Покоряем края, часть I: как придать работе реализма

В каких случаях мягкая кисть усилит работу, а в каких достаточно жёсткой? Как научиться рисовать мягко и почему Крейг Маллинс советует этого не делать?

Что такое край?

image20.png
Разные края на примере картины Джона Сингера Сарджента «Скалы в Дейр Эль-Бахри», 1891.

Говоря о краях, мы в первую очередь думаем о контурах предметов. На самом деле понятие гораздо шире: края существуют между плоскостями объекта, на границах света и тени, в переходах между цветами и даже очерчивают отдельные мазки кисти.

«Край есть между любыми двумя мазками на картине»
Марко Буччи (Marco Bucci)

Основной характеристикой краев является жесткость, в зависимости от которой их обычно делят на четыре категории:
  • Жесткий край (hard edge) – самый резкий, бритвенно-острый, вплоть до однопиксельного.
  • Твердый край (firm edge) – все еще сохраняющий резкость, несвойственную мягкому краю, но уже содержащий небольшое размытие. Иногда его объединяют с жестким краем.
  • Мягкий край (soft edge) – содержащий видимое смешение цветов. Переход может быть очень плавным, но всегда можно сказать, где кончился один цвет и начался другой.
  • Потерянный край (lost edge) – отличается от остальных отсутствием самого края, «растворившегося» в переходе. Зритель может лишь додумать границу – определить точное ее положение невозможно.

image7.png
Примеры краев, нарисованные Марко Буччи.

Края и тон

Марко не случайно поместил жесткий край между светло-голубым и темным цветом фона: контрасты делают границу визуально жестче. Близкие по тону цвета, наоборот, будут смягчать ее:

image8.png

Благодаря этому свойству края и тон при правильном использовании способны усиливать друг друга. Одинаково контрастные детали будут выглядеть по-разному, в зависимости от жесткости края. Используя этот принцип стоит помнить, что смягчить край между разными по тону цветами может быть сложнее и выглядеть это будет менее естественно:

image10.png

Начинающим художникам часто кажется, что наш мир состоит в основном из жестких краев. Это не так: он буквально наполнен мягкими и потерянными краями, роль которых может быть гораздо важнее, чем жестких.

Зачем использовать разные края?

Причин, по которым художник может выбрать тот или иной тип края, может быть всего две:

  • Выбор продиктован правилам реального мира, такой край помогает сделать работу реалистичнее.
  • Выбор продиктован художественными принципами, он делает картину интереснее для зрителя.

На первый взгляд, для концепт-художников важнее первый пункт. Поэтому в этой статье мы рассмотрим именно его, а о втором случае читайте в продолжении.

Края помогают строить перспективу

image23.png
Aaron Limonick

Постепенное смягчение краев по мере увеличения расстояния – одно из свойств нашей атмосферы. Объекты у горизонта теряют жесткость контуров и детализацию – мы уже рассматривали то, как это явление используют в пейзажной живописи. Близкие объекты, напротив, отличаются жесткими краями и контрастными деталями, которые кажутся ближе. По мнению Нейтана Фоукса (Nathan Fowkes), такая игра краями позволяет добиться максимальной глубины в работе:

image12.png
Nathan Fowkes

Смягчение края за счёт тона тоже сопутствует воздушной перспективе – с увеличением расстояния контрастность снижается, тона сближаются и светлеют. В некоторых случаях этого может оказаться достаточно и всю работу можно сделать жестким краем:

image3.png
Craig Mullins

А вот пытаться сделать все края мягкими не стоит. Из-за этого зрителю покажется, что изображение не в фокусе. Исключения возможны, но это должно быть осознанным решением.

Импрессионисты часто намеренно избавлялись от слишком жестких краев, придавая картинам воздушность, или же изображая туман:

image2.png
Клод Моне, «Мост Ватерлоо, Эффект Тумана», 1903.

С похожей целью некоторые разработчики отказываются от жестких краев в графике. В результате получается стилизованная картинка, такая, как на этом концепте игры Limbo:

image24.png
Arnt Jensen

Края создают иллюзию света и тени

Серия Моне «Мост Ватерлоо» хорошо иллюстрирует еще одну особенность краев: рассеянный и тусклый свет создает больше мягких и потерянных краев, а жесткий и яркий – больше жестких и твердых. Тот же самый пейзаж, в ясный день выглядит совершенно иначе:

image11.png
Клод Моне, «Мост Ватерлоо, Эффект Солнечного Света», 1903.

Значительную часть жестких краев Моне помещает на свету, в тени же очертания теряются. Тени сильно сближают объекты по тону, в результате края становятся трудноразличимы, часть картины может остаться практически однотонной:

image6.png
«Утренняя Прогулка» (слева) и «Портрет Эшера Вертаймера» (Asher Wertheimer), Джон Сингер Сарджент.

Несмотря на то, что портрет справа содержит очень много мягких и потерянных краев, он не выглядит незаконченным. Наоборот, чрезмерная детализация теней была бы ошибкой, которую, по словам Крейга Маллинса (Craig Mullins), очень часто совершают начинающие художники. Даже жестко очерчивая значительную часть деталей на этом концепте для Alien: Isolation, художник Edouard Caplain все равно теряет почти все края, находящиеся в тенях:

image9.png
Edouard Caplain

«Контроль над тенями критичен для хорошей картины. Тени – лучшие учителя для понимания глубины, тона и краев».
Грегори Манчесс (Gregory Manchess)

Совсем забывать о тенях – другая крайность, которой следует избегать. Яркий свет фар на этом концепте Life is Strange 2 привлекает внимание, но именно тени и находящиеся в них края создают иллюзию закатных сумерек:

image5.png
Edouard Caplain

Смягчение краев характерно не только для теней. Работы в высоком ключе тоже сближаются по тону и легко теряют края. Автор задников для Braid Дэвид Хэллман (David Hellman) пользуется этим, чтобы не перетягивать внимание игрока с персонажей и окружения:

image22.png
Работа David Hellman

И еще пример:

image4.png

И вновь работа David Hellman.

