Женские доспехи — фантазия или реальность?
Вместе с историками и реконструкторами разбираемся в истории женских доспехов и в проблеме анатомических нагрудников (boob plate).
Кадр из сериала «Викинги». Источник
Образ воительницы в броском наряде ещё в 1980-х годах стал частью поп-культуры. Если мужчин-воинов художники в основном изображали одетыми в массивную, толстую броню, то женщины чаще всего сражались либо почти раздетыми, либо в костюмах, которые открывали самые «выгодные» элементы фигуры.
Скриншот из Soul Calibur VI. Источник
Ранее мы уже рассказывали, как появился образ «бронелифчика» и почему стал настолько популярен. Здесь мы разберёмся, существовал ли «исключительно женский» доспех, рассмотрим несколько примеров из истории и поговорим про проблему анатомических нагрудников.
Экспертизой для статьи поделились историки, реконструкторы и чемпионка по средневековому историческому бою.
Образ девы-воительницы в разных культурах
Robert Auer — Athena. Источник
Такой образ встречается в культурах многих народов: от греческих амазонок до Хуа Мулань в Китае, от германских и скандинавских воительниц до онна-бугэйся в Японии.
Сама концепция уходит корнями в мифологию. Греки поклонялись Афине и рассказывали легенды про амазонок, у германцев и скандинавов ходили легенды о мифических валькириях, а в Индии почитали яростную Кали.
Достоверных источников о том, как выглядели девы-воительницы, осталось не так уж много, но сохранились древние памятники в восточных странах, где можно встретить изображения богинь Кали (Индия), Аматерасу (Япония) или Нюйвы (Китай).
Киммерийская (скифская) амазонка. Источник
Эпоха Возрождения подарила культуре картины и скульптуры по мотивам античных мифов и легенд северных народов, однако особенности стиля не позволяют составить чёткие образы богинь древности, потому что творцы часто изменяли детали для усиления выразительности своих работ.
Историки отмечают, что образы женщин-воинов в мифологии нельзя использовать как доказательство того, что в те времена женщины вообще воевали, тем более наравне с мужчинами. Однако история знает несколько примеров настоящих «боевых дев», облаченных в доспехи.
Скандинавские девы щита
Образ девы щита (воительницы из германских и скандинавских государств эпохи викингов) давно стал частью культуры.
Лагерта из сериала «Викинги» в исполнении Кэтрин Винник. Источник
В 2017-ом году в Бирке, древнейшем городе Швеции, повторно проверили одно из захоронений, которое до этого причисляли мужчине-воину. Оказалось, что скелет принадлежит женщине.
Воительница из Бирки. Источник
В захоронении находились вооружение элитного воина-викинга, игровая доска и принадлежности для некой стратегической настольной игры, а также останки двух лошадей.
Предполагаемый вид захоронения до вскрытия (рисунок ÞÓrhallur ÞRáinsson). Источник
Высокий статус воительницы учёные определили по количеству оружия, погребённого вместе с телом.
Оружие из погребальной камеры: меч, топор, боевой нож, два копья, два щита и 25 бронебойных стрел (фотографии предоставлены Кристером Аленом, Шведский исторический музей). Источник
А вот как могла бы выглядеть эта воительница:
Детали одежды основаны на материалах погребений в Бирке и на современных могилах из Мощевой Балки на Северном Кавказе (Knauer 2001) (рисунок Танкреди Валери). Источник
Открытие разделило научное сообщество. Часть историков заявила, что воительница из Бирки – доказательство существования «дев щита» и того, что женщины могли воевать наравне с мужчинами. Другая часть сочла это преждевременным выводом, потому что нельзя однозначно утверждать, что этот скелет был изначально захоронен в этой могиле, или что вещи рядом с женщиной не могли остаться в наследство от мужа. Кроме того, в могиле мог находится ещё один скелет.
Тем не менее, по остаткам обмундирования воительницы из Бирки можно заметить, что разницы между мужскими и женскими доспехами у викингов не было.
Женщины-гладиаторы
О женщинах-гладиаторах известно меньше, чем о скандинавских воительницах. Об их существовании свидетельствуют в основном предметы искусства, вроде барельефа, который сейчас находится в Британском музее.
Сражающиеся женщины-гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея. Источник
В древнем Риме было несколько женщин-гладиаторов, но их вряд ли можно отнести к воинам, ведь в первую очередь это было цирковое шоу. Есть только один барельеф со знаменитой Ахиллой. У соперниц свободна грудь, а ниже они одеты в юбочки, под которыми, возможно, был щиток-панцирь, привязанный изнутри к пояску. Он прикрывал промежность, ничего более.
