Особенности критики в рунете, CG-хейт и немного истории.
сложно сказать что-то новое, тут сломано великое количество копий и мечей, но
меня просят рассказать свое мнение, а если просят, то почему бы и нет. В этом
тексте мы попытаемся не скатываться в банальщину и лютую заумь, а емко, быстро
и по возможности интересно пройтись по данной теме и попытаться понять, почему
именно в CG-рунете, критика — это больное место. Мне достаточно легко говорить
на эту тему, так как в CG я порядка 20 лет и как динозавр, доживший до нашего
времени, помню многие периоды формирования CG общества в рунете. Хочу сразу
заметить, что все нижесказанное, просто мое мнение, собранное за долгие годы
работы и не имеет никаких претензий на истину в первой инстанции. Поехали!
Критика и Критиканство.
Прежде всего, я хотел бы разделить
понятие конструктивной критики (а другой и быть не может) и критиканства.
Критика в принципе не должна быть обидной, она всегда в разумном и позитивном
ключе, отметил хорошие моменты, отметил слабые, предложит свои варианты, у нее
одна цель, помочь автору стать лучше, но к сожалению общие негативные тенденции
извратили понятие критики и придали ей ярко выраженный негативный окрас. Сейчас
слово критика воспринимается однозначно как негатив, а не как обсуждение работы
с дельными предложениями и мнением коллег.
Вернемся в начало двухтысячных, было время, когда критика разделилось на черное и белое, либо "я в
восторге", либо "ненавижу", границы между откровенным
критиканством и конструктивной критикой размылись, все это привело к
формированию шаблонов: "не умеешь воспринимать критику, не рисуй
вообще", "если ты не можешь воспринимать критику, зачем ты
выкладываешь работы, показывай их маме она похвалит" и т.д. Сотни
комментариев под работами, ругань, негатив, ненависть. Что бы показать себя
взрослой и способной воспринимать критику личностью, авторам нужно было
стоически выносить на себе ведра помоев, да, была и адекватная критика, люди,
которые защищали авторов, призывали к порядку и здравому смыслу, но все это неизбежно
перерастало в
холивар между защищающими и нападающими, а также мечущимся среди
огней инквизиции автором, 1000 раз пожалевшим, что вообще выложил работу.
Такая картина многие годы была повсеместной, на всех площадках рунета, к чему
это привело мы знаем, большой исход авторов на зарубежные площадки, где с этим
было значительно проще. С подобным конечно же боролись как могли, но
эффективных инструментов на тот момент просто не было, да и люди к ограничениям
были не готовы, невозможно было разделить их на хороших и плохих, банили за
совсем уж лютый
хейт,
но в целом картину это не сильно поменяло.
Теперь два слова о критиканстве, оно тоже имеет свою градацию, нет
смысла в нее сильно углубляться, поэтому пробежимся по вершкам. Критиканство
преследует одну цель, найти к чему можно придраться (если нет, то придумать и
придраться) и сделать все это в крайне негативном ключе, донести до автора как
он неправ, вылить максимум негатива и раздражения, а также повысить свою
самооценку за счет принижения других. От него тоже есть своя польза, её бы наверняка оценили спартанцы, но если честно, то вреда значительно больше.
Критиканство может быть неосознанным, человек совершенно искренне считает, что
он помогает людям, оно может быть способом избавиться от внутреннего
напряжения, либо же совершенно осознанным и доходить до откровенного хейта и
троллинга, где автор получает удовольствие от травли автора. Частенько в
процесс травли вовлекаются совершенно посторонние люди, которые шли мимо,
ничего говорить не планировали, но почитав комментарии и почувствовав запах
крови решили присоединиться. К сожалению, среди нас всегда будет определенный
процент людей (достаточно большой), для которых подобное поведение является
вариантом нормы и с этим совершенно ничего нельзя сделать (кроме
милитаристического подхода к модерации).
Почему критика в рунете зачастую приобретает такие неприятные формы?
Из прочитанного выше можно сделать вывод, что в то время общество было разделено на бедных художников и армию злобных критиканов, уничтожающих все на своем пути, но это далеко не так, зачастую эти же самые художники с удовольствием выступали на стороне критиканов, когда дело не касалось их работы. Это было нормой поведения, не все хейтили, многие комментируя, говорили о довольно важных вещах, но делали это не щадя авторов, точно так же как их самих не щадили другие. Такой себе порочный круг ненависти, многие опытные художники взрослели, седели, теряли интерес к изливанию негатива и желчи, и совершенно точно не хотели видеть все это в комментариях под своими работами, но поколения, воспитанные на их критике, уже стаскивали лежанки хвороста под их работы. Когда тебе в процессе творческого роста, все время льют смолу на голову, очень трудно став профессионалом не тыкать людей носом в их ошибки, как это делали с тобой, тут я полностью согласен.
