Рендер донаты, отчет 41-го месяца и итоги года
Краткая сводка месяца и подведение итогов года
Друзья, это двенадцатый выпуск журнала в 2025 году и мы чрезвычайно рады, что вместе с DigitalRazor смогли продолжить выпуск новых номеров!
Это последний номер в этом году, и в нем мы подводим итоги года как для рендер.ру, так и для мировой CG-индустрии в целом. Начнем, как обычно, с глобального — банкротства, сокращения, покупки студий, и добавим от себя немножечко диванной аналитики. Эти события очень важны, так как именно они дают нам понять, куда движется рынок и к чему нам готовиться завтра.
Закрытия, сокращения, поглощения и другие важные для индустрии события этого года
2025 год стал продолжением сложного периода для индустрии компьютерной графики, где геймдев и VFX пострадали от экономической нестабильности, роста затрат на разработку, неудач крупных проектов и влияния ИИ. Казалось бы, общий рынок видеоигр вырос до $188,9 млрд, но это не остановило волну закрытий студий и сокращений специалистов. VFX-сектор, в свою очередь, пережил один из самых драматичных крахов — банкротство Technicolor, затронувшее тысячи специалистов. В нашей сводке мы будем опираться на разные источники, но в основном на данные из отраслевых отчетов GDC, GamesIndustry.biz, Variety, а также ресурсов VideoGameLayoffs, CG Channel.
В этом году было закрыто порядка 30 крупных и средних студий, мелкие появляются и исчезают каждый день, так что не будем их учитывать. К сожалению, намечается явный фокус на сокращении «неприбыльных» команд, а быть прибыльной командой в нынешней ситуации невероятно трудно, даже если у вас в штате отличные специалисты. VFX в целом сильно пострадал от глобального спада после забастовок 2023–2024 г.
Увольнения набирают обороты: в 2025 году в индустриях CG, VFX и геймдева уволено порядка 18 000 человек — это на 15% больше, чем в 2024 году, и на 60% больше, чем в 2023 году, тенденция, прямо скажем, так себе. Ярким примером кризиса является Technicolor Creative Studios — французский VFX-гигант (владелец MPC, The Mill, Mikros), работавший, на секундочку, над «Дюной». В феврале 2025 компания подала на банкротство, закрыв студии в США, Великобритании, Франции, Индии. Порядка 10 000 человек было уволено, но в чём причина? Глобальный кризис VFX, CG, геймдева в целом — и причин у кризиса очень много, но давайте разберем ситуацию подробнее.
Основные трудности на глобальном рынке не изменились: это реструктуризация (60 %), падение доходов (25 %), рыночные сдвиги (15 %). Читая аналитиков, можно понять, что все начало рушиться еще со времён ковида-19 и перегретого рынка, а последующие события только ухудшили ситуацию. Огромное число проектов провалилось и было закрыто (игр, сериалов, фильмов). Очень много пустых и неинтересных проектов, сделанных на волне хайпа, а также агрессивной повестки, которую последние годы активно вливали людям в уши, в итоге это дало результат — эти фильмы не смотрят, в эти игры не играют, компании терпят убытки, а дальше это превращается в снежный ком, который с каждым годом только увеличивается.
Масла в огонь подливает ИИ. Как таковой информации об увольнениях сотрудников из-за ИИ компании, конечно же, не подают, так как это вызовет некоторую панику, зато очень хорошо прячут сокращения сотрудников из-за ИИ под графой «автоматизация и реструктуризация». Надо признать, что все не так глобально и быстро, как некоторые ожидали, зато уверенно и однозначно: сейчас уже не нужно гадать, какая роль уготована ИИ на профильных производствах, включая нашу индустрию. Позиции ИИ будут расти, а люди сокращаться под самыми разными предлогами, к тому же будет давить кризис, который только набирает обороты.
