Краткий путеводитель по истории CGI в фильмах ужасов

Для того, чтобы хорошенько напугать зрителя, создать чудовищных персонажей и леденящие кровь сцены, без компьютерной графики не обойтись. В канун Хэллоуина 2019 предлагаем небольшую подборку фильмов, чтобы проследить, как с годами менялись технологии создания фильмов ужасов.

1. "Головокружение" (Vertigo, 1958)

История CGI начинается с фильма Альфреда Хичкока. Хотя термин "компьютерная графика" придуман позже, в 1960 году, именно Джон Уитни (John Whitney) впервые задействовал компьютер для создания анимации.

Уитни, пионер компьютерной мультипликации, экспериментировал с механическим аналоговым компьютером, который он собрал из прибора управления зенитным огнем — предиктора Керрисона. В результате совместно с дизайнером Солом Бассом (Saul Bass) они создают знаменитую спирографическую заставку.


2. "Сквозь горизонт" (Event Horizon, 1997)

Действие фильма разворачивается в 2047 году: на орбите Нептуна внезапно появляется космический корабль, без вести пропавший семь лет назад. Экипаж спасательной операции обнаруживает, что дело в секретном правительственном проекте по созданию пространственных туннелей.

Съемки пришлись на то время, когда визуальные эффекты, которые можно снять вживую, начали постепенно вытесняться графикой. Хотя режиссер использовал миниатюры для космических кораблей, грим и реальные взрывы, немалую роль сыграли различные CGI-техники: комбинированная съемка с дистанционным управлением, синий и зеленый хромакей, ретуширование отснятого материала и так далее. В данном случае компьютерная графика скорее «улучшала» материал. Например, художники сканировали капустные листы и сырые стейки, чтобы наложить текстуру в кадре и получить максимально реалистичные раны и запекшуюся кровь.


3. "Пункт назначения 2" (Final Destination 2, 2003)

В серии фильмов «Пункт назначения» завязка сюжета практически всегда одинаковая: главные персонажи узнают, что должны умереть, и всеми способами пытаются избежать такого финала. Чтобы показать ужасные и необычные смерти, режиссеры обращались к компьютерной графике.

Например, сцену с бревнами, падающими с грузовика на дорогу, сначала попытались снять полностью вживую. Но настоящие бревна не отскакивали от дороги так, как нужно было режиссеру. С задачей справилась команда VFX-художников из Digital Dimension (за что их до сих пор вспоминает добрым словом любой водитель, едущий за лесовозом).


4. "Рассвет мертвецов" (Dawn of the Dead, 2004)

"Рассвет мертвецов" — ремейк одноименного фильма 1978 года и неустаревающая киноклассика для Хэллоуина. Впервые зомби показаны настоящей угрозой: вместо медленных, неповоротливых созданий зритель видит, как они догоняют и набрасываются на свои жертвы.

Для фильма художники создали младенца-зомби полностью методами компьютерной графики: серое лицо в струпьях и пронзительные глаза.

5. «Мама» (Mama, 2013)

"Мама" — канадский фильм ужасов о двух сиротах, которых из пустого дома в чаще леса забирают молодые родственники — но мама, как оказалось, у них уже есть.

Режиссер выбрал актера-конторсиониста для создания персонажа мамы. Но даже учитывая, что актер был акробатом, для создания полного образа потребовались одновременно грим, визуальные эффекты и компьютерная симуляция.

Волосы персонажа потребовали отдельных исследований: этап R&D занял несколько месяцев. Режиссер хотел достичь эффекта, что волосы плавают вокруг «мамы», как будто она находится под водой. Художник из студии MR. X, которая работала на фильмом, отметил, что в итоге им удалось «получить полный контроль на тем, как выглядят, ощущаются и насколько быстро просчитываются волосы — вплоть до отдельных прядей и чешуек перхоти».


6. Чужой (Alien), серия фильмов

По этой серии зритель может легко отследить, как менялась технологии компьютерной графики для кино. Первый фильм "Чужой" (Alien, 1979) был отмечен "Оскаром" за лучшие визуальные эффекты. Однако компьютерная графика не имела к этому отношения: например, чтобы привести хвост лицехвата в движение, использовали воздухопровод с высоким давлением.


В третьей части ("Чужой 3") специалисты по визуальным эффектам использовали хромакей и композитинг, чтобы создать Чужого. Его изображал художник Том Вудрафф (Tom Woodruff, Jr.) с помощью костюма и тростевой куклы, а съемки велись на фоне зеленого экрана. Трости и другие лишние элементы убирали с помощью ротоскопирования.


halloween 01.jpg

Том Вудрафф (Tom Woodruff, Jr.)


Фильм "Прометей" (Prometheus, 2012) насчитывает примерно 1300 кадров с цифровыми визуальными эффектами. Студия WETA Digital создала сцену, где один из представителей расы Создателей распадается на глазах у зрителей. Художник Мартин Хилл (Martin Hill) показывает, как они это сделали.


И завершает этот обзор компьютерная графика последнего фильма серии "Чужой: Завет" (Alien: Covenant, 2017) — снятого почти 60 лет спустя после хичкоковского "Головокружения".

