Девелопмент анимационного проекта

У каждого анимационного проекта есть свой жизненный цикл, который начинается с этапа под названием Девелопмент. В анимационную индустрию этот термин пришел сравнительно недавно. Давайте разберем, в чем же заключается этот этап? Прежде всего это английское слово, которое дословно означает развитие или разработку чего-либо. В нашем случае он означает период разработки анимационного проекта от момента зарождения идеи до появления сформированного идейного и визуального образа будущего проекта, или, с точки зрения продюсеров, то, что можно назвать интеллектуальной собственностью и с помощью чего можно получить финансирование на производство проекта.

Казалось бы, для чего нужно выделять отдельно этот этап и называть его странным словом? Однако здесь скрывается важный аспект. Идея - понятие эфемерное. Она может зародиться у кого угодно: Генерального Продюсера, Креативного Продюсера, Сценариста, да и просто любого человека. К тому же практика показала, что одна и та же идея приходит в голову нескольким людям в разных местоположениях практически одновременно. И далее возможны конфликты по выяснению - кому же эта идея принадлежит или чью голову она посетила первой. Дело, однако, в том, что никакая идея не защищается ни авторским, ни коммерческим правом. Для этого необходимо создать материалы, подкрепляющие идею: художественные концепты и сценарий. Поэтому пока мы не оформим идею визуально и не напишем для нее Сценарий или хотя бы Синопсис, мы не можем утверждать, что это наша идея. Если же мы хотим создать фильм по книге или либо другому авторскому произведению, то нам нужно сначала приобрести права на использование этого материала. И затем нужно проделать работу по адаптации к сценарию фильма. Понятие Девелопмент анимационного проекта пришло к нам из американской анимационной индустрии, как и сама концепция этого этапа со всеми его юридическими проволочками. Этап Девелопмента, или по-другому этап разработки идеи, ни к коем случае не надо путать со следующим этапом развития анимационного проекта - Препродакшеном, так как последний заключается в подготовительных работах перед началом производства фильма и подразумевает уже наличие финансирования и проработанной идеи проекта. Во время Девелопмента нужно быть очень аккуратными с распространением информации о разрабатываемом проекте и обязательно обратить внимание на то, что любой человек, привлекаемый для сотрудничества, должен подписать соглашение о неразглашении (NDA).

Зачем же выделять целый этап для разработки идеи? Любая первоначальная идея является сырой, она требует длительной и тщательной проработки, чтобы в будущем превратиться в достойный и продаваемый продукт, интересный той зрительской аудитории для которой он предназначен. Девелопмент предназначен в первую очередь для того, чтобы развить и окончательно сформировать идею будущего проекта. Пока вы будете определяться с возрастной категорией зрительской аудитории, характерами и внешним видом персонажей и их окружением - идея может подвергнуться изменениям и корректировкам. Помимо идеи фильма необходимо определить еще такое понятие, как сверхидея (high concept) - уникальность сюжета, основная мысль и миссия проекта, которую вы хотите донести до зрителя. Это вторая, скрытая на первый взгляд линия, которая обязательно должна присутствовать в вашем проекте.

lstr_2.jpg

Кроме того, в настоящее время рынок анимационных проектов очень насыщен. Еще одна цель Девелопмента проекта это провести исследование рынка, понять существуют ли похожие проекты и будет ли востребован наш проект после его производства? Актуальна ли будет наша идея? Может быть таких проектов уже существует большое количество, как, например, сейчас сериалов для девочек школьного возраста. И если мы отдаем себе отчет и все равно делаем проект для популярной аудитории и тематики, то чем он будет отличаться от существующих и выделяться? Будет ли наш проект конкурентоспособен? Например, если мы выпускаем сериал для мальчиков-школьников, то нужно понимать, что он будет конкурировать с такими серьезными соперниками как “Черепашки-Ниндзя”, “Человек-Паук”, “Трансформеры” и др. И далее вести разработку проекта с пониманием возможной сложности его реализации на рынке.

Далее во время этапа Девелопмент нам необходимо определить формат нашего проекта, состоящий из множество параметров, основными из которых являются следующие:
  • категория фильма: полнометражный, сериальный или короткометражный у нас будет проект;
  • хронометраж - длительность фильма или серии и количество серий, если это сериал;
  • целевая аудитория нашего фильма и ее возрастные рамки;
  • миссия проекта: идея, сверхидея, и чем он отличается от других проектов;
  • синопсис и сценарий;
  • стиль анимационного исполнения, технология (2D, 3D, смешанная, рисованная, перекладка, стоп моушн и др);
  • художественные концепты персонажей, окружения;
  • приблизительный бюджет и сроки производства;
  • возможные каналы сбыта и продвижения проекта

Здесь нужно понимать, что если у вас коммерческий проект, а это обычно сериальный или полнометражный фильм, то нужно заранее позаботиться о возможных каналах его сбыта. Даже если вы успешно завершите его производство, нужно быть уверенным, что ваш проект потом возможно продать на ТВ каналы, VOD, SVOD платформы и тп. То есть проект будет востребован через несколько лет производства на этих каналах. А если вы собираетесь продвигать свой проект за границу, то нужно еще позаботиться о специфике желаемых регионов продвижения. У каждого региона есть свой культурный код, особенно это касается детской анимации. Например, русский народный фольклор вряд-ли найдет широкое понимание и признание. Проект “Маша и Медведь” в этом смысле уникальный, так как в его случае русская народная сказка была очень хорошо принята разными культурами. Например, неожиданно популярна Маша оказалась в мусульманских странах, так как Маша одета в длинное платье и платочек.

