Как власти Китая меняют индустрию игр во всем мире

Не бойся ножа, но бойся ложки: война с женственными мужчинами, запрет на шутки про Винни-Пуха и другие случаи влияния китайского правительства на игры (и не только).

image10.jpg
Слева — оригинальная иллюстрация для карты из Gwent: The Witcher Card Game, а справа — её цензурированная версия для китайского рынка. Источник

В сентябре международные СМИ заявили, что власти Китая решают, какие игры выпускать разработчикам, и подвергают цензуре их содержание. Разбираемся, почему это происходит, и как китайская цензура влияет на игровую индустрию всего мира.

Что произошло?

Китайские власти неоднократно вмешивались и вмешиваются в произведения массовой культуры, пытаясь контролировать все виды медиа в целом. Один из последних случаев: запрет в Китае «жестоких, кровавых и вульгарных» детских телешоу и мультфильмов, о чем 27 сентября сообщил Insider.

При этом под удар попали безобидные мультсериалы о дружбе Barbie Dreamhouse Adventures и My Little Pony, а также супергеройский сериал Ultraman Tiga. Последний не запретили целиком, но сильно порезали из-за «провокационного содержания, насилия и тем, не подходящих для детей». По сообщениям от представителей государства, «содержание мультфильмов должно быть здоровым и прогрессивным, доносить до детей добро и красоту».

image16.jpg
Источник

Жесткий контроль распространяется и на видеоигры: правительство диктует, во что играть гражданам страны, как долго им можно играть, какие темы в игре стоит поднимать, а какие — нет. На контроль взяли даже то, как будут выглядеть локации и герои, и что (или кого) они могут любить.

Например, недавно у двух крупнейших китайских разработчиков, NetEase (разработчик Diablo Immortal) и Tencent (владелец Riot Games, создателей League of Legends), чиновники потребовали убрать из игр женственных мужчин, а также весь прочий «неприличный и жестокий контент, который может вызвать у игрока нездоровые склонности, такие как поклонение деньгам, женственную слабость и изнеженность».

Почему власти Китая объявили войну «женственным мужчинам»?

Единого мнения, как ответить на этот вопрос, нет. Пользователи интернета говорят, что любовь к субтильным героям заставляет китайцев пытаться выглядеть как любимые персонажи. Хрупкий стройный китаец — плохой солдат, а КНР нужна сильная, мускулистая армия. Это мнение разделяет доцент гонконгского университета Генг Сонг. По его словам, «женоподобные мужчины слабы физически и эмоционально неустойчивы, а следовательно, не способны защищать нацию от угроз».

Под запрет в Китае попали и айдол-шоу. В китайских соцсетях заблокировали фан-странички K-pop групп, чтобы подрастающее поколение не смотрело на «смазливых и женственных» артистов.

image13.jpg
Промо-фото музыкальной группы BTS. Источник

Правительство Китая утверждает, что подобные меры призваны укрепить экономику и «здоровье» нации, освободить от зависимостей и «неправильной системы ценностей».

Как работает китайская защита детей от игровой зависимости?

Как часть игровой цензуры в Китае были введены механики «антизависимости», призванные ограничить время, которое несовершеннолетние проводят за игрой. Сейчас дети могут играть не больше, чем три часа в неделю. Без такого контроля многие дети проводят в онлайн-играх немало времени, до четырех часов за раз, а некоторые — и целый день.

Чтобы защитить несовершеннолетних, разработчики игр должны жестко контролировать игровой контент и собирать личные данные всех пользователей — возраст, имя и фотоснимки. В этом году Tencent даже установила систему распознавания лиц, чтобы следить, не засиживаются ли дети за игрой слишком долго, и заставлять их завершить сессию, если выделенное время закончилось. По закону, детям до 12 лет вообще нельзя играть онлайн-игры.

Что еще китайская цензура удаляет из игр?

Если компания выпускает игру для китайского рынка, то из нее вырезают все, что не соответствует взглядам партии. В это понятие входят: кровь (причём нельзя просто изменить её цвет, нужно целиком переделывать сам эффект или вовсе его убирать), трупы, зомби, скелеты, возможность заключать однополые внутриигровые браки и даже изображение определённых исторических событий из истории Китая.

В китайских версиях игр нет сцен с ожившими скелетами или зомби, а также моментов, когда умершие восстают из могил. По словам одного из дизайнеров Riot Games, в версии для этого рынка разработчики специально добавляют плоть на оголенные кости.

