Композиция кадра

IMG-000.jpg

В данной статье я проведу авторский композиционный анализ сюжета «Девушка из Дании» фотограф Энни Лейбовиц. Во время подготовки статьи я хотел формально отписаться о различных вариантах применения золотого сечения, динамической симметрии, но в итоге я проведу композиционный анализ одной работы. Почему я назвал этот анализ "авторским", да потому, что я не уверен в том что мои мысли совпадут с мнением создателя фотографии. Я всегда усмехаюсь, когда искусствоведы, при анализе произведения искусства начинают свое повествование со слов - "автор хотел сказать", да откуда такая уверенность в том что хотел сказать автор...?

Стандартный подход к композиционному анализу, а именно правило третей и золотое сечение не дали особого понимания композиционного замысла. Так называемые «горячие точки» не дают никакой информации, за которую можно зацепиться. Да герои располагаются в «правильных» местах, ну и что?

Золотое сечение

IMG-001.jpg

Правило третей

IMG-002.jpg

Конечно историю можно притянуть за «уши» — «натурщик» позирует художнику, если выделить четверти. Где малая четверть фиксирует завязку сюжета — излишне сосредоточенный взгляд позирующего, так обычно бывает, когда натурщик позирует в первый раз. Ну и большая четверть непосредственно композиционное раскрытие сюжета, где фиксируется процесс работы самого художника. Как-то слабовато…

IMG-003.jpg

Очевидно что надо искать другой подход. Тогда я решил поиграть с диагональными взаимодействиями и поискать динамическую симметрию в композиции.
Поскольку «европейская цивилизация» приучена к чтению слева на право, то мы, по привычке, рассматриваем художественные произведения слева на право. Свои диагонали я запустил так же от левых углов. И тут уже стало что-то «вырисовываться». Второй «отскок» повторил линию движения кисти во рту художника и мне показалось это уже не случайным.

Но теперь горизонтальные линии золотого сечения никак не взаимодействуют с диагоналями и я решил их немного раздвинуть до взаимного пересечения. Это привело к смещению зрительных центров по вертикали и одна из них попала точно в сердце «натурщика», а вторая пошла по краю подиума.
Совпадение такого уровня — кисть, подиум, сердце, это уже не случайность.

Композиция по горизонтали разделилась на три равных части. Получилось гибридное решение — горизонтали выстроились согласно правила третей, а вертикали согласно золотого сечения, что подтверждает тезис — правила придуманы что бы их нарушать.

Золотое сечение, диагональный анализ

IMG-004.jpg

Дальнейшая диагональная разбивка привела меня к следующей композиционной схеме.

Золотое сечение, диагональный анализ

IMG-006_01.jpg

Ну а дальше все выстроилось в четкую симметричную систему из ромбов, прямоугольников и треугольников. Во всех комбинациях композиция стала равновесной и стала четко читаться динамическая симметрия.

Золотое сечение, диагональный анализ

IMG-006_02.jpg

Анализ прямоугольной сетки и выделение основных сюжетных прямоугольников, задают композиции четкий ритм, положение фигур в кадре становятся более обоснованными.

Золотое сечение, прямоугольная разбивка

IMG-008.jpg

Золотое сечение, прямоугольная разбивка

IMG-009.jpg

Тональный анализ, так же подчеркивает четкую динамическую симметрию, к которой прибегнул автор фотографии.

Золотое сечение, тональный анализ

IMG-010.jpg

Золотое сечение, тональный анализ

IMG-017.jpg

Не менее интересно работа начинает читаться при гексагональной сетке.

Золотое сечение, гексагональная сетка

IMG-011.jpg

Первичный сюжет. Первый гексагон это завязка. Второй гексагон это композиционное развитие сюжета, объясняющее что происходит вообще.

IMG-012.jpg

А сейчас пойдет искусствоведческий бред

Философское раскрытие сюжета заключено в других частях — две половины гексагона, расположенные в нижней и верхней частях работы.
Натурщик сидит на подиуме и он вот вот возвысился на простой жизнью и станет частью чего-то большего. Свидетельства его «приземленной» натуры — ботинки и таз для ног.

Голова художника наоборот, как у всех творческих людей (о боже… какое клише) — витает в облаках, взгляд опущен и сосредоточен на творческом процессе.

IMG-013.jpg

Данный подтекст — возвышенного и приземленного, поддержан так же и в прямоугольной разбивке изображения.

IMG-015.jpg

Но при чем здесь собака? Да ни причем. Иногда банан, это просто банан, а собака просто визуально уравновешивает композиционное решение основного сюжета. Вместо собаки могло быть что-то другое, но этот предмет находился бы в том же самом месте и был бы светлым по тону.

IMG-014.jpg

Что могу посоветовать начинающим для изучения композиции?

  • Узнать все о Золотом сечении
  • Узнать все о Формальной композиции (Пропедевтика. Основы композиции)
  • Узнать все о Динамической симметрии
  • Узнать все о базовых принципах Гештальтпсихологии, ту часть где изучаются процессы психологии восприятия.
Далее уже можно пробовать анализировать работы, которые вас «цепляют» и применять результаты анализа в своей практике. В текучке конечно не встроить сложную композицию, на это просто нет времени, но никто не мешает «запилить» один ракурс по всем правилам в свободное от работы время.

Для текучки

Композицию можно построить так, чтобы главный объект в изображении находился в пересечении хотя бы с одной из горячих точек (зрительные центры).

IMG-018.jpg

Можно работать с "четвертями", взяв одну из точек за композиционный центр, выстраивая композицию по четвертям

IMG-019.jpg

Для удобства можно воспользоваться вот этим скриптом, который наносит сетку золотого сечения (и другие фигуры) прямо во вьюпорте 3ds max.
На стриме "Камера и композиция кадра", при помощи этого скрипта, я провожу анализ работ известных CG студий, в работах которых отчетливо прослеживается использование правил золотого сечения. Так же делюсь своими опытом в выборе и установке ракурсов виртуальной камеры.

USHAKOV | CG CHANNEL

687 0 850 4
0
RENDER.RU