Render.ru
Поддержать
Сохранить

​Дорого и глупо: почему дорогой игровой ПК не всегда означает хороший?

Железо

1.png

Есть мнение, что собрать производительный и относительно бюджетный компьютер — задача невыполнимая. Что чем дороже комплектующие, тем лучше. Да, часть правды в этом есть. Но не всё то золото, что блестит. В этой статье поговорим о том, как соблюсти верный баланс при сборке ПК, каких маркетинговых уловок следует опасаться, и как не переплачивать за ненужную функциональность.

Сразу о главном

Для самых ленивых есть замечательный ориентир грамотных сборок — наш ассортимент игровых ПК и рабочих станций. Над этими конфигурациями тщательно и вдумчиво работали специалисты, так что берите на заметку.

2.png

Несколько примеров грамотных конфигураций

Ключевое и вторичное

В зависимости от конфигурации компьютер включает около 9 комплектующих. Не все из них оказывают влияние на быстродействие. Поэтому для простоты восприятия разделим компоненты на 2 группы: основные (производительность, скорость, частично надёжность и безопасность) и второстепенные (уровень шума, температуры работы, внешний вид, удобство, функциональность).

Основные:

  • Процессор;
  • Видеокарта;
  • Оперативная память (в меньшей степени);
  • Блок питания (на производительность не влияет, но очень важен для стабильной и безопасной работы).

Второстепенные:

  • Накопитель (значительно влияет на производительность, но до определённого порога)
  • Материнская плата;
  • Корпус;
  • Корпусные вентиляторы;
  • Процессорный кулер.

Большую часть бюджета сборки нужно закладывать на основные компоненты, поскольку они обеспечивают важнейшее — соотношение производительность/цена. Но это не значит, что на «обвязке» нужно тотально экономить. Здесь главное — правильный баланс.

Баланс как «база»

Под балансом подразумевается не только верное распределение бюджета между основными и второстепенными компонентами, но также и в рамках одной группы. К примеру, процессор и видеокарта должны быть схожего класса, иначе попросту не смогут реализовать потенциал друг друга. Слабый процессор не загрузит видеокарту полностью, и наоборот. Исключение — рабочие станции и специфические профессиональные приложения.

На этом некоторые «мастера» и компании паразитируют. Intel Core i7 и 32 ГБ «оперативки» — звучит солидно. Но в паре с ним может оказаться хиленькая видеокарта, вроде RTX 2060 7-летней давности, которая станет бутылочным горлышком. Важна общая сбалансированность системы, а не параметры отдельных компонентов.

3.png

Грамотный компьютер — это не выпячивание сильных сторон напоказ и сокрытие нюансов. Это всегда баланс между основными и вторичными компонентами с учётом бюджета и задач.

Типичные ошибки

Казаться, а не быть

Дорогой внешний вид и плохие технические параметры «начинки» — неграмотное решение. Это не значит, что внешне компьютер должен быть скучным ящиком, но во всём важна мера.

Ориентир: корпуса наших игровых ПК, рекомендуем обзоры на YouTube-канале.

4.png

Визуально крутой компьютер, который сейчас слабее среднего смартфона

Гонка за ядрами и мегагерцами

Все эти показатели — просто цифры. Большой объём двигателя не означает, что машина поедет быстро. Процессор с частотой 5 ГГц может оказаться производительнее, чем 6-гигагерцовый. Хотя, казалось бы.

Ориентир: приличный процессор начинается с 6 ядер, 4,5 ГГц, и 2020 года выпуска.

5.png

Наглядная схема работы многоядерного процессора

Крутая материнская плата

Пожалуй, самая распространённая ошибка. Плата практически не оказывает влияния на быстродействие. Её задача — обеспечить функциональность и все необходимые разъёмы.

Ориентир: платы средней стоимости на средних чипсетах B-серии.

6.png

Плата за 100 000 рублей, а прибавка производительности нулевая

Переплата за разгон

Покупка материнской платы и процессора с расчётом на разгон — затея нерациональная. Такие комплектующие стоят заметно дороже, а фактическая прибавка будет скромная. Не говоря уже про меньший ресурс.

Ориентир: овчинка выделки не стоит, оставьте разгон энтузиастам.

7.png

Избыточное охлаждение

Большинству компьютеров 7-8 корпусных вентиляторов не нужны. Смотрится эффектно, но это бесполезные траты.

Ориентир: вполне достаточно 4 вентиляторов, но это сильно зависит от конкретной конфигурации.

8.png

Более, чем достаточно

Водяное охлаждение

Тоже эффектно, но далеко не всегда необходимо. Большинство процессоров не греются настолько, что им нужна «вода».

Ориентир: СЖО, если тепловыделение более 125 Вт.

