Роль раскадровки в производстве анимации


image7.jpg

От раскадровки до финального кадра: Варт встречает Мерлина в фильме «Меч в камне».

Создание раскадровки — это неотъемлемый этап производства анимационного ролика, от которого не следует отказываться. Этот процесс, наряду с написанием сценария, является важной частью работы над любым визуальным произведением. Конечно, импровизация в продакшене может создать уникальные компоненты. Но ее сложно поддерживать и использовать в команде, поэтому она потенциально ненадежна. Чтобы экономить ресурсы на этапе препродакшена, профессионалы в первую очередь пишут сценарии и рисуют к ним раскадровки.

История раскадровок

Раскадровка (или сториборд) — серия рисунков, иллюстрирующих итоговый вид анимации или фильма. Создание первых сценариев и сделанных на бумаге эскизов приписывают французскому режиссёру Жоржу Мельесу — одному из первопроходцев кинематографа. Современный же вид раскадровок разработала студия Уолта Диснея в начале 1930-х годов.

image2.png

Жорж Мельез создавал к своим фильмам отдельные иллюстрации. Эту он сделал для «Путешествия на луну» 1902 г.

image15.png

Уолт Дисней с другими аниматорами обсуждают раскадровку.

В биографии своего отца Диана Дисней-Миллер рассказывает, что первые полные раскадровки были созданы для короткометражного фильма 1933 года «Три поросенка».

Идею рисовать кадры на отдельных листах бумаги и развешивать их на доску, чтобы последовательно показать историю, сам Уолт Дисней приписал аниматору Уэббу Смиту. Кстати, оригинальное название, stroryboard, взялось как раз из способа визуализации — дословно «история на доске».

По словам Джона Кейнмейкера в книге«Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards», эскизные наброски использовали в 1920-х годах для короткометражных мультфильмов Plane Crazy и Steamboat Willie. Идея оказалась успешной, и уже через несколько лет распространилась на другие студии.



В книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards» авторы подробно рассказывают о диснеевских раскадровках и художниках, работающих над ними.

Именно в студии Дисней первыми осознали необходимость поддерживать отдельный «отдел истории» с художниками по раскадровке. К концу 30-х годов каждая студия Голливуда делала раскадровки к своим анимациям. А в начале сороковых этот опыт переняли студии кино. Лента «Унесенные ветром» стал одним из первых фильмов, произведенных с полной раскадровкой.

image4.png
Лайл Уиллер рядом со сторибордом к «Унесенным ветром».
image6.png

Каждая сцена была тщательно спланирована и отрисована заранее.

Какие проблемы решает раскадровка

Главной целью сторибордов является визуализация кадров до начала производства. Создание раскадровки — шанс изучить кадры заранее, чтобы оценить их успешность. Таким образом режиссеры постоянно комбинируют идеи и совершенствуют сценарий.

image11.png

Один из вариантов атаки Урсулы на главных героев в мультфильме «Русалочка».



Как сцена выглядит в итоге.


Преимущества раскадровки:

  • Воссоздавая сюжет по порядку, создатель визуального произведения может наглядно увидеть, насколько хорошо передан смысл отдельных сцен и истории в целом.
  • Раскадровка иллюстрирует действия персонажей.
  • В раскадровке существуют специальные поля для диалогов и комментариев, где отображают дополнительную информацию о происходящем в кадре.
  • Сториборды содержат примечания о временных рамках, например длительность конкретной сцены или промежутки между кадрами.
  • Раскадровка отображает план съемок: панорама, отъезд и наезд камеры, поворот и так далее.
«Художник-раскадровщик в потенциале может занять режиссерское кресло. Больше всего мне нравится передавать мое видение зрителю. Я говорю не только о том, как сцена выглядит в моей голове, но и как она эмоционально ощущается. Вы контролируете визуальное повествование, темп, звуковой дизайн и многое другое. Когда все это складывается вместе, я могу показать зрителю ту же сцену, которую представлял себе.» — Федерико Д’Алессандро, главный художник по раскадровке и руководитель аниматоров Marvel Studios


image9.gif


Раскадровка одной из сцен «Мстителей» в виде аниматика.

Основные принципы раскадровки


Для начала озвучим главное правило: чем больше времени вы тратите на предварительную подготовку, тем больше вы можете сэкономить на производстве. Раскадровка — кропотливый процесс, требующий максимальной отдачи.

Прежде чем начать, соберите все свои заметки воедино, прочтите свой сценарий и разбейте его на сцены, чтобы потом перевести их в отдельные панели раскадровки.


Создайте простые миниатюры

Ограничьтесь грубыми набросками без лишней детализации. Это поможет сосредоточиться на повествовании, не отвлекаясь на подробности. С помощью таких миниатюрных эскизов вы можете быстро проанализировать всю анимацию.


image8.png


Пример низкодетализированных миниатюр, предшествующих раскадровке.

