодные эффекты и дополнительные визуальные детали, усиливающие восприятие художественного произведения.

20.jpgЧто делает художник по окружению:

  • Создаёт модульные 3D-модели, которые можно многократно использовать при создании больших миров;
  • Работает с текстурами и шейдерами;
  • Настраивает освещение и эффекты погоды для достижения нужной атмосферы;
  • Интегрирует объекты в игровые движки. Обеспечивает стабильную производительность и визуальную целостность.

21.jpg

22.jpg

Популярные инструменты в арсенале художников по окружению:

Unreal Engine — один из самых популярных движков для создания высококачественных 3D-сцен и фотореалистичных миров;

Unity — универсальный игровой движок, которые часто используют для разработки мобильных и инди-проектов;

Blender/Maya/3ds Max — для создания базовых и детализированных моделей, их последующей оптимизации и экспорта в игровые движки;

World Creator/Gaea и подобные программы — для генерации ландшафтов на основе процедурных методов

Про создание процедурных моделей можете почитать здесь.

23.jpg

Важно помнить: художник по окружению всегда балансирует между визуальной красотой и оптимизацией сцены. В играх слишком большое количество полигонов или неаккуратная настройка эффектов часто приводят к лагам и долгой загрузке, поэтому правильная настройка сцены имеет первостепенное значение.

Средняя зарплата художника по окружению в России в 2025 году варьируется от 90 000 до 120 000 рублей.

Будущее 3D-профессий и роль ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта и машинного обучения оказывает всё более заметное влияние на 3D-индустрию. Появляются инструменты, которые значительно упрощают рутинные задачи — от автоматической ретопологии до генерации 3D-окружения по текстовому описанию.

24.jpg

Генерация 3D-объекта по одной фотографии

Ниже приведены несколько перспективных направлений и профессий, связанных с внедрением ИИ в рабочий процесс 3D-специалистов:

  • Специалист по генеративному дизайну: создание процедурных моделей и окружения с помощью ИИ-алгоритмов;
  • ИИ-аниматор: обучение нейросетей, способных генерировать анимации на основе видео или текстовых описаний;
  • Специалист по ИИ-инструментам: создание плагинов и скриптов на базе искусственного интеллекта, которые упрощают рутинные задачи вроде ретопологии, создания UV и генерации текстур.

25.jpg

Генерация объектов в Meshy Ai

26.jpg

Ретопология с помощью инструмента Meshtron от Nvidia

С каждым годом автоматизация охватывает всё больше областей: ИИ уже помогает генерировать стилизованные текстуры, объекты и даже анимацию персонажей. Однако полностью заменить человека в ближайшей перспективе искусственный интеллект не сможет. Креативность, художественный вкус и нестандартный подход к задачам остаются важнейшими преимуществами живого специалиста.

Заключение

3D-графика — одна из самых динамично развивающихся отраслей, где можно расти в самых разных направлениях: от создания персонажей и окружения до создания визуальных эффектов и архитектурных проектов. Современные технологии, в том числе искусственный интеллект, дают художникам и разработчикам всё более мощные инструменты для реализации любых идей.

27.jpg

Важно понимать, что успех в 3D-сфере формируется из нескольких факторов:

  • Крепкая база: хорошее знание классических методов моделирования, текстурирования и анимации. Без этой основы сложно будет начать карьеру;
  • Постоянное обучение: умение быстро осваивать новые технологии и программные инструменты. Тот, кто постоянно учится новому и осваивает новые приложения — всегда на голову выше своих коллег по цеху;
  • Творческий подход: способность предлагать оригинальные решения и адаптироваться под разные стили и задачи. 3D-сфера — это не только технологии, но и креативность. Если сузить взаимодействие с работой до одних только инструментов — вы лишите себя возможности развиваться;
  • Командная работа и нетворкинг: общение с коллегами и понимание общего пайплайна проекта. Всегда найдётся специалист выше вас уровнем. И здесь правильно будет научиться у него чему-то новому. Или же, наоборот, поделиться с ним своим опытом.

28.jpg

Будущее за теми, кто не боится экспериментов и готов развиваться вместе с индустрией. Независимо от того, выберете ли вы путь 3D-моделлера, художника по текстурам, окружению или VFX, для работы вам понадобится мощный и надёжный компьютер.

Начинающие 3D-специалисты могут выбрать модель под свой бюджет из готового ассортимента. Опытные пользователи соберут подходящий сетап из нужных им комплектующих в конфигураторе. А профессионалам подойдёт мощная рабочая станция для создания сложных и высокодетализированных 3D-сцен.

