Интервью с Айратом Исламовым, VFX продюсером и основателем студии X0 – systems

В этой статье, мы окунемся в мир съемок и узнаем какие задачи стоят перед VFX продюсером на съемочной площадке.


RENDER.RU:
Здравствуйте, Айрат, расскажите немного о себе, как вы пришли в CG? Насколько мы знаем, ваша жизнь с детства была плотно связана с искусством?

Айрат: Привет, RENDER.RU!

Да, действительно, мои родители рано заметили мою тягу к рисованию и музыке. Когда мне было 6 лет, родители записали меня в класс игры на баяне. Закончив музыкальную школу, я поступил в 11-летнем возрасте в Республиканскую среднюю художественную школу-интернат в городе Уфе. Там я научился принципам композиции, азам живописи и основам передачи на бумаге света и тени.

AYRAT-1.jpg


RENDER.RU: В 1990 вы поступили на художественное отделение в группу графического дизайна в Уфимское училище искусств, послужило ли образование надежным фундаментов в вашей профессии?

Айрат: Самые яркие впечатления от учебы, познании мира, новых открытий в искусстве я получил именно в училище искусств. Талантливые и опытные педагоги, являющиеся заслуженными и признанными художниками, терпеливо передавали нам свои опыт и знания. Помимо предметов, таких, как: рисунок, живопись, композиция, появились занятия по скульптуре, фотоделу, цветоведению, шрифтам. Эти знания составили основу по графическому дизайну и пригодились в дальнейшем в моушен-дизайне.


RENDER.RU: Расскажите о своей работе в студии «Муха», это 1998 год, самая заря CG в РФ (24 года назад), чем занимались лично вы, на чем специализировалась студия и на каком софте работали в то время?

Айрат: Как ни странно, на студию «Муха» я попал благодаря музыке, а не рисованию. У нас с другом была музыкальная группа, играющая техно-хардкор. После нашего выступления на Дне города, нам позвонили и назначили встречу. Это был Виталий Муха, музыкальный продюсер и основатель студии «Муха». Он предложил нам выпуск музыкального альбома и возможные съемки видеоклипа на наш трек. Виталий был удивлен, когда узнал, что видеоклип у нас уже есть и попросил показать его. Это был видеоклип, который снял и сделал в свободное от работы время на региональном телевидении Роман Лосев - мой одногруппник из училища. Виталий Муха, посмотрев наш клип, сразу сказал, что ему очень срочно нужен номер телефона парня, сделавшего нам клип. Через месяц он релоцировал Романа в Уфу. В дальнейшем, увидев, что и как делает Роман на студии Муха, я точно понял, чем хочу заниматься в дальнейшей жизни.

Студия «Муха» специализировалась в тот период времени на музыкальных видеоклипах и рекламе. В 1998 году в России открылся музыкальный канал MTV, в этой связи у "Мухи" появилось множество различных проектов связанных с шоу-бизнесом. В то время, в Москве, ходили разговоры о том, что в Уфе есть какие-то ребята, которые из чего угодно сделают "конфетку", называли нас "реаниматоры". Нередко нам приходилось переделывать или доделывать, то, что не удавалось столичным специалистам. В Уфу потянулась вереница артистов и продюсеров. Работы было так много, что иногда приходилось буквально жить и работать на студии. Очень сильной стороной "Мухи" была рисованная анимация, которая активно использовалась в клипах и заставках.

Монтаж на студии в то время осуществлялся на системе Fast Video Machine в паре с Betacam 1800, из софта использовали After Effects 3.1, 3D Studio MAX, после которого к началу нулевых перешли на Maya.

В начале карьеры мне выдавали в работу изготовление однотипных задач из кеинга, ротоскопа. В дальнейшем, я уже был занят поиском визуального решения видеоклипа, его стилистики, формы, цвета и также занимался его производством внутри команды.

Работа в студии «Муха» дала мне огромный опыт построения этапов работ, изучения возможностей современных технологий, знакомств, которые определили мой дальнейший путь.


