Основы фотобаша, часть 2. Как создать иллюстрацию
Разберем пайплайн создания иллюстрации в технике фотобаша. О том, что это за техника и какие навыки требуются для работы с ней, мы писали в первой части статьи.
Рассмотрим метод, которым пользуется помощник арт-директора студии Tuque Games Линкольн Хьюз. Художник работал над уровнями для таких игр, как FarCry 4, Watch Dogs и Watch Dogs 2. Для создания иллюстрации он использовал Adobe Photoshop.
Поиск идеи и эскизы
Сперва нужно сформировать идею того, что мы хотим изобразить на рисунке. Поиск может начаться с грубых зарисовок, сделанных вручную: кроме сюжета, художник ищет композицию, ракурс, определяется с цветовым решением. Лишь после этого он приступает к поиску фотоматериалов — в данном случае фотографии будут подстраиваться под общую задумку. Преимущество такого подхода в том, что мы сначала фокусируемся на идее, а не ограничиваем себя тем, что предлагают фотостоки.
Другой вариант — начать работу с фотографии, а весь остальной рисунок подстраивать под нее. Если вы нашли вдохновляющий материал с подходящим ракурсом и освещением, то останется дорисовать элементы, которые лучше раскроют задумку. Такой метод работы быстрее, чем предыдущий, но подобрать фотографию, которая «попадет в яблочко», сложно.
На создание иллюстрации, которую мы разбираем в этой статье, автора вдохновили фотографии ночного Токио. Он решил изобразить киберпанковый город, залитый неоновыми огнями. Работа началась с простого эскиза, чтобы выставить композицию и разбить рисунок на планы.
Эскиз для фотобаша. Чувство глубины удалось достичь с помощью тона — объекты, которые находятся ближе к зрителю выглядят темнее, чем те, что дальше. Автор: Lincoln Hughes
Для мягкого свечения, исходящего от вывесок и прилавков, автор использовал инструмент «Градиент» (Gradient Tool). Чтобы использовать его более точечно, на верхней панели нужно выбрать «Радиальный градиент» (Radial Gradient Tool). Нам нужно изобразить рассеивающийся свет, поэтому в редакторе градиентов выберем набор «От основного к прозрачному» и установим нужный цвет.
Для рисования мягкого свечения Линкольн использует инструмент «Градиент» (Gradient Tool) вместо кисти.
После этого автор добавил контровый свет на темные фигуры людей и машин с переднего плана, чтобы подчеркнуть их форму и отделить от заднего плана.
Перспективная сетка и подбор цветовой палитры
Теперь начнем добавлять фотографии. Чтобы материал вписывался в эскиз, нужно следить за перспективой и масштабом. Для этого удобно использовать перспективную сетку.
Строится она так: на отдельном слое сначала определяется линия горизонта, а затем — точка схода. Это точка, в которой сходятся параллельные линии, уходящие вглубь рисунка.
Линии схода могут быть реальными или условными.
Из точки схода проводим прямые линии, «лучи» до краев холста. Делаем сначала на одной половине рисунка, а затем дублируем слой, переворачиваем его и перетаскиваем на вторую половину рисунка так, чтобы все линии сходились в точку.
Для удобства все слои с сеткой лучше слить в один. Автор: Lincoln Hughes
Затем подумаем над цветовой палитрой — от цвета будет зависеть восприятие картины зрителем. В качестве референса Линкольн выбрал концепт окружения к фильму «Бегущий по лезвию» 1982 года. Он добавил референс отдельным слоем на рисунок и уменьшил его. Этот тамбнейл (миниатюрное изображение, превью) останется на холсте, не займет много места и будет всегда перед глазами.
Референс строится на сочетании комплементарных цветов (цветов, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга и усиливают друг друга)— фиолетового и желтого. Автор: Syd Mead
Примерим цвета к эскизу. Создадим новый слой с режимом наложения «Цветность» (Color) и мягкой кистью нанесем основные цвета — фиолетовый для верхней части и желтый для нижней.
Теплые и холодные цвета сочетаются между собой. Автор: Lincoln Hughes
Добавляем фотографии, занимаемся отрисовкой
Подобранные материалы всегда следует «примерять» к перспективной сетке. Поместите фотографию под сеткой и подстройте ее под перспективу эскиза, чтобы совпали уровни горизонта, точки схождения и направляющие линии. Для этого нужно использовать «свободное трансформирование» (Ctrl+T), нажать правой кнопкой мыши на слой и выбрать подходящую опцию. Чаще используют опции «Перспектива» (Perspective) и «Искажение» (Distort).
