ИИ — это инструмент, а не Терминатор. Давайте разберёмся

Phoenix_10_Epic_cinematic_3D_scene_169_aspect_ratio_Colossal_1_3.jpg

Предисловие

После публикации моего проекта "Шахерезада, история «Тысячи и одной ночи»" я столкнулся с волной критики, которая, честно говоря, меня не удивила. Комментарии варьировались от конструктивных замечаний до откровенных оскорблений: "нейровысеры", "деградация на лицо", "AI jerks". Особенно запомнился апокалиптический монолог о том, как ИИ "может устроить цветные революции, создать биологическое оружие и уничтожить человечество".

Я решил написать эту статью не для того, чтобы защититься или оправдаться. Я хочу спокойно, без эмоций, разобрать основные страхи и мифы вокруг искусственного интеллекта. Потому что то, что происходит сейчас это не первый технологический переворот в истории человечества. И каждый раз люди реагировали одинаково: страхом, отрицанием и агрессией.

Историческая перспектива: мы уже это проходили

В начале XIX века английские ткачи громили текстильные фабрики, уничтожая станки. Они называли себя луддитами и были уверены, что машины украдут их работу и разрушат их жизнь. Что произошло в реальности? Индустриальная революция создала миллионы новых рабочих мест, повысила уровень жизни и открыла человечеству путь к технологическому прогрессу. Да, профессия ручного ткача исчезла. Но появились инженеры, механики, дизайнеры тканей, логисты, торговцы. Мир не закончился — он трансформировался.

Когда в 1839 году была представлена дагеротипия, художники-портретисты объявили это "смертью живописи". Зачем рисовать портреты, если камера делает это за секунды? Прошло почти два столетия. Живопись не умерла. Более того, освободившись от функции "точного запечатления реальности", она ушла в новые направления: импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. Художники стали исследовать то, что камера не может эмоции, подсознание, философские идеи. А фотография? Она стала отдельным, самостоятельным видом искусства.

Я помню, как в конце 90-х традиционные художники и аниматоры боялись перехода в цифру. "Это не настоящее искусство", "компьютер всё делает за тебя", "пропадёт душа работы". Сейчас эти слова звучат смешно. Цифровые инструменты не заменили художников они дали им невиданную свободу. Photoshop, Maya, ZBrush стали стандартом индустрии. И никто сегодня не говорит, что картина, созданная в Photoshop, это "не настоящее искусство".

ИИ - это просто следующий этап эволюции инструментов

Давайте будем честны: нейросети не создают искусство сами по себе. Они делают только то, что вы им скажете. И качество результата на 100% зависит от того, кто стоит за промптом.

По сути, чем ИИ отличается от Photoshop? Ничем. Это просто более сложный инструмент. В Photoshop вы кликаете кистью, применяете фильтры, корректируете слои. Программа выполняет технические операции, которые раньше делались вручную смешивание красок, наложение текстур, коррекция цвета. В ИИ-генераторе изображений вы пишете текстовое описание, программа интерпретирует его и создаёт изображение. Вы итерируете, уточняете, редактируете, постобрабатываете. В обоих случаях инструмент не заменяет художника. Он выполняет техническую работу под руководством человека, обладающего видением, вкусом и замыслом.

Часто говорят: "Но ведь нейросеть всё делает сама!" Нет, не делает. Попробуйте дать одному и тому же промпту десяти разным людям. Вы получите десять совершенно разных результатов. Потому что каждый напишет промпт по-своему, с разным уровнем детализации, разными образами, разными референсами. Каждый будет итерировать по-своему — кто-то остановится на первой попытке, кто-то сделает сотню. Каждый будет отбирать результаты по-своему, у каждого свой вкус и критерии. Каждый будет постобрабатывать по-своему, или не будет вообще.

Генерация изображения это только начало процесса. Дальше идёт кропотливая работа: отбор, компоновка, постобработка, монтаж, музыка, сценарий. В случае с "Шахерезадой" я потратил десятки часов на разработку концепции и сюжетной линии, написание детальных промптов для каждой сцены, генерацию сотен изображений (из которых отобрал только несколько десятков), постобработку и цветокоррекцию, написание текста песни, подбор музыкального стиля через итерации с Suno, монтаж и сведение всего в единое повествование. Это режиссёрская работа, а не "нажатие кнопки".