RENDER.RU: В 2002 году, вы совместно с коллегами из студии «Муха» основали собственную студию — «UNICUMGROUP», сколько человек входило в ее состав и какое направление вы выбрали для своей работы? Насколько сложной задачей было найти клиента в это время, напомним, дело было 20 лет назад.

Айрат: В Уфе в тот период мы варились в собственном соку, но мы понимали, что мы лучшие в своей профессии. В 2000 году студия «Муха» уже который год была призером фестиваля компьютерной графики «Аниграф» и мы, сотрудники, поехали на этот фестиваль. Мы были удивлены большим количеством специалистов CG-индустрии и студий из разных городов и стран, работы которых были представлены на этом фестивале. Было понятно, что появляется огромный рынок компьютерной графики, что есть куда расти, и вместе с единомышленниками мы решили основать свою студию в Уфе.

Название будущей студии выбрали путем жеребьевки, и мы начали самостоятельный путь. Нас было 6 человек, и у нас наступили проблемы с заказами – их было мало. Мы по-прежнему делали музыкальные видеоклипы для российских исполнителей, для звезд башкирской эстрады, рекламу. Отдельный опыт был в производстве телевизионных программ для местного телевидения. В то время был дефицит денежных отношений и телеканалы платили нам рекламным временем по бартеру. Рекламное время мы также продавали по бартеру. За эфиры рекламы заказчики с нами рассчитывались спиртом, канцтоварами, металлопрокатом. Но это было не то, к чему мы стремились, и поэтому было принято решение переехать всей группой в Москву.

Летом 2003 года мы оказались в Москве. Была куплена монтажная станция на базе Matrox DigiSuite LE в паре с Sony Betacam 2800 и мы бросились в пучину поиска заказов. В то время был экономический подъем в стране, предприятия и корпорации нуждались в корпоративных фильмах. Нам очень пригодился опыт работы над видеоклипами, появились заказы на заставки, инфографику в корпоративных фильмах. Мне пришлось также учиться видеомонтажу из-за большого количества заказов. Работая режиссером монтажа, я стал понимать, когда и где будет уместна инфографика, её хронометраж, крупность, динамика и какими способами можно решить поставленные задачи из отснятого материала. Также, иногда нам попадались заказы на изготовление начальных титров для кино и сериалов.

DUSHEGUBY.jpg

Съемочная площадка сериала “Душегубы”

RENDER.RU: В 2010 году вы основали собственную студию «X0-systems», расскажите о сложностях с которым и столкнулись и о специфике открытия студии в то время?

Айрат: В 2010 году наша студия распалась, и я стал фрилансером. У меня уже было ИП, название студии стало “X0-systems”. Я по-прежнему работал над начальными титрами для кино и сериалов. В работе над титрами я привлекал таких специалистов, которые были профи в своей области: художников, моделлеров.

SEKTA.jpeg

Разработка шрифта для титров, сериал “Секта” (Good Story Media, 2018)

На одном из проектов по начальным титрам выяснилось, что после монтажа фильма появился некий объем по компьютерной графике, который предложили мне сделать в рамках определенного срока. В то время я активно сотрудничал с талантливым специалистом, тоже выходцем из студии «Муха» Фларитом Галлямовым, который находился в Уфе. Мы привлекли еще двух давно знакомых композеров и успешно выполнили этот объем - заказчик оказался доволен.