9.png

Солидно, но избыточно для среднего процессора

Кастомное водяное охлаждение

Обеспечивает превосходные температуры работы и уровень шума, очень надёжно, смотрится максимально эффектно. Но стоимость такой кастомной системы сопоставима с неплохим игровым ПК. Нерационально для системы среднего класса.

Ориентир: у вас как минимум RTX 5080. Уместна только в топовых компьютерах, или если требуется минимальный шум.

10.png

Топовое охлаждение — это для топовых ПК

Слишком мощный блок питания

Безусловно, запас мощности должен быть. Но достаточно 30% запаса, а не 200%. В действительности это даже окажет негативный эффект, поскольку недогруженный блок будет работать с меньшим КПД и, к удивлению, только больше шуметь и греться.

Ориентир: 600–750 Вт для большинства сборок.

11.png

Не нужен тебе такой блок, брат

Слишком крутой SSD

Топовые SSD бесполезны для большинства пользователей. В тестах цифры большие, но это не ощущается во время использования.

Ориентир: модели с интерфейсом PCI-E 3.0 или 4.0 от приличных производителей.

12.png

Дурная экономия

В предыдущем разделе рассказали о неоправданной переплате. В этом пойдёт речь об экономии в неправильных местах, что тоже встречается очень часто.

Блок питания

Пожалуй, самая страшная ошибка, поскольку может иметь последствия. Блок питания должен быть не самый мощный, а правильный — со всеми защитами, хорошими кабелями, разъёмами, надёжным вентилятором и «начинкой».

Ориентир: блоки в наших ПК и отдельная статья.

13.png

14.png

Последствия плохого БП

SSD-накопитель

Самые дешёвые SSD показывают относительно неплохие скорости работы, но могут внезапно умереть. Проблема усугубляется тем, что из такого SSD вытащить информацию очень проблематично.

Ориентир: SSD производства Samsung, Kingston, Team, Corsair, WD, Crucial, ADATA. Недавно мы опубликовали мини-материал на эту тему.

15.png

Проверенный производитель — залог долговечности накопителя

Материнская плата

Слишком бюджетная плата — источник проблем. Даже в паре с маломощным процессором возможна нестабильная работа, поскольку схема питания не тянет.

Ориентир: платы на чипсетах B-серии (допускается H для самых бюджетных чипов), а также эта поясняющая статья.

16.png

Здесь как минимум должен быть радиатор

Корпус

Обычно корпус переживает не один апгрейд системы. Есть смысл потратиться на приличную модель, где металл хорошей толщины (как минимум — меньше шума) и продуманная вентиляция.

К тому же, качественное шасси уже достойно кастомизации. Винилография, гравировка, покраска позволяют преобразить внешний вид компьютера. С китайским корпусом, откровенного говоря, нет смысла ковыряться.

Ориентир: масса — как минимум 7 кг в случае стандартного формата.

17.png

На стильный корпус есть смысл потратиться

Видеокарта

Видеокарта заслуживает отдельного блока, поскольку это — важнейший компонент для получения высокого FPS в играх, а по совместительству самый дорогой и сложный. Видеокарта — это технически целый отдельный компьютер с собственным охлаждением, питанием, памятью и логикой.

Сомнительный бренд

Малоизвестные производители экономят на обвязке. Производительность не пострадает, но надёжность и долговечность под вопросом.

Ориентир: присматривайте видеокарты производства MSI, ASUS, Gigabyte, Sapphire, Palit, XFX, NVIDIA Founders Edition, AMD MBA.

18.png

Лучшее — враг хорошего

«Запорожец» попал в корпус «Мерседеса». Бывает так, что видеокарта сделана слишком качественно, из-за чего её стоимость близка к карте более высокого класса. К примеру, крутая RTX 5070 может стоить больше, чем среднестатистическая RTX 5070 Ti.

Ориентир: трёхвентиляторная система охлаждения у видеокарт с потреблением менее 200 Вт. Это показатель избыточного подхода.

19.png

Крутая RTX 4070, которая стоит как неплохая RTX 4070 Ti

Видеопамять

Многие считают, что количество видеопамяти — ключевой показатель. В действительности показатель важный, но не самый главный. Существуют жуликоватые модели, где памяти много, а ядро слабое.

Вообще такие карты предназначены для видеостен и камер наблюдения. Так уж сложилось, что ими просто удобно обманывать.

Ориентир: 8 ГБ памяти — необходимый минимум, а лучше 12+. Ещё лучше — не ориентироваться на память.

20.png

Памяти вдвое больше, а прибавка — всего пара процентов

«Мутные» продавцы

В Сети можно найти видеокарты предыдущих поколений по слишком заманчивым ценам. При том написано, что они «новые». Никто не будет распродавать ликвидный товар со значительной уценкой. Скорее всего в коробке окажется тщательно отмытая б/у карта из Азии. Хорошо, если вообще живая. Видеокарта из непонятных рук — неоправданный риск.

