Начало пути: как нарисовать портрет

В данной статье мы с вами поговорим обо всех аспектах рисования портретов. Начиная с построения головы и частей лица и заканчивая особенностями стилизации отличительных черт и национальностей. Мы собрали огромную подборку советов от десятка различных художников, которые объяснят все нюансы. Приступим!

gif.gif

1. Ракурсы и строение головы по методу Stan Prokopenko (Proko)
Все мы знаем, что любой объект находится в трехмерном пространстве и благодаря этому он выглядит реалистично. Начнем с рассмотрения построения формы головы:

stanprokopenko.jpg

1. Голова, разобранная на основные формы - это сфера (череп) и блок (челюсть и скулы).

2. Боковые стороны головы плоские, поэтому мы можем отрезать кусочек с обеих сторон шара. В профиль эта плоскость будет идеальным кругом, но при рисовании под любым другим углом она будет казаться овалом из-за перспективы. Разделите этот овал на квадранты. Вертикальная линия представляет собой начало челюсти. Горизонтальная линия представляет собой линию бровей. Верхняя и нижняя части овала помогут вам найти линию роста волос и нижнюю часть носа.

3. Придайте форму челюсти. Верхняя часть будет начинаться с линии бровей, а задняя - с центра овала.

4- Установите угол наклона шара.

5- Разделите лицо на три части. Расстояние между линией роста волос и линией бровей должно быть таким же, как расстояние между линией бровей и нижней частью носа. Добавьте это же расстояние, чтобы найти подбородок. Обратите внимание, как линия волос и линия носа совпадают с верхней и нижней частью овала, когда они обернуты вокруг лица. Представьте себе голову в виде коробки. Трети должны быть обернуты вокруг боковой плоскости и передней плоскости.

Sinix Design 1.jpg

Sinix Design 2.jpg

Sinix Design 3.jpg

Sinix Design 4.jpg

Sinix Design 5.jpg

1. Нарисуйте прямоугольный лист и изогните его в различных ракурсах.

2. Добавьте центральную линию, нарисуйте нос ромбовидной формы и линию рта. Помните, что он находится на поверхности листа и будет изгибаться соответственно.

3. Добавьте линию скулы, которая является направляющей и показывает местонахождение уха. Также добавьте небольшой объем губам и внутренней части глаза (т.к. внутренняя часть глубже, а внешняя постепенно переходит в боковую сторону головы).

4. Более продвинутый этап: нарисуйте полноценные маски под разными углами. Это отличная практика для запоминания объемов в различных перспективах, что поможет вам натренировать руку и рисовать лица под углами не задумываясь.
Теперь давайте более подробно пройдемся по всем элементам лица.

3. Рисование глаз от Stan Prokopenko (Proko)

eye-parts 1_2.jpg
stanprokopenko2 глаз.jpg

1. Как и в случае с головой, важно понимать основную структуру глаза и надбровной дуги. Надбровную дугу можно упростить до слегка наклоненной назад коробки, переднюю плоскость которой представляет лоб. Сам глаз — простая сфера, которая находится под этой коробкой.

2. Видимая часть глазного яблока (склера) объемная, и должна быть затемнена. В зависимости от источника света, обычно градиент с одной стороны или с обеих делает свое дело.
Самая большая ошибка, которую вы можете допустить, - это оставить белок глаза белым, когда весь глаз находится в тени. Это делает его похожим на светящийся глаз. Нехорошо…

3. Радужка и роговица сидят на глазном яблоке, как две чаши. Радужная оболочка представляет собой слегка вогнутую чашу (как кратер), а роговица - выпуклую чашу (как холм). Роговица очень похожа на прозрачную контактную линзу, поэтому за ней видны радужка и зрачок.Форма и угол радужки обычно упускаются из виду. Это будет только идеальный круг спереди. Когда глаз движется, форма становится овальной, а угол меняется в зависимости от направления взгляда.

4. Чем дальше радужка от центра, тем уже становится овал.

5. Чтобы найти угол овала, проведите прямую линию от центра глазного яблока к радужной оболочке. Угол будет перпендикулярен этой прямой.

6. Важно помнить, что зрачок находится на радужной оболочке, а не на роговице. На самом деле зрачок - это отверстие в радужке, которое пропускает свет. Зрачок расширяется, чтобы впустить больше света, и сужается, чтобы впустить меньше. Поэтому, рисуя зрачок под боковым углом, обязательно нарисуйте его на радужке.

