Композитинг в фотографии. Предметная фотография с помощью одного карманного фонарика и Photoshop.

Предупреждение. Тут рассматриваются только технические вопросы, про композицию – это не сюда. И объекты подбирались по принципу материалов, из которых они сделаны, а не по смыслу.
Кратко: это что-то вроде эффекта световой кисти на компьютере, физически правильное сложение света в режиме 32 бита без использования масок слоя.

Доработал текст и примеры по сравнению с первым вариантом.

02.jpg

Сначала, конечно, возникает вопрос «зачем?». Особенно, если уже есть пара студийных моноблоков, софтбоксы и зонтики. Плюс пара накамерных вспышек с наборами цветных светофильтров.


Во-первых, я – человек ленивый. Пока профессиональный фотограф ходит с люксметром, чтобы нормально поставить свет, я вытаскиваю из RAW базовую фотографию, а потом ещё две с экспозицией -2 и +2 ступени (темнее и ярче), ставлю их в фотошопе слоями, добавляю чёрные маски, а потом рисую по маскам полупрозрачной белой кистью. То есть, рисую по базовой фотографии более тёмной и более яркой фотографиями. Понятно, что с точки зрения реализма это неправильно, но вот так.


А теперь представим себе, что можно сделать «виртуальную фотостудию», где есть штук 15-20 источников света, которые уже ПОСЛЕ съёмки можно включать, выключать, менять яркость и даже цвет. Это гораздо интереснее.


Во-вторых, в институте часто говорю студентам, что как минимум предметную фотографию можно фотографировать очень дёшево, и для этого совсем не нужна студия. Но считаю, что надо не просто говорить, а показывать на собственном примере.


Ну и, наконец, следствие из первых двух пунктов. Умеренные понтЫ. Понтоваться тем, что вот я взял студийные моноблоки и сфоткал, бессмысленно. Для профи не впечатляюще, для новичков непонятно. А вот «это сфотографировано с помощью одного карманного фонарика» - неплохо.

01.jpg

Технические детали (можно пропустить).
В примере был использован светодиодный фонарик. Но надо помнить, что точность цветопередачи светодиодов далеко не идеальна: спектр обычно неровный. Светодиодные лампы с индексом цветопередачи CRI 90% легко найти разве что в IKEA, и, по сравнению с обычными лампами накаливания, они стОят, как крыло от «боинга». Обычные светодиодные лампы из магазинов хорошо, если процентов 85, часто ещё ниже. А всякие энергосберегающие ещё хуже. Есть светодиодные лампы с индексом цветопередачи 96-97%, но, опять же, цена раз так в 10 выше, чем у ламп накаливания (которые считаются за 100%). А в фонариках светодиоды могут быть и с CRI 60-70%, так что про хорошую передачу оттенков цвета с обычными фонариками можно забыть.
Если для фото важны точные цвета объектов, то нужен источник света с ровным спектром, проще взять светильник-переноску с обычной лампой накаливания ватт на 40. Хотя, конечно, любители самоделок могут засунуть лампу накаливания, например, в жестяную банку из-под пива. Плюс электрическая вилка, патрон и метра три провода ПВС или ШВП.


Ещё возможен вариант использования проверочной таблицы ColorChecker24 и подключение получившегося цветового профиля в Lightroom, но это уже выходит за рамки простого и дешёвого.
В примере я фотографировал в формате RAW и экспортировал в Tiff 8-bit цветового пространства sRGB. Если бы я решил таким методом делать что-то серьёзное, то экспорт был бы в Tiff 16-bit цветового пространства AdobeRGB (в RAW я работаю с AdobeRGB). Но и файл получился бы не просто большой, а очень большой, для примера задачу упростил.


Процесс.
Фотоаппарат на штативе, режим приоритета диафрагмы. Диафрагма 8 (по идее, для бОльшей глубины резкости можно было бы и больше, но с таким светом и так при ISO 400 выдержка по несколько секунд получалась). Почему приоритет диафрагмы, а не ручной? Фонарик не статичен, чуть ближе – пересвет, чуть дальше – уже темно. Поэтому как меньшее зло выбрал приоритет диафрагмы. Хотя потом сделал пример, в котором носил фонарик вокруг примерно на одинаковом расстоянии, там режим ручной был.
Навёл резкость на центр и сразу переставил фокус на ручной. Иначе в темноте могут быть проблемы с фокусировкой по тёмному центру, жужжит объективом, но не захватывает.
Минус 1.3 ступени экспозиции, чтобы уменьшить вероятность пересветов.