Но на удивление CG-направление не так сильно пострадало, как ожидалось, прилично досталось как раз IT и офисным работникам, но об этом чуть ниже. Да, нас ждут активные увольнения, снижение заработной платы, демпинг, ухудшение условий от работодателей, но это не должны быть стихийные и быстрые процессы. Есть мнение, что ближайшие 2–3 года нас в массе своей не попросят с личными вещами на выход из офисов, а дальше посмотрим.
Что слышно по сокращениям в IT-сегменте, а также по сокращениям, вызванным внедрением ИИ?
Мы стараемся все время поглядывать в смежную IT-индустрию, чтобы понимать, что ждёт нас в будущем. А у коллег все не очень хорошо: рынок труда переживает мощную волну сокращений, на фоне общего кризиса активно внедряют ИИ как часть стратегии оптимизации расходов. По данным Challenger, Gray & Christmas, в США с января по октябрь в рамках ИИ-автоматизации объявлено о 1,1 млн увольнений — максимум с 2020 года.
IT остается одним из самых пострадавших секторов: ИИ заменяет роли в разработке, тестировании и поддержке, а экономическая нестабильность (тарифы, спад инвестиций) усиливает давление. Глобально — до 200 тыс. уволенных в IT-компаниях по причине ИИ-автоматизации (71 %), реструктуризации, спада в онлайн-сервисах и облачных сервисах. За примерами далеко ходить не нужно: Intel (24 тыс., 22 % штата), Microsoft (9 тыс.), Amazon (14 тыс. сотрудников).
На рынке РФ ситуация не менее критичная: порядка 52 000 сокращений, общее падение вакансий на 20 %. В дочерних компаниях Сбера («Купер», «МегаМаркет», «СберЛогистика» и «Самокат») в начале 2025 года прошли массовые увольнения, затронувшие до 20–50 % сотрудников, в первую очередь ИТ-специалистов. По словам Германа Грефа, банк завершит оптимизацию штата на 20 % к январю 2026 года, опираясь на анализ ИИ для выявления неэффективных позиций.
В Яндексе массовые сокращения в проектах (особенно в сервисных подразделениях поддержки и мониторинга) затронули десятки процентов команд с весны 2025 года, вызванные внедрением ИИ, провалом экспериментальных инициатив и общей оптимизацией после перегрева рынка. Спрос на ИТ-специалистов упал на 20–45 %.
В VK увольнения джуниоров усилились осенью 2025 года в рамках «показательных» сокращений по всей группе, связанных с экономическими проблемами и фокусом на прибыльные продукты. Компания официально опровергает массовый характер, но эксперты предупреждают о риске дефицита мидл- и синьор-специалистов через 5–7 лет из-за отказа от найма начинающих. Эти же проблемы ждут и CG-индустрию: сейчас джуну очень тяжело найти работу, во многих направлениях почти невозможно.
2025 год, безусловно, можно назвать годом «перестройки» под искусственный интеллект: по ряду источников в технологических компаниях увольняют 500–600 человек в день, среди офисных сотрудников ситуация еще более тяжелая, но это уже слишком далеко от нашей отрасли, и мы не будем уделять этому внимание.
Ситуация в индустрии компьютерной графики России
У нас все ожидаемо: усугубляется кризис, вызванный санкциями, оттоком иностранных заказов и ростом налоговых нагрузок. Общий рынок игр в РФ растёт (до 323 млрд руб. по расходам игроков), но независимые студии под угрозой: без сохранения льгот (ставка страховых взносов может вырасти до 15 %) ожидается волна закрытий. Институт развития интернета выделил 3,4 млрд руб. на поддержку до 2027 года, но это даже близко не компенсирует потери.
Количество сокращений также около 20 %, под сокращения ожидаемо попадают джуны и мидлы. На фоне этого активно продолжается отток талантов: порядка 2000+ специалистов уехали (в основном в СНГ), западные компании избегают российских специалистов из-за санкций (в этом плане ситуация с отказами даже хуже, чем в 2022–2023 годах).
