Этапы развития производства в анимационной студии
По ходу своей деятельности по созданию и настройке системы управления анимационным производством мне пришлось столкнуться с тем, что чаще всего инструмент по управлению уже есть на Студии, а качественно и эффективно использовать его невозможно, потому что этого никто не умеет, или даже просто некому. И речь здесь идёт не о знании многочисленных кнопочек этого инструмента, а о достаточно концептуальных понятиях, таких как производственные роли в студии, их права и ответственность, принципы формирование производственных отделов и о других важных вещах, необходимых в действующем производстве. Поэтому мне пришлось заняться организацией работ по созданию структуры управления производством на студиях, со всеми сопутствующими вопросами. И сейчас я занимаюсь, в основном, именно этой деятельностью.
Сталкиваясь с разными студиями, так или иначе связанными с производством компьютерной графики, у меня выработался определенный подход; в частности, чтобы начать взаимодействовать с конкретной компанией, необходимо понимать, в каком состоянии находится производство, и в зависимости от этого принимать те или иные организационные решения. Обобщив имеющийся практический опыт, я пришёл к довольно понятной системе, которую и хочу представить.
Производственная деятельность в области компьютерной графики очень многогранна, к тому же технологии часто меняются. Для успешной деятельности необходимо учитывать множество факторов, так или иначе влияющих на результат. Часть из них касаются технологии, часть - управления персоналом, часть - организации самих работ. В любой компании, которая вообще хоть что-то сделала для заказчика, в той или иной форме, все эти факторы-условия уже выполнены, потому что результат уже есть! Однако это совсем не значит, что сам процесс производства проходил гладко и понятно, не было множества промежуточных переделок, переработок, и других не очень приятных и понятных вещей, с которыми столкнулась Студия. Но! Как понять в чем залог успеха? Если часто непонятно, что вообще происходит на производстве? Как можно обобщить или систематизировать работу такого сложного организма, как производство компьютерной графики?
Проанализировав множество производств, я сгруппировал обозримые факторы, напрямую влияющие на производство, в производственные аспекты (далее - Аспекты): Бюджет, Организация производственных работ, Технология, Производственные материалы, Контент проекта. Это конечно, не полный список, но в рамках рассматриваемой темы этого будет достаточно. Каждый Аспект в данном случае отвечает за отдельную тему, связанную с возможностью получения необходимого результата.
Здесь очень важно понять, что, если у Студии вообще есть результат, который она продала заказчику, то все перечисленные производственные Аспекты, в той или иной форме, были выполнены. И они исполняются чаще всего всегда, вне зависимости от стадии развития производственных отношений в конкретной Студии, однако, могут не находиться под вниманием (контролем) самой Студии. В этом случае этими производственными Аспектами занимаются случайные сотрудники Студии, в неявной форме, и, конечно, без всякой ответственности. А действуют они так по причине того, что этим кроме них просто некому заняться, а с них - требуют результат! Не вдаваясь в подробности, сотрудники сами вынуждены действовать на свой страх и риск, даже не всегда ставя в известность руководство. По этой причине уход такого сотрудника Студия будет переживать очень остро, иногда даже не осознавая почему.
Однако, по мере своего становления Студия берёт под контроль, в явном виде, последовательно, конкретный производственный Аспект, и, в итоге, проходит соответствующие этапы развития своего анимационного производства. Это же самое может происходить и на уровне развития отдельной группы профессионалов, если мы говорим о Скрам-команде, или даже на уровне отдельного специалиста, если мы говорим об уникальном CG дженералисте.
