Начало пути: Разбираемся в композиции
В этой статье мы расскажем отом, на что стоит обратить внимание при построении кадра и в заключении проделаем ряд упражнений для практики и лучшего усвоения материала.
Токарюк Александра, курс «Концепт Арт Окружения» CG LAB
Хорошая композиция – это удачное расположение и сочетание форм, тона и цвета в работе.
В любом кадре всегда есть центр композиции или фокусный элемент, который притягивает к себе взгляд зрителя. Выделить его можно с помощью высокого контраста, цвета, угла камеры, направляющих линий, создания рамки и пр.
Немаловажную роль играет точка обзора, которая влияет на восприятие зрителями вашей работы. Например, если мы смотрим на фигуру снизу, то она кажется влиятельной. Вид сверху производит противоположный эффект. Смотря сквозь приоткрытую дверь или окно, вы обрамляете работу и направляете взгляд на самое интересное. Диагонали в композиции придают работе динамичности.
М/ф «Клаус», Exia Xiaotong, Samuel PIRLOT - PETROFF
Также любая композиция имеет свою структуру. Чаще всего можно заметить: симметрию, пирамидальную, правило третей, золотое сечение и полный кадр.
Источник: Pinterest
Следующим важным элементом при изучении композиции является баланс. Он помогает визуально распределить вес изображения, чтобы все смотрелось гармонично. Работу в кадре помогают уравновесить: размер, контраст, цвет и насыщенность.
Источник: Pinterest
Давайте рассмотрим различные структуры на примере работ фотографа Steve McCurry:
1) Ведущие линии и ритм помогают направлять взгляд зрителя в определенную точку – композиционный центр.
2) Диагонали в работах создают движение и придают динамику изображению.
3) Обрамления, такие как окна, двери, проемы, арки, растительность и др. помогают выделить фокусный элемент композиции.
4) Фигура создает контраст между объектом и фоном.
5) Полный кадр приближает нас к объекту.
6) При близком изображении людей, рисовании портретов, центральным элементом может стать доминирующий глаз. Это создает впечатление, что глаза следуют за вами.
7) Узоры и повторения очень эстетичны. Но лучше всего, когда узор обрывается чем-то контрастным.
8) Симметрия приятна для глаз. Создает ощущение устойчивости.
Сторителлинг.
Любая композиция способна рассказывать историю, это можно увидеть на примерах из кино, анимации, комиксов. Хороший рассказчик ведет взгляд зрителей к нужному объекту или персонажу и создает эффект погружения и правильности всего происходящего.
Рассмотрим различные направления:
1. Анимация
Обратите внимание как разобранные выше примеры структур используются в предложенных сценах (обрамление, ведущие линии, диагонали и т.д.).
Для тех, кто хочет лучше разобраться в раскадровке и сторителлинге, предлагаем ознакомиться с этим сайтом.
Тут можно просмотреть секвенции из множества мультфильмов (а также диснеевских фильмов), досконально разобрать их композиции, а также попрактиковаться в рисовании на их основе.
2. Комиксы.
Композиция в графических романах особенно важна для восприятия читателей. Через нее автор управляет повествованием.
Советы по построению комикса от Владимира Сахнова, известного в интернете под псевдонимом mormyshka, сейчас художник-раскадровщик в рекламе и кино.
Обратите внимание на ведущие линии в предложенных примерах:
3. Иллюстрация.
На работах художника можно хорошо проследить сюжетное повествование и то, как композиция этому способствует.
На первом примере мы видим действие - девушка лезет за котом. Благодаря легкому размытию заднего плана, кадр выходит сбалансированным, и второстепенные персонажи не перетягивают на себя все внимание. Ветки создают ведущие линии и некое обрамление персонажа.
На следующем кадре мы видим уже последствия предыдущего действия. Четкий фокус, контраст персонажей с фоном и обрамление ведущие взгляд ясно указывает на центр композиции, а также лица и руки на подсознательном уровне привлекают к себе больше внимания.