Комфортный монтаж — дорабатываем кадры

В 1917 году советский кинорежиссер, Лев Кулешов написал: «Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».
Другими словами: автор идеального ролика компонует и монтирует разрозненные кадры так, чтобы у зрителя складывалось ощущение беспрерывного действия, постоянства места и времени. Еще это называется комфортным восприятием монтажного стыка (монтажной склейки) или комфортным монтажом.
Всего существует 10 принципов комфортного монтажа:
по крупности,
  • по географии или по ориентации в пространстве,
  • по композиции,
  • по цвету,
  • по свету,
  • по направлению движения объекта,
  • по фазе объекта,
  • по скорости движения объекта,
  • по массе движения объекта,
  • перебивка.
Подробнее о визуальном повествовании и монтаже можно прочитать в книге Брюса Блока«Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, тв и цифровых медиа» и в учебнике«Разработка и технологии производства рекламного продукта». Здесь же, из-за ограниченности формата, мы рассмотрим только первый из основных принципов.


Монтаж по крупности


Условно существует три вида кадра: общий, средний и крупный планы. В свою очередь каждый из них делится еще на несколько градаций. Ниже показана таблица крупностей, в которой мы наглядно привели виды планов.


image3.png


Таблица крупностей по Л. Кулешову.

Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3). Если монтировать кадры на одинаковом или соседних планах, это вызовет ощущение скачка у зрителя.
Из этого правила существуют исключения, например монтаж общих планов с предельно крупными. Или jump cut, «рваная съемка», когда два соседних кадра лишь незначительно изменяются между собой



Яркий пример — сцена из фильма «Выпускник» 1967 года.

Особенности оформления

Не существует единого способа оформить раскадровку: каждый художник выбирает свой формат. Это могут быть карандашные наброски от руки или шаблон в специализированной программе. Последних, кстати, очень много:
  1. Storyboarder (бесплатный)
  2. StoryBoard Artist Studio (от $20)
  3. Toon Boom Storyboard Pro (по подписке от €44/мес.)
  4. Procreate (только для iPad Pro, $10)
  5. Paper By FiftyThree (только для iPad, бесплатный)
  6. Celtx Shots (только для iPad, бесплатный)
  7. Autodesk Sketchbook (бесплатный)

image10.png

Так выглядит шаблон Storyboarder.

Помните, что задача раскадровки — коммуникация. Поэтому очень важно оставлять комментарии и разметкой показывать движения в кадре.


image12.png


Не шаблонная, но детализированная раскадровка к фильму «Паразиты».

Мы также рекомендуем познакомиться с книгой «Оформленные чернила: рисунок и композиция для визуальных рассказчиков». Автор, Маркос Матеу-Местре — художник-постановщик в компании Netflix. В своей книге он подробно рассказывает читателю пошаговую систему создания наиболее успешных раскадровок и графики для наилучшего визуального общения.


Примеры от мастеров

В последней части нашей статьи мы покажем вам несколько крутых раскадровок и их результат.


Парк юрского периода

Для этой раскадровки художники сделали большое количество пометок. Для некоторых кадров нарисовано сразу несколько миниатюр. Это особенно полезно в съемках сложных динамичных сцен.



image16.png

Сцена атакующего раптора.


Конечный результат.

Кунг-фу Панда

Для мультфильмов создают максимально подробные сториборды. Фактически они являются блоками для окончательного изображения.


image17.png

Сцена тренировки в «Кунг-фу Панде».

Почти дословное повторение в экранном варианте.

Вверх

Эта раскадровка показывает первую сцену в мультике «Вверх». Так как эту раскадровку также делали для анимационного художественного фильма, можно заметить, насколько близок сториборд к конечному продукту


image14.png

Раскадровка «Вверх».

Первая сцена «Вверх».

Бэтмен (мультсериал 1992 г.)

Один из примеров четкого и лаконичного описания движений персонажей и камеры в раскадровках.
Краткие комментарии и стрелки, показывающие направление — ничего лишнего.

image13.png

Посмотрим, как это выглядит на экране.

Gears of War

Без раскадровок не могут обойтись и видеоигры. Ниже продемонстрирована раскадровка к трейлеру «Mad World».

image5.png


В качестве комментариев художники использовали короткие символы и стрелки. Такая раскадровка отлично работает в купе с хорошим сценарием.

Можно посмотреть трейлер и проверить, как кадры из сториборда перенесены на экран:


Gears of War «Mad World».

Остин Пауверс


У Джея Роуча было всего 8 часов на съемки вступления. Он успешно справился со своей задачей, благодаря качественной предварительной работе.

image1.png


В музыкальных сценах всегда задействовано много актеров. Чтобы не произошло путаницы, все движения должны быть прописаны в раскадровке.

В этом видео режиссер рассказывает о важности раскадровки.

Раскадровка — не гарант успеха вашего проекта. Но она отлично работает вместе с другими составляющими: хорошим сценарием, качественной рисовкой, озвучанием и режиссурой. Хороший план особенно важен, если у вас нет большого опыта в производстве видео и анимации. С подробной раскадровкой вы не будете теряться в деталях и сомневаться в правильности решения: вам останется только следовать выбранному направлению.


Автор текста: Юлия Хлебко
Редактор: Дима Шрамко

739 0 850 6
2
2020-11-04
В абзаце про правила монтажа по крупности закралась ошибка: "Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3)."

В правилах монтажа через крупность существует два исключения - можно монтировать соседние крупности если это: 1 - деталь (предельно крупный) с крупным планом и 2 - общий с дальним.
2020-11-04
Storyboarder давно уже так не выглядит, теперь в нем не порисуешь раскадровку, а только аниматик, к сожалению.
RENDER.RU