Как устроен визуальный ряд в Transistor

Разработчики смешали киберпанк с ар-нуво и получили эстетическую бомбу.

1200

Дизайн Transistor отсылает к полотнам Альфонса Мухи и Густава Климта

Supergiant: история успеха

В 2011 году Supergiant Games выпустили Bastion - экшн РПГ с нестандартным подходом к изложению сюжета: рассказчик реагировал на действия игрока, и история раскрывалась посредством его комментариев. Игра резко отличалась от аналогов еще и дизайном: десятки локаций, отрисованных вручную в высоком разрешении, радовали глаз тысяч игроков.

1200

Концепт-арт к первой игре Supergiant Games - Bastion

Успех Bastion позволил разработчикам переехать из домашней студии в Сан-Хосе в офис в Сан-Франциско. Вопреки ожиданиям, они не взялись немедленно пилить продолжение успешного проекта.

«Мы потратили немало времени на адаптацию Bastion для IPad, и в процессе успели понять, как много наш проект значит для пользователей. Этому запоздалому озарению сопуствовал груз ожиданий: а дальше что? Мы осознали, что не хотим адаптировать Bastion под новые платформы всю оставшуюся жизнь. С проектами как с детьми: ты любишь их, но хочешь поскорее отпустить в самостоятельное плавание. Люди начали спрашивать, не хотим ли мы сделать сиквел, но мы в ответ только нервно смеялись».

Грег Касавин, автор и сценарист Supergiant.

«Многим странно это слышать, но у нас не принято планировать новый проект на этапе подчистки хвостов предыдущего. Мы предпочитаем дать себе немного времени и простора для размышлений. В этом есть и плюсы. Ничего не стоит хранить коммерческую тайну, пока у тебя нет никаких идей!»

Амир Рао, один из основателей компании

Этот подход сработал. Из четырёх проектов студии (кроме уже упомянутых, в июле 2017 вышла ещё командная RPG Pyre, а rogue-like dungeon Hades сейчас доступна в ранний доступ на Steam) ни один не похож на предыдущий, но каждый следующий сочетает в себе достоинства прежних. Все игры Supergiant красивы и узнаваемы. Но с графической точки зрения Transistor, пожалуй, наиболее интересен: визуальный стиль проекта прошит золотой нитью классического искусства.

1400

Концепты для Pyre (слева) и Hades (справа)

Золотые сны киберпанка

После яркого полноцветного мира Bastion разработчикам хотелось чего-то качественно иного. Фэнтези уже было, что, если теперь поиграть в научную фантастику? Джен Зи видела визуальный стиль нового проекта более строгим по палитре и более мрачным, чем Bastion. Киберпанк - первое, что приходит на ум в условиях научно-фантастического сеттинга, и сюжет игры вполне отвечал законам жанра. Однако, поразмыслив, команда решила вычеркнуть из визуала почти все классические детали: никаких тренчей и кислотных дождей.

1300

Transistor: общий план

«Разрабатывая концепты к Transistor, я хотела отдать дань уважения классическим мастерам, на чьих работах выросла - Уильяму Ватерхаусу, Климту, Альфонсу Мухе. Сделать нечто иное, чем Bastion; воплотить что-то, что мы намеревались сделать в Bastion, но не вышло; рисовать так, как всю жизнь мечтала. На самом деле, многие киберпанк-проекты графически заигрывают с ар-деко, взять хотя бы Blade Runner. А я люблю ар-нуво и модерн, и знаю других, кто вдохновляется этими течениями. Даже странно, что отсылки к ним нечасто встречаются в видеоиграх».

Джен Зи, арт-директор Supergiant Games

Так Джен решила воспользоваться случаем и разбавить киберпанк модерном. Тем более, что в результате у нее получился проект с другой атмосферой, менее мрачной и дистопичной, чем принято в этом жанре.