Российскому рынку срочно нужна гос-поддержка: какая-то стабилизация возможна только с ней, без нее более 20 % рынка отвалится. Российская видеоигровая индустрия (РВИ) обратилась к Мишустину с просьбой сохранить льготы (нулевой налог на добавленную стоимость на локальных продажах, взносы 7,6%, освобождение от налога на прибыль на 5 лет). Минцифры и ФНС рассмотрят, аналогичные запросы были от АПКИТ и «Руссофт». Без смягчения индустрию ждет кризис невиданных ранее масштабов.
Как дела у рендера?
Хочу начать со слов благодарности нашим уважаемым донатерам, тем людям, кто находит время и желание помочь Рендер.ру в сборе средств на оплату серверов, к сожалению проблемы тут не то что не решаются, наоборот становятся все острее. А также замечательной компании DigitalRazor, только благодаря ей, нам удается сохранять выпуск последнего в РФ бесплатного журнала по компьютерной графике и анимации Render Magazine. Дорогие друзья, как-то держимся только благодаря вам!
В целом ситуация за год стала значительно хуже по всем направлениям, профильная реклама мертва, ее рынок законодательно зарегулирован и толкает последние оставшиеся компании давать рекламу в рамках сервисов Яндекса или ВК, не выходя из их экосистем. Вакансии также показывают спад, еще более сильный чем в 24 году. Компании экономят деньги, урезают бюджеты, а для нас все это выливается в достаточно неприятные перспективы. К тому же налоговая нагрузка растет все сильнее, например с 1 апреля 2025 года введен новый обязательный налоговый сбор 3% от стоимости интернет-рекламы (в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»).
Очень смутные ощущения от будущего 2026 года, слишком много тяжелых глобальных событий, как локальных так и мирового масштаба закручивается над головой, но большого выбора у нас нет и пока вы с нами, дорогие наши пользователи, мы будем держаться. Удачи нам всем в 2026 году!
Мы благодарим наших спонсоров
Команда RENDER.RU выражает огромную благодарность всем ребятам, кто поддержал нас донатами в эти месяцы, в октябре нас поддержало 5 человек, в ноябре 19 человек.
Все, кто поддержал нас получили статус (платинового, золотого, серебряного или бронзового) спонсора, VIP-аккаунт и рейтинг на сайте.
Мы благодарим пользователей:
Еще был один донат от человека не имеющего аккаунта.
Задонатившие в декабре будут в отчетной статье следующего месяца и в журнале. Если вдруг вас нет в списке, пишите и мы исправим ошибку.
О спонсоре PDF журнала Render Magazine
Прошло уже почти 3 года с того момента, как российский IT рынок начал стремительное падение в бездну и 32 месяца, как мы открыли возможность поддержать нас донатами всем, кто хочет помочь ресурсу справляться с этой непростой ситуацией, деньги собираются на оплату серверов.
Именно благодаря поддержке наших пользователей мы все еще онлайн, доступны наши бесплатные сервисы, в том числе раздел фриланса, где люди могут размещать объявления, давать и находить работу, постоянно появляются свежие новости индустрии, выходят статьи и ресурс живет.
Как вы знаете, из предыдущих отчетов, журнал Render Magazine был на грани закрытия, но выпуск последнего регулярного журнала индустрии, выходившего более 16 лет, решила поддержать компания DigitalRazor, за что им огромное спасибо. В июльском номере вышло интервью со спонсорами журнала, где они рассказывают о своей работе и о том, почему решили поддержать выпуск.
Это первая компания за 3 года, которая поддержала журнал Render Magаzine и фактически спасла его, до этого выпуски выходили через один, а деньги на них собирались за счет донатов наших читателей. Уже в конце февраля мы выключили все баннеры касающиеся сбора донатов на журнал, но продолжаем собирать донаты на оплату серверов, так как ресурс больше не имеет возможности зарабатывать необходимые средства за счет рекламы. Отраслевая реклама в области CG, по-прежнему мертва и не в состоянии поддерживать хотя бы минимальный доход для оплаты серверов и мы остаемся крайне зависимы от донатов.
Специальный пункт!
Мы оставили попытки найти какую-то помощь от государства и пытаемся общаться на эту тему с компаниями, которые пока еще не ушли из России и хотя бы косвенно связаны с нашей отраслью. На данный момент все имеющиеся силы брошены на поиск инвесторов.