Например, Треш из League of Legends всё же чем-то напоминает скелета, но при этом никаких костей у него не видно:

image3.png

А в мобильной RPG AFK Arena персонажу из Overlord по имени Аинз Оал Гоун в китайской версии добавили маску, которая закрывает его голый череп, и подобие перчаток, чтобы скрыть кости:

image1.jpg
Слева — Аинз из оригинальной версии AFK Arena, а справа — из версии для китайского рынка

Из-за запрета на жестокость и оживших мертвецов в китайской версии многопользовательского шутера Call of Duty Online традиционный для серии зомби-режим заменили на режим сражений с зомби-киборгами.

Запись геймплея китайской версии COD Online

А во время анонса Call of Duty: Black Ops — Cold War разработчики выпустили тизер-трейлер, в середине которого показывали хронику с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989-м году. Тогда молодежь протестовала против экономической реформы и громила военную технику.

image5.png
Кадр из оригинального трейлера

Правительство Китая табуирует этот исторический эпизод: оно даже убрало упоминания о нём из учебников и китайского интернета. Разработчикам из Treyarch пришлось убрать кадры из хроники, в результате чего трейлер «похудел» на целую минуту. Причём не только в китайском регионе, но и на всех официальных мировых ресурсах.

Оригинальное видео:

Цензурированная версия:

Чересчур красивых мужчин в версиях для китайского рынка тоже намного меньше, чем в международных. Например, взгляните на то, как персонаж Тарик из League of Legends выглядит в американской версии:

image8.jpg

А вот он же в версии для китайского рынка:

image17.jpg

Почему Китай одновременно и поощряет развитие игр, и тормозит его?

Трент Бакс, профессор социологии женского университета Ихва в Южной Корее, рассказывает:

С одной стороны, правительство приветствовало и продвигало онлайн-игры, киберспорт и технокультуру в целом как символ технологического развития и модернизации Китая. С другой — культивировало социальный дискурс, направленный против игр. При этом подростки, «зависимые от интернета», стигматизировались, ведь они якобы «угрожают социальной стабильности».

Трент Бакс

Почему так? С одной стороны, властям Китая выгодно позиционировать свою страну как мировой источник технологического прогресса, и соответственно — выгодно воспитывать среди населения уважение к этому прогрессу.

image19.jpg
Источник

В то же время Китай — тоталитарное государство, в котором одна партия должна управлять 1.5 миллиардами человек. Разумеется, партийные функционеры осознают, насколько огромное влияние на население оказывают массовая и игровая культура, и поэтому направляют их в нужном им направлении. Есть и еще одна причина — переключение внимания с реальных проблем, которые есть в любом государстве, на надуманные. Например, американские психологи и профессора университетов Патрик Марки и Кристофер Фергюсон полагают, что политики часто говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

Цензура китайских властей негативно сказывается на доходах местных игровых компаний. Разработка механик антизависимости, их внедрение и содержание стоит денег. Но дешевле ввести такие механики, чем вызвать недовольство чиновников из партии. И это не преувеличение. Например, однажды правительство Китая назвало игры «цифровыми наркотиками» — и Tencent потеряла 43 миллиарда долларов, а ее капитализация упала на 400 миллиардов.

Стоит также сказать, что цензура игр — это часть игровой дипломатии Китая.

Что такое «игровая дипломатия Китая»?

Игровая дипломатия — это способ давления на международные компании. Хочешь продавать в Китае? Тогда играй по его правилам.

Например, КНР не терпит посягательств на свою территориальную целостность с Тайванем, Южным Тибетом и Гонконгом, которые периодически хотят получить независимость. Правящая партия Китая защищается и подвергает цензуре всех, кто вольно или невольно нарушает ее политические взгляды. В свое время Apple выпустила эмодзи с тайваньским флагом, и Китай выразил крайнее недовольство. В итоге Apple решила, что ей выгоднее извиниться.

Известны аналогичные примеры и из игровой индустрии. Двум играм от Paradox — Hearts of Iron и Stellaris — вообще не позволили выйти в Китае, так как по сюжету первой из них — Hearts of Iron — Тибет был независимым государством.

image18.jpg
Скриншот из Hearts of Iron IV. Источник

Летом 2020-го в Китае удалили тайваньский таймкиллер Cytus II, поскольку его композитор якобы спрятал в музыке послание в поддержку гонконгских протестов — зашифровал с помощью азбуки Морзе. Нюанс в том, что проблемный трек даже не вошел в игру — его нашли на личном SoundCloud музыканта. Кстати, через несколько дней после происшествия он уволился из студии.