Разбор основных страхов и мифов

Первый и самый распространённый страх: "ИИ оставит всех без работы". История показывает, что технологии не уничтожают рабочие места они их трансформируют. Появились текстильные станки исчезли ручные ткачи, но появились фабричные рабочие, инженеры, дизайнеры. Появились компьютеры исчезли машинистки и счётчики, но появились программисты, системные администраторы, аналитики данных. Появились цифровые камеры исчезли фотолаборатории, но появились цифровые фотографы, ретушёры, видеографы.

С ИИ будет так же. Профессия "художника-исполнителя", который просто рисует по ТЗ клиента, может измениться. Но появятся новые роли промпт-инженеры, специалисты по работе с ИИ, арт-директоры ИИ-проектов, люди с художественным вкусом и видением, гибридные специалисты, которые сочетают классические навыки с владением ИИ. Самые востребованные будут те, кто адаптируется первыми.

Второй миф: "Это деградация, люди разучатся рисовать, думать, работать". Каждое новое поколение инструментов вызывает эти опасения. Говорили, что калькуляторы сделают людей идиотами, которые не умеют считать в уме. Не сделали. Математики не исчезли, просто они решают более сложные задачи. Говорили, что GPS сделает людей неспособными ориентироваться на местности. Не сделал. Навигация стала доступнее, но профессиональные путешественники и топографы никуда не делись. Говорили, что Фотошоп сделает художников ленивыми и бесталантными. Не сделал. Он просто изменил методы работы.

ИИ не отменяет необходимость думать. Наоборот, он требует более высокого уровня мышления. Вы должны чётко формулировать свои идеи, понимать композицию, свет, цвет, драматургию, уметь отличать хороший результат от плохого, обладать художественным вкусом. ИИ — это усилитель таланта, а не его замена.

Третий страх, самый апокалиптический: "ИИ захватит мир и уничтожит человечество". Этот страх питается научной фантастикой вроде "Терминатора" и "Матрицы" и непониманием того, как работает современный ИИ. Современные нейросети это узкоспециализированные алгоритмы. ChatGPT не может вдруг "захотеть" захватить мир, потому что у него нет желаний, сознания или воли. Он просто предсказывает следующее слово в тексте на основе статистических закономерностей. Midjourney не может "восстать против людей", потому что это просто модель, обученная на связи текста и изображений. У неё нет целей, амбиций или плана. Это инструменты. Молоток не может решить забить вам гвоздь в голову.

Да, есть опасность злоупотребления технологиями дипфейки, дезинформация, кибератаки. Но это проблема не технологии, а людей, которые её используют. Точно так же, как нож это инструмент повара, но может стать оружием в руках преступника. Решение не запрет технологии, а регулирование её использования и этическое образование.

Четвёртый миф: "Это не настоящее искусство". Давайте зададим вопрос: что такое искусство? Если искусство — это способность вызвать эмоцию, передать идею, рассказать историю, то инструмент, которым это сделано, не имеет значения. Пещерные люди рисовали углём на стенах это искусство. Ренессансные художники использовали масло и холст это искусство. Импрессионисты использовали тюбики с готовыми красками (в XIX веке это было революцией!) это искусство. Современные художники используют Photoshop, 3D-редакторы, VR это искусство. Кто-то использует ИИ в сочетании с постобработкой и режиссурой почему это не искусство?

Искусство определяется замыслом, эмоцией и результатом, а не тем, какой кистью вы рисовали. Если ИИ работа вызвала у кого-то эмоцию (пусть даже негативную возмущение или отторжение), значит, она выполнила функцию искусства. Искусство не обязано всем нравиться. Оно должно вызывать реакцию.

Почему сопротивление бесполезно (и даже вредно)

Технология уже существует. Миллионы людей по всему миру используют ИИ-генераторы каждый день. Крупнейшие компании Adobe, Nvidia, Google, Microsoft инвестируют миллиарды долларов в эту область. Вы можете закрыть глаза и притвориться, что этого не существует. Но это не отменит реальность.

Луддиты не остановили индустриализацию. Противники фотографии не уничтожили камеры. Те, кто отрицал цифровую графику в 90-х, просто остались позади. Единственный разумный выбор — адаптироваться.

