Интервью с Андреем Одинцовым: ИИ-фильм «Пешеход», нейросети и взгляд в будущее общества
У нас в гостях Андрей Одинцов — предприниматель, диктор и ИИ-креатор, автор фильма «Пешеход». Говорим о нейросетях, творчестве и взгляде на будущее общества.
Перед тем как перейти к интервью, давайте ознакомимся с самим фильмом, размещенным на Ютуб:
RENDER.RU: Здравствуйте, Андрей, расскажите нам немного о себе и о том как пришли в сферу генеративного ИИ?
Андрей: Я человек творческий. Музыкант, художник, а еще радиодиджей (бывший). Диктор, сценарист, филолог, актёр дубляжа. Всё это помогло мне создать свой звуковой продакшн, который меня кормит уже много лет. Однако, поскольку я еще и предприниматель, я прекрасно понимаю, где тут новая нефть, где тут новый биткоин, который мы когда то все упустили. Вот он. И он называется – ИИ. Причём – это не просто наше будущее и возможность заработка. Это – чистое творчество. А поскольку, как я уже упомянул – я - человек творческий – я не могу это упустить.
RENDER.RU: Что на ваш взгляд стало тем самым толчком, который заставил вас сделать первый короткометражный фильм с помощью нейросетей? Пришлось ли ждать когда нейросети подрастут, чтобы выдавать более качественный контент?
Андрей: Сначала, как и у любого другого, кто начинает заниматься новым делом – были попытки понять – что это и подходит ли. Я всегда увлекался чтением фантастики, фэнтези, антиутопиями и всегда задавался вопросом – почему же, имея такое богатство литературы, режиссёры снимают, как правило, совсем не то, что, казалось бы, лежит на поверхности. И у меня была такая детская мечта – снимать фильмы по моим любимым книгам. И моё творчество – просто попытка осуществить детские мечты. К тому же – теперь это не мечты. С ИИ – это реализуемо уже сейчас. Сначала да, нейронки были совсем «деревянными». Но я вошёл в эту нишу уже когда вполне реально было делать более-менее качественный контент. Это было февраль 25 года. То есть полгода назад я сделал свой первый, еще очень примитивный 5 минутный фильм, и с тех пор, наверное, немного вырос.
RENDER.RU: Как работа с ИИ изменила ваше восприятие творчества и его границ?
Андрей: Теперь они безграничны. Я умею работать со звуком. Я могу создать из кусочков )звуков шагов, треска костра, звука ветра, и т.д.) – целое «почтикино». Чем мы в общем то и занимаемся, в studiorec.ru . Мы делаем аудиоспектакли и аудиокниги. Ну а теперь – теперь можем делать не только «почти», а кино настоящее. Звук уже умеем, а картинку – моими руками сделает ИИ.
RENDER.RU: Как вы определяете для себя роль ИИ в кинопроизводстве — это инструмент, соавтор или что-то большее?
Андрей: Сейчас, как и любой предприниматель – я изучаю этот новый мир, ищу возможности и и создаю мини фильмы. Учусь. Раскрываю новые возможности самого себя как художника и возможности ИИ. Познаю особенности производства. В будущем, возможно, у меня будет еще один продакшн. Теперь не только звуковой. А нейропродакшн. Кино, клипы, реклама. Посмотрим.. Со своей командой лучших нейроделов.
RENDER.RU: Почему именно рассказ Рэя Брэдбери стал отправной точкой для «Пешехода»?
Андрей: Просто мне нравится этот рассказ. А еще полгода назад я его уже делал. Но тогда не было тех возможностей, что есть сейчас. Поэтому я решил сделать ремейк, но уже с другим посылом, другим героем, в других локациях и с совершенно другим вайбом.
RENDER.RU: В фильме чувствуется тревога за будущее общества. Озвучьте, пожалуйста, какие социальные проблемы вы хотели подчеркнуть? Есть ли у вас ощущение, что сейчас общество слишком легко принимает технологические изменения, не думая о последствиях?
Андрей: Я об этом постоянно думаю. Мир летит как паровоз, с большим ускорением. Теперь уже недостаточно, как говорил в «Алисе из зазеркалья» Льюис Кэрролл – просто стоять. Нужно бежать, чтобы просто остаться на месте. Это сложно. Это утомительно. Гораздо проще спрятаться в свои коробочки и жить в более простом и понятном мире. Особенно, когда ИИ стал настолько умён, что в состоянии внушить эту мысль всему человечеству. Никаких войн, конфликтов, проблем. ИИ создал для людей условия, в которых нет проблем. Как мы создаём заповедники для вымирающих видов.
RENDER.RU: Как зрители реагировали на «Пешехода»?