Гребенюк Андрей Владимирович
кандидат исторических наук и доцент в МГИМО
В 200 году н. э. участие женщин в гладиаторских боях было полностью запрещено декретом императора Септимия Севера. Но женские гладиаторские бои, как говорилось выше, были скорее шоу для зажиточных граждан, причём с эротической направленностью.
Изображение женщин-гладиаторов на французской открытке
Гладиаторами становились не только рабыни или простолюдинки, но и женщины из знатных семейств. Первые делали это преимущественно из-за денег или по принуждению, а вторые стремились самоутвердиться, продемонстрировать свою силу и независимость, хотя с точки зрения господствовавшей в то время морали это считалось скорее позором. Кроме того, принимать участие в подобных боях со временем стало попросту модно.
Несмотря на то, что женщины выступали на серьезных поединках, чаще всего они исполняли роли пегниариев (гладиаторов с кнутами и дубинками), веселящих публику, нежели гладиаторов, «сеющих смерть». При этом смешанные поединки между гладиаторами разного пола были запрещены.
Амазонки
Изображение скифской воительницы на греческой амфоре V в. до н.э. Источник
Миф про амазонок основан на останках из захоронений воительниц степных народов: скифов, сарматов и саки. Известно, что античные греческие государства и полисы сталкивались со скифами, а их описания сохранились в трудах Геродота. Общества скифов, саков и сарматов не были матриархальными, однако, по заявлениям учёных, более трети захоронений на местах сражений этих народов принадлежит женщинам.
Разница в изображении амазонок и скифских воительниц
В 2019 году российские археологи нашли скифский курган в могильнике Девица V у Воронежской области. Там были и женские захоронения. Вот что об этом говорит участник экспедиции:
Женщины действительно были вооружены. В неразграбленной части погребения одна из дам лежала с оружием: двумя копьями. Одно из копий было бронебойным, чуть поуже, подлиннее – чтобы пробивать пластинчатый доспех, который был основным типом защитного вооружения в скифскую эпоху. Второе копьё предназначалось для решения, скажем так, более общих вопросов.
Семён Володин
Младший научный сотрудник Института археологии РАН
Вот так выглядел череп одной из воительниц. На нём — остатки шлема:
Захоронение в могильнике Девица V. Источник
На большинстве женских останков были найдены повреждения от мечей, стрел и прочего оружия. Иногда в костях находили наконечники стрел.
Художник-иллюстратор Евгений Край, основываясь на «капанине» (так называют археологические находки в сфере исторического фехтования), воссоздал образ скифской воительницы:
А вот так, по мнению Евгения, выглядели скифские воины:
Если верить реконструкциям, то элитные воители и воительницы скифов, а также родственных им саков и сарматов, были облачены в чешуйчатые доспехи, созданные из большого количества мелких металлических пластин.
Доспех скифского воина/воительницы и парадный доспех сакского царя или царицы. Источник
Пластины на доспехах скифов были маленькими и не очень плотно прилегали к кожаной основе доспеха. Такая броня могла выдержать выстрел из лука, но от более мощного оружия защищала плохо.
Севрюгин С. А. Реконструкция назначения элементов женских доспехов сарматки. Источник
Если верить популярным научным теориям о скифах и родственным им народам, никакой разницы в боевом облачении между мужчиной и женщиной не было. Хотя женщины и предпочитали дальний бой, на защите это никак не отражалось. Возможно, дело в том, что нехватка металла и отсутствие знаний о создании сложного доспеха не позволяли создать «женский» доспех.
Женщины-самураи
Термин «женщина-самурай» хоть и используется в исторических материалах, на самом деле не очень корректный: слово «самурай» означает служилого человека и применяется только к мужчинам. Самураи представляли из себя военную аристократию.
Жен самураев и даймё (крупнейших военных феодалов) называли специальным термином — онна-бугэйся. Большинство из них не несли службу. Само понятие «онна-бугэйся» обозначает женщину-воина, и не обязательно женщина должна быть из сословия самураев. Для этого есть отдельный термин «букэ-онна», то есть женщина из сословия буси — военной аристократии.
Правдоподобное изображение онна-бугэйся от автора Gambargin. Источник
Хоть положение онна-бугэйся закреплено в самурайском кодексе «Бусидо», воительницы в Японии появились раньше, чем кодекс оформился окончательно. Первые онна-бугэйся появились в 12-ом веке, когда более распространённым был кодекс «Кюба-но-мити», то есть «путь коня и лука». Одной из самых известных онна-бугэйся была Томоэ Годзэн, национальная героиня, которая чаще всего изображается в боевой экипировке.
