Цветовые схемы: виды и способы использования в рисунке
Как облегчить себе выбор палитры для рисунка и упростить работу с цветом.
Чтобы упростить подбор удачных цветовых сочетаний, многие художники обращаются к цветовым кругам и цветовым схемам. Разбираемся, какими они бывают, как ими пользоваться и почему не стоит ими злоупотреблять.
Прим.: эта статья больше подойдет для новичков в рисовании. Если вы уже опытный художник, почитайте наши статьи о температуре цвета и влиянии перспективы на нее.
Что такое цветовой круг?
Цветовой круг Иттена. Источник
Цветовой круг — это набор первичных и вторичных цветов, которые используются как основа для получения более сложных оттенков. По сути, это спектр цветов, расположенных по кругу.
Одним из самых популярных цветовых кругов считается круг Иттена (выше), в котором отображены:
- три первичных цвета: красный, синий и жёлтый;
- три вторичных, которые получились от смешивания первичных: зелёный, оранжевый и фиолетовый;
- шесть третичных (смесь первичных и вторичных): жёлто-зелёный, красно-оранжевый и другие.
На этот круг часто опираются как раз в подборе цветовых схем.
В первую очередь цветовые схемы — это инструмент дизайнера. Они упрощают работу с плакатами, постерами и оформлением интерфейсов приложений. Художники их тоже используют, но при добавлении объёма происходит отход от так называемых «локальных цветов» из-за теплохолодности, света и так далее. В этом нет ничего страшного.
Виды цветовых схем
Покажем каждую на примере круга Иттена.
Комплементарные цвета
Это два цвета, которые на круге находятся друг напротив друга. Самые распространенные комплементарные пары: синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и красный-зелёный.
Их можно увидеть, например, в «Подсолнухах» Ван Гога.
Винсент Ван Гог — «Подсолнухи». Источник
Художник Николас Коул называет комплементарную цветовую схему идеальной базой.
Тренируйтесь в использовании основных комплементарных пар, чтобы понять, как направить взгляд зрителя с помощью цвета. Попробуйте упражнения, где вы рисуете в строго ограниченной палитре.
Николас Коул
Если вы будете использовать такую схему, стоит помнить о том, что цвета на вашей работе будут сильно контрастировать. Если перестараетесь — ваша картинка может стать слишком резкой.
Аналоговые цвета
Находятся рядом — такие сочетания часто встречаются в природе и постер-арте.
Такие цвета любил использовать Клод Моне:
Клод Моне — «Японский мостик». Источник
В «Японском мостике» художник использовал зелёный цвет и немного синего, на картине очень низкий контраст между оттенками.
Треугольная схема
Состоит из цветов, которые находятся на вершинах равностороннего треугольника.
Яркий пример — «Молочница» Вермеера:
Йоханнес Вермеер — «Молочница». Источник
Сплит-комплементарные цвета
Находятся на вершинах равнобедренного треугольника.
Это самая простая схема для новичков, так как в её использовании очень сложно ошибиться — любые цвета в ней будут смотреться хорошо практически в любой пропорции. Наглядный пример её использования — «Регата в Аржантёе» того же Моне.
Клод Моне — «Регата на Аржантёе». Источник
Прямоугольная схема
Состоит из двух комплементарных пар. На примере ниже показано, как сочетаются оранжевый с синим и зелёный с красным.
Наглядный пример использования этой схемы — другие подсолнухи Ван Гога.
Винсент Ван Гог — «Подсолнухи из Арля». Источник
Ван Гог также использовал четыре цвета — жёлтый для изображения цветов, зелёный для изображения вазы, голубой для стены и бледно-оранжевый для стола.
Квадратная схема
Состоят из цветов в вершинах квадрата.
Часто используются в дизайне интерьеров:
Типичный интерьер с цветами из квадратной схемы
И при изображении городских пейзажей:
Пэтти Моллика — «Верхний Вест-Сайд». Источник
Монохромная схема
Это оттенки одного из 12-и цветов круга.
Яркий пример использования такой схемы — ещё одна работа Моне.
Клод Моне — «Утро на Сене». Источник
Ахроматическая схема
Комбинация чёрного, белого и оттенков серого.
Очевиднее всего эта схема в книжном тексте или на веб-странице. Пример из изобразительного искусства — некоторые работы Резы Асфара.
Художник — Реза Асфар. Источник
Как пользоваться цветовыми схемами
Изображение из книги «Теория цвета и практическая живопись»
Используйте метод «База, нюанс, акцент»
При работе с цветом важно следить за тем, чтобы они не спорили между собой. Для этого цвета должны отличаться не только по тону, яркости и насыщенности, но и по площади цветовых пятен, чтобы рисунок не превратился в однородную массу. Количество одного основного цвета не должно быть равным количеству другого основного цвета. Лучше всего, когда это соотношение колеблется в пропорции 70 на 30% или даже 80 на 20%.
