Начало пути: стадики
Стадик (от англ. study) — тренировочный набросок, чаще всего рисующийся за небольшое время с целью обучения. Дословно это переводится как «изучение».
По своей сути стадик может быть зарисовкой, выполненной с натуры, фото или видео, а также учебной копией чужой работы. И все, конечно, ради единственной цели: это один из самых (если не самый) эффективных способов научиться рисовать и повысить свой скил. Регулярные тренировки — единственный верный путь к победе, освоение новых навыков и верный шаг в сторону качественных работ.
В бой!
Но всё ли так просто? Выходит, можно браться за всё подряд и через полгода стать невероятно крутым художником?
К сожалению, нет. Смысл любой тренировки, если целью является эффективное и быстрое достижение результата, — это грамотно выстроенная программа.
Самый простой пример: спортсмен, желающий бегать быстрее всех и забрать приз за личные достижения, не будет уделять много времени занятиям с тяжёлым весом, конному спорту или боксу. Он будет развивать себя в соответствии с заданными требованиями — бежать настолько быстро, насколько это возможно.
Смекаете? ;) Всё верно.
Шаг первый: поставить перед собой цель.
Бытует совершенно неправильное мнение, что «художник должен уметь рисовать всё». Это настолько же «верно», как «врач должен уметь лечить любую болезнь» или «Можешь починить микроволновку? Ты же программист».
Хвататься за всё и сразу сродни тому, что гнаться одновременно даже не за двумя зайцами. Что говорить, если ушастых сотни, а то и тысячи!
Цель — это осознанный вектор движения, помогающий максимально эффективно двигаться по заданному курсу. Важно осознать, что именно хочется получить в итоге.
К примеру, здесь мне не нужна детализация. Смысл стадика был в том, чтобы максимально приближенно и быстро передать цветовую гамму.
Шаг второй: от общего к частному.
Если речь идёт о человеческой фигуре, будет максимально неэффективно пытаться сразу изобразить всё до мельчайших деталей. Стоит понять общую форму, выполнить простейшие наброски, осознать пропорции. К страшной «анатомии» со всеми её мышцами, ракурсами ног и рук надо ещё постепенно прийти. Это же касается любой из областей. Если стадик подразумевает лес, не надо делать упор на мельчайшие детали. Важно понять общее чтобы от него, постепенно, двигаться к частному.
Подпункт ко второму шагу: где и как искать референсы?
Референсом называют вспомогательное изображение или рисунок. При помощи выбранной картинки художник изучает необходимые детали, черпает идеи и расширяет собственную базу «насмотренности», необходимую для дальнейшего обучения.
«Pinterest» давно зарекомендовал себя как хороший сайт для художников и дизайнеров. Можно собирать изображения и сортировать их по галереям, в зависимости от нужд.
«quickposes» — хороший помощник, если вы ставите перед собой цель выполнять наброски человека на время.
«unsplash.com» — огромное количество стоковых фотографий.
«https://vk.com/budi_art» — 3D-художник Дмитрий собрал в альбом скриншоты из известных фильмов. Стадики по кадрам кинокартин особенно эффективны тем, что помогают выработать вкус, понимание композиции и сочетания цветов.
Шаг третий: осознанность и анализ.
Мало просто бездумно перерисовывать картинку (и тем более нельзя её обводить или «обмазывать» поверх!). Для усиления эффективности учебного процесса художники рекомендуют избегать таких инструментов, как «пипетка», если речь идёт о компьютерной графике. Старайтесь взять верный цвет на глаз. Ваша задача: анализировать, а не просто передавать даже самую простую форму и самое простое освещение.
1. Для начала можно выполнить учебную «копию» чужой работы. Но стоит помнить, что вам не нужно «точно такое же изображение». Для этого как минимум давно существует принтер, а у художника совсем иная задача. Внимательно изучите изображение и постарайтесь выдать похожий результат исключительно на основе анализа. Это хороший метод для самого начала пути, но нет никаких гарантий, что вы запомните много всего и сразу.
Мои копии выполнены по референсам, взятых с «Pinterest».
2. Отзеркаливание. Как следует из названия, отзеркальте изображение, которое хотите использовать для стадика. Это уже задача посложнее: мозгу потребуется прилагать усилия, чтобы анализировать картинку. Бездумная копия при таком методе становится невозможной, но и потребует больше навыков, таких как понимание объекта, его построение и так далее.
3. Выполните самостоятельную работу, не опираясь на референсы. Это покажет, чему вы действительно смогли научиться и — не менее важное — на что делать больше акцента при дальнейшей работе. Слабые зоны слабые только до тех пор, пока остаются без должного внимания и проработки.
4. После выполнения самостоятельной работы проведите «работу над ошибками». Если вы брали за основу конкретный референс, изучив его перед началом, то вернитесь к основной картинке и внесите изменения, которые кажутся необходимыми. В случае, если работа предполагала «собирательный образ», стоит отыскать максимально подходящий материал и проанализировать, какие именно места в стадике кажутся вам откровенно слабыми и не проработанными. Можно исправить их или нарисовать новый.
Первый маяк выполнен по памяти. Я сделала его слишком тёмным, с «рыхлым» контуром, совершенно забыв, что это строение, в классическом исполнении, немного сужается к верхушке. Картинка вышла слишком серой и невыразительной. Кроме того была использована не совсем подходящая для данной работы кисть. Для второго маяка я изучила строение более детально, опираясь на референс, исправила и запомнила, какие недочёты несла первая из картинок. Оба стадика выполнялись в один вечер, и вся работа заняла 2-3 часа. Правильно поставленная цель, анализ, частичное копирование некоторых моментов с фото научили, как правильно изобразить запланированное.
Не забывайте, что один стадик решает ровно одну задачу. Не пытайтесь нагрузить себя сверх меры. Действуйте постепенно и осознанно, анализируя и подмечая ошибки.
Рисование — из тех навыков, который требует времени, терпения и сосредоточенности. Не существует «простого способа научиться», потому что учёба — это всегда вложенный труд. Используйте время грамотно, определитесь с целями и идите к ним неспешно, вдумчиво и, что главное, регулярно. И тогда всё обязательно начнёт получаться, а навык будет расти.
Для получения дозы вдохновения предлагаю познакомиться со стадиками Eytan Zana, который, несомненно, тоже проходил весь этот долгий, трудный путь и достиг впечатляющего результата.