Производственные роли на анимационном проекте (3D)

В статье Этапы развития производства в анимационной студии я упомянул, что на четвертом этапе развития производства, на этапе "управление организацией производственных работ", необходимо выделить производственные отделы, определиться с основными производственными ролями и их должностными обязанностями. Давайте разберемся, как конкретно это происходит? Что нужно сделать чтобы реализовать эти пункты в конкретной студии? Попробую ответить на эти вопросы на примере эволюции моего профессионального развития.

В своей деятельности я занимаюсь тем, что создаю или настраиваю систему управления задачами в различных анимационных студиях, и это является одной из ключевых функций по организации управления анимационного производства. Когда я только начинал этим заниматься профессионально, у меня возник вопрос: каким образом настроить систему управления задачами, чтобы любой сотрудник на производстве всегда бы понимал, что ему нужно делать? Причём это касается не только исполнителей, но и тех кто ставит и контролирует задачи, а также организует само производство.

Так вот в анимационной студии, где я тогда работал, в производстве было около сорока человек, и я столкнулся с тем, что каждому сотруднику требовался свой собственный интерфейс в системе управления задач. Под интерфейсом я здесь подразумеваю определенный вид страничек с задачами, настройками и тп. Например, менеджеру требовалось видеть все отделы и их загрузку, а исполнителю достаточно было видеть только свои задачи. В итоге передо мной стояла перспектива создания сорока различных конфигурации “для каждого”, что показалось мне чересчур! По ходу работы я старался обобщить похожие интерфейсы, складывая их вместе и суммируя используемые в них функции. Получившиеся интерфейсы группы пользователей использовали уже однотипно и достаточно эффективно. Это оказалось отличной идеей, и дело пошло на лад! В результате эволюции в системе управления задачами получилось всего лишь четыре различных типа конфигурации интерфейса пользователя.

Но самое интересное, что на базе этих четырёх типов интерфейсов и их комбинаций, оказалось возможным организовать работу любого участника анимационного производства. Например, человек работает в одном отделе как исполнитель, но при этом является руководителем другого отдела, и тогда у него показываются два интерфейса для разных отделов.

Встречался даже случай, когда в одной анимационной компании был человек, который использовал весь набор интерфейсов, потому что в одном отделе он был простым исполнителем, в другом - руководителем отдела и ещё менеджером ассетов. Называли этого человека тогда просто “супервайзер”. Конечно сейчас уже я считаю плохой практикой комбинировать все производственные роли в одном сотруднике, потому что это получается своего рода “черный ящик”, который делает все подряд без определенной ответственности за результат, что создает хрупкую зависимость производства от этого специалиста. К сожалению, и сейчас я встречаю студии, в которых некий всемогущий специалист берет на себя (чаще всего сам) все возможные функции без всякой для него ответственности. Эта ситуация конечно зависит и от Этапа развития производственных отношений на этой студии.

На основании практического использования этих типов интерфейсов в разных компаниях и родилась система производственных ролей, в которой каждый из четырёх интерфейсов соответствуют своей отдельной производственной роли.

Я назвал эти роли - Утверждающий, Менеджер, Руководитель отдела, Исполнитель и сейчас эти роли есть на любом производстве, на котором я участвую.Роли1.png

Когда я описал работу для этих типов производственных ролей, стало возможным окончательно разделить сотрудников по их исполняемым функциям, и теперь на производствах сотрудники обычно исполняют только одну их этих четырёх производственных ролей.

Такие глобальные понятия, как разработка технологии производства и описание работы на процессах, обычно находятся под управлением соответствующих Руководителей отделов. Иногда в крупных компаниях присутствует отдельная должность для такого рода работ - технолог, который действует не в рамках одного отдела, а уже в рамках всего анимационного производства.

Если говорить о юридическом аспекте, то после описания производственных ролей появилась возможность составить внятный договор с любым сотрудником, участвующим в производстве, часто даже без упоминания конкретных процессов, на которых он занят. Поэтому сам сотрудник не ограничен работой в конкретном отделе. И если он даже решит поменять свою профессию и перейти в другой производственный отдел, то не возникнет необходимости изменять его договор.

Выделение креатива в производстве
Так же постепенно стали отчётливее вырисовываться конкретные функции Режиссёра и Художника постановщика в рамках роли Утверждающий. За ними закрепились только функции формулирования требований к контенту проекта и его утверждения, по мере создания. Когда исполнение всех четырёх производственных ролей налажено и исполняется на студии, работа Режиссёра и Художника постановщика становится понятна и ясна для всех участников производства. В этом случае Режиссёр и Художник постановщик полностью загружены своими непосредственными обязанностями, не отвлекаясь на другие работы, что очень важно для студии в целом.

Данная система ролей оказалась очень эффективной, и я продолжил её использовать и совершенствовать в различных компаниях, создающих компьютерную графику.

Производственные отделы
Конкретные сотрудники чаще всего выполняют только определённые типы работ, которые я называю процессами. Если этих сотрудников собрать вместе по процессам, то естественным образом получаются Производственные отделы.