Андрей: Большинство встретило на ура. Я и не думал, что можно взлететь в Ютубе и Тиктоке так быстро. Видимо, проблема актуальна. Ну и, сделано, я считаю, тоже ничего)
RENDER.RU: Ваш канал существует всего месяц, но уже собрал сотни тысяч просмотров. Как вы думаете, что именно зацепило аудиторию?
Андрей: Ну первое это конечно осознание людьми того, что уже сейчас можно делать настоящее кино без людей. Без актёров. Без операторов. Без ничего. Просто имея под рукой компьютер. А второе – темы, которые я поднимаю – они не про фантастику. Она скорее – как фон. Это социальные проблемы, и непременно, шокирующая и не всегда положительная концовка)
Возможно, мой новый фильм будет с хорошей концовкой, но пока мне нравится, что у людей остаётся некое послевкусие после моих фильмов.
RENDER.RU: Что сложнее — придумать социально значимую историю или визуализировать её с помощью нейросетей? Насколько на данный момент сложно добиться от нейросети подходящего результата?
Андрей: Визуал конечно важен. Но не настолько, насколько идея и понятное людям повествование. Визуал – вообще не моя сильная сторона. Я знаю людей намного, намного круче. И многие пытаются создавать кино. Но, как мне кажется, важнее дать людям интересную историю, и даже если визуал хромает – они сами ее додумают и докрутят в голове. А если сценарий плох – то визуал не спасёт.
Нейросети могут сейчас многое. И я думаю, через год мы уже увидим полнометражные фильмы. Но пока что мы не можем конкурировать с настоящим кино просто потому что … цензура. Нейросети не дают возможности создавать эротику, насилие (в любом виде, даже драки), использовать в кино – детей или знаменитостей и еще очень много других запретов и препонов, которые видимо, сделали сами создатели нейронок, чтобы обезопасить самих себя от властей и всяких там общественных организаций. Мы, креаторы, пытаемся сломать систему, потому что – какое кино без хорошей драки? Но пока получается не очень.
Я бы мог создавать офигенные боевики, но пока – не могу чисто в силу именно вот таких дурацких причин.
ENDER.RU: Какую нейросеть вы используете и почему?
Андрей: Я всегда отслеживаю актуальность тех или иных нейросетей, потому что лидеры «прошлого года» как PIKA или LUMA или тем более, SORA в этом году неактуальны. Зато подняли голову китайский Kling и Veo3 . Неплохо показывается себя и Seedance от тикток. Это что касается видео. А для картинок традиционно использую для раскадровок GPT и, для итоговой работы – Midjorney. Лучше нее никто не рисует.
Понятно, что есть еще много сопутствующих нейронок, которые помогают сделать апскейл/улучшение фото или видео, сменить позицию камеры или вставить нужное лицо под определенным углом. Их много, нейронок. Я использую больше десятка для разных задач.
RENDER.RU: Чего на данный момент вам не хватает больше всего в плане ИИ инструментов?
Андрей: Разумеется, главные проблема на данный момент – это 1. Качество выдаваемого видео (пока что мы не можем добиться киношной картинки). 2. Плохая работа с масс сценами и мелкими деталями. 3. Консистентность (то есть одинаковость) персонажей во многих моментах и особенно, консистентность окружения.
RENDER.RU: С какими техническими проблемами столкнулись, создавая короткометражку и как их решали?
Андрей: Всё с теми же, что и описал. Иногда нейронки ведут себя совершенно непредсказуемо и выдают совсем не то, что нужно. Особенно бесит «политкорректность» и цензура в нейронках. Иногда чтобы сделать кадр на фоне обнажённого мужского плеча (как у меня в фильме про варвара) – триггерит нейронку, и она видит в этом обнажёнку. Про детей в кадре я вообще молчу. Нейронки упорно не хотят генерить фотографичных детей, мотивируя это какими то своими ограничениями. И таких ограничений много. Я бы например, мог создать отличный боевик, драками и стрельбой, но нейронки расценивают это как sensetive контент, а значит люди не падают при выстрелах, оружие не генерится, столкновения предметов не получаются, а люди дерутся так, как будто танцуют спортивные танцы, не касаясь друг друга.
RENDER.RU: Сколько заняла реализация проекта от идеи до готового фильма?
Андрей: Три недели.
RENDER.RU: Мы можем говорить о том, что современному творцу (креатору) больше не нужна команда и все задачи он может распределять между профильными нейросетями, оставляя себе роль дирижера?
Андрей: Если мы говорим о серьёзных проектах как, например, сделать полнометражный фильм – одному сделать пока что это невозможно. По крайней мере – быстро. И это проблема, поскольку если мы например, захотим создать фильм на тех технологиях что есть в одиночку – нам понадобится год. А за год нейронки ускачут уже очень далеко и качество контента уже не будет соответствовать современным реалиям. Нужна команда.
RENDER.RU: Какое профессиональное качество больше всего нужно для работы с нейросетями?