Ориентир: покупайте в проверенных магазинах и, конечно же, у нас.

20_1.png

Бывают «новые» видеокарты-пустышки без чипов

Маркетинговые уловки

Любые цифры

Цифры — простой и удобный для восприятия показатель. А что там за ними скрывается на самом деле — это уже совсем другое дело. Как следствие, простор для манипуляций.

Самое ключевое — не цифры, а архитектура (поколение). Ну и общая удачность конкретной модели. Отделить зёрна от плевел бывает непросто. Для этого мы и пишем технические и ознакомительные статьи.

Всяческие гигабайты

Речь про оперативную память и видеопамять. Памяти должно быть достаточно, плюс небольшой запас, а не максимально много. Иначе излишки будут просто простаивать. А излишки — это зря потраченные деньги. Бывают исключения, о чём поговорим немного позже.

Ядра

Во многоядерных процессорах не так много смысла, как многие думают. Особенно если речь идёт о процессорах 5-летней давности. Большинство приложений не умеет достаточно хорошо распараллеливать задачу, из-за чего 6 быстрых ядер иногда предпочтительнее, чем 8.
«Мастера» и производители паразитируют на этом. «12-ядерный процессор» — согласитесь, звучит подкупающе. А на деле это ветеран труда, который уступает современным скромнягам 6-ядерникам в большинстве задач.

Апелляция к брендам

AMD — это хорошо/плохо. NVIDIA — хорошо/плохо и так далее. У некоторых производителей действительно есть «просадки» в некоторых сегментах рынка. Но есть и очень удачные модели. Бравировать одним только названием компании непрофессионально. В топ-сегменте есть исключения среди производителей вторичных комплектующих.

Функциональность и технологии

Сверхскоростные USB-порты, 10-гигабитный интернет-порт, Bluetooth последней версии, богатые диагностические возможности и прочие навороты не нужны большинству пользователей. Вероятно, вы ими никогда не воспользуетесь.

В эту же категорию можно отнести чипсеты материнских плат с десятками портов для накопителей, из которых будут задействованы 2–3.

А где «дороже — лучше» работает?

Справедливо заметить, что принцип «дороже — лучше» в некоторых случаях всё-таки работает. Их не так много:

  1. Самый топ в любом сегменте;
  2. Всё, что связано с ИИ-вычислениями;
  3. Всё, что связано с серверной инфраструктурой;
  4. Частично — в случае рабочих станций;
  5. Специфические задачи, которые избыточно нагружают один из компонентов.

21.png

Итоги

Толковая и правильная конфигурация компьютера — это почти искусство. Непросто выдержать равновесие между лучшей производительностью, надёжностью и ценой, не забывая про внешний вид и возможность апгрейда. Казалось бы, больший бюджет развязывает руки. Но с ростом бюджета проблемы остаются те же.

Сейчас в Сети есть множество конструкторов для создания идеальной сборки. К примеру, наш конфигуратор. Он сразу подсветит критические ошибки, подсчитает стоимость и примерную производительность в играх. Минус в том, что пользователю всё равно нужна техническая подкованность и хотя бы поверхностное понимание что к чему. Если не уверены — обращайтесь к нашим консультантам.

22.png

Помните, что ключевое — это баланс. Производительность системы определяется не по самому лучшему компоненту, а по самому худшему.

690
Комментарии:12
по поступлениюВсе языкиТолько русский
330
1
Сергей Помозков
17.04.2025 6:52
Платиновый спонсор
Очень полезный материал. Спасибо!
225
1
Мятный Дворецкий
17.04.2025 8:07
Серебряный спонсор
Очень, очень круто! Спасибо за статью!
89
1
Глорфиндейл Боромиевич
17.04.2025 13:01
Серебряный спонсор
"Ориентир: 8 ГБ памяти — необходимый минимум, а лучше 12+. Ещё лучше — не ориентироваться на память."

Вообще не согласен. Автор, Вы на каком ресурсе публикуете? Не на Render.ru?
Иначе бы знали, что здесь сообщество дизайнеров, и как следует из названия и из галереи, как минимум львиная доля здесь занимается 3d. То есть здесь видеокарта в первую очередь не для игр, а для работы и творчества. Так вот, 8 гб уже очень часто маловато для рендера. Хорошо если это моушен-дизайн, но архитектурный рендер, где лесной массив, парки, может быть трава и т.п, там и 12 гб запросто может не хватить.
Или вот новомодные нейросети, для генерации изображений в Flux или SD 3.0 8 гб - это совсем впритык. Даже SD XL требует больше, если поставить разрешение выше 2К. Не говоря уж о видеогенераторах, типа Wan.

