Краткий путеводитель по истории CGI в фильмах ужасов
Для того, чтобы хорошенько напугать зрителя, создать чудовищных персонажей и леденящие кровь сцены, без компьютерной графики не обойтись. В канун Хэллоуина 2019 предлагаем небольшую подборку фильмов, чтобы проследить, как с годами менялись технологии создания фильмов ужасов.
1. "Головокружение" (Vertigo, 1958)
История CGI начинается с фильма Альфреда Хичкока. Хотя термин "компьютерная графика" придуман позже, в 1960 году, именно Джон Уитни (John Whitney) впервые задействовал компьютер для создания анимации.
Уитни, пионер компьютерной мультипликации, экспериментировал с механическим аналоговым компьютером, который он собрал из прибора управления зенитным огнем — предиктора Керрисона. В результате совместно с дизайнером Солом Бассом (Saul Bass) они создают знаменитую спирографическую заставку.
2. "Сквозь горизонт" (Event Horizon, 1997)
Действие фильма разворачивается в 2047 году: на орбите Нептуна внезапно появляется космический корабль, без вести пропавший семь лет назад. Экипаж спасательной операции обнаруживает, что дело в секретном правительственном проекте по созданию пространственных туннелей.
Съемки пришлись на то время, когда визуальные эффекты, которые можно снять вживую, начали постепенно вытесняться графикой. Хотя режиссер использовал миниатюры для космических кораблей, грим и реальные взрывы, немалую роль сыграли различные CGI-техники: комбинированная съемка с дистанционным управлением, синий и зеленый хромакей, ретуширование отснятого материала и так далее. В данном случае компьютерная графика скорее «улучшала» материал. Например, художники сканировали капустные листы и сырые стейки, чтобы наложить текстуру в кадре и получить максимально реалистичные раны и запекшуюся кровь.
3. "Пункт назначения 2" (Final Destination 2, 2003)
В серии фильмов «Пункт назначения» завязка сюжета практически всегда одинаковая: главные персонажи узнают, что должны умереть, и всеми способами пытаются избежать такого финала. Чтобы показать ужасные и необычные смерти, режиссеры обращались к компьютерной графике.
Например, сцену с бревнами, падающими с грузовика на дорогу, сначала попытались снять полностью вживую. Но настоящие бревна не отскакивали от дороги так, как нужно было режиссеру. С задачей справилась команда VFX-художников из Digital Dimension (за что их до сих пор вспоминает добрым словом любой водитель, едущий за лесовозом).
4. "Рассвет мертвецов" (Dawn of the Dead, 2004)
"Рассвет мертвецов" — ремейк одноименного фильма 1978 года и неустаревающая киноклассика для Хэллоуина. Впервые зомби показаны настоящей угрозой: вместо медленных, неповоротливых созданий зритель видит, как они догоняют и набрасываются на свои жертвы.
Для фильма художники создали младенца-зомби полностью методами компьютерной графики: серое лицо в струпьях и пронзительные глаза.
5. «Мама» (Mama, 2013)
"Мама" — канадский фильм ужасов о двух сиротах, которых из пустого дома в чаще леса забирают молодые родственники — но мама, как оказалось, у них уже есть.
Режиссер выбрал актера-конторсиониста для создания персонажа мамы. Но даже учитывая, что актер был акробатом, для создания полного образа потребовались одновременно грим, визуальные эффекты и компьютерная симуляция.
Волосы персонажа потребовали отдельных исследований: этап R&D занял несколько месяцев. Режиссер хотел достичь эффекта, что волосы плавают вокруг «мамы», как будто она находится под водой. Художник из студии MR. X, которая работала на фильмом, отметил, что в итоге им удалось «получить полный контроль на тем, как выглядят, ощущаются и насколько быстро просчитываются волосы — вплоть до отдельных прядей и чешуек перхоти».
6. Чужой (Alien), серия фильмов
По этой серии зритель может легко отследить, как менялась технологии компьютерной графики для кино. Первый фильм "Чужой" (Alien, 1979) был отмечен "Оскаром" за лучшие визуальные эффекты. Однако компьютерная графика не имела к этому отношения: например, чтобы привести хвост лицехвата в движение, использовали воздухопровод с высоким давлением.
В третьей части ("Чужой 3") специалисты по визуальным эффектам использовали хромакей и композитинг, чтобы создать Чужого. Его изображал художник Том Вудрафф (Tom Woodruff, Jr.) с помощью костюма и тростевой куклы, а съемки велись на фоне зеленого экрана. Трости и другие лишние элементы убирали с помощью ротоскопирования.
Том Вудрафф (Tom Woodruff, Jr.)
Фильм "Прометей" (Prometheus, 2012) насчитывает примерно 1300 кадров с цифровыми визуальными эффектами. Студия WETA Digital создала сцену, где один из представителей расы Создателей распадается на глазах у зрителей. Художник Мартин Хилл (Martin Hill) показывает, как они это сделали.
И завершает этот обзор компьютерная графика последнего фильма серии "Чужой: Завет" (Alien: Covenant, 2017) — снятого почти 60 лет спустя после хичкоковского "Головокружения".