Следующий проект, который предложили нам делать – это был сериал «Лондонград», который в последствии был номинирован на звание лучшего сериала на многих кинофестивалях. Режиссером пилотной и первых 4-х серий был Дмитрий Киселев. Это современный, сформировавшийся режиссер, который имеет за своими плечами богатый опыт монтажа и понимания принципов производства компьютерной графики. Именно он монтировал блокбастеры, которые были напичканы сценами с компьютерной графикой - “Ночной Дозор” (2004) и “Дневной дозор” (2005).
Изначально, общаясь на читках с творческим коллективом проекта, мы понимали, что работы будет немало, но мы ее успеем сделать по обговоренным срокам. Основная часть съемочного периода должна была пройти в Лондоне, но перед началом съемок в 2014 году случился обвал рубля. Чтобы уложиться в бюджет, продюсерам нужно было срочно переносить часть съемок в Москву. Дмитрию Киселеву удалось убедить продюсеров снимать интерьер сцен с офисом в небоскребе на набережной Темзы в павильоне на фоне хромакея в Москве. Также часть съемок локаций Лондона были перенесены в Москву и объем работ по компьютерной графике на порядок возрос.

LONDONGR_01.jpg

Кадр из сериала “Лондонград”
©Sputnik Vostok Production, 2015

LONDONGR_02.jpg

Кадр из съемочного материала сериала “Лондонград”
©Sputnik Vostok Production, 2015

Пришло понимание, что для выполнения такого большого объема работ не подходит наша предыдущая схема распределения задач и было принято решение объединить всех исполнителей в одном месте. Было снято помещение в Уфе, закуплено оборудование. Я был на съемочной площадке Он-Сет Супервайзером, а Фларит с командой в Уфе делали утвержденные по монтажу серии под эфир. После завершения съемок я присоединился к выполнению задач по моушндизайну на этом проекте, оставаясь в Москве.


RENDER.RU: На чем специализируется ваша студия и какие задачи выполняете лично вы?

Айрат: Продюсеры каждого проекта оптимизируют затраты на производство фильма в съемочный период. Хоть и компьютерная графика не самая дешевая статья расходов, она помогает удешевить общую смету на съемки. И поэтому, в большинстве случаев, к нам приходят однотипные задачи, такие как: автомобильные проезды на фоне хромакея, замена вида за окнами интерьеров, клинап современности если это исторический фильм.

Рассмотрим, как пример, сериал “Волк”, часть действий которого происходят в Москве сороковых годов. Нам приходилось удалять из кадров современные здания, автомобили, светофоры, дорожные знаки и разметку на дороге.

Усиления мощности взрывов, добавления огня на пожаре, дыма - такие виды работ приходят все чаще и чаще - военные действия в сериале также имели место быть. Сериал “Волк” в 2021 году был награжден премией Ника в номинации “За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа” и мы верим, что в этом признании тоже есть частица нашего труда.

Мы стараемся быть гибкими и предлагать любые решения по компьютерной графике. Если есть потребность заказчика в каких-либо технологиях, мы пытаемся найти решение внутри своей студии. Например, в сценарии сериала “Гусар” была целая серия, когда герой Гарика Харламова был в кадре с своим потомком из другой эпохи. Продюсерами фильма для уменьшения времени на съемках был предложен вариант съемок дублера с последующей заменой его лица на лицо главного героя по технологии Deep Fake. Мы провели съемки тестовых кадров дублера, сняли библиотеку ракурсов и разных выражений эмоций лица актера. Начали изучать технологию и получили очень неплохие результаты. Но от этой технологии решено было отказаться в виду очень длительного времени на производство в случае съемок под эфир и дороговизну в изготовлении.

GUSAR_02.MOV.jpg

На съемочной площадке сериала “Гусар” (Comedy Club Production, 2020)

Хочется отметить, что есть и такие проекты, где в кадре большое количество интерфейсов программ и систем, экранов, переписок в мессенджерах. Создать дизайн и анимировать уникальный интерфейс, придумать новые решения и подачу - это одна из наших уверенных специализаций. Проекты, в которых есть подобные задачи, после безуспешных попыток решения другими студиями или фрилансерами, часто попадают к нам. У нас богатый и долгий опыт создания инфографики и это сильно помогает нам в создании нужной картинки из видения режиссера или креативного продюсера.

