Ещё недавно для создания фотореалистичной цифровой копии человека нужно было сложное оборудование и опыт в 3D-графике. Теперь же даже новичок может достигнуть схожего результата с помощью доступных и понятных инструментов. Рассмотрим несколько способов создания 3D-модели на основе своей внешности — от фотограмметрии и плагинов до решений на базе искусственного интеллекта.
Создание цифровой копии с помощью фотограмметрии и 3D-сканирования
Фотограмметрия — один из способов получить детализированную 3D-модель лица. Принцип прост: вы делаете серию фотографий головы под разными углами. Затем специальная программа, например Reality Capture или Meshroom, анализирует эти снимки и воссоздаёт по ним геометрию и текстуру объекта. Результат — детализированная 3D-модель, точно передающая черты вашего лица. Рассмотрим процесс чуть детальнее.
Подготовка оборудования и места
Свет должен быть мягким и равномерным, без резких теней и бликов. Идеально — съёмка днём в облачную погоду при рассеянном естественном свете или использование нескольких ламп для равномерного освещения внутри студии, где происходит съёмка. Предпочтителен однотонный задний план без ярких элементов. Это поможет программе точнее распознать детали.
Для съёмки подойдёт любой смартфон с хорошей камерой. Чем выше разрешение и качество, тем лучше. Для максимальной точности можно использовать профессиональный фотоаппарат.
Процесс съёмки
Чем больше изображений, тем детальнее будет модель. Программа анализирует каждый снимок и на его основе строить 3D-объект. Для головы и лица лучше сделать не менее 50 снимков.
Снимать следует по окружности, начиная с анфаса и постепенно переходя к профильным ракурсам. Также следует снять верх и нижнюю часть головы. Основная задача — чтобы каждый участок головы или тела был виден под разными углами.
Во время создания серии снимков объект должен оставаться неподвижным.
Импорт в программу и обработка
После загрузки фотографий программа автоматически выполнит необходимые вычисления, выровняет камеры, построит облако точек и на их основе создаст геометрию и текстуру.
Если модель выглядит неровной и на ней есть артефакты, можно её немного подкорректировать в любом 3D-редакторе: убрать лишние детали или добавить недостающие, улучшить сетку и текстуры.
После обработки получится 3D-модель, которая уже готова для использования в простых проектах. Такой 3D-скан будет хорошей базой, если впоследствии вы планируете работать с ним в инструментах вроде Metahuman или Character Creator.
В итоге фотограмметрия — это не только интересный эксперимент, но и реальная возможность быстро и без дорогого оборудования оцифровать собственное лицо и даже тело. Для начинающих — отличный старт.
Если возможностей смартфона и фотограмметрии недостаточно, используют 3D-сканеры. По принципу работы они напоминают фотограмметрию, но вместо анализа множества фотографий сканер сам «считывает» форму вашего лица. Он проецирует на поверхность специальные паттерны света или лазерные метки, а встроенные датчики улавливают отражения. На основе этих данных устройство строит облако точек, затем формирует точную модель и текстуру.
Главные преимущества 3D-сканеров — высокая точность и скорость, особенно когда нужна не просто голова, а более сложная геометрия, например, весь торс или тело. Однако за эти преимущества приходится заплатить: высокая стоимость устройства, длительное время на изучение технологии и более сложный рабочий процесс, чем в случае со смартфоном и фотограмметрией.
Создание персонажа с помощью 3D-редакторов и плагинов
FaceBuilder для Blender
Рассмотрим создание модели головы по фото с помощью плагина FaceBuilder в Blender.
Сначала в программу загружается несколько фотографий с разных ракурсов.
Затем базовую модель головы подгоняют по фото. В отличие от сложных процессов ручного моделирования, FaceBuilder значительно упрощает этот процесс: вместо ручной «лепки» черт лица достаточно лишь соотнести модель с изображениями.
После получения базовой геометрии автоматически настраиваются материалы кожи и текстуры.
Итоговая модель подходит для дальнейшей проработки, добавления деталей, анимации, рига и интеграции в любые другие 3D-проекты.
Daz 3D и FaceGen
Для тех, кто хочет без лишних сложностей получить реалистичный 3D-образ, связка Daz3D и FaceGen также станет удобным решением.
FaceGen — это программа, которая анализирует одну или несколько фотографий и на их основе автоматически генерирует 3D-голову. Её можно использовать как отдельный инструмент или в связке с плагином для Daz 3D. В результате получается универсальный «морф» головы, который впоследствии легко применить к стандартным персонажам Daz. Как это делается:
В FaceGen загружают фотографию, после чего расставляют маркеры.
FaceGen автоматически генерирует 3D-модель лица.
Когда модель готова, её можно экспортировать в виде морфа для Daz3D и применить к базовому персонажу Genesis*. В Daz3D очень легко доработать модель, добавить причёску, бороду, одежду и аксессуары из внутренней библиотеки. Много дополнительных материалов также можно найти на «народных» ресурсах.
*Genesis — «болванка», стандартная модель человека в Daz.
Когда персонаж готов, его можно экспортировать в любые форматы для использования в вашем 3D-проекте.
Модель в Blender.
Финальный результат.
Связка Daz 3D и FaceGen — отличный вариант для новичков: минимум технических трудностей, понятный интерфейс и быстрый результат. Это подход для тех, кто хочет без глубокого погружения в 3D-софт увидеть себя в виртуальном мире.
Hyper 3D AI: 3D на базе ИИ
Hyper3DAI Chat Avatar — специализированный ИИ-сервис, позволяющий быстро и вообще без навыков 3D-моделирования создать цифровой аватар.
Сервису достаточно предоставить одну фотографию лица. Чем качественнее изображение, тем точнее и реалистичнее будет итоговый 3D-аватар. Алгоритмы используют нейросети для распознавания черт лица, формирования 3D-сетки и наложения текстур.
Получив базовый 3D-аватар, его можно экспортировать в любом удобном формате для дальнейшей доработки и использования в проектах.
Заключение
Какой бы подход вы не использовали, процесс создания цифровой копии человека в 3D сегодня стал доступнее, чем когда-либо. Выбор метода зависит от целей, бюджета, времени и ваших навыков. Если нужен быстрый результат без погружения в технические детали — подойдут автоматизированные инструменты и нейросети. Если важна максимальная точность и контроль — 3D-сканирование или классические 3D-редакторы. Благодаря широкому выбору инструментов и технологий, каждый может найти удобный для себя способ.
Приобрести мощную рабочую станцию или GPU-сервер для профессиональной работы с 3D-моделями и рендеринга сложных сцен вы можете в компании DigitalRazor.