Скучивание или группирование

В этой статье речь пойдёт о ряде вещей, которые вы должны учитывать когда скучиваете детали вместе (также называется «Группирование»). Группирование позволяет сделать скучное изображение более динамичным. Оно часто встречается в природе, с растениями, скалами, горными грядами и т.д.
Выглядит ли трава визуально более интересной, когда все травинки распределены равномерно?

Или когда все сгруппированы как на этом изображении?

Надеюсь, вам больше понравилось 2-ое изображение.

Группирование часто используется для механических вещей, располагая определённое количество подобных предметов вместе, для наиболее эстетически приятного образа. К примеру, размещение эскадр космических кораблей в космической сцене.
Перед прочтением этой статьи, возможно, вы заходите проверить другие мои 3 статьи, посвящённых композиционным вопросам: Главные, Вторичные, Третичные Формы, Контрасты в Композиции и Области Визуальной Детализации, Области Визуального Покоя.

Что такое группирование?

Когда ваш глаз видит объекты которые связаны друг с другом, к примеру, объекты расположенные рядом друг с другом, с одинаковым размером, у них у всех одинаковый цвет и т.д. , то глаз склонен скучивать все эти объекты в одну форму или группу или кучку. Скучивание или группирование помогает организовать изображение для зрителя, и таким образом оно становится более эстетически приятным. Как на этом примере…

На этом изображении все объекты расположены почти на равной дистанции друг от друга, в то время как на этом изображении…

объекты сгруппированы вместе. Когда глаз смотрит на такое изображение, то он склонен создавать один объект из каждой группы, группируя многочисленные объекты в один большой объект.

Как на примере с этим изображением…

Если вы спросите кого-ни будь что это, то скорее всего услышите ответ: «Это квадрат, составленный из маленьких линий». Они не скажут «Это всего лишь группа линий». А всё потому, что их визуальная система группирует эти линии вместе в один объект, а затем сравнивает его с уже известным ей объектом, чтобы дать ответ.

Нашей визуальной системе нравится группировать объекты вместе, в большие более удобные объекты. Таким образом, группирование может сделать изображение более дружелюбным для нашего мозга, более эстетически приятным. Это связано с частью «дерись или беги» развития человека, наша визуальная система стала хорошей в том, чтобы брать визуальные улики и группировать их вместе. Так наш мозг может легко распознавать объект. Это помогало нашим предкам избегать хищников в далёком прошлом, например, если тигр спрятался в траве и готовится съесть нас, наша визуальная система брала маленькие кусочки видимых частей тигра, группировала их вместе и делала вывод о том, что это тигр, так что мы могли распознать его перед тем как станет слишком поздно. Так что наша визуальная система должна быть хороша в том, чтобы группировать объекты надлежащим образом, чтобы обеспечить нам выживание. Теперь мы можем использовать те же приёмы, чтобы сделать наши работы более интереснымиJ

Группирование. Трюки и хитрости

Вот несколько советов, которых вы должны придерживаться, когда группируете детали. Запомните, что существуют ситуации, когда некоторые из этих правил могут быть нарушены, но по большей части, они позволяет сделать изображение лучше с точки зрения композиции.

1) Избегайте повторения в количестве элементов: Если у вас есть группа из 2-х объектов, то рядом не должно быть другой такой же группы.


2) Избегайте повторения в размере: не объединяйте в группу 2 объекта с одинаковым размером, у вас также не должно быть две группы одного размера, иначе они будут спорить друг с другом.


3) Избегайте повторения в расстоянии от объектов:
среди деталей должно быть нерегулярное распределение, удостоверьтесь, что между объектами в вашей группе расстояние не повторяется, и между группами тоже.

4) Нечётное количество элементов: Часто группы выглядят намного лучше, когда они содержат 3, 5 ,7 и т.д. элементов. Группы с 2, 4 , 6 элементами не выглядят так сбалансировано. Этот принцип можно наблюдать в выращивании Бонсай, с Сайта Империи Бонсай: «Несмотря на то, что Бонсай часто сажаются поодиночке, деревья в природе обычно растут группами. Создание леса Бонсай (или групповое высаживание) требует нечётного количества деревьев (то есть, в данном случае несколько деревьев используются, чтобы обеспечить асимметрию), как правило, принадлежащих к тому же ботаническому семейству.»


