Как улучшить портфолио. Советы Нэйтана Фоукса
На конференции Lightbox Expo 2020 Нэйтан Фоукс провел открытый смотр портфолио художников. Перевели главные советы Нэйтана.
Кто такой Нэйтан Фоукс?
Известный концепт-художник, создает иллюстрации, концепты и колорскрипты для мультфильмов и компьютерных игр. В список его клиентов входят DreamWorks, Disney, Blue Sky Studios, Paramount Animation, Blizzard, Riot, Ubisoft и др. Мы уже писали о нем — вот тут можно почитать про то, как Нэйтан потерял возможность рисовать и говорить, но сумел сохранить карьеру.
Что такое Lightbox Expo?
Это крупнейшее мероприятие о событиях в художественной и игровой индустриях, которое впервые состоялось в 2019 году в Калифорнии. Выставку-конференцию организовывают основатель арт-школы “Schoolism” Бобби Чу и основатель Seattle’s Emerald City Comic-Con Джим Демонакос.
В 2020 году из-за пандемии Lightbox Expo прошла в онлайн-формате: три дня велись прямые трансляции выступлений известных художников, аниматоров, геймдизайнеров и других представителей индустрии. Некоторые из записей доступны до сих пор: вот тут можно пересмотреть лекции по анатомии от Проко, поучиться дизайну персонажей у Сэма Нильсона, получить советы по продвижению в соцсетях от известных художников, послушать Q&A с Ким Джун Ги и многое другое.
Что и кому посоветовал Нэйтан?
«Добраться до сердца каждой работы — вот моё желание в рамках этого обзора. Я хочу, чтобы каждому из вас это было полезно».
Нэйтан давал фидбеки по принципу кнута и пряника: сначала хвалил, потом указывал на ошибки. Это правильно, потому что людям важно знать и свои сильные стороны.
Когда нужны скетчи в портфолио? На примере работ Le Kha Ahn
«Свежо и приятно! Мне нравится уникальность стиля и отсутствие попыток скопировать кого-либо».
Фоукс отметил, что у Le Kha Ahn узнаваемый стиль и хорошие скетчи, которым место в портфолио. Последнее важно: далеко не каждый набросок нужно добавлять в портфель, считает Нэйтан.
«Зачастую художники добавляют низкокачественные скетчи в свои портфолио. Они нужны им самим, чтобы понять, как и что нарисовать, но на публику они попросту не работают. В этом портфолио скетчи полностью самостоятельны и показывают чувство стиля, который получит работодатель, нанимая тебя».
Эти скетчи содержат достаточно информации о стиле, форме, свете, чтобы быть ценными сами по себе.
Каждая работа в портфеле должна решать определенную задачу. Например, если вы концепт-художник, но иногда рисуете акварелью, вы можете добавить пару лучших работ красками в портфолио. Но не десятки.
«Не заставляйте клиентов сомневаться, кого они нанимают — цифрового художника или акварельного. Они не должны задаваться этим вопросом — им нужно понимать, кого они нанимают. На кону большие суммы денег и затраченное время — они боятся потратить все впустую. Дедлайны, неоплаченные счета, разорванные отношения с прошлыми клиентами — все это влияет на потенциальных клиентов. Но они полюбят вас, если вы оправдаете их ожидания, предоставив качественную работу в оговоренные сроки».
У Le Kha Ahn в работах часто встречается комбинация синих и красных цветов. Нэйтан считает, что для некоторых нанимателей это может стать тревожным сигналом. Возможно, арт-директор решит: раз вы работаете только с одной палитрой, вам не захочется ее расширять. Фоукс посоветовал разнообразить портфолио и показал, как он ищет новые палитры с помощью тамбнейлов.
Нэйтан поделился своими скетчами, порекомендовав постоянно работать над расширением творческих возможностей.