Каждый элемент нужно сверять по перспективной сетке и следить за масштабом элементов. Автор: Lincoln Hughes
После того, как мы выбрали фотографию и подогнали ее под перспективу, избавимся от всего лишнего. Для этого добавим маску на слой с фотографией (мы рассказывали об этом в первой части статьи) и кистью уберем ненужные детали. Чтобы проверить, насколько фотография совпадает с эскизом, нужно уменьшить прозрачность слоя.
Линкольн говорит, что фотобаш — техника, в которой есть место экспериментам. При добавлении фотографии вы можете пробовать разные режимы наложения и добавлять корректирующие слои в поисках интересных случайностей.
В качестве эксперимента можно применить корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» (Hue/Saturation) к фотографии в режиме наложения "Замена светлым» (Lighten) и покрутить ползунки. Автор: Lincoln Hughes
Теперь поработаем над правой частью картинки — добавим автомобиль. Его тоже подгоняем в перспективную сетку. Для этого Линкольн применил инструмент «Искажение» (Distort) и немного сдвинул верхние углы картинки. Затем он обвел контур автомобиля с помощью инструмента «Лассо» (Lasso Tool) и применил к слою маску, чтобы скрыть все, что находится за пределами выделенной области.
Подстраиваем фотографию под перспективу. Автор: Lincoln Hughes
Вырезаем с фотографии автомобиль с помощью маски слоя. Автор: Lincoln Hughes
Вписываем объект в окружение
Любой видимый нами объект тесно взаимодействует с окружением. От окружения зависит тон, цвет и оттенок объекта. Белая чашка, которую освещает лампа, будет сильно отличаться от чашки, которую освещает луна. Так же и с теми фотографиями, чтобы мы используем для фотобаша.
«Элемент, не учитывающий окружение, будет смотреться инородно»
Линкольн Хьюз
Для рисунка Линкольн вырезал автомобиль с фотографии, на которой в основном присутствуют теплые цвета. Для холодного окружения, как на эскизе, нужно скорректировать цвет машины с помощью цветового баланса (Color Balance). Для вызова окна переходим по вкладке Изображение — Коррекция — Цветовой баланс (Image — Adjustments — Color Balance).
В появившемся окне мы можем настроить цвета для светлых и средних тонов, а также для теней. Нужно проанализировать, какие цвета преобладают на картинке. Средние тона уводим в синий и бирюзовый, в светлые тона добавим желтого, немного фиолетового и бирюзового — это будут блики от ярких афиш и знаков. В тени тоже добавим немного синего — свет туда не проникает, а значит, на их оттенок будет сильнее влиять основное окружение.
Для того, чтобы вписать объект в рисунок, нужно учитывать окружение и использовать инструмент «Цветовой баланс» (Color Balance). Автор: Lincoln Hughes
Таким же способом добавим автомобиль на левую часть рисунка. После того, как с добавлением элементов окружения будет закончено, на машины нужно будет нанести отражения окружающих вывесок.
Автор: Lincoln Hughes
Работаем над деталями. Отрисовываем витрины и вывески
Добавим еще больше табличек и указателей. Снова примерим материал к перспективной сетке и выберем режим наложения «Замена светлым» (Lighten).
С помощью маски и черной кисти скроем все лишнее.
Режим наложения сохраняет светлые участки видимыми и скрывает темные. В результате яркие вывески остаются, а все остальное исчезает. Автор: Lincoln Hughes
Продолжим работу над правой частью рисунка — добавим еще вывесок и немного деревьев. В этот раз автор решает использовать маску иначе. Сначала он скрыл всю фотографию, а затем белой кистью сделал видимыми нужные участки. Такой подход хорош тем, что можно сразу увидеть, как новые элементы сочетаются с деталями рисунка — нет нужды гадать, что находится под слоем с фотографией.
Добавили деревья, вывески и нижнюю часть улицы на правой стороне рисунка. Автор: Lincoln Hughes
По такому же принципу добавим еще деталей. Продолжаем работу с предыдущего этапа:
Автор: Lincoln Hughes
Это фото послужит донором — отсюда возьмем несколько вертикальных вывесок, азиатский фонарь, навес для витрины и часть стены:
Добавляем детали на правую часть рисунка. С помощью маски избавляемся от лишнего и корректируем цвета:
Автор: Lincoln Hughes
Линкольн пока что оставляет незакрашенным правый нижний угол. Позже мы добавим туда желтую витрину, которая станет композиционным противовесом большой синей вывеске в правом верхнем углу. Также в этом месте глаза могут отдохнуть от окружающего хаоса.
А пока добавим немного жизни на улицы.
Берем с фотографии гуляющих людей и дорогу. Автор: Lincoln Hughes
Следим за плановостью
Ближний, средний и дальний планы должны быть четко различимы и не спорить между собой по тону. В противном случае работа будет выглядеть плоской. Для проверки тона нужно время от времени переводить работу в ч/б.