SILVER_WOLF_02.png

Кадр из сериала “Серебряный Волк”
©Sreda, 2021

Я занимаюсь бюджетированием, оптимизацией сдачи работ в срок. В съемочный период я нахожусь на площадке в качестве он-сет супервайзера. Окончательная приемка делизов тоже на мне: просмотр, комментарии и пожелания по улучшению качества работ.


RENDER.RU: Вы плотно работали над фильмами и сериалами, расскажите, какими проектами особенно гордитесь?

Айрат: Конечно, мы гордимся сериалами, на которых работа начинается с самого начала, с препродакшена. Они понятнее, роднее, более предсказуемы в получении нужного результата. Это сериалы, где задачи по компьютерной графике решаются ресурсами одной, нашей студией. Я бы отметил сериалы “Гусар”, “Лондонград”, “Адаптация”.

ADAPTAZIYA.jpg

На съемочной площадке сериала “Адаптация” (Good Story Media, 2016)

Также я доволен результатами своих работ на проектах “Ольга” и “Физрук”, хотя мы делали несколько сезонов. Но эти проекты были также отмечены критиками и получили признание на фестивалях. Например, сериал “Физрук” получил премии как лучший комедийный сериал на фестивалях АПКиТ 2015 года, Жорж 2015 года, ТЭФИ 2014 года. А сериал “Ольга” премию в номинации “Лучший комедийный сериал” на фестивале АПКиТ 2018 года.

Также хочется отметить нашу работу по начальным титрам для сериала “Хождение по мукам”. Сериал получил “Золотого Орла” в 2021 году в номинации “Лучший телевизионный сериал” и попал в дистрибьюцию Netflix.



Ну, и, конечно, нельзя не упомянуть работу из нашей фильмографии “Холоп” - суперхит, который стал самым кассовым российским фильмом, демонстрировавшимся в кинотеатрах России и СНГ за всю историю российского кино.


HOLOP_02.jpg

Кадр из фильма “Холоп”
©Yellow, Black & White, 2019
©ГПМ КИТ, 2019

RENDER.RU: Какой проект был самым сложным для Вас, были ли такие, которые становились настоящим вызовом?

Айрат: Да, такой проект был. Но он был сложным не по задачам и не по исполнению, а объемом работ и сроками. Это сериал “Лондонград”, съемки которого для меня, как он-сет супервайзера начались в августе 2014 года, сразу после того, как съемочная группа вернулась со съемок в Лондоне.

LONDONGR_03.jpg

Кадр из съемочного материала сериала “Лондонград”
©Sputnik Vostok Production, 2015

Немного статистики. Всего было снято 2 сезона, которые включали в себя 27 серий. Мы делали это проект 11 месяцев, причем последние 3 месяца уже шел эфир. Количество шотов, которые были в работе - около 2750. Основной объем по графике, как я уже говорил ранее, это хромакейный павильон интерьера офиса агентства с панорамными окнами в пол. Очень много вставок было по моушндизайну - графические вставки в игровой материал. Это были так называемые “Апарты”, когда математический гений главного героя Михаила Куликова объяснял в кадре зрителю при помощи графики свои мысли.

Проект был интересный, с ним приятно было работать. Он заставил нас поверить в свои силы и раскрыл наш творческий и профессиональный потенциал.

На самом деле каждый проект, где есть уникальные, нетривиальные задачи, является вызовом. Вызовом в хорошем смысле этого слова, вызовом, который заставляет двигаться вперед, развиваться, изучать новые технологии и инструменты. Это добавляет уверенности, опыта внутри команды.


RENDER.RU: Расскажите о специфике работы vfx супервайзера на площадке? С кем приходится плотно взаимодействовать, насколько часто приходится присутствовать на съемках?

Айрат: По своему опыту замечаю, что если кинокомпания от самого начала производства фильма подключает в работу специалиста по компьютерной графике, то результат получается намного качественнее и эффектнее. Порой, бывают проекты, когда продюсеры не привлекают специалиста на съемочную площадку из экономии или доверяют оператору или режиссеру, которые снимали проекты с компьютерной графикой.