Компании часто предпочитают свести риск конфликта с властями КНР к минимуму. Им проще и выгоднее быть «вне политики» и как можно меньше попадать в неудобные ситуации. По этим причинам Blizzard дисквалифицировала с турнира по Hearthstone киберспортсменов, выразивших поддержку протестов в Гонконге. Нельзя сказать, что это был политический жест — решение оставаться «вне политики» прописано в правилах компании, и прописано оно, скорее всего, ради сохранения прибыли, а не ради выражения собственной позиции.

На англоязычном сайте Game Industry есть история о гонконгском фрилансере, который работал над исторической игрой о Тайване. Его команда получила указание не использовать в гемплее жёлтый цвет, хотя именно жёлтый — чуть ли не самый распространённый способ пометки интерактивных элементов. Всё из-за того, что цвет ассоциировался с «революцией зонтиков» (протест жителей Гонконга против диктатуры Китая и его контроля «свободных» выборов).

image15.png
«Революция зонтиков» в Гонконге

Почему Китай действительно может повлиять на мировую индустрию игр?

Китай уже повлиял на мировой кинематограф. Рынок страны — очень большой. Поэтому крупные корпорации вроде Disney и Warner Bros., снимая кино для внутреннего и мирового рынка, заранее учитывают ограничения Китая на то, что должно и не должно быть в финальной версии картины, и только потом начинается начинается разработка самого фильма — написание сценария, кастинг и работа с концепт-артом.

Так, например, из новой экранизации «Мулан» полностью исчез дракончик Мушу, помощник героини, которого поклонники оригинального мультфильма полюбили за шутки и харизму.

image12.jpg
Кадр из мультфильма «Мулан». Источник

Вот что продюсер экранизации Дэвид Рид сказал про решение убрать персонажа ещё на этапе разработки сценария:

Дракон — это символ уважения, силы и могущества, и использование его в качестве глупого помощника не очень понравилось традиционной китайской аудитории.

Дэвид Рид

Чуть позже появилась более нейтральная версия от режиссёра Ники Каро: по ее словам, дракончика убрали потому, что хотели «добавить реализма» в историю Мулан и уделить больше времени сослуживцам героини.

Еще один пример — фильм «Война миров Z». В оригинальной книге Макса Брукса «Мировая война Z» вспышка зомби-вируса произошла сначала в Китае, а потом расползлась по всему миру через чёрный рынок органов. В экранизации продюсеры перенесли место действия в Южную Корею, надеясь выйти в китайский прокат. Правда, картину всё равно запретили к показу в Китае, потому что фильм был про зомби.

image4.jpg
Кадр из фильма «Война миров Z». Источник

Игровые студии тоже не хотят отказываться от китайского рынка (особенно если учесть, что большие консольные игры стоят гораздо дороже билета в кино). По данным аналитика Даниэля Ахмада, в Китае проживает около 720 миллионов игроков. Это огромные деньги. Даже тайваньские студии не хотят потерять такую прибыль, и это при том, что Тайвань сейчас стремится получить независимость от Китая.

Мы не откажемся от китайского рынка, потому что мы всё ещё очень маленькие и пытаемся выжить. Есть шанс, что мы продержимся чуть дольше, если выйдем на [местных игроков].

Анонимный тайваньский разработчик

К тому же, большие китайские издатели уже давно владеют частью зарубежного рынка. На страничке Википедии о Riot Games написано, что это американский разработчик, хотя на самом деле студия принадлежит корпорации Tencent. Китайские медиагиганты купили многие международные игровые компании целиком или имеют существенные доли акций. Конечно, они могут влиять на то, какие продукты будут выпускать эти компании.

Вы знаете, что бывает при покупке [студий]. Они говорят: «Всё останется, как было». Но со временем всё меняется.

анонимный дизайнер Riot Games

Tencent владеет не только Riot Games, но и долями Ubisoft (5%), Epic Games (40%) и даже Activision Blizzard (5%), не говоря уже о студиях поменьше, вроде Grinding Gear Games (80%).

NetEase владеет долями студий Bungie, Quantic Dream и сотрудничает с Activision Blizzard — распространяет их игры на территории Китая и участвует в разработке проектов по лицензиям издательств, включая мобильную Diablo Immortal.