Прим. ред.: к сожалению, мы не нашли портфель Le Kha Ahn в свободном доступе. Судя по видео, Нэйтан давал фидбек по присланному в личку pdf-файлу.
Зачем нужна теплохолодность. Портфолио Боба Фейтосы
Портфолио начинающего художника Боба.
«Работы многих художников из Польши очень мрачные, возможно, история страны накладывает свой отпечаток. Но это сильно контрастирует с их личностями. Мне приходилось работать с художниками-поляками, они очень уютные в общении и вообще восхитительные».
Бобу тоже посоветовали расширить цветовую палитру.
Эту работу Нэйтан выбрал, чтобы показать вектор для развития.
Фоукс обратил внимание Боба на принцип теплохолодности. Речь идет о базовом живописном правиле: если свет теплый, то тень холодная и наоборот. Этот принцип помогает сделать работу выразительнее. Подробнее об этом и о нюансах можно прочитать тут.
Фоукс использовал цветокоррекцию, чтобы быстро показать Бобу основной принцип. Он не мог уделить работе много времени, так как у него впереди было еще несколько портфелей.
Важность сценариев освещения. Портфолио Марко Эспинозы
Марко — художник с опытом. По его портфолио видно, что он предпочитает мягкий, рассеянный свет во многих работах. Фоукс предложил ему внести разнообразие в портфолио, изучив больше световых сценариев. Например, изобразив прямой свет. Это помогает сделать некоторые работы выразительнее.
Прим. ред.: «Рассеянный свет» — свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, из-за чего на нем почти отсутствуют тени, блики и рефлексы минимизированны. «Прямой направленный свет» — свет, дающий на объекте резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Направленный свет освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света. Остальные его поверхности находятся в тени.
Общий взгляд на портфолио Марка.
«За время преподавания я не мог не заметить, как много художников по умолчанию используют мягкий окружающий свет и стесняются поработать с прямым. Как будто они считают, что это слишком сложно. Во многих портфолио не хватает работы с прямым светом, а хороший арт-директор захочет от вас гибкости, прекрасного солнечного света, если это потребуется».
Нэйтан показал на примере, о чем речь:
«Здесь есть работа с прямым светом, и в ней есть проблемы».
Нэйтан сделал быстрый оверпейнт, поправил цветовой баланс и наметил, где должны располагаться падающие тени и световые акценты. Кроме того, он уменьшил насыщенность и яркость некоторых цветов.
После корректировки. Цель оверпейнта Нэйтана — показать направление, в котором можно было бы улучшить картину.
Как выглядит отличное портфолио. Работы Эллен Джанг
Следующее портфолио Фоукс выбрал как пример положительного во всех отношениях. По его словам, у Эллен получается создавать работы, которые не копируют реальность, а дополняют ее.
«Наша работа как художников — через работы поместить зрителя в места, где он никогда не сможет побывать в реальной жизни, увлечь и заставить прочувствовать. Для меня менее ценна работа, если на ней изображено место, куда можно приехать».
Портфель Эллен очень цельный. Она не просто разрабатывает локацию, но и показывает, как выглядят здания при разном освещении, что находится внутри помещений, из каких элементов состоят локации.
Например:
Для каждого элемента на этом полуострове есть отдельный рисунок.
На первый взгляд выглядит просто, пока не поймешь, что все устройство сцены продумано для мелочей. Для этого нужно просто взглянуть сюда:
Нэйтан считает, что показывать интерьеры зданий, как на этом примере — очень полезно и нужно.
Каждая картинка, вынесенная в примечание — это отдельный арт, который можно найти в портфолио художницы. Среди них и интерьеры, и персонажи, и вариации освещения.
Например, островок справа и снизу может выглядеть так:
На этот островок приплывают жители, чтобы помолиться? Посмотреть на город? Нарисовать портрет на фоне моря?
Интерьеры острова могут выглядеть так:Интерьеры могут многое сказать о том, какой климат на острове, кто на нем живет и чем занят.