372 0 850 7
14
2019-10-31
Дизлайк - в смысле 1 балл за пропаганду всей этой блевотины :( (жаль, что нельзя ставить оценки со знаком "-").
2019-10-31
я тоже поставлю дизлайк - какую-то там спираль 1958 года показали, а дальше перепрыгнули здоровый промежуток и оказались в 79 году (чужой). А где, например, заставка из The Outer Limits 1963 года?
Да и в принципе всю историю можно рассказать только на основе заставок сериала Доктор Кто, который затрагивает все периоды
2019-11-01
Алек сандр (aler)Дизлайк - в смысле 1 балл за пропаганду всей этой блевотины :( (жаль, что нельзя ставить оценки со знаком "-").

Вы вообще нормальный? Это часть нашей индустрии, причем весьма важная, ужасы и фантастика двигали спец.эффекты вперед, если у вас проблемы и вы не можете адекватно воспринимать, проходите мимо со своим мнением, не всем нравятся цветочки и розовые сопли, это часть нашей индустрии, а вы тут гоните про какую-то пропаганду, как будто ужасы это что-то плохое. Вам уже кто-то влепил минус на коммент, я тоже влеплю.
2019-11-01
это легко.
2019-11-01
Алек сандр (aler)Дизлайк - в смысле 1 балл за пропаганду всей этой блевотины :( (жаль, что нельзя ставить оценки со знаком "-").
Эх, а мы старались :) Значит, просто не ваша тема. Я вот люблю фантастику и совсем не смотрю ужастики, кто-то прямо наоборот. Мятный Лакей прав, это часть индустрии, и немаленькая часть)
2019-11-01
Slava Gerchicov (Gargolev)я тоже поставлю дизлайк - какую-то там спираль 1958 года показали, а дальше перепрыгнули здоровый промежуток и оказались в 79 году (чужой). А где, например, заставка из The Outer Limits 1963 года?
Да и в принципе всю историю можно рассказать только на основе заставок сериала Доктор Кто, который затрагивает все периоды
Все бы не влезло, формат :) "Доктор Кто" - хороший пример, но sci-fi. А вот The Outer Limits - это вы очень здорово вспомнили!
2019-11-01
Алек сандр (aler)Дизлайк - в смысле 1 балл за пропаганду всей этой блевотины :( (жаль, что нельзя ставить оценки со знаком "-").

Я вот суши не люблю, но себе не позволяю подобным мерзким образом высказывать свое мнение, ты уважаемый оскорбляешь всех любителей ужасов, я большой поклонник и ты меня задел этим.
2019-11-01
К сожалению из 60 лет 50 в этом «кратком» путеводителе пропущено а так спасибо за статью
2019-11-01
Думаю куда интереснее было бы почитать подробную статью про CGI именно в 20-м веке, без привязки к жанру.
2019-11-01
Kaplia PavelДумаю куда интереснее было бы почитать подробную статью про CGI именно в 20-м веке, без привязки к жанру.
Это серьезная задача :) Возьмем на заметку!
2019-11-01
Мятный Лакей Вы вообще нормальный? Это часть нашей индустрии, причем весьма важная, ужасы и фантастика двигали спец.эффекты вперед, если у вас проблемы и вы не можете адекватно воспринимать, проходите мимо со своим мнением, не всем нравятся цветочки и розовые сопли, это часть нашей индустрии, а вы тут гоните про какую-то пропаганду, как будто ужасы это что-то плохое. Вам уже кто-то влепил минус на коммент, я тоже влеплю.
Ого, какая реакция, даже не ожидал :-)
На счёт вопроса о моей "нормальности", то думаю, что да, нормальный и восприятие адекватное ;-) Однако в 80 - 90-х годах сильно перекушал этой тематики (фильмов ужасов), потому теперь не в восторге, как там у кого-то красочно мозги вылетели и тому подобное... И моя оценка этого - она субъективная, никому не навязываю, но она по-прежнему 1 (а точнее -1) за выбор тематики. Ведь VFX - это не только фильмы ужасов...
2019-11-01
Алек сандр (aler) Ого, какая реакция, даже не ожидал :-)
На счёт вопроса о моей "нормальности", то думаю, что да, нормальный и восприятие адекватное ;-) Однако в 80 - 90-х годах сильно перекушал этой тематики (фильмов ужасов), потому теперь не в восторге, как там у кого-то красочно мозги вылетели и тому подобное... И моя оценка этого - она субъективная, никому не навязываю, но она по-прежнему 1 (а точнее -1) за выбор тематики. Ведь VFX - это не только фильмы ужасов...

По поводу выбора тематики... Ну очевидно же, что хэллоуину приурочили, не?
2019-11-02
Богдан Лукьяненко
По поводу выбора тематики... Ну очевидно же, что хэллоуину приурочили, не?

Очевидно, что к Хэллоуину, но такие люди просто не способны встраивать даже простейшие логически цепочки. А если ответит начнет наезжать на Хэллоуин. )
2019-11-05
А где, собственно, история? Гораздо интересней можно было бы материал, именно по истории CG в киноиндустрии подобрать. Что-то в духе как, например, во вступитьной части книги Francesco Legrenzi "VRay The Complete Guide".
RENDER.RU