Нам пришлось добавить этот пункт для коллег, которые рекомендуют открывать магазины, начинать разрабатывать какие-то сервисы, продукты и зарабатывать на этом. Мы полностью с вами согласны, если у вас есть средства и вы готовы их вкладывать в это, мы с радостью обсудим инвестирование в это направление, своих средств на какие либо разработки у нас больше нет, сами ищем инвесторов для своих идей. Любые идеи требуют людей для реализации, люди требуют зарплат, также не будем забывать про сопутствующие расходы, которые есть у любого проекта.
Потенциальным Инвесторам
Рендер предлагает развитие крупного международного проекта (на базе renderu.com) как в РФ, так и за его пределами и если у вас есть ресурсы, мы будем рады поделиться своими идеями. Пишите на editor@render.ru.
Тем кто задумывается о поддержке ресурса
Кардинально сократив штат, урезав все, что можно в плане платных сервисов, мы выиграли для себя некоторое время, одной из жертв стал Центр Обучения RENDER.RU, ему как раз исполнилось 10 лет, на его базе обучились многие тысячи специалистов. Некоторые вещи имеют для нас огромное значение, например выпуск единственного регулярного журнала по CG. Журнал бесплатный, выпускается уже 19 лет и имеет многотысячную аудиторию читателей.
RENDER.RU поддержит начинания CG художников в новом разделе "CG Up"
Мы благодарны нашим читателям за поддержку и в свою очередь хотели бы поддержать художников, у которых есть свои интересные проекты и они хотели бы рассказать о них. Мы открываем новый раздел журнала «CG Up», в нем художники смогут рассказать о своих личных проектах будь то игра, анимационный проект или интересный личный опыт, первые статьи выйдут уже в ближайшем выпуске.
Нередко бывает так, что имея на руках интересный проект, неважно какой именно, художник вкладывает в него последние деньги и силы, но позже выясняется, что этого недостаточно. Будь проект хоть трижды интересным и полезным, о нем никто не узнает, а наскрести деньги на рекламу (без каких-либо гарантий эффективности) часто вообще не представляется возможным. Именно для этого и нужен раздел «CG Up», который поможет получить поддержку вашего проекта совершенно бесплатно.
Для того чтобы оставить заявку, пишите на editor@render.ru, мы со своей стороны поможем вам написать интересный материал, опубликуем его в ближайшем выпуске журнала Render Magazine, на сайте, поддержим в соц.сетях и почтовых рассылках, все это позволит получить многие тысячи просмотров и возможно привлечь к вашему проекту спонсоров и партнеров.
Важно: из-за сокращения команды ресурса, мы не сможем быстро отвечать, в среднем это 2 рабочих дня на ответ.
Вы можете поддержать команду ресурса и оплату серверов!
Полученные средства пойдут на оплату серверов, оплату необходимого для работы ПО, а также оплату подрядчиков, таких как админ сервера и бухгалтер, без них существовать невозможно. Оставшаяся команда (штат сокращен до минимума) не будет тратить эти деньги на свои зарплаты и будет продолжать поиск способов выживания в новой реальности.
Оплатить можно с любой карты, любого банка РФ и РБ. Напоминаем, что оплату с зарубежных карт банки не принимают!
Если вы чувствуете в себе силу помочь любой другой суммой, напишите, пожалуйста, модератору и он подготовит для вас нужную ссылку. Автоматизировать процесс у нас, к сожалению, больше возможности нет.
Почему нет QR-кодов?
Мы понимаем, что отправить донат по коду значительно удобнее и прорабатываем этот вопрос, но к сожалению, после введения QR-кодов мы не сможем проследить кто именно его отправил и соотнести с пользователем сайта, а соответственно и выдать рейтинг, статус спонсора и VIP. При оплате картой мы просим указать регистрационный адрес на сайте и таким образом можем соотносить задонатившего с акаунтом на сайте. Скажите, насколько это важно для вас?