Но опытные продюсеры сразу закладывают в съемочный бюджет представителя от нашего цеха и благодаря этому уже на этапе препродакшена выявляются условия, которые могут решить поставленные задачи дешевле и проще. Препродакшн - ключевой этап подготовки и важно понимать, что основные решения принимаются именно тут.

Именно на “читках” режиссер рассказывает, что он хотел бы увидеть, а vfx-супервайзер предлагает варианты и решения, c которыми можно достичь желаемого результата. Обсуждения с оператором-постановщиком, SFX-департаментами и каскадерами, художником-постановщиком и реквизиторским цехом дают понимание о возможностях предложенного решения.

GUSAR_01.jpg

На съемочной площадке сериала “Гусар” (Comedy Club Production, 2020)

У каждого цеха накапливается большой объем информации, много забывается. Лично я фиксирую все вводные и составляю общее Техническое Требование по каждой важной сцене для всех цехов, задействованных в съемках этой сцены. Перед съемками мы связываемся и обговариваем степень готовности к предстоящей смене.

На съемочной площадке самый главный и важный партнер, это оператор-постановщик. С ним проговаривается компоновка кадра, крупность и движение камеры. Совместно с режиссером проходит работа с актером и выбирается удачно отыгранный дубль. Но последнее слово именно за он-сет супервайзером, именно он определяет, можно ли взять в работу материал и гарантирует ли он удачный результат.

SAMOLET.jpg

На съемочной площадке тизера к фильму “Фердоссийская Сказка”

Наверняка многие из нас работая с материалом не раз ругали он-сет супервайзера, почему снято было именно так? Неужели нельзя было подвинуть этот си-стенд в сторону, чтобы актер не пересекал его? Или вот этот маркер попадает на волосы, почему его не перевесили? Помимо режиссера-постановщика и оператора постановщика он-сет супервайзеру приходится очень плотно сотрудничать со вторым режиссером. Все эти проблемы начинаются тогда, когда съемочная группа выбивается из съемочного графика и второй режиссер при обсуждении ситуации дает понять, что времени на репетицию и дополнительные дубли нет. Иначе съемочная группа уйдет на переработки, а это очень затратная и непредвиденная часть бюджета. Поэтому Он-сет супервайзеру приходится на месте решать, нужно ли настаивать на пересъемке, или оставить снятый дубль, понимая, что появится лишняя часть работы и затрат на производстве графики.

AYRAT-2.jpg

Я считаю, что присутствие на съемочной площадке специалиста от нашего цеха обязательно. Это ускоряет время на этапе производства компьютерной графики, удешевляет ее стоимость, дает лучший результат по качеству. Но бывают рутинные простые съемки под графику. Возьмем, к примеру, экраны телефонов, мониторов, ТВ, куда в последствии нужно вставлять изображение. У меня уже есть готовые технические требования для реквизиторского цеха и оператора-постановщика, есть наборы файлов для вывода хромакейного изображения на экраны. Но как показала практика, этих требований придерживаются далеко не все и часто материал в работу приходит ненадлежащего качества.


RENDER.RU: У вас богатый опыт работы как над фильмами, так и над сериалами, что интереснее лично для Вас, как для специалиста?

Айрат: Конечно, это проекты, в которых есть новые для нас, нетривиальные задачи, которые ставят вызов. Когда нужно искать новые решения и технологии производства.

Мне очень интересно работать на площадке с VFX-департаментом и каскадерами. В коллаборации с этими ребятами кадры становятся зрелищнее, насыщеннее, натуралистичнее.

Когда я прихожу на читки и у нас совместные сцены с их участием, для меня всегда загадка, какое решение они предложат для осуществления желаний режиссера.

Я не перестаю удивляться и восхищаться на съемках тем, что делают эти люди. Упасть с 6-го этажа? Должен сбить автомобиль? Должен полностью гореть? Должны быть под ногами бегущего взрывы? Должен пылать пожаром интерьер декорации внутри павильона? Да! Они все могут. Особенно хорошо получаются огромные огненные взрывы.