7. Радужная оболочка должна быть затемнена, как вогнутая форма. Если источник света находится сверху, то нижняя часть радужки будет освещена. Если источник света находится слева, то правая сторона радужки будет освещена, и т. д. Роговица будет прямопротивоположной, потому что она имеет выпуклую форму.

8. Поскольку роговица прозрачна, единственная часть, которая будет видна - это подсветка. Блик на роговице обычно находится в темной части радужки.

9. Старайтесь не рисовать веки так, как если бы они были плоскими. Веки должны обернуться вокруг глазного яблока. Подумайте о двух шапочках на футбольном мяче.

10. Кроме того, веки имеют некоторую толщину, поэтому очень важно показать нижнюю плоскость верхнего века и верхнюю плоскость нижнего века.

11. Обратите внимание на углы вершин век.
Вершина верхнего века ближе к носу, а вершина нижнего ближе к уху. Не рисуйте “рыбку”. Форма слезного протока также добавляет некоторую сложность. Он не по центру между веками, а расположен немного ниже по направлению к нижнему веку.

12. Еще одним фактором, который меняет форму век, является роговица. Поскольку это выпуклая форма, по мере движения роговицы она будет выталкивать веки. Обратите внимание, как меняется форма век при движении глаза.

13. Надбровная дуга действует как навес для защиты глаз. Точно так же верхнее веко выдвигается вперед дальше, чем нижнее. Брови сидят на надбровной дуге и достигают вершины ближе к внешнему концу. Наружные концы, как правило, легче, тоньше и имеют меньше волос, чем внутренние.

14. Форма бровей варьируется от человека к человеку. Мужчины, как правило, имеют более полные и прямые брови, в то время как у женщин они более тонкие и достигают пика выше.

4. Подборка заметок и советов по рисованию глаз от artofpan:

artofpan3_2.jpg

0b3db9758cdd2ff737a8a4764f5ddd98_2.jpg

6b57e031cb85155fbc41be1965ed78da_2.jpg

5. Рисование носа по Proko

1. Начинать стоит с 4 основных плоскостей - верхней, 2 боковых и нижняя.

2. Нос состоит из взаимосвязанных кусочков хряща и жира, прикрепленных к кости черепа. Половина переносицы - это кость, а другая половина — хрящ.

3. Носовой шар (большой хрящ крыла носа) на самом деле состоит из двух половин, между которыми вклинивается латеральный хрящ. Это разделение двух половин не всегда заметно.

4.Ноздри, состоящие из жировой соединительной ткани, похожи на крылья, прикрепленные к носовому шару.

QxuBie5_2.jpg

6. Дополнительные заметки с советами по рисованию носа от artofpan:

artofpan_2_0.jpg

tumblr1_2.jpg

7. Губы по Proko
Далее немного заметок о строении рта и губ. О чем художникам стоит помнить:

upNQtiu_2.jpg

8. А также о стилизации различных форм губ от Haxpunch и daniellepioliart:

haxpunch_2.jpg

d9a12953bccbbbe2284e7f7a1781a754_2.jpg

9. Уши по Proko

Dr31IwX_2.jpg

10. Волосы от artofpan
Приступим к анализу и рисованию волос.

artofpan2_2.jpg

11. Прически и виды волос (thundercluck, kibbitzer, kimmy_arts, Jey Ram)
Настоятельно рекомендуем хорошенько рассмотреть различные виды волос и причесок. Посмотрите, что у них общего и какие отличительные различия. Какие характеристики свойственны этим видам волос?

тутор1.jpg

тутор2.jpg

тутор3.jpg

тутор4.jpg

тутор5.jpg

kimmi arts.jpgKibbitzer_2.jpg

0.jpg1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg

12. Цвет кожи — анализ от Lauren K. Cannon
Каждый художник рано или поздно сталкивается в рисовании портретов с реалистичным изображением цвета кожи. Немного об основных видах:

d2ef9p7-77352cb8-121a-4f62-8aeb-bf9f022f1999_2_1.jpgd2ef9p7-77352cb8-121a-4f62-8aeb-bf9f022f1999_2_2.jpgd2ef9p7-77352cb8-121a-4f62-8aeb-bf9f022f1999_2_3.jpgd2ef9p7-77352cb8-121a-4f62-8aeb-bf9f022f1999_2_4.jpgd2ef9p7-77352cb8-121a-4f62-8aeb-bf9f022f1999_2_5.jpg

13. Отличительные черты лиц

Каждый человек уникален и обладает чертами, которые отличают его от других, говорит о его национальной принадлежности и даже может намекнуть о характере.