Примечание. Вообще, конкретно этот момент с минусовой экспозицией – тема открытая. Проблема в следующем. Поскольку освещаются разные части кадра, то точечный и частичный экспозамеры не подойдут, они будут постоянно выдавать разную яркость. Центровзвешенный вроде лучше, но иногда освещается и самый край кадра. А оценочный по всему кадру может слишком поднимать яркость, мы рискуем получить в бликах пересветы (хотя это надо пробовать). Пока что остановился на центровзвешенном с экспозицией минус 1-1.3 ступени.


Желательно также использовать дистанционный пульт, потому что микро-сдвиги камеры чаще всего происходят в момент нажатия на кнопку, у меня есть пульт на проводе, использовал его.
Дальше смотрю в видоискатель фотоаппарата, направляю фонарик, чтобы подсветить первый объект, щёлк, второй объект, щёлк, потом остальные объекты, потом на фон спереди, на фон сзади с одной стороны, на фон с другой стороны, на объекты сзади, чтобы подсветить контровым светом.
Тут главное смотреть в видоискатель фотоаппарата, чтобы точно видеть, что именно освещается, и где точно будут блики. В первых экспериментах я просто светил и фотографировал, но при обработке понял, что результат не самый удачный, особенно с тёмными объектами и бликами на металле.


Для рассеянного света светил сквозь лист бумаги. Второй вариант: свернуть лист бумаги в трубку и засунуть фонарик внутрь, размер меньше, свет менее направленный. Для направленного света можно взять, например, газету, свернуть трубкой и светить сквозь трубку. Я для направленного света взял обрезок ПВХ трубы.


Получаем набор фотографий, где освещены разные части кадра.

03.jpg

Для наглядности усилил яркость, но вообще рабочие файлы очень сильно недосвечены, там иногда бывает сложно что-то разобрать. Яркость выбиралась так, чтобы даже блики не были пересвечены, а при наличии полированных поверхностей это значит, что всё остальное будет очень тёмным. Обычная яркость примерно такая:

04.jpg

В Lightroom проверяю по гистограмме – гистограмма не должна доходить до правого края. Конечно, если есть яркие блики на металле, то может доходить, но надо сразу знать, что здесь это не комильфо, потеряется информация. Если при обработке в Lightroom видно, что гистограмма доходит до правого края, то лучше уменьшить экспозицию.

05.jpg

В итоге получаю 15-20 фотографий (можно и гораздо больше):

06.jpg

В Lightroom проверяю все по гистограмме, чтобы нигде не было пересвета (гистограмма не доходит до правого края). Если доходит, то уменьшаю экспозицию (хотя на некоторых фото приходится и повышать). Иногда в случае особо сильных бликов на зеркальных поверхностях экспозиция слишком сильно темнит всё остальное. Тогда в Lightroom можно немного уменьшить параметр highlights, хотя это не совсем правильно с точки зрения физики. Потом экспорт в Tiff 8-bit, цветовое пространство sRGB.


Примечание. Сначала пробовал экспорт в jpeg, но тени компрессируются очень сильно, при попытке повысить яркость эта компрессия «вылезает». Так что Tiff. Если работать серьёзно, а не для тестирования, то лучше 16 bit.


Дальше выбираю картинку с первым источником света, открываю её в Photoshop и перевожу в 32-бита. Верхнее меню Изображение/режим/32-бит (Image/Mode/32-bit).