Вы конечно в конце мельком упомянули, в порядке исключения, что для вычисления ИИ может понадобиться железо по дороже (какое именно не написали), но в статье на подобном ресурсе как раз это должно быть в приоритете.

Так что лучше к этому моменту посерьезнее отнестись, здесь геймерские советы не актуальны.
92
1
Глорфиндейл Боромиевич"Ориентир: 8 ГБ памяти — необходимый минимум, а лучше 12+. Ещё лучше — не ориентироваться на память."

Вообще не согласен. Автор, Вы на каком ресурсе публикуете? Не на Render.ru?
Иначе бы знали, что здесь сообщество дизайнеров, и как следует из названия и из галереи, как минимум львиная доля здесь занимается 3d. То есть здесь видеокарта в первую очередь не для игр, а для работы и творчества. Так вот, 8 гб уже очень часто маловато для рендера. Хорошо если это моушен-дизайн, но архитектурный рендер, где лесной массив, парки, может быть трава и т.п, там и 12 гб запросто может не хватить.
Или вот новомодные нейросети, для генерации изображений в Flux или SD 3.0 8 гб - это совсем впритык. Даже SD XL требует больше, если поставить разрешение выше 2К. Не говоря уж о видеогенераторах, типа Wan.

Вы конечно в конце мельком упомянули, в порядке исключения, что для вычисления ИИ может понадобиться железо по дороже (какое именно не написали), но в статье на подобном ресурсе как раз это должно быть в приоритете.

Так что лучше к этому моменту посерьезнее отнестись, здесь геймерские советы не актуальны.

Верно! Статья пустая. Такое впечатление, что не для читателей рендерру, а с целью абы засветиться. Засветились, но получили антирекламу себя.
Но если бы вы раскрыли пласт железо+дрова+ПО(3D), вот тогда бы было интересно. Да ещё в разрезе железо+дрова+по+различные режимы работы(редактирование, рендеринг, экспорт/импорт, инкапсулирование и т.п.).
Конечно, вы можете ссылаться на примеры по указанным ссылкам, но это неуважение читателей (гонять их по ресурсам). Если уж решили принести пользу обществу, так постарайтесь. А так.. статья громкая, но получился замах рублевый, а удар копеечный.
А, я понял, статью подготовил спец по продаже, но не реальный дизайнер.
сорян, если что.
225
0
Мятный Дворецкий
17.04.2025 16:07
Серебряный спонсор
Глорфиндейл БоромиевичВообще не согласен. Автор, Вы на каком ресурсе публикуете? Не на Render.ru?
Иначе бы знали, что здесь сообщество дизайнеров, и как следует из названия и из галереи, как минимум львиная доля здесь занимается 3d. То есть здесь видеокарта в первую очередь не для игр, а для работы и творчества. Так вот, 8 гб уже очень часто маловато для рендера. Хорошо если это моушен-дизайн, но архитектурный рендер, где лесной массив, парки, может быть трава и т.п, там и 12 гб запросто может не хватить.

Полагаю статья не специализированная для какой-то одной аудитории/профессии, а в общем и целом. Это годится для рядового 2д, 3д художника, моушендизайнера, аниматора, моделлера и т.д. Да архивиз это по другому, но про нейронки предупредили. Не могу сказать, что у меня формируется резкое желание рвать рубашку на груди и критиковать, но если бы были специализированные дополнения для разных специальностей в cg было бы круче.
225
1
Мятный Дворецкий
17.04.2025 16:09
Серебряный спонсор
Александр КозкаЕсли уж решили принести пользу обществу, так постарайтесь.

А они приносят пользу, спонсируют выпуск единственного в стране журнала по CG — Render Magazine и за одно это, им поклон и здоровенный респект. А если бы не они, закрылся бы он и все.
0
1
Я бы все таки материнскую плату перенес из разряда второстепенных в основные. Да , переплачивать за супер пупер материнку не стоит, но и жлобиться тоже не стоит
24
0
Евгений, поддерживаю, второй комп и во второй раз меняю именно материнку
0
1
Видеокарта на 8гб не актуальна, даже в новых играх, не говоря про работу с 3д и нейронками
0
-1
Пашка, смотря что в 3д делать, у меня 4гб карта и еще вполне можно работать в 3д.
1590
0
Paz
19.04.2025 14:12
Золотой спонсор
Алексей ЮрченкоПашка, смотря что в 3д делать, у меня 4гб карта и еще вполне можно работать в 3д.

ну может для приложений сабстанс более менее. но для сборки сцен в движке, уже маловато. У меня 8 гигов. Не хватает. Хотя бы 12, лучше 16.
31
0
. . (dragon209)
21.04.2025 15:12
статья из разряда, как выбрать себе розетку. Про видеокарту ничего не сказано про шину, которая, порой, важнее гигабайтов, и которые производители в последнее время начали урезать