Линкольн отмечает, что передний план слишком сливается со средним. Чтобы отделить их друг от друга, он решает добавить немного дымки позади автомобилей на новом слое с режимом наложения «Замена светлым» (Lighten). Для этого художник выделяет активную область с помощью «Лассо» (Lasso) и использует инструмент «Градиент» (Gradient Tool). Настройки градиента — от желтого к прозрачному. Вместо этого инструмента можно использовать мягкую кисть.
С помощью дымки мы сделали людей и дорогу светлее. Это помогло отделить передний план от заднего. Автор: Lincoln Hughes
Как внести разнообразие в палитру
По ходу урока Линкольн рассказывает, что один из способов внести разнообразие в палитру — наложить фотографию с интересными цветами на рисунок. В качестве примера он накладывает фотографию заката.
Автор выбрал это фото потому, что оно соответствует первоначальной цветовой схеме — холодные цвета в верхней части и теплые в нижней.
Линкольн накладывает фото отдельным слоем и применяет к нему фильтр «Размытие по гауссу» (Filter — Gaussian Blur). Затем он меняет режим наложения на «Перекрытие» (Overlay). Настройку цвета художник сделал с помощью корректирующего слоя «Цветовой тон/насыщенность» (Hue/Saturation).
Автор сбавил насыщенность слоя с фотографией заката, чтобы низ рисунка не был слишком теплым и соответствовал первоначальной идее. Автор: Lincoln Hughes
Работаем над деталями. Добавляем свет и вывески
Добавим больше света от вывесок, в том числе на дальнюю часть улицы. Для этого пройдемся нужным участкам полупрозрачной кистью. Жесткой желтой кистью нарисуем отсветы на автомобилях и людях позади них, чтобы силуэты лучше читались.
Автор: Lincoln Hughes
Линкольн продолжает работать над вывесками и витринами. Он добавляет витрину в левый угол и еще много неоновых вывесок, чтобы картина выглядела немного гротескно и «киберпанково».
Автор: Lincoln Hughes
Дорога станет выглядеть интереснее, если на ней будут отражаться неоновые огни (представим, что был дождь и асфальт сырой). Чтобы не рисовать отражения вручную, дублируем все слои, сведем их в один и перевернем его вниз головой. Затем наложим фильтр: Фильтр — Размытие — Размытие в движении (Filter — Blur — Motion Blur). В появившемся окне зададим вертикальное направление размытия и сдвинем ползунок максимально вправо.
Такое изображение получим после фильтра. Автор: Lincoln Hughes
Затем выставим режим наложения «Замена светлым» (Lighten) и наложим маску, чтобы скрыть весь слой. Затем белой текстурной кистью сделаем видимыми отражения на асфальте.
Автор: Lincoln Hughes
Теперь поработаем кистью — нужно, чтобы прохожие выглядели не столь буднично. На рисунке — мрачный киберпанк, поэтому сделаем одежду прохожих потемнее и нарисуем на ней отраженный неоновый свет. На вывесках тоже можно порисовать, чтобы они отличались от обычных.
Автор: Lincoln Hughes
Работаем над центром внимания — заменяем автомобиль
В этом рисунке взгляд в первую очередь падает на правую часть холста, а особенно — на машину с переднего плана. Линкольн посчитал, что текущий вариант не слишком интересен для зрителя — машина слишком темная и на ней не видны детали. Потому возьмем другое авто.
Первый вариант автомобиля был слишком темным и не подходил для фокусной зоны. Автор: Lincoln Hughes
Продолжим вписывать машину в окружение — нарисуем блики от вывесок. Оранжевые расположим на капоте, крыше и на правой стороне, бирюзовые — на левой.
Контурный свет подчеркивает форму объекта. Автор: Lincoln Hughes
Кистью дорисуем решетки на фарах, рейлинги на крыше, а также просвечивающую через стекла витрину. Мягкой кистью нарисуем свечение передних и задних фар. Не забываем про людей позади авто — их фигуры будут подсвечены красным светом фар.
Автор: Lincoln Hughes
Композиционный баланс — добавим большую вывеску
Линкольн говорит, что интересная область на одном плане должна иметь противовес на другом. Так зрителю будет интересно разглядывать всю картину, а не только конкретный участок. Противоположностью теплому оранжевому пятну цвета в правом углу будет холодная синяя вывеска слева.
Художник строит ее из неоновых колец. Он использует инструмент выделения «Овальная область» (Elliptical Marquee Tool), чтобы задать форму колец, а затем обводит их. Для этого нужно перейти во вкладку Редактирование — Выполнить обводку (Edit — Stroke). В появившемся окне подберем цвет и зададим толщину обводки.
Добавим мягкое свечение, исходящее от кольца. Для этого дважды нажмем на слой в окне «Слои» (Layers) и выберем опцию «Внешнее свечение» (Outer Glow). Настроим цвет градиента, размер и размах свечения.