Но почему именно рунет? Откуда у нас такая неприятная специфика критики? Есть устойчивое мнение, что у нас (имеется ввиду весь рунет, не зависимо от страны) достаточно непростая жизнь, люди у нас не живут, а выживают, особенно 15-20 лет назад, образование хромает на обе ноги, профильного образования до сих пор толком нет, зарплаты копеечные, за спиной лихие 90-е со всеми вытекающими, медведь болеет, двустволка не стреляет, струна на балалайке порвалась. О какой культуре общества можно говорить, люди в принципе несчастны, злы и раздражены, а по телевизору они смотрят на красивую жизнь за рубежом, при этом думают не о том, как развлечь себя в ближайший уикенд, а где подработать за копейки, что бы было на что оплатить квартиру. Люди в таких условиях в принципе не готовы к позитивной и конструктивной критике, в инет выходили биться на форумах, в форме диванных войск.
Это было частью нашей экосистемы, плохо что она формировалась в очень загрязненной среде, но смотря правде в глаза, другого выхода у CG рунета тогда не было, просто не умели жить по-другому. Со временем многое поменялось, много ресурсов просто вымерло, кто-то ввел достаточно строгие правила, что бы ограничить хейт (у этого решения безусловно были свои негативные последствия), потом пришли соц.сети и хейтеры нашли там бесконечное непаханое поле. Интерес художников постепенно ушел от CG площадок рунета (заклеймённых хейтерством, хотя на них уже давно был наведен порядок), переместившись на зарубежные сайты и соц.сети.
Сейчас хейта конечно же меньше, чем в старые добрые
времена, но ситуация по-прежнему достаточно грустная, оказалось, что там, где
хейтят авторам не очень интересно размещаться, за то всем остальным очень
весело смотреть, читать и комментировать, а вот где наводят порядок, наоборот,
размещаться вроде бы безопасно, в плане давления аудитории, но с обсуждением
все очень вяло, хвалить никому не интересно, а значит и размещаться там особого
смысла нет. Люди любят зрелища и скандалы, большинство не против почитать и
поучаствовать, когда не они в центре скандала, безусловно площадки где такое
происходило или происходит осуждаются, но они интересны аудитории. Опять
замкнутый круг, порожденный особенностями менталитета.
Так ли все хорошо за рубежом? И почему наши не хейтят там?
Безусловно там все намного лучше,отдельные проблемы конечно же есть, но это не идет не в какое сравнения с
рунетом, мы сейчас берем именно CG направление, потому, что на ютюбе и в
соц.сетях там такая же история как и у нас. Стоит ли при этом игнорировать
рунет как место для размещения своих работ? Думаю, что нет, на оставшихся
площадках рунета давно наведен относительный порядок и никто на людей с битой
не бросается.
А что насчет наших любителей похейтить? Почему от них за рубежом мы видим только: good job my dear friend, good work и awesom! Не стоит обвинять их в лицемерии, тут срабатывает эффект заграницы, многие ведут себя сдержано и дружелюбно, подражая большинству. Вспомните, как часто довольно отвязные личности начинают себя вести за границей как выпускники церковноприходской школы, безусловно культура общения там на другом уровне. Я не в коем случае не идеализирую все, что там происходит, но происходит это не от того, что люди там такие добрые, просто у них так принято, а у нас принято по-другому и то как у них дает лучший результат.
К сожалению, применить полученный там опыт общения у нас в рунете не
получается. Помните, как выезжая за границу мы видим на "той стороне"
аккуратные очереди в аэропорту, никто не лезет, не ругается, все держат
дистанцию, идиллия, но стоит нам прилететь на родную землю, как мы уже несемся
из автобуса как викинги с Драккара
на прибрежный городок и вместо аккуратных очередей у нас ругающийся и
отдавливающий друг другу ноги улей. И ведь мы все всё понимаем, что можно по-другому,
мы же 3-4 часа назад смогли стоять нормально? Но к сожалению реальность диктует
свои условия, если мы попытаемся вести себя как там, то здесь мы не просто
будем последними, нам отдавят ноги, каждый кто может воспользуется нашей
"культурой поведения" как слабостью.
Примеров этому очень много, кто брал машину в прокат за рубежом (Штаты, Европу,
Азию не трогаем, там свои тонкости), заметили, как все водят? И мы на автомате
начинаем вести себя также, перенимая культуру вождения, не нарушаем,
придерживаемся скоростного режима, но стоит вернуться назад и все это уже не
работает, мы возвращаемся к старой привычной системе. Вот такая грустная
история, конечно все постепенно меняется в лучшую сторону, но слишком медленно,
как и все эволюционные процессы.
Культурный хейт? Как реагировать на хейт?