Если же у вас некоммерческий фильм, например, короткометражный, то нужно понимать, что скорей всего продвижение будет заключаться в подаче заявок на участие в фестивалях анимационного кино. Если вы уже заранее знаете в каких фестивалях вы хотите участвовать, то обратите внимание на предпочтения по метражу и жанру фильмов, отбираемых этими фестивалями.

lstr_3.jpg

Затем для того, чтобы получить средства на производство проекта, нужно сформировать облик продукта, на изготовление которого мы хотим получить финансирование. Практически невозможно по одной лишь идее запросить некую сумму и сказать сколько времени у нас займет ее производство. А тем более потенциальные инвесторы не смогут оценить сроки и порядок окупаемости продукта.
Для того, чтобы свести вместе авторов, продюсеров проекта и потенциальных инвесторов, существуют питчинги - специализированные мероприятия, посвященные презентациям проектов, которые обычно проходят в рамках кинорынков, фестивалей, слетов, форумов. Питчинги проекта помогают понять перспективность будущего продукта, найти финансирование, получить помощь в его производстве и реализации. На каждом питчинге задаются свои параметры выступления - сколько минут должно занимать выступление и сколько минут дается на показ видео (трейлера или тизера). И обычно общее время выступления не выходит за рамки 10 минут. Помимо этого за многие годы сложился определенный формат эффективной презентации проекта. Более подробно о том, как подготовиться к питчингам, да и в целом как проработать Девелопмент своего проекта я рассказываю на своем курсе “Продюсирование” на animationschool.ru.

Участие в питчингах является кульминацией этапа Девелопмента проекта. Необходимо провести должную проработку и определить цель участия в питчинге. Чаще всего это необходимость финансирования производства фильма, которое мы хотим организовать, или же мы хотим отдать наши разработки на совместное производство (co-production), но в данном случае нужно быть готовым к тому, что наша идея подвергнется корректировкам или даже глобальным изменениям, автор же идеи в данном случае может или получить некий авторский гонорар, и, вероятно, будет принимать активное участие в производстве на этом копродакшене. Возможно нам нужна помощь в дистрибуции нашего проекта, а все остальное мы можем сделать сами. Либо нам требуется и то и другое. В любом случае необходимо четко сформулировать и озвучить цель, ради чего мы идем на питчинг. Участие в питчингах независимо от положительных или отрицательных отзывах о нашем проекте дает мощный стимул развития и доработки нашей идеи и ее визуального представления.

Множество перечисленных выше целей и задач Девелопмента анимационного проекта уже дает нам понять, что этому этапу жизненного цикла анимационного проекта стоит уделять должное внимание. Тем не менее напоследок самой важной целью Девелопмента я бы назвала поиск ответа на вопрос: “Какие свои собственные задачи вы решаете, создавая этот фильм?” Возможно вы хотите разработать бренд и получить известность или же просто заработать денег. Либо вам есть что сказать людям и вы не можете это больше держать в себе. А может быть это своеобразный вызов собственным возможностям. Каждая из этих целей имеет как право на существование, так и на свой специфический путь достижения. Например для создания бренда или заработка денег можно следовать востребованным, четко сформулированным требованиям к контенту. Авторское же кино открывает вам простор для фантазии и экспериментов, но не дает возможности окупить все ваши творческие искания, так как целевая аудитория не является массовой. Решив для себя главную задачу всей вашей затеи, дальше нужно двигаться, держа в уме данную финальную цель, чтобы не делать лишних совершенно необязательных для достижения этой цели действий.

Подводя итоги, могу сказать, что этап Девелопмент помогает понять зачем и над каким проектом мы собираемся долго и упорно работать, как нам задействовать свой творческий потенциал, чтобы создать что-то личное, но универсальное, как продвигать проекты через сотрудничество и партнерские отношения, как участвовать в питчингах, находить агентов и дистрибьюторов, работать с юридическими аспектами, а также в целом подготовиться к эмоциональным американским горкам, которые ждут нас при производстве проекта.

Наши статьи по теме Организации анимационного производства можно посмотреть в блоге компании
Фейсбук - Facebook.com/animation.standard/
Сайт Стандарта Организации Анимационного Производства - СОАП.РФ

734 0 850 3
2
2020-07-09
Уай ю диднт юс руссиан уорд razrabotka?
2020-07-12
Артём, используется англоязычное название, потому что у остальных этапов они также англоязычные - (Девелопмент,) Препродакшн, Продакшн, Постпродакшн, Релиз проекта.
В СОАП конечно будут прописаны и понятные русскоязычные аналоги этих названий, для объяснения.
RENDER.RU