Таким образом, с точки зрения организации анимационного производства, Производственный отдел - это группировка его процессов. Причем эти процессы исполняются только в этом отделе, и ни в каком другом. Если же на студии производятся несколько проектов, то отдел обычно берёт на себя любые работы по своим процессам для всех проектов студии, либо для каждого проекта создается аналогичный отдел. Кроме того, в конкретном отделе процессы могут быть не только для одного производственного объекта, но и для нескольких; к примеру, отдел рендера (Шотов) иногда занимается и шейдингом (Ассетов).Роли2.png

Рассмотрим для примера слайд выше. В первый “отдел 3D” попадают все задачи процессов - боксинг, моделинг, текстуринг, сепарейт, прокси. Во второй “отдел Рендера” попадают все задачи процессов - шейдинг, лайтинг и рендеринг. Это можно видеть в левой колонке, со стрелками. Справа - разложены сами задачи для объекта 1, локации 1 и шотов 1 и 2. Вертикальные колонки справа разделяют разные типы производственных объектов - Ассеты-объекты, Ассеты-локации и Шоты. На этом примере можно видеть, что работа отдела 3D ведется только с Ассетами, а отдела рендера - и с Ассетами и с Шотами.

Все существующие на конкретном анимационном производстве процессы должны быть распределены между отделами. Когда же, по необходимости, в производстве появляется новый процесс, для него необходимо определить конкретный отдел, который будет его исполнять, либо создать новый отдел.

И совсем не помешает в рамках каждого отдела выделить человека, который отвечает перед студией за работу всего отдела, назовём его Руководитель отдела (производственная роль), который проявит свои организационные способности.

Краткое описание производственных ролей
Утверждающий формулирует требования к ассету, шоту, или даже к конкретной задаче, и подтверждает их соблюдение после исполнения задачи (утверждает задачу). Например, режиссер рассказывает какого характера должна быть анимация главного героя в конкретном шоте. Требования часто бывают нескольких типов, и каждый тип требований формулируется и утверждается отдельным ответственным сотрудником. Например, риг персонажа может быть отсмотрен и проверен ответственным аниматором после руководителя отдела рига, или, анимация шота может быть отсмотрена режиссёром после супервайзера анимации.

Менеджер отвечает за организационный аспект производства проекта, занимается планированием и координацией деятельности производственных отделов. Основной инструмент Менеджера - система управления задачами. В ней менеджер заполняет всю структуру проекта - Сиквенсы, Шоты и Ассеты, создаёт их задачи, используя соответствующие шаблоны (определенные заготовки, чтобы каждый раз не прописывать, например, при введении нового Ассета все процессы для его создания). Менеджер даёт им правильное именование, устанавливает сроки и порядок их исполнения (См. Структура анимационного проекта). Кроме того, система управления задачами позволяет менеджеру своевременно отслеживать проблемы в производстве, следить за загрузкой каждого отдела и заниматься балансировкой ресурсов.

Руководитель отдела отвечает за профессиональный аспект производства в рамках своего отдела. Он, в первую очередь, формулирует техническое задание на конкретную задачу отдела, основываясь на задании режиссера, художника постановщика (Утверждающего): сценарии, аниматике и тп, оценивает её сложность и выбирает конкретного исполнителя. После исполнения задачи - отсматривает результат, чтобы он соответствовал исходным требованиям. Это - его зона ответственности. Руководитель отдела может также делегировать часть своих полномочий кому-то из отдела, не передавая ему свою ответственность перед студией за работу всего отдела.

Исполнитель отвечает за своевременное выполнение возложенных на него задач по сформулированным к ним требованиям. Выполнение задачи должно соответствовать описанию работы на конкретном процессе, описанному технологом или руководителем отдела.

Отношения производственных ролей
Анимационное производство - это живой сложный организм, в котором производственные роли выстраивают определенные отношения между собой. Для правильной реализации производственных ролей в конкретной студии необходимо понимать систему многоуровневых отношений между ними. Ниже например отображены отношения между творческими (Creative) и исполнительными (Executive) производственными ролями:Роли3.png

Слева показана креативная часть студии (Creative), сюда входят Режиссер, который отвечает за смысловую часть проекта и Художник постановщик, который отвечает за визуальное отображение проекта. Они формулируют требования к содержимому проекта и утверждают промежуточные материалы на разных стадиях производства, для исполнения своей основной задачи - получить нужный им результат.

Сверху - исполнительная часть студии (Executive), функции которой заключаются в организации производства материала, который формируется и который нужен креативной части. Сюда относятся менеджеры и исполнительные продюсеры.

Посередине - когда на креатив, как суть, накладывается форма, в которой его можно осуществить, возникает и сам проект в виде конкретных производственных объектов: Ассеты, Шоты, Сиквенсы и тп.

На следующей таблице я отображаю отношения Менеджеров (Executive) и Производственных отделов (Production)Роли4.png

Здесь уже задание формируют Менеджеры (слева), так как они отвечают за организационный аспект производства. Именно менеджеры создают конкретные Ассеты, Сиквенсы и Шоты на основе готовых производственных шаблонов (опять же заготовок определенного типа, которым достаточно присвоить наименование и выбрать из списка нужные атрибуты). Менеджеры для каждой задачи устанавливают приоритеты исполнения и сроки.