Томоэ Годзэн в боевом облачении. Источник
К онна-бугэйся можно причислить и легендарную императрицу Дзингу, 15-ую правительницу Японии. Она правила с 201 года до 269 года н.э и была известна в первую очередь своим вторжением в Корею.
Государыня Дзингу в Корее. Источник
Однако подтвердить факт существования воительницы может только её жизнеописание в «Нихон сёки» и «Кодзики», древнейших летописях на японском и китайском языках. Историки предполагают, что Дзингу – собирательный образ. На это указывает возраст императрицы — 99 лет.
Известно, что на протяжении всего существования онна-бугэйся сражались нагинатой (японское оружие с длинной рукояткой и лезвием) и предпочитали дальний бой.
Онна-бугэйся с нагинатой. Источник
Доспехи и оружие воительниц соответствовали кодексам самураев и были схожи с мужскими.
Так, например, известная воительница Хангаку Годзэн изображается в типичном доспехе XII века, мару-до-ёрой с наплечниками о-содэ. Это ламеллярная броня, состоящая из пластин, сплетённых шнуром.
Хангаку Годзэн в боевом облачении. Источник
Вот так эти доспехи выглядят вживую:
Мару-до-ёрой с наплечником о-содэ без шлема. Источник
Японских дев-воительниц можно считать самыми изученными воительницами в мире. В самурайском кодексе «Бусидо» роль онна-бугэйся ограничивалась местью за своего мужа и защитой своего дома. Однако истории известны многочисленные примеры, когда японские женщины сражались наравне с мужчинами. Как и в предыдущих примерах, доспехи восточных воительниц практически не отличались от мужских.
«Орлеанская дева» Жанна д`Арк
Жанна д’Арк – один из самых известных примеров воительницы в доспехах за всю европейскую историю.
Орлеанская дева в исполнении Джона Эверетта Милле (1865). Источник
Жанна год командовала французской армией во время Столетней войны до момента пленения бургундцами. По сохранившемуся документу от апреля 1429 года король Франции Карл VII приказал оружейнику Кола де Монбазону изготовить для Жанны доспех по росту — 152 сантиметра. Комиссия богословов из Пуатье выдала воительнице разрешение на ношение мужской брони.
После пленения Жанну обвинили в ереси, в том числе и за ношение мужской одежды, а потом сожгли на костре. Спустя почти 25 лет, в 1455 году, суд аннулировал приговор по обвинению в ереси, а в 1920 году Жанна Д’Арк была причислена к лику католических святых. Достоверных портретов воительницы не сохранилось, как и изображений её доспеха.
По одной из версий, доспех, в котором Жанна сражалась под Орлеаном, был подарен собору Сен-Дени, а в плен она попала уже в другом доспехе, история которого неизвестна. Историк Чарльз Ффулкс в статье «THE ARMOUR OF JEANNE D'ARC» анализирует эту теорию:
«7 сентября 1429 года Жанна была ранена в бою под Парижем, и вскоре после этого она предложила подарить оружие и доспехи собору Сен-Дени.
Её признание записано в протоколе личного допроса от 7 марта 1431 года. Жанну спросили, какое оружие она предложила Сен-Дени, и она ответила: «Полный комплект белой брони, как для для военного, и меч, завоёванный под Парижем».
Однако историки не смогли установить связь между белым доспехом и бронёй Жанны. Ффулкс сомневается, что «Орлеанская дева» отдала бы свой доспех, даже если бы находила его слишком тяжёлым: он был подарком короля Франции и стоил «целое состояние». В любом случае, доспехи, которые Жанна отдала Сен-Дени, были захвачены англичанами и отправлены королю.
Есть версия, что эти доспехи изобразили на одной из плит в Сен-Дени. Ффулкс постарался воссоздать эту плиту по её описаниям:
Иллюстрация плиты с предполагаемыми доспехами Жанны Д’Арк. Источник
В 1996 году антиквар Пьер де Сузи заявил, что владеет доспехами Жанны д’Арк. Эксперт по бронетехнике Жан-Пьер Дюширон был «практически уверен», что броня принадлежала «Орлеанской деве»: повреждения на доспехах в точности соответствовали ранам, которые Жанна получила в ходе Столетней войны. Броня пробита над левой грудью, а на правой стороне шлема глубокая вмятина.