Кстати, решение Blizzard передать разработку китайской компании разозлило игроков: они хотели новую часть серии, а не мобильный спин-офф с элементами игры-сервиса от другой студии. Игроки даже обвинили NetEase в копировании ассетов из игры Endless Gods. Её разработкой и поддержкой компания занималась до сделки с Activision Blizzard.

Да и в финансовом плане китайские корпорации могут дать фору западным. Так, доход NetEase за 2019-й год составляет около 6,67 миллиарда $, а доход Electronic Arts за тот же период составил 5,39 миллиарда.

Ubisoft уже начала цензурировать свои игры для китайского рынка. Например, из Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege исчезли игровые автоматы, изображения черепов, наркотики и разбрызганная кровь на одной из карт. К тому же, разработчики хотели убрать силуэт стриптизёрши из байкерского клуба, но столкнулись с «ревьюбомбингом» и вернули его обратно.

image14.png
Пример временной цензуры Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege для китайского рынка

Беспощадной и довольно забавной цензуре в Китае подверглась карточная игра по мотивам «Ведьмака» Gwent: The Witcher Card Game. Правительство нашло изображения на некоторых картах «неуместными» и убрало все элементы, которые «противоречили идеологии партии». Например, на одной из карт нож в руке разбойника заменили на ложку:

image11.jpg

А на другой — затёрли верхние части боевых топоров Принца Эгмунда, оставив лишь рукояти.

image7.jpg

Ещё один пример, после которого в интернете стали появляться шутки в стиле «В жизни и в Instagram»:

image2.jpg

Это наглядно показывает, что китайской компании вовсе необязательно владеть студией, чтобы влиять на продажи её игр.

Вот ещё пример, более серьёзный: в онлайн-магазине GOG временно сняли с продажи инди-хоррор Devotion, который даже не собирались выпускать на территории Китая — всё из-за шутки в адрес председателя Си Цзиньпина, которого часто сравнивают с Винни-Пухом.

image9.png

Виной тому «пасхалка» от разработчиков, которую случайно обнаружили игроки. На одном из амулетов в игре изображены четыре иероглифа. Их можно прочитать как «Си Цзиньпин — слабоумный Винни-Пух». Часть игроков столкнулась с ещё одной надписью — в ней разработчики якобы «проклинают жителей материкового Китая и желают им смерти».

А в одной из газет в игре написано, что человек по имени Баоцзы получил тюремный срок за нападение на школьника. Слово «Баоцзы» означает китайский пирожок, но ещё им часто называют Си Цзиньпина, используя слово как насмешку.

image6.jpg

Разработчики ответили на критику и обвал рейтингов Devotion так:

«Шутка попала в игру случайно. Мы часто используем популярные мемы в качестве заглушек на этапе прототипирования».

Из-за скандала и провокационного содержания хоррор Devotion запретили не только в Китае, и, помимо GOG, удалили из каталога Steam во всех регионах, включая Россию.

***

Конечно, Китаю вряд ли удастся взять под контроль всю мировую индустрию. Но отголоски цензуры, с которой сталкивается каждый китаец, заметны уже сейчас. В той или иной степени цензура видеоигр есть в любой стране: и в тоталитарной, и в демократической. Вопрос в том, насколько сильно государство «закручивает гайки».

760 0 850 9
40
2021-10-02
Сильно это помогло китайскому обществу? Насколько много насилия в Китае?
2021-10-04
Да вроде дома не взрывают, в школах и университетах никого не расстреливают...но это не точно )
2021-10-04
Evgeniy В (S_K_I_F)Да вроде дома не взрывают, в школах и университетах никого не расстреливают...но это не точно )

Там настолько качественно контролируются сми, что вы просто не узнаете об этом, если только это не случилось с вами или у вас на глазах в вашем же районе.


Andrew Feoktistov (fruit_cake)Сильно это помогло китайскому обществу? Насколько много насилия в Китае?