576
Комментарии:18
по поступлениюВсе языкиТолько русский
1587
1
Paz
10.04.2025 9:54
Золотой спонсор
к сожалению порог вхождения очень высокий. много программ нужно знать и на хорошем уровне.
4
2
Анна Дэани
10.04.2025 11:27
Вместо своего логотипа, пишите пожалуйста реальные источники изображений.
0
2
Это цыфры ЗП не занижены случайно?
264
1
Сергей Помозков
10.04.2025 12:45
Платиновый спонсор
Полезный материал. Спасибо!
0
0
Такие востребованные, что 2 вакансии на 500 выпускников инфоциган, готовых работать за копейки. 9 лет я шел к "высокой" зп чтобы теперь после сокращения отликаться на позиции в 2-2,5 раза менее оплачиваемые. Дайте кто нибудь работу? За полтора месяца откликов ни одного собеса... Интересует работа с UnrealEngine. Резюме - https://krasnodar.hh.ru/resume/ab9a7b81ff054be4510039ed1f784a45634a35
1587
1
Paz
10.04.2025 14:17
Золотой спонсор
Александр КульбидаТакие востребованные, что 2 вакансии на 500 выпускников инфоциган, готовых работать за копейки. 9 лет я шел к "высокой" зп чтобы теперь после сокращения отликаться на позиции в 2-2,5 раза менее оплачиваемые. Дайте кто нибудь работу? За полтора месяца откликов ни одного собеса... Интересует работа с UnrealEngine. Резюме - https://krasnodar.hh.ru/resume/ab9a7b81ff054be4510...

я вам рекомендую на арстейшене сделать аккаунт и туда выкладывать портфолио или да же тут на сайте. в таком виде трудно воспринимать информацию. ну и ориентироваться на зарубежные студии
1587
1
Paz
10.04.2025 14:19
Золотой спонсор
Анна ДэаниВместо своего логотипа, пишите пожалуйста реальные источники изображений.

Я думаю для начала нужно поблагодарить за хороший материал. Таких статей не так уж и много. Я бы сказал мало. Резюме то такое, смотрят прежде всего на работы
272
2
Мятный Дворецкий
10.04.2025 14:25
Серебряный спонсор
Спасибо за толковый материал, действительно хороших статей, написанных людьми, а не ИИ все меньше.
272
0
Мятный Дворецкий
10.04.2025 14:26
Серебряный спонсор
Александр КульбидаТакие востребованные, что 2 вакансии на 500 выпускников инфоциган, готовых работать за копейки. 9 лет я шел к "высокой" зп чтобы теперь после сокращения отликаться на позиции в 2-2,5 раза менее оплачиваемые. Дайте кто нибудь работу? За полтора месяца откликов ни одного собеса... Интересует работа с UnrealEngine. Резюме - https://krasnodar.hh.ru/resume/ab9a7b81ff054be4510...

Да, все верно, очень много школ, очень много специалистов выпускают, это не способствует повышению з/п.
1587
0
Paz
10.04.2025 14:29
Золотой спонсор
Мятный Дворецкий
Да, все верно, очень много школ, очень много специалистов выпускают, это не способствует повышению з/п.

не в школах проблема, проблема с рынком. по факту в странах СНГ по большей части архивиз востребован. Если карьерный рост, то только зарубежная студия.
0
0
Максим, занижены. Это зп миддлов. Джун может метить на 60-70
0
0
Александр, весьма странно. С твоим стажем и знанием уе спокойно можно в лесту на худа по окружению пробовать. Если ты, конечно, не фигнёй страдал 9 лет и по факту ты так и остался джуном
0
0
Константин, тут еще зависит получается от города. Мб в Питере, Москве что-то нашлось на месте. У Лесты все вакансии только офис.
0
0
Александр, так в чём проблема? Сердце геймдева в рф это Питер. Хочешь работать в норм студии - переезжай
0
0
Да это так. Сегодняшняя реальность такая.
9
0
Skel Niral
14.04.2025 6:09
Самое главное иметь в виду - рынок не такой "жирный" как его рисуют +100500 онлайн школ по 3d, которые обещают трудоустройство с зп в 100К+ не зависимо от возраста и стажа. Ориентируйтесь на западный рынок. Единственный вариант - это большое портфолио на AS и желательно определиться с направлением. Например weapon artist гораздо более конкурентная ниша, чем hair artist, но и вакансий в этой нише на порядок меньше. А за статью спасибо, интересно. Судя по ИИ генераторам моделей, когда-то программисты избавятся и от 3d художников)))
4
0
Oleg Vizer
14.04.2025 7:13
такое ощущение, что на статью скинулись Изотов с Кононыхиным.
31
0
. . (dragon209)
14.04.2025 14:58
статья из разряда баянов