Когда на рендере были введены достаточно строгие правила общения, сделано это было в период повального увлечения троллингом, мы столкнулись с культурным хейтом, когда достаточно образованные и хорошо изъясняющиеся люди, внимательно изучив правила, без единого ругательства откровенно издевались в комментариях над другими, унижали, при этом с точки зрения правил, они не выходили за рамки дозволенного. В этот момент мы все столкнулись с тем невероятным желанием большой части рунет аудитории, выливать негатив и чем сильнее закручивали гайки, тем более гротескные формы он принимал. В тот период были приняты достаточно жесткие меры, так как мы решили покончить с бушевавшим на тот момент хейтерством и троллингом.
Как художнику реагировать на откровенный хейт? Как это не ужасно звучит, но пробовать что-то разъяснить, ответить по пунктам, вступить в диалог, в надежде найти компромисс, совершенно бесполезно, действуя таким образом, вы как раз ведете себя так, как нужно хейтеру, в этот момент вы в его игре и играете по его правилам. Лучшим решением остается не рефлексировать и нарочито спокойно уходить от конфликта, мол на вкус и цвет все фломастеры разные, спасибо за мнение.
Да, это очень неприятно, но если вы ввяжетесь в конфликт, то уйдете из него с куда большим багажом негатива, чем в самом начале и все равно, ничего никому не докажите. Выиграть, объяснив все оппоненту, решительно невозможно, это как играть в шахматы с голубем, он разбросает все фигуры, нагадит на доску и улетит рассказывать другим голубям как он вас победил.
Какой выход? Выбирайте площадки/паблики, где за порядком строго следит администрация ресурса, их не так много, но они есть. Художник не должен с вилами защищать свои работы от откровенного хейта, атмосфера на площадке — это всегда головная боль администрации ресурса, главное не сидеть и не ждать, когда это заметят, если вы столкнулись с подобным, смело поставьте в известность модераторов, если это опытные люди, они без проблем решат конфликт.
Лучший метод борьбы, повышение осознанности и усмирение ЧСВ.
Спокойно отворачиваться от откровенных и
несправедливых нападок крайне непростая задача, мы же не просветленные буддийские монахи, да
мы можем отказаться от обсуждения, но уйдем из конфликта с большим камнем на
душе. Это крайне неприятно и единственный способ бороться, это менять свое отношение
к подобным вещам, повышение осознанности и усмирение ЧСВ, это не тема данной статьи, ознакомиться с
более подробной информацией можно по ссылками, но работать в этом направлении
безусловно нужно. Возможно эти практики стоит поставить в один ряд с работой
над техникой рисунка, осознать их важность вы сможете, начав работать в этом
направлении.
Что конкретно может
сделать каждый из нас, чтобы изменить ситуацию?
Все просто, раз и навсегда откажитесь от критиканства, критика может
быть только в позитивном ключе, только в помощь автору. Либо ничего, либо
советы в максимально корректной форме. Если каждый из нас начнет так делать, то
результат не заставит себя долго ждать, конечно всегда будет оставаться
определенный процент людей, для которых это смысл жизни, но без поддержки
большинства их влияние будет минимально.
Пропадут ли хейтеры, если все начнут наводить порядок и вести себя как пионеры?
Нет, но мы (авторы работ и администрация площадок) можем создать очень неприятные условия для них, им придется подстраиваться под эти условия, рано или поздно хейтерство эволюционирует и откажется от своих радикальных форм. Нет нужны искоренять его, это невозможно, но с общим ростом культуры, уважения к коллегам, повышения осознанности мы сможем добиться куда более приятной атмосферы на отечественных площадках.
А как же свобода слова?
Когда свобода слова перетекает в право выражать свою ненависть к окружающим? Где грань? Четкой границы тут нет, это скорее градиент от белого к черному, в какой-то моменты ты понимаешь, что это уже скорее черный цвет, но заметить сам переход крайне сложно, так как он постепенный. Самое сложное, что у каждого из нас в голове свой вариант такого градиента. Высветлить его могут строгие правила площадок и контроль за их соблюдением, и конечно же наш с вами общий уровень, способность и желание уважать друг друга и усилия, прилагаемые для сдерживания негатива. Повторюсь, что это не мы такие плохие, просто у нас достаточно сложные условия окружающего мира и очень трудно приходя в родную пещеру, ставить окровавленную дубину у двери и выходить в сеть вежливым, культурным и позитивным джентльменом. Но мы обязательно должны работать в этом направлении, и я верю, у нас все получится.
Дадут ли отечественные художники шанс рунету?
Я не знаю, но очень надеюсь на это, наш CG рунет стоит того, мы собирали его из ничего, на коленках в грязном гараже, все мы очень старались, что бы он был и развивался и мне хочется верить, что наши художники дадут ему второй шанс, своими работами в галереях отечественных площадок, активностью на конкурсах, уроками, общением, советами.
Подводим итоги.
Надеюсь, что пост был любопытен и не заставил вас скучать, напомню, что
это лишь мнение, совершенно необязательно правильное и у него могут быть сотни вариантов, но, если вам близки те
мысли, которые я донес в данном посте, я попрошу вас поспособствовать
распространению этого материала. Спасибо за внимание.