Схема от MurphAnimere с множеством вариаций:

face_shapes_study_by_murphainmire_dbfudl6-fullview_2.jpg

Проанализировать эту схему можно на примерах референсов по расовым принадлежностям:

5_2_1.jpg5_2_2.jpg

5_2_3.jpg5_2_4.jpg

5_2_5.jpg

Упражнения для закрепления

1. Ориентируясь на предложенный материал в статье или на личные сохраненные файлы, проведите своё исследование и нарисуйте головы под различными углами, составьте конспекты по частям лица. Они могут быть упрощенными или же с множеством деталей. Главное, уделите внимание анализу!

maxresdefault.jpge099ef9f3d7f80b9282324f85e9a140f.jpg

2. Проведите свое личное исследование референсов и анализ различных типов лица и их элементов.

hammerings_2_.jpgthe-Orator_2.jpg

3. Для любителей стилизации мы предлагаем проделать упражнение по упрощению фотографий. Можете устроить личный челлендж и перерисовать десяток фотографий друзей или референсов.

a0.jpga1.jpg

a2.jpga3.jpg

a4.jpga5.jpg

a6.jpga7.jpg

4. Далее хорошим упражнением, которое можно проделывать в любое удобное время, в любом месте и любыми материалами - это рисование клякс и поиск образов в них.Для тех, кто сталкивался с “синдромом одинакового лица” это будет отличным упражнением. Также добавим сюда небольшую шпаргалку по исправлению этой проблемы. Здесь представлен пример мультяшного стиля, но упражнение применимо ко всему.

anyaadventures1_2.jpg

5. Нарисуйте различные виды причесок для вашего персонажа. Проанализируйте виды волос и стрижек.

kuabci.jpg

6de831ff25b9e924231a040e392ebfd6.jpgeee35eb0f61786543407ddd9f0201fa8.jpg

6. Для более продвинутого уровня - придумайте или скопируйте с фото полноценные портреты, используя все полученные выше знания и навыки. Можете практиковать это упражнение на время.

6e5d2fda7de7bb952a3c872ea45f7dd9.jpg35e0b698c1988a8aad5cacf8d4d1a064.jpg65e5b0bf39721c94f0b2b632ed1981c3.jpg

Успехов вам!

***

Всех желающих повысить свой уровень при поддержке профессиональных преподавателей приглашаем на наши курсы по окружению, цифровой иллюстрации, казуальной графике, 3D для геймдева и анатомии.
Пополните своё портфолио новыми работами!

И подписывайтесь на наш обучающий паблик – здесь много уроков, статей и челленджей.
Спасибо за внимание!

Материал подготовила Диана Мова специально для школы CG LAB.

Источники при подготовке статьи:
Stan Prokopenko
Sinix Design (перевод на русский CG Speak)
artofpan
Lauren K. Cannon
Thundercluck
Jey Ram

Другие статьи:

2D в 3D: художественные техники от Miki Bencz

3Д голова.jpg

Начало пути: упражнения по работе с цветом

цвет_упражнения.jpg

Начало пути: Разбираемся в композиции

нач_пути_композиция.jpg

739 0 850 6
3
2022-02-11
"как нарисовать портрет" - ответ намного проще: ну для этого как минимум наверное нужно окончить Художественную школу 😕
2022-02-14
Эта статья должна была быть опубликована в день открытия журнала и повешена в вечном закрепе на главной странице 😆
2022-02-15
Алек сандр (aler)"как нарисовать портрет" - ответ намного проще: ну для этого как минимум наверное нужно окончить Художественную школу 😕

Не обязательно учиться в худ школе, чтобы уметь что-то рисовать. Всё это можно освоить и самому при должном упорстве. Желание и труд, как говорится. Какое интервью не почитаешь, что с нашими художниками, что с зарубежными, не так уж и много людей с образованием. Куча самоучек, которые просто много, очень много пахали
RENDER.RU