Края используют для передачи текстуры

image17.png
Иллюстрация из The Witcher 3: Wild Hunt Artbook, CD Projekt Red

Края некоторых объектов, например, облаков, мягкие сами по себе. Именно с помощью краев художники 19-го века создавали на холсте реалистичные бархатные наряды. На картине Андерса Цорна (Anders Zorn) хорошо видна разница между золотым кольцом, почти целиком состоящим из жестких краев, написанными мягким краем волосами и бумагой, имеющей жесткие края только на сгибах:

image15.png
«Эмма Цорн читает» Андерс Цорн

Это свойство краев может пригодиться при разработке дизайна персонажей. На этом концепте для League of Legends Джейсон Чан (Jason Chan) создает текстуру металла и волос с помощью жестких краев, а кожу и полупрозрачную ткань – с помощью мягких:

image18.png
Jason Chan

Нужно ли бросать все и учиться работать с краями?

Важность и сила краев, по мнению Бобби Чу и Марко Буччи – это то, к пониманию чего художники приходят, уже набрав определенный опыт. Принципы, описанные в первой части обзора, подходят для начинающих, но Крейг Маллинс советует не слишком увлекаться ими, в первую очередь уделив внимание перспективе, работе с формой и тоном:

«Края переоценены, они не важны. Края – это вишенка на торте. Они совершенно не нужны для того, чтобы нарисовать хорошую картину – посмотрите на художников-графиков».
Крейг Маллинс

Развитое графическое мышление, по мнению Крейга, сильно упрощает понимание работы с краем, которую можно считать более продвинутым уровнем.

image14.pngРаботы Крейга Маллинса часто изобилуют жесткими краями, смягченными за счет правильной работы с тоном.

Как научиться рисовать с помощью только жесткого края и понимать тон, показывает Марко Буччи в этом видео:

Для всех, кто уже уверен в своих силах, мы подобрали несколько упражнений, которые помогут потренироваться перед второй частью статьи.

Упражнение 1. Найдите разные типы краев

Это упражнение научит видеть принципы, описанные в статье, в реальной жизни.

Попробуйте потренироваться искать самые жесткие и самые мягкие края на фотографиях и картинах. Учитывайте, что жесткость может быть относительна: самый жесткий край на картине импрессиониста может быть намного мягче самого мягкого края на промо-арте к игре.

image19.png
Где на этой фотографии находится самый жесткий край?

А вот и ответ:

image16.png
Поищите края на других фото: на портретах, пейзажах, натюрмортах. Можно и на картины художников посмотреть.

Учтите, что это задание гораздо проще выполнить с картинами – их авторы уже сделали всю работу и расположили края за вас. Изучение картин поможет понять, как работают мастера, а фотографии научат самостоятельно интерпретировать реальность.

Вы также можете попробовать сделать простые стадики с натуры. Джон Хьюз (John Hughes) советует использовать для этого обычные камни. Рисуя их, можно потренироваться использовать край для передачи текстуры, а также изучить то, как края ведут себя на свету и в тени.

image13.png
«Стадики» (учебные зарисовки) камей, выполненные концепт-художником Gearbox Software Дэвидом Фортином (David Fortin).

Упражнение 2. Научитесь работать с мягким краем

Это упражнение научит делать края интересными и поможет выработать свой стиль работы кистью.

Самый простой и, одновременно, худший инструмент для этого – мягкая круглая кисть. По словам Марко Буччи, в ней есть что-то стерильное – она делает неинтересные и лишенные текстуры переходы, не похожие на традиционную живопись. Вместо того, чтобы использовать ее, можно:

  • Сделать переход через промежуточные тона. Чем больше их будет – тем мягче получится край, уже имеющий простую текстуру.
  • Использовать текстурные кисти. Этот способ также подойдет, чтобы добавить характера краю, сделанному мягкой круглой кистью. Хорошо могут сработать разнообразные кисти-брызги.
  • Более сложный инструмент – кисть-миксер, имитирующая смешивание сырой краски.

image21.jpg
Варианты мягких краев, нарисованных Джеймсом Дугласом (James Douglas) (слева) и Марко Буччи (справа).

Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами и направлением мазков – в этом упражнении важно попробовать найти свой стиль. У каждого художника своя техника работы кистью, поэтому никакого правильного подхода здесь просто не существует.

«Работа кистью – это то, через что вы рассказываете о себе».
Марко Буччи

Упражнение 3. Сделайте таблицы краев разными кистями

Это упражнение научит контролировать кисть и избавиться от ощущения «Вот бы найти ту самую, правильную кисточку».

Жесткая кисть потребует времени, чтобы сделать мягкие края, в процессе будет полезно пользоваться пипеткой, чтобы брать получающиеся промежуточные тона и смешивать их.
Мягким кистям сложнее даются жесткие края, поэтому придется уменьшать ее размеры. В конце можно использовать все понравившиеся кисти сразу.

image1.png
Созданные Марко Буччи таблицы краев.

Прим. ред. Нужно больше информации? Вот тут можно еще почитать о краях + скоро выйдет продолжение статьи!

777 0 850 8
2
2020-09-28
А когда моря и якоря?
2020-09-29
Povelitel, как только покорятся паруса и лицензия шкипера? :)
RENDER.RU