Примечание (можно пропустить).Зачем нужен режим 32-бита. Допустим, у нас есть два слоя с чёрно-белым градиентом: один залит слева направо, второй сверху вниз. Если наложить их друг на друга в режиме «линейный осветлитель (Linear dodge)», то, по идее, там, где два белых цвета накладываются друг на друга, должен быть самый яркий угол. Но в 8 или 16 бит белый цвет ограничен. В 8-бит белый цвет не может быть больше 255. Допустим, в одном слое белый на максимуме (255), в другом слое тоже на максимуме (255), но их сложение не может дать больше максимума. В общем, 255+255 всё равно будет 255.

А вот в 32 бита такого ограничения нет. Там значения чёрного и белого цветов считаются не от 0 до 255, а от 0 до 1, серый цвет будет не 128, а 0.5. И значение цвета может быть больше 1. Белый цвет со значением 1 при сложении с другим белым даст 1+1=2. Кому интересно, гуглить «HDRI».
Если в 32-бит притемнить результат, а потом посмотреть значения цветов в палитре информации, то видно, что самый яркий угол в два раза светлее других светлых углов. Вообще, смысл простой – в 8 и 16 бит пересвеченные части «теряются», в 32-бита их можно вернуть.

07.jpg

Я на всякий случай (если вдруг буду всем слоям менять прозрачность) ещё добавил в самом низу слой, залитый чёрным цветом. Потом добавляем сверху корректирующий слой Экспозиция, зажимаем alt, кликаем между двумя слоями, чтобы экспозиция применялась только к одному слою. Белую маску рядом со слоем экспозиции можно перетащить в «мусорку», здесь она не нужна. В параметрах экспозиции увеличиваем яркость.

08.jpg

Далее выбираем картинку со вторым источником света и переносим в наш файл. В палитре слоёв меняем режим наложения на «линейный осветлитель (linear dodge)». Если результат тёмный и плохо видно, то добавляем поверх ещё один корректирующий слой экспозиции и тоже, зажав alt, кликаем между слоями. Маску слоя экспозиции я тоже удалил.
Получаем имитацию двух источников света.

09.jpg

Точно так же можно менять цвет света. Добавить корректирующий слой «фотофильтр (Photo filter)» и также, зажав alt, щёлкнуть между слоями. В параметрах можно поменять цвет «фильтра» и его прозрачность.

10.jpg

Дальше, я думаю, смысл ясен. Если на объекте не хватает бликов или угол тёмный, то просто добавить соответствующую картинку, меняя режим слоя на «линейный осветлитель (linear dodge)».

11.jpg

Важное примечание. Надо быть готовым к тому, что даже со штатива фотографии не будут полностью совпадать, сдвиг на несколько пикселов случается. Я подозреваю, что это из-за старого деревянного пола. Если я в процессе хождения вокруг хоть немного продавлю пол рядом со штативом, то на фото уже будет сдвиг. Поэтому иногда в фотошопе приходится немного выравнивать слои.
Далее, допустим, мы хотим ослабить яркость одного из источников. Самый простой вариант – в палитре слоёв уменьшить прозрачность слоя. Либо проверенным методом: добавить корректирующий слой экспозиции и понизить яркость.
Важный момент – при таком подходе у нас легко могут образоваться совсем чёрные или, наоборот, пересвеченные области. Поэтому перед переводом из 32-бит можно добавить в самом верху слой с экспозицией и понизить экспозицию (от пересветов) и, возможно, коррекцию гаммы (от слишком тёмных областей). Пусть лучше картинка выглядит немного «плоской», потом доработать уровнями или кривыми (хотя общую яркость и гамму можно подправить и в процессе перевода в 8 бит, но в случае отдельного слоя настройки сохраняются в файле, потом можно менять):

12.jpg

Переводим из 32-бит, например, в 8-бит, чтобы уже можно было сохранить в jpg. Верхнее меню: Изображение/Режим/8-бит (Image/Mode/8-bit). Для начала фотошоп спросит, нужно ли сливать слои. Нужно. Далее в окне перевода можно настроить картинку точнее. Обратите внимание на Edge Glow — если он включён, то создаётся что-то вроде «свечения» вокруг объектов, если нужна просто картинка без дополнительных эффектов, то Edge Glow надо отключать.

13.jpg

Либо перевести всё без изменений и при необходимости доделать уровнями (метод: Экспозиция и Гамма).