А вот зарисовка, где показывается один из жителей острова:
Кто это и почему он в робе? Кстати, посетители отдельного острова на примере выше тоже в балахонах, но другого цвета. Из таких деталей складывается история.
Портфолио Эллен хорошо не только множеством локаций, но и практичностью — эти работы помогают решать задачи. В концептах много расписанных деталей, которые уточняются с разных ракурсов. Когда 3D-художники сядут моделировать локацию по этим скетчам, им все будет понятно, уверен Фоукс.
Еще пример того, как Эллен уточняет разные детали.
И еще.
О важности композиционного центра. Портфолио Сюзанны Тамбос
Фоуксу пришлись по вкусу приятные цвета, но и степень вовлеченности, которая возникает при просмотре картинки.
В работах Сюзанны он отметил красочность и грамотное использование хроматических аберраций, но пожурил за некоторые погрешности в тенях и перегруженность сцен.
Работа из Instagram художницы.
Важно понимать, о чем иллюстрация, и сохранять ключевые элементы в центре композиции. Не менее важно правильно подобрать масштаб. Например, вы видите девочку и собаку в этой работе? Как быстро вы их нашли?
Если не знать, что в работе есть персонажи, их можно долго искать.
Сюжет с девочкой и собакой слишком интересен, чтобы теряться на заднем плане, отметил Фоукс. Эту работу стоило рисовать по-другому. По мнению Нэйтана, излишне детализированные картины несут в себе меньшую ценность. В сюжете должен быть центральный лейтмотив, а не история, которая ничего не рассказывает.
О значении контраста. Портфолио Джоанны Рупрехт
На примере этой работы Фоукс напомнил о погружении зрителя в опыт, который он мог бы получить только из картин, а не из реальной жизни.
У Джоанны отметили детализацию и приятное настроение. Нэйтану понравилось, что одна из сцен представлена как в дневном, так и ночном антураже. Он положительно отозвался о наличии 3D-моделей, приложенных к концепт-артам, и о том, как подробно художница разрабатывает сцену и показывает процесс. Фоукс признал, что Джоанна прогрессивнее него, когда увидел среди ее работ болванку, сделанную в программе виртуальной реальности Gravity Sketch.
Нэйтан вновь прибегнул к быстрой обработке, исправив контраст некоторых деталей, например, отделив птицу от здания.
До и после быстрой корректировки. Напомним, у Нэйтана было время только на быстрый показ общего курса работ, а не на подробный оверпейнт.
Несколько общих советов. Портфолио Maroosya LK и Тьена Санг Дина
Нэйтан немного замялся, постеснявшись с корректным произношением имени художницы — единственной русскоязычной участницы смотра портфолио.
У Маруси Нэйтану очень понравились как персонажи, так и стиль. Он посоветовал ей убрать слово «студент» из описания, чтобы не отпугнуть клиентов. Аналогичный совет он дал Тьену Санг Дину — избавиться от слова «джуниор» в описании. Нэйтан посчитал, что его навыки гораздо выше.
Фоукс призвал художника пересмотреть взгляд на собственные умения.
Помимо этого, Нэйтан советует периодически чистить портфели и удалять из них старые работы.
«Лучше положить в портфолио девять максимально выдающихся работ, чем двадцать, среди которых будет хоть одна, вызывающая сомнение».
Полный разбор портфолио можно посмотреть тут:
Не забудьте включить субтитры, если вам сложно воспринимать английский на слух.
Где можно послушать лекцию Нэйтана о свете и цвете?
Нэйтан Фоукс будет гостем на "Иллюстратоне" от Smirnov School — бесплатной двухдневной онлайн-трансляции, на которой можно поработать над навыками и выиграть призы. Она состоится 27 и 28 февраля. Нэйтан выступит в первый день с лекцией о свете и цвете в дизайне — если вы хотите его послушать, зарегистрируйтесь вот тут.