Но и у них случаются неудачи и не всегда все выходит по плану. Тогда уже на помощь в сценах с их участием приходим мы.


RENDER.RU: Вы также являетесь продюсером по VFX в вашей студии, какие задачи приходится решать?

Айрат: В мои обычные обязанности входит поиск заказов, следить за степенью загрузки работой студии - тут важно находить баланс, чтобы студия не простаивала, но в то же время брать такой объем работы, чтобы мы могли выполнить все свои обязательства в срок.

CHEGO_HOTYAT_JENZHINY.jpg

На съемочной площадке сериала “Чего хотят женщины” (Профит, РВС, 2016)

Бюджетирование и осмечивание проектов - это рутина, которой приходится часто заниматься. Но и тут могут быть нюансы. Если проект может быть интересным для нас в творческом, художественном плане или для наработки определенного скила, то вполне возможно, что мы возьмем его в работу.

В то же время я выполняю контроль качества выдаваемых делизов клиенту, как в творческом плане, так и по художественным и техническим характеристикам.


RENDER.RU: ТОП 5 правил успешного vfx супервайзера?

Айрат:
  1. Отработать на многих этапах производства компьютерной графики на практике в студии, таких как композитинг и мачмувинг и знать далеко не базовые принципы;
  2. Уметь снимать на фото-видеокамеры, знать форматы, контейнеры и кодеки камер, знать особенности и отличия съемочной техники;
  3. Коммуникация. Нахождение общего языка с режиссером и оператором;
  4. Составление грамотных ТТ и донесение их до членов съемочной группы;
  5. Но самое главное - быстрое принятие верных решений, когда на съемочной площадке идет что-то не по плану и умение брать на себя ответственность.


RENDER.RU: Сталкивались ли вы с выгоранием, если да, то как решали этот вопрос, если нет, то почему? :)

Айрат: Для меня и моего коллеги Фларита вопрос выгорания не стоит. Так совпало, что это наш стиль жизни, который заменяет и хобби, и творчество. Ежедневные собрания, где обсуждаются общие вопросы, где раскрываются все текущие проблемы, вопросы, где все обсуждают пути их решения. Но в случаях, если кто-то из коллег заходит в общих задачах в тупик, выгорая, то он обязательно уходит в мини-отпуск на 4-5 дней и его никто не беспокоит по рабочим вопросам.

OLGA.jpg

На съемочной площадке сериала “Ольга” (Good Story Media, 2016)

RENDER.RU: Работали ли Вы с зарубежными проектами, если да, то чем отличается подход, если сравнить работу российских и зарубежных коллег, есть какие-то существенные отличия?

Айрат: У меня был опыт съемок рекламного ролика в Лос-Анджелесе. Наша студия была выбрана и привлечена на проект голливудским продюсером и режиссером Дмитрием Поповым. Стояла задача в 10-дневный срок сделать 3,5-минутный ролик, снятый в хромакейном павильоне.

Для меня, обычно, члены любой съемочной команды - это сверхнадежные, ответственные профессионалы, влюбленное в свое дело, готовые на невозможное. Такой «командности», сплоченности, деятельности и результативности редко можно встретить в командах вне сферы кино - случайных людей тут не бывает.

Этот же тезис можно было бы применить к съемочной команде проекта в Голливуде, помноженное на 2, если такое сравнение может быть.
Особенно меня поразила работа главного актера. На протяжении всего ролика он говорит текст, объясняя суть рекламируемой услуги. Его игру можно было брать в работу с 1-го или 2-го дубля, при условии, что на съемке не было телесуфлера и текст актер читал по памяти.