А цель не обществу помочь, цель сделать общество удобным для работы властей Китая + пролечить от европейско-американских болячек (ЛГБТ, БЛМ, Толерантность и т.д.) с которыми ребята зашли в тупик.
2021-10-04
За статью спасибо, таких не хватает, я вообще про это все не знал и теперь просто в шоке прибываю.
2021-10-04
Разумная цензура необходима любому обществу которое хочет жить и развиваться, например помимо женственных мужчин стоит запретить и мужественных женщин ибо это пропаганда феминизма, причём воинствующего феминизма, а как показывают многие исследования феминизм направлен на разрушение семьи и в конечном итоге человеческого общества.
А вообще китайские правители вызывают уважение, они возможно коряво, но гнут свою "линию партии" не смотря на агрессивно внедряемые западные "ценности".
2021-10-04
Ах, какая страшная китайская цензура! Американская то и европейская полностью демократичная и присутствует абсолютная свобода слова! И даже не присутствует гомо-транс-негритянская разнарядка. И ничего, что в какой-нибудь средневековой Чехии совсем не было негров, все равно каждый второй землепашец должен быть черным.
Бедные компании! Они так страдают! Плачут и замазывают эти прекрасные кишки и внутренности. Ведь все убеждения меркнут рядом с еще одним миллионом, который можно заработать на этих "противных" китайцах.
2021-10-04
Цензура это замечательно. Общество без рамок - не общество. В Китае государство хоть как то о моральном здоровье народа печется. Нет вседозволенности. Вседозволенность до добра никогда не доводила.
2021-10-04
simon310Цензура это замечательно. Общество без рамок - не общество. В Китае государство хоть как то о моральном здоровье народа печется. Нет вседозволенности. Вседозволенность до добра никогда не доводила.

Замечательно когда она адекватная соглашусь. Желтая раса отрывается от остальных.
2021-10-04
А при чём тут китайцы? Тут классический европейский и уже американский предприниматель, который ради повышения прибыли продаст родную мать.
2021-10-04
Лучше бы рассказали о томи как толерантность портит все индустрии во всем мире, а не про локальный рынок в отдельно взятой стране.
2021-10-04
Да, лучше потерять миллионы прибыли. Зато не прогнулись под цензуру страны 🤡
2021-10-04
Сергей, а теперь потеряли вообще всё из-за новых ограничений властей, хыхы.
2021-10-04
Все забыли про то, как в Германии кровь была зеленая и прочие случаи влияния правительств отдельных и вполне цивилизованных стран на контент в играх.
2021-10-04
Что они потеряли? Продолжают подстраиваться. Статью то почитать надо сперва.
2021-10-04
Какое там влияние во всём мире? Для Китая разработчики отдельные версии клиента делают обычно: та же Dota 2 например. Ну и в случае, если какой-то китаец начнёт суету наводить на каком-нибудь турнире, организаторы меры примут, это да. Но про весь мир - слишком громкий заголовок как по мне.
2021-10-04
Евгений, то как раз в Китае зеленая) А в Германии запрещено про вторую мировую упоминать, зиги кидать и тд)
2021-10-04
Та дичь, которая творится в Китае, нас слава богу не затронула и не затронет. Прогибаются только разрабы, которые суются на их рынок - я лично туда не собираюсь и свои игры под них ломать не стану. И про "огромный китайский рынок" много баек ходит - Габенчик уже "напродавался" и "накушался" китайщины с проштого TI - самый отстойный инт был, даже нынешний огрызок без зрителей будет круче той параши коммунистской))
2021-10-04
Christina, зеленой кровью отмечалась цензура Германии и Австралии.
2021-10-04
Christina, про не затронет я бы не зарекался.
2021-10-04
Андрей, в китае в доте зеленая жижа вместо крови и убраны все оккультные предметы - черепа, кресты и тд
2021-10-04
Игорь, да ну? Кто нам запретит форсить винни пуха и прочее?
2021-10-04
Статья для альтернативно одарённых, что ли?

«Китай — тоталитарное государство... партийные функционеры осознают, насколько огромное влияние на население оказывают массовая и игровая культура, и поэтому направляют их в нужном им направлении...»

Что же это за направление? А вот оно (ссылка на график роста экономики Китая).

«Есть и еще одна причина — переключение внимания с реальных проблем, которые есть в любом государстве, на надуманные.»

Например, на «права» всевозможных «меньшинств» и выдуманных полов, на «неправильные» памятники и «оскорбление чувств» кого-то там. Стоп, это же в Америке и Европе, не в Китае.

Цензура китайских властей негативно сказывается на доходах местных игровых компаний.

Так бы сразу и написали — всё дело в деньгах, а крики про «тоталитаризм» нужны для продвижения финансовых интересов конкретных людей.

2021-10-04
Andrew Feoktistov (fruit_cake)Сильно это помогло китайскому обществу? Насколько много насилия в Китае?