Андрей: Сложно сказать. Просто мне 43 года и я успел побывать и сценаристом и фотографом и режиссёром и разумеется, звукарём и диктором, чем я и занимаюсь уже 23 года. Но мне кажется, главное – просто делать и быть открытым к новому.
RENDER.RU: После выхода ваших фильмов к вам начали обращаться музыканты и кинопроизводители. Как вы выбираете проекты для сотрудничества?
Андрей: Многие полагают, что нейронки «всё делают сами». Но это огромный труд. Как я уже и говорил – чтобы сделать 5 минут фильма у меня ушло 3 недели и неплохой бюджет на генерации. Рекламные ролики конечно проще. Но что касается фильма – тут с кандачка не получится, и нейронки точно не делюат всё «сами». Это инструмент. Как фотоаппарат для фотографи или кисть для художника. Люди пока этого не понимают и думают что главное – выбрать нужную нейронку а остальное она сделает сама. Нет. Гитара сама песню не сыграет и видеокамера фильм не снимет. Нужно много усилий и понимания что и как делать. Поэтому люди пытаются заказать у меня клип или кусок фильма за 5 тысяч рублей. Ну, вряд ли кто то будет 3 недели каждый день по много часов сидеть за компьютером за такие деньги. Это дорого. У кого есть бюджет, с тем и работаю. А если еще и проект сам по себе интересный – то вообще получается всё отлично и идёт легко.
RENDER.RU: Как вы думаете, сможет ли ИИ в ближайшие годы создать кино, которое не отличить от работы большой студии?
Андрей: Думаю, да. Но при условии, что «за пультом» будет сидеть профи. И скорее всего не один, а целая команда. Нейронки разные, и один человек не может изучить их все, особенно сейчас когда всё меняется каждый день. Более того, если мы говорим о фильме, в команде обязательно должен быть и настоящий режиссёр и сценарист, и даже пара актёров. Настоящих. Да, нейронки снизят стоимость кино, но не уберут ключевых специалистов, которые понимают как работать с камерой, монтажом, цветокоррекцией, сценарием, раскадровкой и т.д.
RENDER.RU: Какие профессии в киноиндустрии, на ваш взгляд, будут вытеснены ИИ в первую очередь?
Андрей: Я полагаю, снизится количество актёров и операторов. Они будут, да, но уже не в таком количестве.
RENDER.RU: Есть ли у вас опасения, что через несколько лет ИИ станет настолько мощным, что роль человека-творца будет минимальной?
Андрей: Сомневаюсь. Даже если мы представим, что нейронки стали делать «всё по одной кнопке», это всё-таки искусство, которое должно «трогать души людей».
RENDER.RU: Готово ли общество к этическим вопросам, которые ставит ИИ в творчестве?
Андрей: Еще раз повторюсь – нейросети это просто инструмент, за которым всегда будет стоять человек. Кино не заменило театр, а фотография – художников. Пока об этом говорить рано. Просто теперь скорее всего будет больше фильмов, но вряд ли нейросети способны заменить реальное кино. По крайней мере – пока.
RENDER.RU: Если бы у вас был неограниченный бюджет и технологии будущего, какой фильм вы бы сняли в первую очередь?
Андрей: Как показывает практика, люди соскучились по-хорошему фентези. Их почему-то перестали снимать в том количестве, что было раньше. Я бы снял что-то в духе «властелина колец». Есть хорошая книга «Сага о копье» - драконы, эльфы, волшебники гномы и «мир средиземья». Наверное, вот его.
RENDER.RU: ТОП 5 советов от вас для начинающих специалистов в генерации видео контента?
Андрей:
1. Генерить, изучать новое и творить, не смотря ни на что.
2. Постоянно внедрять новые инструменты.
3. Всегда изучать творчество коллег (особенно иностранных). Сейчас там уровень гораздо выше нашего.
4. Обязательно изучать классические инструменты (афтер эффектс), программы для CGI контента, фотошоп и т.д.
5. Ознакомиться с теорией создания кино. Движение камер, режиссура, сценарий, звукорежиссура. Без этого – никак.
RENDER.RU: Вы уже работаете над несколькими новыми проектами. Можете приоткрыть завесу и рассказать, о чём они будут?
Андрей: Сейчас появилось много задач. Ко мне обращаются певцы, музыканты по вопросам создания клипов. Режиссёры для создания кино и новых проектов. Я с трудом нахожу время для своих проектов. Но у меня уже вышло своих 6 короткометражек, которые можно посмотреть на ютуб канале «451 градус». В том числе фантастический «пешеход», самый просматриваемый фентези фильм «черви земли» и «любовь» моя попытка «снять» ужастик про зомби от лица человека, который случайно попал в центр «замеса».
RENDER.RU: Спасибо, Андрей, за интересный разговор и глубокие мысли. Желаем новых творческих открытий, вдохновения и успеха в воплощении идей, которые меняют взгляд на будущее.