Прямо сейчас формируется новая индустрия. Через 5-10 лет умение работать с ИИ-инструментами будет так же необходимо, как сегодня умение работать в Photoshop или Maya. Студии уже используют ИИ для концепт-арта, превизуализации, текстурирования. Рекламные агентства используют ИИ для генерации креативов. Издательства используют ИИ для создания обложек, иллюстраций, макетов. Игровые компании экспериментируют с процедурной генерацией контента.

Те, кто научится эффективно управлять этими инструментами, станут востребованными специалистами. Те, кто будет сидеть на форумах и писать "нейровысеры", через несколько лет обнаружат, что рынок ушёл вперёд без них.

Что делать художникам и креативным специалистам?

Первое, примите реальность. ИИ это не временная мода. Это новая реальность, как в своё время стали реальностью компьютеры, интернет, смартфоны. Вы не обязаны любить эту реальность. Но вы должны с ней работать.

Второе, изучайте инструменты. Начните экспериментировать. Попробуйте Midjourney, Stable Diffusion, DALL-E. Попробуйте ChatGPT для генерации текстов и идей. Попробуйте Suno для музыки. Не бойтесь "запачкаться". Вы не предаёте искусство, вы расширяете свой арсенал.

Третье, развивайте то, что ИИ не может заменить. Вкус и художественное видение ИИ не может отличить хорошее от плохого без вашей оценки. Концептуальное мышление ИИ не придумывает идеи, он только визуализирует ваши. Эмоциональный интеллект ИИ не понимает, какие чувства вызовет та или иная композиция. Кураторство и режиссура ИИ не умеет отбирать, компоновать и монтировать без вашего руководства. Вот что делает вас незаменимым.

Четвёртое, сочетайте классические навыки с новыми технологиями. Лучшие результаты получаются, когда художник владеет и традиционными методами, и новыми инструментами. Классический художник, освоивший ИИ, может генерировать концепты и дорабатывать их вручную. 3D-аниматор может использовать ИИ для текстурирования и дополнительной детализации. Сценарист может использовать ИИ для брейнштормов и развития идей. Гибридный подход это будущее.

Заключение: ИИ - это не враг, это союзник

Я не призываю всех бросить кисти и карандаши и перейти на нейросети. Я призываю не бояться нового инструмента.

Фотография не убила живопись. Цифровая графика не убила традиционное искусство. ИИ не убьёт художников. Но художники, которые отказываются адаптироваться, рискуют остаться позади.

Мир меняется. Технологии развиваются. И у каждого из нас есть выбор: закрыться в коконе ностальгии и ругать "нейровысеры" на форумах, или встретить будущее лицом к лицу и научиться использовать новые возможности.

Я выбрал второе. И приглашаю вас сделать то же самое.

Евгений Мельников (e.ov)
Аниматор персонажей, экспериментатор, исследователь технологий, вечный студент.

679 0 850 4
3
2025-12-22
Евгений, готов подписаться под всеми тезисами. Но, скептиков непереубедить. Не то что бы они это не понимают. Просто у них такая позиция, которую они не хотят менять, не смотря ни накакие доводы.
2025-12-22
лександр ПлатонычевЕвгений, готов подписаться под всеми тезисами. Но, скептиков непереубедить. Не то что бы они это не понимают. Просто у них такая позиция, которую они не хотят менять, не смотря ни накакие доводы.
Спасибо за поддержку. Все люди разные. Я встречаю очень много людей не готовых к другой точке зрения. Их позиция: "есть только мое мнение". Ну, как говорится, кто ж им доктор. =)
2025-12-22
Евгений Мельников (e.ov)Спасибо за поддержку. Все люди разные. Я встречаю очень много людей не готовых к другой точке зрения. Их позиция: "есть только мое мнение". Ну, как говорится, кто ж им доктор. =)

Тут может быть простое объяснение, люди которые не втянуты в рабочий процесс нон стоп практически только с перерывами на сон и приём пищи. Они не понинимают что такое творческий процесс. Генерация с ИИ это только часть этого процесса.
Написание промпта, и получение ВАУ эффекта, и желание сделать пост. Это же не творчество, творчество это от зарождение идеи, обдумавание хода процесса, многочисленные варианты, это сложный просесс. Не просто нажимание на кнопки.
RENDER.RU