Смотря где, развитые города, мегаполисы весьма безопасны и спокойны. Я за 5 лет видел всего пару пьяных неадекватов, да и то, угрозы от них как от пуделя карликового. Даже отдалённые районы "спальники". Вопрос в другом, из-за игр и цензуры в них это так или в целом глобальная строгость за любую даже мелкую административку.
2021-10-04
simon310Цензура это замечательно. Общество без рамок - не общество. В Китае государство хоть как то о моральном здоровье народа печется. Нет вседозволенности. Вседозволенность до добра никогда не доводила.

Они банально не готовы к этому. До 80% населения люди которые ещё пару десятков лет назад только выбрались из деревень с лаптями, Очками во дворе и прочие прелести. Хоть и выглядят современно, в голове село и при таком раскладе вседозволенность особенно информационная в интернете до добра не доведёт. Так что с точки зрения Пекина всё верно, у них нет других путей удерживать прогнозируемый вектор.
2021-10-04
Christina, тебе инет выключат просто и всё. Будешь в чебурнете читать таблоид "вестник крепостного права".
2021-10-05
Мужчинам вот нельзя быть женственными, а женщинам там необходимо выглядеть идеально, с идеальной истощенной диетами фигурой, многочасовым мейком и так далее. Да уж.
2021-10-05
Christina, ну тщательно выбирай тогда
2021-10-05
Артём,
2021-10-05
Намир, кого выбирать, лол? Я с издателями не работаю, у инвесторов денег не беру - я инди. Кто им доктор, если они задницу свою продают китайцам, буд-то на западе нет людей желающих вложить деньги при банковских депозитах в 3%.
2021-10-05
Намир, damn... Но опять же, я сомневаюсь, что будут какие-то серьёзные движения для западного рынка.
2021-10-05
Зато в китайских играх мужики похожи на мужиков, а женщины на женщин. Отсутствует тотальная пропаганда всякой педерастии и чернофилии.
2021-10-05
Igor Хпомимо женственных мужчин стоит запретить и мужественных женщин

А что по-вашему в таком случае делать с реальными женственными мужчинами и мужественными женщинами?
2021-10-06
Алексей Астрон
А что по-вашему в таком случае делать с реальными женственными мужчинами и мужественными женщинами?

Так вот китайцы как раз и делают - запрещают рекламировать (создавать моду) гендерные перверсии.
2021-10-06
Артём, там уж как владельцы акций скажут🤡так и будет. И компанмям придется балансировать
2021-10-07
Люди не видят разницы между цензурой и информационной политикой.
То что у вас на бюджетные деньги всякие Соловьевы\Киселевы\Первая кнопка пропагандируют ненависть ко всему и откровенный фашизм - это информационная политика.
Если у вас запрещают музыкантов, фильмы, игры - это цензура.
2021-10-07
Андрей ФедоровЛучше бы рассказали о томи как толерантность портит все индустрии во всем мире, а не про локальный рынок в отдельно взятой стране.
Я тоже об этом с удовольствием почитаю и считаю навязывание толерастии и гнилых западных ценностей гораздо обльшей угрозой всему, чем любую цензуру.
2021-10-07
Иван ВитошневЛюди не видят разницы между цензурой и информационной политикой.
То что у вас на бюджетные деньги всякие Соловьевы\Киселевы\Первая кнопка пропагандируют ненависть ко всему и откровенный фашизм - это информационная политика.
Если у вас запрещают музыкантов, фильмы, игры - это цензура.

Зато я прекрасно вижу разницу между информационной политикой современной России с разжиганием ненависти и фашизмом тем более. И вообще не надо сюда политоту свою приплетать и путать Россию и Украину, где как раз вся информационная политика и направлена на разжигание ненависти ко всему русскому под предлогом противостояния выдуманной российской агрессии.
2021-10-08
"И вообще не надо сюда политоту свою приплетать"
"разжигание ненависти ко всему русскому под предлогом противостояния выдуманной российской агрессии."

А зачем ты сюда свою политику приплетаешь и ненависть разжигаешь? Хотя такое цензурить я не против.
2021-10-08
Анастасия, я удивляюсь с того как такие как вы исходите на говно, видя обычные человеческие отношения. нет бы воевать с педофилами, зоофилами, насильниками. нет, давайте будем бороться с вкусовщиной, где не страдают несовершеннолетние/животные/люди.
2021-10-09
Мятный ЛакейЗа статью спасибо, таких не хватает, я вообще про это все не знал и теперь просто в шоке прибываю.

Спасибо, что читаете нас)
RENDER.RU