Господин Сузи рядом с «доспехом Жанны Д’Арк»
Однако из источников XV века известно, что Жанна носила шлем с опускающимся забралом. В найденном доспехе Пьера забрало неподвижно.
Вот как мог выглядеть доспех Жанны Д’Арк, если обратиться к известным примерам мужской брони XV века.
Слева — реплика латного доспеха XV века. Справа — иллюстрация женщины в латном доспехе. Источник
Современные доспехи
Чемпионка по средневековому историческому бою Галина Кохвакко. Источник
Часто женские доспехи в медиа не всегда хорошо справляются с главной задачей брони – защитой. Голые конечности и глубокие декольте плохо сочетаются с холодным или огнестрельным оружием.
Скриншот из Black Desert. Источник
Доспехи должны покрывать самые важные места на теле. Да, латный доспех появился поздно, и в большинстве мировых культур броня не всегда закрывала всё тело. Чаще всего причиной была специфика боя или технологические ограничения. Участники современного исторического фехтования стараются закрыть все участки тела.
На тренировках у нас очень строгие правила: и мужчины, и женщины фехтуют только в закрытой спортивной форме, никаких оголённых частей тела, обязательно полная защитная экипировка, как на тренировках, так и на соревнованиях. Никакой сексуализации, гендерного деления у нас нет: всё очень строго и дисциплинированно, в рамках исторических реалий, безопасности спорта как единоборства.
Галина Кохвакко
Исторический средневековый бой в наше время выступает как спортивная дисциплина или часть мероприятий по исторической реконструкции. Если реконструкторы сильно ограничены необходимостью соответствия историческим реалиям, то спортсмены могут себе позволить создание удобного и практичного доспеха, как мужского, так и женского.
Безусловно, есть большая разница между современным и средневековым доспехами. Раньше строение доспеха диктовалось наличием или отсутствием материалов и их качеством. Современные доспехи сделаны из качественной стали с нужной углеводородной сеткой. Сейчас доспехи делают даже с примесями титана и дюралюминия. Они более лёгкие и более прочные, а еще не ржавеют. Мы можем покупать листовой металл и вырезать все детали, как нужно. Раньше такой возможности не было, и старались ковать доспехи из небольших кусочков металла, поэтому случился бум пластинчатой брони. Чтобы доспех был прочным, использовали материалы в большом количестве и множество заклёпок, ремешков (чтобы срубленные или повреждённые элементы оставались на теле воина). Сейчас качественная заклёпка выдержит приличный вес, да и сами доспехи выполняются из крупных кусков материала.
Галина Кохвакко
Галина добавила, что в современном фехтовании, как и в древние времена, нет разницы не только между мужским и женским доспехом, но и между мечами. Они все одинаково весят и утверждаются специальной комиссией.
К тому же доспех, как мужской, так и женский, всегда подгоняется по фигуре (так делали и в средние века, если у заказчика хватало денег), ведь неудобный доспех может не только открыть противнику слабые места, но и нанести травмы владельцу.
По мнению Галины, создатели последних сезонов сериала «Викинги» хорошо передали натуралистичность женской брони. У героинь целиком закрыт корпус и нет открытых частей. Действие сериала происходит на севере, причём часто — на воде, то есть «никто там в полуголом виде не будет скакать».
Кадр из сериала «Викинги». Источник
Однако, если присмотреться — станет понятно, что создатели взяли корсет за основу многих женских доспехов. Он выгодно выделяет фигуру.
Кадр из сериала «Викинги». Источник
Галина объясняет это тем, что в медиа очень важно создавать такой женский образ, чтобы были обязательно подчёркнуты талия и икс-образная фигура.
На это обычно реагируют намного лучше, чем на бесформенную кольчугу. Да, если мы даже просто кольчугу возьмём, она будет на теле смотреться как мешок, ведь её одевали на три рубахи: льняную, шерстяную и кожаную. И вот представьте себе, носили её женщины и мужчины. Она подпоясывалась, но тем не менее, это выглядело некрасиво. Кольчуга — мешкообразное нечто, полностью скрывающее фигуру, с рукавом до локтя, а бывало и ниже. На рубашке тоже только отверстие под горло, никаких глубоких вырезов не было.
Галина Кохвакко
В современной культуре образ полуголой воительницы в бронелифчике понемногу отходит в прошлое, на смену ему приходит более реалистичный подход к изображению женских доспехов. Так, например, главная героиня A Plague Tale: Innocence одета в кожаный закрытый доспех, предназначенный в первую очередь для защиты.
Главная героиня стэлс-экшена Shadwen одета в укреплённый плащ, как и Лелиана из Dragon Age: Inquisition.