Производственные отделы же в данных рамках занимаются реализацией этих поставленных задач. Причем Руководитель отдела отвечает за качественный и профессиональный аспект производства и все его функции связаны с этим. Он ставит задачи каждому Исполнителю в отделе и принимает у них работу с точки зрения качества (профессионализма) исполнения.

Уровни ответственности
Итак мы подобрались к самому сложному - кто же и за что ответственен, и каким образом эти ответственности взаимосвязаны?

Описанные производственные роли образуют четыре уровня ответственности: Creative (Утверждающий) -> Executive (Менеджер) -> Production + Process (Руководитель отдела) -> Task (Исполнитель). Ответственность Утверждающего заключается в том, что он отвечает за формулирование требований к контенту проекта (Creative), исполнение которого (Executive) находится под ответственностью Менеджера, с уровнем сложности и по технологии (Production + Process), за которые отвечает Руководитель отдела, с задачами (Task) определённых процессов, за исполнение которых отвечает Исполнитель.Роли5.png

Эта последовательность также означает, что если ответственность определённого уровня не исполняется в явной форме, тот этот уровень будет “пробит” и ответственность естественным образом перейдёт ниже на следующий уровень и будет там находиться “в неявной форме”. Если любой Утверждающий не выполняет своих функций, то они в неявной форме, и без ответственности, переходят к Менеджеру. Если Менеджер не выполняет своих функций, то они в неявной форме, и без ответственности, переходят к Руководителю отдела. Если Руководитель отдела не выполняет своих функций, то они в неявной форме, и без явной ответственности, переходят к Исполнителю.

Например, если режиссёр не смог установить свои требования к розыгрышу анимационной сцены, эта ответственность падает сначала на Менеджера, если же он не отреагировал, то на Руководителя отдела, если же и он не разобрался в этом вопросе, на Исполнителя, который, за неимением конкретного задания делает анимацию как ему заблагорассудится. Предъявлять претензии к конечному Исполнителю в этом случае совершенно бессмысленно - до него никто не смог сформулировать требования к заданию, и он просто был вынужден взять на себя ответственность и сделал работу как смог.
Ещё пример, Менеджер так загружен работой, что не запланировал или не успел выдать задание на работу отдела. Чтобы не останавливать работ своего отдела Руководитель отдела вынужден взять на себя чужую ответственность и принять решение о взятии в работу следующего Ассета. При этом может оказаться, что делать этот Ассет не было необходимости, и отдел работал вообще впустую. Получается, что Руководитель отдела вынужден взять на себя часть функций Менеджера, что является нарушением уровня его ответственности.

Для того чтобы этого не происходило, нужно своевременно и ответственно исполнять функции, которые соответствуют каждому из четырёх уровней, не допуская их “пробоя”. Важно удержать свой уровень ответственности и не заниматься другими уровнями, без явного на то решения и разрешения, чтобы хаос, идущий с верхних уровней, не поглотил нижние, зависимые от них уровни.

Ну и конечно же способность и возможность компании удерживать эти уровни ответственности в основном зависит от текущего Этапа развития анимационного производства, описанного в предыдущей статье на эту тему.

Сформулированные здесь уровни ответственности являются ключом для понимания причин большинства производственных проблем в студии, и я призываю в явной форме разделять ответственность согласно предложенным уровням в реальных анимационных производствах.lstr1.jpg

В случае применения предложенной здесь системы производственных ролей и уровней ответственности участники производства могут спокойно заниматься своим делом в рамках понятных им функций, используя конкретный интерфейс системы управления задачами. Вырабатываются правильные производственные отношения, которые естественным образом уменьшают напряжение внутри действующего производства. Становятся видны владельцы ошибок и причины переделок, что быстро исправляется, потому что всё находится на виду

Подведем итоги. В этой статье я разобрал четыре типа производственных ролей, определил уровни их ответственности и дал определение производственного отдела. Реализация перечисленных пунктов в конкретной студии является важной частью работ по организации в ней эффективного анимационного производства. Мой опыт показал, что при внедрении данного подхода происходят качественные изменения в системе производственных отношений, и появляется возможность для масштабирования анимационного производства, что даёт мощный толчок для дальнейшего развития анимационной студии, и перехода её на следующий Этап развития производства.


721 0 850 1
4
2019-09-10
Благодарю за статью!
2019-09-10
Это настолько условно....
2019-09-10
Олег ДжолаЭто настолько условно....

Это из практики, никаких условностей. Условности на эту тему закончились несколько лет назад. Крупные анимационные производства сейчас работают по этой схеме, насколько могут её реализовать.
2019-09-10
Олег ДжолаЭто настолько условно....

Это из практики, никаких условностей. Условности на эту тему закончились несколько лет назад. Крупные анимационные производства сейчас работают по этой схеме, насколько могут её реализовать.
RENDER.RU