Этапы развития анимационного производства (последовательно)
- Управление контентом проекта. На этом минимальном этапе развития производства Студия понимает и принимает от заказчика исходное задание и формирует нужные ему результирующие материалы, при этом:
- сформулированы исходные параметры проекта, присутствуют согласованные с заказчиком требования к материалам (формат, хронометраж, целевая аудитория, особенности визуального представления, и другие параметры)
- Студия сдаёт итоговые результаты заказчику, в удовлетворяющей его форме
- в явном виде определён и соблюдается порядок взаимодействия с заказчиком (сроки сдачи проекта, наличие пилотной серии, степень влияния заказчика на ход работ, и другое)
- определено внутреннее техническое задание на производство проекта, в рамках отдельного подготовительного периода проекта (препродакшн проекта)
- Управление производственными материалами. На этом этапе, в явной форме:
- однозначно определена Структура анимационного проекта
- обозначены конкретные места хранения любых промежуточных материалов проекта, в локальной сети
- определена структура и наименование рабочих папок и файлов
- в Студии появляется технический отдел (IT), отвечающий за оборудование, системное программное обеспечение, за его работоспособность и конфигурирование
- наличие домена в локальной сети
- используются сетевые пути для доступа к материалам
- регламентирован доступ к итоговым материалам, по проектам и отделам
- Управление производственной технологией. На этом этапе, в явной форме:
- определен и закуплен список используемых программ (Maya etc) и их плагины, определены способы их применения, введено управление производственным программным обеспечением Студии
- ведутся доработки производственного программного обеспечения, собственные разработки
- определены производственные процессы, определены правила работы на них
- определены правила приёмки и сдачи материалов на производственных процессах
- в Студии создан и работает отдел исследований и разработок (R&D)
- Управление организацией производственных работ. На этом этапе на Студии, в явной форме ведётся управление проектами и ресурсами. В частности, сделано следующее:
- определены основные производственные роли, определена их ответственность и права, определены их должностные обязанности
- выделены понятные производственные отделы, организована их работа, налажено взаимодействие отделов
- выбрана, налажена и функционирует система управления производством
- производственные работы ведутся централизованно, только через систему управления производством, в ней настроены нужные интерфейсы, для всех производственных ролей
- для всех типов производственных работ создаются необходимые задачи, в которых ведётся их производство
- сотрудники самостоятельно устанавливают статусы своих задач, добавляют необходимые комментарии при сдаче заданий
- устанавливается порядок запуска производственных объектов (шоты, ассеты) в производство и приоритеты задач
- ведётся учет рабочего времени на их производство
- учитывается количество переделок задач
- разработана и применяется система приемки и утверждения задач
- предварительно определяется сложность производственных задач, ведётся их осознанное распределение внутри отделов
- производится балансировка ресурсов, в виде регулирования количества сотрудников отделов, занятых конкретным проектом, для обеспечения постоянства их загрузки
- определены контрольные точки и сроки ведущегося производства
- бесшовно организована работа удалённых групп и отдельных сотрудников (аутсорс)
- работает отдел менеджеров производства
- организована ретроспектива выполненных проектов
- производятся оценки текущего состояния производства на основании производственных отчётов
- определён порядок найма и увольнения сотрудников, проводится общее знакомство и их инструктаж при приёме на работу
- организовано обучение, повышение квалификации сотрудников
- ведётся работа по мотивации сотрудников
- Управление бюджетом проекта. Студия в состоянии аргументированно и достаточно точно определить бюджет и сроки будущих проектов, на основании декомпозиции их производства.
Хорошая практика на этом этапе:- по ходу производства отслеживается исполнение бюджета, и при необходимости, применяется грамотная балансировка ресурсов
Для примера, для того, чтобы Студия смогла управлять технологией производства (например, определять производственные процессы), ей необходимо перед этим в явной форме управлять производственными материалами (где что должно хранится), иначе производственная информация на реальных процессах может быть запросто утеряна. Далее, для того, чтобы начать управление организацией производства, нужно уже, в какой-то форме, иметь более-менее понятную технологию, включая производственные цепочки, правила работы на процессах, правила приёмки и сдачи заданий, параметры проекта, и другую необходимую информацию. Далее, для того, чтобы качественно управлять бюджетом проекта, необходимо получить чёткие требования к производству проекта, иметь разработанную технологию, с учетом понятных производственных ролей, работающих на конкретных аппаратных и программных ресурсах. И только в этом случае уже появляется возможность аргументировано планировать реальный бюджет проекта, что подтверждается практическим опытом, когда с течением времени у анимационной Студии появляется такая возможность.
Соответственно, когда я начинаю сотрудничество с конкретной Студией, то сначала определяю конкретный этап развития анимационного производства, и именно с этого этапа начинается работа, последовательно, этап за этапом.
Рассмотренные этапы развития анимационного производства в Студии являются ключевыми этапами построения анимационного производства. Именно в такой последовательности, этап за этапом, выстраивается анимационное производство в конкретной Студии: Управление контентом -> Управление производственными материалами-> Управление технологией-> Управление организацией работ-> Управление бюджетом.
Теперь и вы сами, работая в своей Студии, можете приблизительно понять, на какой стадии развития находится анимационное производство, и на что нужно обратить внимание в первую очередь, чем можно заняться впоследствии. При этом учтите, что разные проекты могут находиться в разных состояниях. Также вы теперь сможете понять что нужно делать в целом!
Личная страница автора на Facebook
Наши статьи по теме Организации анимационного производства можно посмотреть в блоге компании
Фейсбук - Facebook.com/animation.standard/
Сайт Стандарта - СОАП.РФ