Сверху — героиня Shadwen, внизу — Лелиана из Dragon Age: Inquisition
Boob plate в фэнтези и в реальности
Оголённое тело — не единственная проблема женских доспехов в медиа. Нередко в дизайн даже самых, на первый взгляд, достоверных доспехов прокрадывается ошибка: анатомический женский нагрудник (boob plate).
В бою на мечах нагрудник — один из самых значимых элементов брони. Вопреки современному «зрелищному» подходу к изображению боя на мечах в кино, сериалах и играх, реальные массовые баталии не могли похвастаться сложной хореографией и эффектными трюками.
Большинство ударов приходилось по корпусу. Если атаковала конница— могла пострадать голова воина. В подобном случае вес всадника и скорость лошади были способны убить даже самого защищённого рыцаря. По мнению реконструкторов, главной задачей была защита грудной клетки.
Хорошо с ней справлялся Максимилиановский латный доспех. Крупные пластины, рёбра жёсткости, поперечные грани на доспехе, традиционно выпуклая форма — всё это защищало от смертельных прямых ударов.
Сравнение доспехов: суровая реальность vs фентези. Источник
Две полусферы в женском нагруднике образуют уязвимую область в районе стыка. Совершенно открытое горло — не единственный недостаток, тем более это поправимо, в отличие от «впуклости» в середине грудной клетки, позволяющей направить убойную силу в одну точку. То, что может показаться удобным решением в условиях анатомических различий между женщиной и мужчиной и элементом, подчеркивающим женственность, на поверку оказывается смертельной ловушкой.
Грудина и солнечное сплетение — одни из самых слабых точек. Когда делают в доспехе чашки, как у бюстгальтера, точка прилегания находится очень близко к солнечному сплетению. Такой доспех не защитит: он может закрыть кожу, закрыть какие-то мягкие ткани от царапин и рассечений, но дробящий удар, который наносится мечом и булавой, будет напрямую проникать в кость. Нет воздушной подушки, которую создает нормальный латный нагрудник. У латного нагрудника сильно выпуклая форма для того, чтобы отдалить тело воина от доспеха. Сердце и лёгкие надежно спрятаны, и даже если латный нагрудник будет проткнут, то воздушный пузырь будет предохранителем.
Галина Кохвакко
Как отмечает Галина, варианты брони с выделенной «анатомической» грудью всё же существуют:
В женской скрытой защите для единоборств и рапирного фехтования пластиковые нагрудники той же формы, что и фэнтезийные женские доспехи. Их используют, когда идёт рукопашный бой или из-за особенностей рапирного фехтования. Там удары немножко другие и другая динамика боя, другая амплитуда фехтования. В бое на мечах мы такие не используем, потому что у нас именно прорубающие и дробящие удары, и такая защита была бы совсем неудобной.
Галина Кохвакко
Стоит заметить, что «анатомические» доспехи можно встретить и в учебниках истории, правда, носили их только мужчины. В Древнем Риме первого и второго столетия до нашей эры легионеры носили панцирь в форме мускулистого мужского торса — Лорика мускулата.
Lorica musculata. Источник
Это один из самых поздних анатомических боевых доспехов, значительно младше кельтских кирас и греческих гиппотораксов. Лорика мускулата была дорогой в производстве, так как делалась из цельного куска бронзы. Доспех был не очень надёжным — мечи и копья могли застрять между «кубиками» пресса или вообще проткнуть доспех. После появления более совершенной кольчужной брони мускулата стала парадным доспехом легатов и трибунов. Если бы женщины воевали наравне с мужчинами на протяжении всей истории, то анатомическая женская броня могла бы существовать как минимум в качестве парадного одеяния.
По мнению Галины Кохвакко, «неплохой вариант» — женский нагрудник, повторяющий очертания женской груди, но лишённый формы лифчика. Примеры такого нагрудника — доспех Кассандры из Dragon Age: Inquisition и реплика женского доспеха «школы медведя» из вселенной «Ведьмака» от украинских косплееров.
***
Мы выяснили, что история не знает примеров особого «женского доспеха», бронелифчиков и анатомических нагрудников (boob plate). Даже в современном спорте женский доспех и оружие ничем не отличаются от мужского.
Если вы хотите изобразить достоверный доспех, то вам следует отталкиваться от реплик мужских доспехов. Хотя, как выше отметила Галина, массовому зрителю зачастую приятнее видеть немного другую реализацию доспеха — более стилизованную, которая совмещает в себе достоверность и выдуманные элементы.