1400

Слева: «Золотые сны», Климт. Справа: один из ранних концептов Ред

Визуальные отсылки к Климту в «Транзисторе» сложно не заметить. Приглушённые чистые тона, золотистая гамма, фигуры, переходящие в геометрические орнаменты. Даже дома и мостовые Клаудбанка напоминают фоновые фигуры на его картинах. Ред идёт по сияющим квадратам, неоновые узоры в тёмном небе за её спиной похожи одновременно на строчки кода из «Матрицы» и на мозаику чёрно-золотых квадратов на одеянии Адели Блох-Бауэр. Портреты героев отсылают нас к ажурным фонам и изысканным красавицам с полотен Альфонса Мухи.

1400

Слева: «Танец», Альфонс Муха. Справа: афиши времён золотого прошлого Ред

И всё же нельзя сказать, что визуальное решение Transistor – просто вещь в себе, признание в любви эпохе модерна. Климт и компания ни за что не попали бы в игру просто потому что арт-директор очень любит ар-нуво. Графика в игре работает на сюжет и поддерживает внутреннюю логику игрового мира. И оммаж к модерну оказался для сюжета Transistor идеальным решением. Почему?

1400

Камерата: зловещая подкладка сияющей иллюзии

В начале игры мы видим Ред поющей на сцене. Она по-климтовски одета в золото, залита золотистым светом софитов. Но свет меркнет, героиня обрезает подол золотого платья, приглушает сияние чёрной курткой возлюбленного, берёт в руки убивший его меч и отправляется мстить. Кто её враг? Программа. Да и Клаудбанк – всего лишь симулякр мегаполиса в виртуальной реальности. Процесс уничтожает его, форматируя эту реальность вместе со всеми её жителями, и Ред с помощью Транзистора пытается его остановить. Разработчики перенесли фэнтезийный сюжет в декорации киберпанка, и это очень в духе модерна.

1400

Ар-нуво – искусство, рождённое во времена рушащихся империй и зарождающегося капитализма – воспевает красоту, достигшую пика и тронутую тлением. «На первый взгляд Клаудбанк - романтичный, элегантный и прогрессивный город. Однако по сути своей - это приторный паразит», - говорит Джен Зи в одном из интервью, и мы понимаем, что эстетика модерна – эстетика печали и чувственности, роскоши и упадка – садится сюда как влитая. Тема смерти и смертности – один из основных мотивов игры. Возлюбленный Ред умирает, её реальность разрушается, и очень логичным выглядит самоубийство в финале с перерождением в новой цифровой реальности. Которая, кстати, и визуально выглядит иначе, отсылая нас скорее к прерафаэлитам.

1400

Пасторальное посмертие Ред

Антагонисты – и персонажи, и техника – выглядят в игре более лаконично и просто, чем главные герои. Простой, почти мононхромный дизайн одежды приспешников Камераты и их кибернетического оружия создавался отчасти в противовес ярким и детально прорисованным злодеям Bastion. Кроме того, Джен и здесь не хотела отступать от канонов модерна. По замыслу разработчиков, Ред сражается с порождениями чего-то вроде вирусной программы. Играя с понятием «вирус», Джен нарисовала их как некую кибернетическую форму жизни, без угловатых форм, обычно присущих роботам. Белый, красный и чёрный – цвета смерти в индоевропейской культуре – недвусмысленно намекают нам, кто тут злодей.

1400

Враги в Transisot

Рождение Ред

1400

Она родилась с мечом в руках. Джен Зи

Главная героиня Ред очень быстро стала узнаваемой. Тем страннее вспоминать, что изначально протагонистом Transistor должен был быть мужчина. Джен Зи и Грег Касавин представляли его себе боксёром, уличным бойцом, у которого есть возлюбленная-призрак.

«Мы хотели дать игроку спутника. В Bastion герой действует один, а здесь мы поставили себе задачу убрать это чувство одиночества».