Получившееся кольцо копируем несколько раз и сложим фигуру. Размер колец можно менять с помощью свободного трансформирования (Ctrl+T). Когда вывеска будет готова — объединим слои с кольцами в одно целое.
Автор: Lincoln Hughes
Правим перспективу
Киберпанк — антиутопический стиль, непременными атрибутами которого являются высокие небоскребы, яркие огни и низкая цена человеческой жизни. Чтобы небоскребы казались еще выше и сильнее давили на зрителя, Линкольн решает немного изменить перспективу.
Для этого он дублирует все слои и сливает их в один. К этому слою он применяет свободное трансформирование (Ctrl+T), затем нажимает на выделенную область правой кнопкой мыши и выбирает опцию «Искажение» (Distort). Художник смещает верхние углы холста по направлению друг к другу и обрезает лишние части.
Трехточечная перспектива меняет точку обзора зрителя. Он будто бы смотрит снизу вверх. Автор: Lincoln Hughes
Работаем над деталями. Добавляем атрибуты футуристичности
Чтобы улица больше напоминала недалекое будущее, Линкольн решает добавить антенны и трубы. Антенны он берет из готовой фотоподборки с вышками сотовой связи и вписывает их, добавляя блики от вывесок кистью.
Фотография с трубами накладывается по уже описанному ранее методу — режим наложения «Замена светлым» (Lighten) — настройка цветового баланса — скрывающая маска — открытие нужных участков белой кистью. Трубы также служат направляющими линиями, которые уводят взгляд зрителя вглубь картины.
Свисающие по углам рисунка провода нарисованы кистью.
Автор: Lincoln Hughes
Художник решает добавить прохожих на передний план, чтобы улица выглядела более оживленной. Их одежду он отрисовывает кистью, стараясь сделать ее необычной, но в то же время узнаваемой.
Автор: Lincoln Hughes
Завершающие штрихи
Линкольн советует замазывать все логотипы и названия брендов, чтобы потом не иметь проблем с авторскими правами. Чтобы фотобаш казался более «рисованным», художник сливает все слои в один и накладывает поверх фильтр Резкость — Контурная резкость (Filter — Sharpen — Unsharp Mask). Настройки, которые Линкольн использует для этого фильтра, приведены ниже:
Фильтр делает края пикселей контрастнее, что делает изображение слегка зернистым. Благодаря этому элементы картины меньше напоминают фотографии, с которых они были вырезаны.
Подведем итог — краткий пайплайн Линкольна Хьюза
- Определяем, что мы хотим изобразить.
- Делаем черновой эскиз кистью — устанавливаем композицию, разбиваем рисунок на планы.
- Строим перспективную сетку для примерки фотографий.
- Подбираем цветовую палитру.
- Подбираем подходящие фотоматериалы и вписываем их в окружение, используя перспективную сетку, маски, режимы наложения и средства для фотокоррекции.
- 5.1. Чтобы подогнать фотографию под перспективу эскиза, нужно применить свободное трансформирование (Ctrl+T) к слою с фотографией. Затем нажимаем на выделенную область правой кнопкой мыши и выбираем подходящую опцию — перспектива (perspective) или искажение (distort). Двигая узловые точки, мы меняем соотношение сторон фотографии.
- 5.2. Избавляемся от всего лишнего с помощью маски слоя (layer mask).
- 5.3. Вписываем объект с фотографии в окружение — настраиваем цветовой баланс (Color Balance). Он доступен по вкладке Изображение — Коррекция — Цветовой баланс (Image — Adjustments — Color Balance).
- Проверяем тон.
- Наносим завершающие штрихи с помощью кистей, фильтров и цветокоррекции всей картинки.
Подробнее с техникой Линкольна можно ознакомиться в этом видео:
- Не бойтесь экспериментировать — пробуйте разные режимы наложения и корректирующие слои в поисках интересных эффектов. Не забывайте сохранять исходные слои, чтобы можно было вернуться к первоначальному варианту.
- Поддерживайте порядок и логику в названиях слоев, чтобы облегчить себе навигацию. При создании рисунка Линкольн использовал более 160 слоев.
- Всегда примеряйте детали с фото к перспективной сетке, следите за масштабом элементов.
- Обращайте внимание на разрешение материалов, которые используете. Разница в качестве может быть заметна при приближении или печати.
- Держите перед глазами тамбнейл с референсом того, что вы хотите получить — это поможет придерживаться первоначальной идеи.
- Мы подробно рассказывали о том, как создавать окружение — как подобрать композицию, выбрать цветовую палитру, работать над дизайном объектов. Почитать об этом можно здесь.
- Для фотобаша нужно уметь использовать функции графического редактора на полную катушку. В частности — понимать, как работают режимы наложения. Об этом у нас была статья.