Как рисует Джеймс Стоко — автор Aliens: Dead Orbit и художник Edge of Venomverse

Чем вдохновляется известный комиксист и как подходит к созданию своих работ.

image9.jpg

Джеймс Стоко — пятикратный номинант премии Айснера 2020 года, работы которого отличаются большим количеством деталей. Прямо сейчас публикуется его новый оригинальный сюжет, Orphan and the Five Beasts. Мы изучили интервью Джеймса, чтобы разобраться, откуда канадский самоучка брал идеи при создании своего стиля, и как он подходит к работе.

Формирование стиля: гонконгские боевики и свадебный торт с Годзиллой

Стоко родился недалеко от Ванкувера и рисовал комиксы ещё до того, как начал их читать. Поначалу он создавал истории про героев с обёрток конфет Nerds, но потом встретил друга-коллекционера комиксов и увлёкся вселенной Marvel. Первым комиксом, который купили Джеймсу, стал 93 выпуск Silver Surfer. Он сильно повлиял на вкус маленького Стоко.

image4.png
Silver Surfer #93

Большое влияние на художника оказали фантастические книги и фильмы второй половины XX века — он особенно выделяет писателей Роберта Хайнлана («Звёздный десант», «Чужак в чужой стране»), Джерри Пурнеля («Молот Люцифера», «Мошка в зенице Господней») и Фрэнка Герберта («Дюна»). В творчестве последнего Стоко отмечает упор на жизнь людей, а не на выдуманные технологии будущего. Подобный подход он использовал при создании комикса Orc Stain, где больше времени уделяется персонажам. А ещё мир этого комикса отчасти вдохновлён знаменитой Planescape: Torment — ролевой игрой с большим количеством диалогов и проработанными персонажами. Она до сих пор считается одной из самых литературно «совершенных» игр.

image8.png
Разворот из Orc Stain #6

Экшен во всех работах художника вдохновлён гонконгскими боевиками и похожими на них фильмами. К примеру, для работы над выходящей сейчас серией Orphan and the Five Beasts Стоко скупил все фильмы Shaw Brothers — под эгидой этой студии когда-то вышли культовые «36 ступеней Шаолиня», «Выпей со мной» и другие классические фильмы уся (это восточная разновидность приключенческого кино о единоборствах с эффектными фантастическими приёмами вроде зависания в воздухе в сложной позе перед ударом).


Поединок из «36 ступеней Шаолиня»

А «Годзилла против Мотры: Битва за Землю» стал первым фильмом в жизни Джеймса, так что истории о кайдзю занимают в его сердце особое место. За авторством Стоко вышло уже две серии комиксов про гигантского ящера.

Я любил Годзиллу до того, как увлёкся книгами, комиксами, играми, чем угодно! Это единственная вещь, которая интересовала меня всю жизнь. У меня даже был свадебный торт с Годзиллой!

image5.png
Набросок разворота из Godzilla: Half Century War

Но Годзилла — не единственный культовый персонаж, над которым работал Стоко. В его портфолио есть серия Aliens: Dead Orbit, которая адаптирует «классический» для франшизы о ксеноморфах сюжет с истреблением команды астронавтов. В работе над ней он вдохновлялся концептами Рона Кобба, который занимался «Чужим» Ридли Скотта.

image2.png
Концепт Рона Кобба для «Чужого»

Стоко сотрудничал и с Marvel. Он теряется, когда у него спрашивают, как ему удаётся уловить характер чужих историй и персонажей: по его словам, никакого «специального» подхода к такой работе нет. Обычно при работе над известными IP у него в голове уже есть представление о том, как комикс должен выглядеть. В процессе рисования у Стоко получается гибрид из этой «воображаемой картинки» и его авторского стиля.

Я никогда не стремился к работе над супергеройской серией, но в итоге работать над Мстителями было также комфортно, как над собственными историями вроде Orc Stain. Я никогда не чувствовал, будто подхожу к этому процессу иначе в творческом смысле, просто черпал вдохновение из других источников.

image1.png
Страница из комикса о Серебряном сёрфере за авторством Стоко

Когда Джеймс стал профессионально заниматься комиксами, он почти перестал их читать. Но есть и авторы, чьи работы он старается не пропускать. Стоко особенно нравится творчество Майкла Дефоржа (Lose, Ant Colony), Брэндона Грэма (Earth War, King City) и Слоун Леонг (Prism Stalker, A Map to the Sun). А ещё он считает, что все должны прочитать «Навсикаю из долины ветров» Хаяо Миядзаки, «Святое сердце» Лиз Субурбии, который сильно повлиял на Orc Stain, и «Рыбью кость» Акиры Оямы.

[The Fishbone] рассказывает о нимфе-затворнице, которую проглатывает Тирекс, после чего она сражается со странными парнями в масках. Это сложно объяснить, но там было много кастрации и наркотиков.

image6.png
Манга «Навсикая из долины ветров»

Креатив в стеснённых обстоятельствах

Стоко не может рисовать постоянно — он создаёт работы только под вдохновением. Причём на одну страницу у него уходит по 2-3 дня, из которых большую часть времени он рисует всё, кроме цвета. Покраска же занимает у Джеймса совсем немного — в процессе он особо над ней не задумывается. Но отчасти именно подход к ней и сформировал его стиль.

image11.png
Edge of Venomverse #5

Дело в том, что Стоко пользуется всего парой инструментов в своих работах: карандашом, заливкой, градиентом и волшебной палочкой Photoshop 7. Иногда на компьютере он только красит, а рисует всё на обычной бумаге.

[Photoshop 7 —] это единственная версия, которая мне нужна! Я пробовал CS 2 или 3, но там слишком много кнопок! Мне бы хватило MS Paint, я был бы доволен MS Paint с градиентами!

Поначалу он просто копировал стиль любимых художников и до сих пор красит скорее «по наитию», чем по правилам работы с цветом. Особенно сильно на Стоко повлияли работы карикатуриста Вона Боде.

image3.png
Cheech Wizard Вона Боде

Стоко никогда не рисует просто скетчи — по его мнению, можно быстро выгореть, если постоянно не доводить идею до конца. Даже если художник начинает создавать какой-то набросок, то в итоге он всё равно превращается в полноценную страницу комикса.

Над детализацией он тоже не задумывается: по словам Джеймса, она получается «сама по себе», хоть и вдохновлена работами разных мангак и аниматоров. Даже перед столом у Стоко весит доска с приколотыми страницами из манги или работами других художников. Среди них, например, есть рисунки Кэйты Амэмии, режиссёра и дизайнера персонажей.

Каждый раз, когда вы видите рыбу в Orc Stain или шляпу орка-шамана, набитую кучей странного дерьма, это, вероятно, потому, что я только что посмотрел на одну из работ Кэйты.

image7.png
Работы Кэйты Амэмии

* * *

Джеймс Стоко — довольно закрытый человек. Он редко даёт интервью и редко появляется на мероприятиях, посвящённых комиксам. Но одно известно точно — останавливаться в творчестве он не планирует.

731 0 850 2
0
RENDER.RU