Грег Касавин

С концептом спутницы возникли проблемы. Джен пришлось сделать около сорока разных вариантов, но ни один не попал в цель. Работа встала. Команда мучилась, пока в чью-то голову не пришла светлая мысль: а что, если полностью перевернуть сюжет?

1400

Тот самый боксер

Несколько лет назад, ещё работая над Bastion, Грег и Джен обсуждали идею фэнтезийной истории: девушка из таверны влюбляется в странствующего мага, но его убивают у неё на глазах. Орудие убийства - волшебный меч. Героиня берёт его в руки, и вдруг слышит голос любимого, взывающий к мести. Тогда это не показалось им чем-то серьёзным. Просто забавный сюжет.

«Это часто так работает. Идеи носятся в воздухе, какие-то из них застревают в твоей голове, ты то и дело к ним возвращаешься. Одна из них осаждает тебя достаточно долго, чтоб закрепиться, и вскоре ты уже уверен: это именно то, что тебе надо».

Грег Касавин

Джен была в восторге:

«Я люблю рисовать девушек, а здания – ненавижу. Слова Грега о том, что мы не можем просто так взять и засунуть волшебный рунический меч в сайфай сеттинг стали для меня своеобразным вызовом. Я помучилась над черновиками совсем немного, и Ред родилась – почти такая, какой потом и осталась. Команде хватило одного взгляда на набросок, чтоб понять: мы нашли её».

Джен Зи


1400

Слева: один из первоначальных вариантов. Справа: рисунок, который Джен представила на суд команды

Транзистор: человек и оружие

Облик девайса, который дал название проекту, тоже был предметом споров. В основе игры лежит история о лишённой голоса певице и её возлюбленном, от которого, напротив, остался только голос, заключённый в предмет. Но что это будет за предмет, никто не знал.

«Я нарисовала её с мечом. Но на самом деле это могло быть что угодно. Любой неодушевлённый объект, который можно таскать с собой. Думаю, я остановилась на мече, потому что люблю Castlevania, и мне нравится образ летающего меча, повсюду сопровождающего героя. Изначальная идея была в том, что у нас есть пара персонажей, принимающих разные обличья. Когда герой в нашем воображении был боксёром, Транзистор мог стать, например, портфелем».

Джен Зи

1400

Ред и ее возлюбленный

Было бы любопытно взглянуть на концепт говорящего портфеля, но нельзя не признать, что меч - более романтичный образ. Транзистор – даже не предмет, а программный продукт, оружие, которое, убивая, переправляет личность и свойства убитого в альтернативную цифровую реальность. По сюжету, именно Ред является целью нападения. Антагонисты, организация под названием Камерата, хотят заполучить её голос и творческую индивидуальность. Возлюбленный певицы принимает основной удар на себя, и она теряет только голос. Ошибка приводит к сбою в работе программы, и Процесс начинает перемалывать реальность Клаудбанка. Разработчики умело вплели идею умного оружия в геймплей. Ред использует его, чтоб защитить себя и свой мир, но им же его и разрушает.

1400

Смерть "боксера"

Страсть Джен Зи и Supergiant к эклектике не пропала даром. Механизм игры изящно сочетает RPG, тактику и стратегию, но любят её не только и не столько за это. Атмосферная и захватывающая сюжетная линия, красивый саундтрек и пронзительная, ни на что не похожая графика - вот что пленило сердца игроков по всему миру. Transistor нравится и заядлым геймерам, и любителям аниме, и меломанам, и ценителям традиционного искусства, что наглядно показывает: не стоит бояться смешивать несочетаемое, главное, делать это со вкусом и любовью к теме.

«Мы хотим, чтоб наши игры разжигали воображение так же, как игры вашего детства».

Девиз Supergiant Games.

Источники:

The Untold Story Behind the Transistor Design (documentary)
Why We Create – A Transistor Analysis

743 0 850 3
0
RENDER.RU