Hollyhood.jpg

Интерьер павильона, Лос-Анджелес, 2021

Как обычно происходит у нас работа с реквизитом? Перед съемкой завозится в павильон реквизит, который в спешном порядке дорабатывается перед “мотором”. Что-то все время пилится, сверлится. Бывает, что даже краска не успевает высохнуть перед дублем. В случае со съемками на этом ролике было завезено куча реквизита и пропсов на выбор режиссера и он-сет супервайзера. Стволы дерева толстые, тонкие, с объемной корой, без коры, сухостой. Кусты с зелеными листьями, с красными листьями или желтыми. Камни большие, маленькие, блестящие, матовые. Трава мелкая, высокая, перекати поле. Было из чего выбрать и это намного облегчило и ускорило съемки и скорость изготовления графики.

Также большое отличие с российским продакшеном, что мне бросилось в глаза - состояние съемочной и световой техники. Все было новое, чистое и в большом количестве.

Благодаря грамотно составленному ТЗ, монтажу, который был сделан в соответствии с утвержденной раскадровкой, мы с минимальными правками успешно завершили изготовление этого ролика и сдали его в срок.


RENDER.RU: У вас богатейший опыт работы, это десятки лет в индустрии, не секрет, что мы изначально отставали и нам пришлось догонять, как сильно на ваш взгляд изменилась российская CG индустрия за это время, насколько мы близки к уровню западных коллег и чего нам не хватает?

Айрат: На самом деле культура взаимодействия на подготовительном и съемочном периоде близка теперь к идеальным. Уже все понимают, что компьютерная графика в современном производстве медиа обязательная часть создания продукта и наш цех напрямую влияет на качество производимого продукта.

Если лет 10-15 назад продюсеры и не думали обращаться к услугам компьютерной графики, если по сценарию не было прописанных сцен с ее использованием, то сейчас любой фильм или сериал проходит через доработку нашим цехом.

SBERBANK.jpeg

Павильон, съемки рекламного ролика (SBER, 2022)

И у наших, и у зарубежных коллег используются те же инструменты и технологии, поэтому качество компьютерной графики, я считаю, может быть на одном уровне. Чего не хватает, так это использование всех возможностей и более детального и качественного подхода на съемочной площадке из-за экономии времени. На съемки сцен под компьютерную графику, как правило, закладывается столько же времени, сколько на съемку без нее.

POGAR-2.jpg

RENDER.RU: Дайте совет тем, кто хочет открыть собственную студию? Какие есть подводные камни и как понять, что уже пора ее открывать? Насколько мы понимаем, тут одного желания и веры в себя мало.

Айрат: У всех уникальные случаи и условия для этого. Могу просто рассказать о своих мыслях на эту тему.

Если есть уверенность в наличии долгосрочных проектов, то можно попробовать создать студию. Что дает создание студии? Ты точно знаешь характеристики и навыки своих сотрудников, их скорость работы и качество их труда. Можно легко спрогнозировать сроки и условия работы, сметы и расходы. При поступлении большого заказа можно увеличить штат специалистов под проект.

Но также нужно понимать, что открывая студию, ты получаешь расходы на ее содержание: оборудование, аренда помещения, ПО, клининг, интернет и пр., и нужно быть готовым к этому. Также встает ответственность о своевременной выдачи заработной платы сотрудникам - все это дает дополнительную нагрузку на твою занятость и необходимость жесткого планирования жизнедеятельности студии на несколько месяцев вперед. И тут нужно решить, насколько ты сможешь справиться с возросшими на тебя обязанностями и рисками.


RENDER.RU: Айрат, мы благодарим вас за уделенное время и интересную беседу, желаем вам никогда не терять ваш замечательный настрой и конечно же успехов во всем!


755 0 850 6
1
2022-07-21
Спасибо за эту публикацию!!! Очень интересно и познавательно! Какой долгий, интересный и сложный путь! Браво!
И да - FAST! Прямо зацепило это имя из далекого прошлого Соприкоснулся в 2001 году уже с компьютерной монтажкой - FAST STUDIO на двухпроцессорном компьтере с аппаратным ключом... Первые свои работы в тв графике собирал именно на этой штуке, афтер эффект был позже...
RENDER.RU