На втором примере – идет ожесточенная борьба. Как говорилось ранее, лица автоматически привлекают к себе внимание, а здесь центр композиции еще и подчеркивается благодаря контрасту тонов и обрамлению. И диагонали добавляют динамики всей картине в целом.На следующем кадре изображено то, что произошло после. Снова фокусным элементом являются лица, чему способствует контраст, направленное освещение и взгляды персонажей служат ведущими линиями.
Albert Urmanov
Книги.
Для тех, кто хочет досконально разобраться во всех тонкостях построения кадра и методах эффектной подачи, хотим посоветовать несколько книг с интересными наглядными примерами, которые помогут лучше понять композицию.
1) Framed Ink: Drawing and Composition for Visual Storytellers - Marcos Mateu-Mestre, Jeffrey Katzenberg
В книге объясняется пошаговая система наилучшей визуального повествования. От создания единого образа, визуального развития персонажа и окружающей среды до разработки устойчивых кадров.
2) Creative illustration - Andrew Loomis (Искусство иллюстрации)Автор доступно объясняет процессы создания правильной композиции, дает полезные советы по работе с перспективой, построением и цветом в художественном произведении, иллюстрации и рекламной продукции.Примеры разбора композиций:
Можно основать композицию на буквах и символах
3) Dream Worlds: Production Design for Animation - Hans Bacher
В книге подробно рассматривается работа камеры в композициях и приводятся примеры на основе пайплайна многих диснеевских мультфильмов.
ВИДЕО
4) Directing the Story – Francis GlebasЭта книга лучше всего подойдет тем, кто хочет заняться раскадровкой или понять как улучшить повествование в комиксе. В книге огромное множество примеров с детальным покадровым объяснением принципов работы того или иного ракурса, причин использования различных приемов и советов как лучше передать эмоции персонажей или настроение в сцене.
5) Composition of Outdoor Painting - Edgar Payne. В книге собрано множество видов композиций окружения. Рассказывается про их особенности и построение. Подойдет для тех, кто хочет создавать дизайн окружения и грамотно выстраивать фоны.
Упражнения.
1) Включите ваш любимый фильм/мультфильм и сделайте 30-50-100 набросков (тумбнейлов) ключевых кадров. Практика, основанная на уже существующих, продуманных профессионалами кадрах поможет проанализировать структуры повествования и потренироваться на правильно выстроенных сценах.
2) В композиции есть передний, средний и задний планы, которые отвечают за передачу глубины в сцене. Для начала можно взять за основу существующие кадры или фотографии окружения, а в последствии добавлять свои элементы или создавать абсолютно новые композиции.
Целью изучения этого этапа выступает построение композиции и передача идеи за счет расположения объектов в сцене и работы с силуэтом.
Примеры выполнения заданий по работе с тоном от наших студентов с курса Концепт Арт Окружения и Matte Painting:
3) Нарисуйте 20-30 простых композиций, используя различные структуры. Не забывайте про фокусный центр и баланс. Можете начать с предложенных вариантов: композиция с центром схода в центре; правило третей; передний, средний и задний планы; четкий фокус на одном плане и размытость на другом; симметрия; диагонали и т.д.
Примеры выполнения заданий по работе с композицией от наших студентов с курса Концепт Арт Окружения и Matte Painting:
Успехов вам!
Желающих пройти полный путь создания собственного проекта будем рады видеть на наших курсах. Научим работать в техниках Matte Painting и 3D, расскажем все о процессе создания цифровой иллюстрации уровня промо артов, игровой графики для мобильных игр и поможем прокачать навыки по анатомии. В течении нескольких месяцев вы будете получать качественный фидбек от преподавателей.
Пополните свое портфолио новыми профессиональными работами!
И подписывайтесь на наш обучающий паблик – здесь много уроков, статей и челленджей.
Спасибо за внимание!
Материал подготовила Диана Мова специально для школы CG LAB.
Другие статьи по теме:
Начало пути: свет и цвет в пейзаже