5) Перекрывающиеся объекты:
Обеспечивают визуальный интерес, создавая глубину.

6) Маленький, средний, большой:
в каждой группе должны быть маленькие, средние и большие объекты.
7) Маленькие снаружи, большие внутри: Меньшие детали лучше располагать по края группу, большие сводить в центр.


8) Группирование, используя цвет или тон:
Так же как и простое сведение в группу близкорасположенных объектов, 2 или больше объектов могут быть сгруппированы, если они имеют одинаковый цвет или яркость (как использование бликов, чтобы создать группы). Это помогает упростить сложный фон.
9) Цельность важнее: зритель не должен смотреть на отдельный элемент, который составляет группу, он должен смотреть на целое, составленное из этих объектов.


10) Выделяющиеся элементы:
Несмотря на то, что цельность важнее, не забывайте добавлять выделяющийся элемент или элементы внутрь своих групп, чтобы держать предметы разнообразными, ничего настолько сильного, что могло бы разрушить группу, а лишь её бы немного улучшило.

Пример

Вот вам быстрый пример, показывающий некоторые из этих принципов, это моя работа «Планетарная Оборона» от 2007 года.

Здесь используется несколько принципов:

  • Все пушки разного размера (совет №2)
  • Расстояние между пушками немного разное (совет №3)
  • Несмотря на то группа состоит из 4 пушек, 4-ую едва видно из-за пыли, так что выходит 3 выделяющихся элемента (совет №4)
  • Маленькие, Средние и Большие пушки представлены на изображении (совет №6)
  • Самая большая пушка внутри, а меньшие по сторонам (совет№7)
  • Пушки на фоне сгруппированы вместе, потому что имеют схожую тональность благодаря пыли, тем самым выделяя ближнюю к зрителю пушку и делая её фокальной точкой (совет №8)
  • Чтобы избежать монотонности от 4 одинаковых пушек, я каждую слегка повернул, и добавил людей к самой ближней пушке, чтобы придать ей немого отличия от остальных (совет №10).

Повторюсь, эти советы не сложные и быстрые правила, много эффектных изображений нарушают их, но использование парочки из них в вашей композиции может помочь сделать её лучше.

Оригинал статьи.

816 0 850 24
7
2016-04-12
Хорошая статья, но мне кажется до этого и самому логически дойти можно)
2016-04-12
[quote=Lord_Eliphas] Хорошая статья, но мне кажется до этого и самому логически дойти можно) [/quote]Кто-то дойдет, а кто-то нет, кто-то может дойти частично или еще хуже, все поймет, но на это у него уйдет очень много времени и это будет сильно тормозить его творческий рост. Именно для этого хороши подобные материалы, вроде бы интуитивно многое понимаешь, а тут все знания структурированы, прочитаешь и уже на их основе можешь развиваться дальше, не тратя время на получение этих же знаний путем проб и ошибок.
2016-04-12
хороший урок, появись он раньше, я бы сэкономил многие многие годы.
2016-04-14
Спасибо.Отличный набор советов. Особенно для меня, как новичка.  Согласен с Романом, тут исчерпывающе изложены знания, которые структурированы и помогают лучше усвоить то, до чего ты сам дошел логически (как писал L. Eliphas).
2016-04-14
Ну, хоть кому-то кроме меня статья пригодилась) А то обычно тишина как на погосте, сидишь и гадаешь, "торт или не торт" материал)). Всегда хорошо когда коменты и дискуссия есть, вон в прошлой статье про цвет от Рона Лемена, я от знающих людей про баланс белого узнал и ещё до кучи всякой полезной инфы.
2016-04-16
Отличная статья. Вроде все интуитивно знал, но так четко разложено и с рисунками) В общем спасибо.
2016-04-18
Большое спасибо. Жду ваших статей в дальнейшем. 
RENDER.RU