Хорошо подойдет метод, который делит палитру на базу, нюанс и акцент (БНА):
- База — цвет, который занимает на холсте наибольшую площадь. Остальные цвета художники подбирают по отношению к нему.
- Нюанс — дополнительный цвет, обычно — сосед на цветовом круге.
- Акцент — цвет, наиболее контрастный к базе. Он самый заметный, хоть и с наименьшей площадью.
Рассмотрим БНА на примере:
Художник — Реза Асфар. Источник
Жёлто-зелёный кристалл притягивает взгляд, потому что его цвет работает как акцент. Жёлто-зелёного в работе меньше, чем красного и его соседей.
Уменьшайте насыщенность всех цветов, кроме акцентного
Слишком насыщенные цвета «шумят» и перетягивают внимание на себя. Чтобы избавиться от этого эффекта и сфокусировать внимание зрителя, нужно при смешении снижать насыщенность цветов и приближать их к центру цветового круга.
Комиксистка Ann Maulina (автор Raruurien и Varunair) предпочитает уменьшать насыщенность тёмных и светлых цветов, чтобы сделать акцент на полутонах.
На изображении показано движение от менее насыщенного цвета к более насыщенному, а потом обратно к менее насыщенному. Источник
Ann Maulina сравнивает цвета с голосами — когда их много, получается неразборчивая какофония. Сделайте эти голоса тише, но убедитесь, что их ведёт один основной, сильный голос. Этим голосом и будет основной цвет.
Пример понижения «голоса» цвета. Слева – негармоничные «громкие» цвета. В середине – менее насыщенные цвета, которые уже получше сочетаются. Справа — громкий цвет среди приглушённых. Источник
Расставляйте цвета по уровню яркости
Виды цветовых схем с примерами работ Ann Maulina: Монохромная, аналоговая, комплементарная, сплит-комплементарная, треугольная и прямоугольная. Источник
Ann Maulina советует во время использования схем расставлять цвета по уровню яркости. По мнению художницы, так их проще перенести на скетч.
На изображении показано расположение цвета по уровню яркости — блики, свет, светлый полутон, полутон, тёмный полутон, тень, тёмный акцент. Источник
Не нужно дотошно следовать схемам: используйте дополнительные цвета и оттенки
Цветовые схемы не решают всех проблем и использовать их нужно с умом. Распространённая ошибка новичков при подборе цветов — дотошное следование этим схемам и использование оттенков, которые в них участвуют. Обычно картинку не составляют из цвета схемы в чистом виде, а объединяют с помощью ненасыщенных промежуточных оттенков.
Хороший пример — популярная в кино палитра Teal Orange. Синий и оранжевый (бежевый, жёлтый) — любимое сочетание Голливуда. Это комплементарные цвета, которые можно получить, следуя схеме, но между ними есть и много других оттенков, которые в неё не попадают. Когда у вас есть всего два цвета, необходимы промежуточные оттенки, которые помогут сбалансировать картинку.
Кадры из фильмов «Люди Икс: Апокалипсис», «Остров», «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Трансформеры». На всех использованы комплементарные цвета. Источник
Для работы с ограниченным количеством цветов вам понадобятся промежуточные оттенки: тогда картина заиграет и соберётся воедино.
Если присмотреться, в большинстве кадров с Teal Orange можно также увидеть холодные тени, которые в контексте обретают зеленоватый оттенок. Разумеется, в кадре присутствует не только оранжевый и не только синий, цвета находятся в балансе.
Полезные ссылки
- На сайтах Adobe Color и Color Scheme можно подобрать цветовую схему онлайн, без регистрации и СМС.
- На сайте Color Lisa можно изучать цветовые палитры известных художников вроде Марка Шагала и Сальвадора Дали.
- Расширение для браузера ColorSnap будет полезно не только художникам, но и дизайнерам интерьеров. Оно подбирает цветовые палитры к любым изображениям на экране.
- Сайт Coolors также автоматически подбирает палитры к загруженным изображениям, но без установки в браузер.
- Сайт Canva тоже автоматически подбирает палитры к изображением, которые состоят из четырёх основных цветов.
- Сайт Brandfolder создаёт палитры на основе изображений, но ещё и подписывает цветовые кодировки.
Статьи:
- Помещаем объект в окружение. Изучаем свет и цвет
- Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы
- Температура цвета меняет перспективу. Правда ли это?
- Цвет. Температура и восприятие
- Работа с цветом. Опыт Марко Буччи, иллюстратора, сотрудничавшего с Walt Disney
- Как с помощью цвета сделать однотонную поверхность интересной