14.jpg

Таким образом, из одного набора базовых фотографий с одним фонариком можно получить множество разных. И уже после съёмки.

15.jpg

Дополнение.
А в следующем примере как раз поставил ручной режим фотоаппарата и носил фонарик вокруг примерно на одинаковом расстоянии. Имитация множества одинаковых точечных лампочек, расставленных по кругу,

16.jpg

При этом некоторые из них легко сделать цветными:

17.jpg



637 0 850 2
9
2019-02-11
Ну вот и открывается список поздно замеченных ошибок. При переводе из 32 бит написано "(Image/adjustments/8-bit)", надо "(Image/MODE/8-bit)". Хотя, если кто-то до этого места дочитал, и у него английский фотошоп, то, думаю, и так будет понятно, что надо пункт рядом выбрать.
2019-02-12
Михаил Волков (McWolf)Ну вот и открывается список поздно замеченных ошибок. При переводе из 32 бит написано "(Image/adjustments/8-bit)", надо "(Image/MODE/8-bit)". Хотя, если кто-то до этого места дочитал, и у него английский фотошоп, то, думаю, и так будет понятно, что надо пункт рядом выбрать.
В редактировании можно поправить статью самостоятельно.
2019-02-12
Роман Цапик В редактировании можно поправить статью самостоятельно.
А, понял, спасибо.
2019-02-14
сомнительная красота, на любителя
2019-02-15
Даниил Странниксомнительная красота, на любителя
А кто говорит о красоте? Тут про отработку чисто технической возможности. Как Corona Lightmix, только для реальных фотографий. Поэтому и объекты выбирались по принципу разных типов материалов, и оси композиционные не строил, и даже цветовые массы не проверял.
2019-02-16
Михаил Волков (McWolf)А кто говорит о красоте? Тут про отработку чисто технической возможности.
Технические возможности, в данном случае, должны работать на создание чего-то красивого, иначе зачем оно? А конечный результат сомнительный, об этом я и написал.
2019-02-16
Даниил СтранникТехнические возможности, в данном случае, должны работать на создание чего-то красивого, иначе зачем оно? А конечный результат сомнительный, об этом я и написал.
Понял, это от задач зависит. Я в институте преподаю, поэтому сформировался принцип - дать всё максимально просто, если разговор про техническую часть, то показать именно техническую. Художественную часть дизайнерам на проектировании или пропедевтике дают. Но вообще мало кому что-то интересно. Иногда рассказываю, например, как золотое сечение можно применять, единицам интересно https://vk.com/note20005237_11769276
Натюрморт со светодиодами я бы вообще фоткать не стал. Или как минимум с цветовой таблицей, там даже с нормальной вспышкой разница очень большая оказалась. Ну и не переоцениваю свои художественные возможности, чистый технарь, а, тут, глядишь, человек с художественным вкусом прочитает и применит.
2019-02-17
Михаил Волков (McWolf)Я в институте преподаю, поэтому сформировался принцип - дать всё максимально просто, если разговор про техническую часть, то показать именно техническую.
Извините, если я вас задел, делать этого не хотел и цели такой не преследовал. За материал большое спасибо! Отдельное спасибо за материал по золотому сечению! А не желаете ли написать про построение перспективы? Я просто уже забыл как с эпюра Монжа строить перспективу) Изометрию без проблем... И еще по сфумато в крупных сценах, может быть что то посоветуете?
2019-02-17
Даниил Странник Извините, если я вас задел, делать этого не хотел и цели такой не преследовал. За материал большое спасибо! Отдельное спасибо за материал по золотому сечению! А не желаете ли написать про построение перспективы? Я просто уже забыл как с эпюра Монжа строить перспективу) Изометрию без проблем... И еще по сфумато в крупных сценах, может быть что то посоветуете?
Всё нормально, просто я из художественной части даже в фото знаю самый минимум, а тут и его не применял. Ещё пара ссылок, может, кому-то пригодится.
Пособие по созданию материалов в 3д на примерах короны и вирей, для института писал https://vk.com/wall20005237_3871
"Домашняя фотостудия нищеброд-edition" https://vk.com/note20005237_11769255
RENDER.RU