Роль раскадровки в производстве анимации
От раскадровки до финального кадра: Варт встречает Мерлина в фильме «Меч в камне».
Создание раскадровки — это неотъемлемый этап производства анимационного ролика, от которого не следует отказываться. Этот процесс, наряду с написанием сценария, является важной частью работы над любым визуальным произведением. Конечно, импровизация в продакшене может создать уникальные компоненты. Но ее сложно поддерживать и использовать в команде, поэтому она потенциально ненадежна. Чтобы экономить ресурсы на этапе препродакшена, профессионалы в первую очередь пишут сценарии и рисуют к ним раскадровки.
История раскадровок
Раскадровка (или сториборд) — серия рисунков, иллюстрирующих итоговый вид анимации или фильма. Создание первых сценариев и сделанных на бумаге эскизов приписывают французскому режиссёру Жоржу Мельесу — одному из первопроходцев кинематографа. Современный же вид раскадровок разработала студия Уолта Диснея в начале 1930-х годов.
Жорж Мельез создавал к своим фильмам отдельные иллюстрации. Эту он сделал для «Путешествия на луну» 1902 г.
Уолт Дисней с другими аниматорами обсуждают раскадровку.
В биографии своего отца Диана Дисней-Миллер рассказывает, что первые полные раскадровки были созданы для короткометражного фильма 1933 года «Три поросенка».
Идею рисовать кадры на отдельных листах бумаги и развешивать их на доску, чтобы последовательно показать историю, сам Уолт Дисней приписал аниматору Уэббу Смиту. Кстати, оригинальное название, stroryboard, взялось как раз из способа визуализации — дословно «история на доске».
По словам Джона Кейнмейкера в книге«Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards», эскизные наброски использовали в 1920-х годах для короткометражных мультфильмов Plane Crazy и Steamboat Willie. Идея оказалась успешной, и уже через несколько лет распространилась на другие студии.
В книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards» авторы подробно рассказывают о диснеевских раскадровках и художниках, работающих над ними.
Именно в студии Дисней первыми осознали необходимость поддерживать отдельный «отдел истории» с художниками по раскадровке. К концу 30-х годов каждая студия Голливуда делала раскадровки к своим анимациям. А в начале сороковых этот опыт переняли студии кино. Лента «Унесенные ветром» стал одним из первых фильмов, произведенных с полной раскадровкой.
Лайл Уиллер рядом со сторибордом к «Унесенным ветром».
Каждая сцена была тщательно спланирована и отрисована заранее.
Какие проблемы решает раскадровка
Главной целью сторибордов является визуализация кадров до начала производства. Создание раскадровки — шанс изучить кадры заранее, чтобы оценить их успешность. Таким образом режиссеры постоянно комбинируют идеи и совершенствуют сценарий.
Один из вариантов атаки Урсулы на главных героев в мультфильме «Русалочка».
Как сцена выглядит в итоге.
Преимущества раскадровки:
- Воссоздавая сюжет по порядку, создатель визуального произведения может наглядно увидеть, насколько хорошо передан смысл отдельных сцен и истории в целом.
- Раскадровка иллюстрирует действия персонажей.
- В раскадровке существуют специальные поля для диалогов и комментариев, где отображают дополнительную информацию о происходящем в кадре.
- Сториборды содержат примечания о временных рамках, например длительность конкретной сцены или промежутки между кадрами.
- Раскадровка отображает план съемок: панорама, отъезд и наезд камеры, поворот и так далее.
Раскадровка одной из сцен «Мстителей» в виде аниматика.
Основные принципы раскадровки
Для начала озвучим главное правило: чем больше времени вы тратите на предварительную подготовку, тем больше вы можете сэкономить на производстве. Раскадровка — кропотливый процесс, требующий максимальной отдачи.
Прежде чем начать, соберите все свои заметки воедино, прочтите свой сценарий и разбейте его на сцены, чтобы потом перевести их в отдельные панели раскадровки.
Создайте простые миниатюры
Ограничьтесь грубыми набросками без лишней детализации. Это поможет сосредоточиться на повествовании, не отвлекаясь на подробности. С помощью таких миниатюрных эскизов вы можете быстро проанализировать всю анимацию.
Пример низкодетализированных миниатюр, предшествующих раскадровке.
Комфортный монтаж — дорабатываем кадры
В 1917 году советский кинорежиссер, Лев Кулешов написал: «Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».Другими словами: автор идеального ролика компонует и монтирует разрозненные кадры так, чтобы у зрителя складывалось ощущение беспрерывного действия, постоянства места и времени. Еще это называется комфортным восприятием монтажного стыка (монтажной склейки) или комфортным монтажом.
Всего существует 10 принципов комфортного монтажа:
по крупности,
- по географии или по ориентации в пространстве,
- по композиции,
- по цвету,
- по свету,
- по направлению движения объекта,
- по фазе объекта,
- по скорости движения объекта,
- по массе движения объекта,
- перебивка.
Условно существует три вида кадра: общий, средний и крупный планы. В свою очередь каждый из них делится еще на несколько градаций. Ниже показана таблица крупностей, в которой мы наглядно привели виды планов.
Таблица крупностей по Л. Кулешову.
Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3). Если монтировать кадры на одинаковом или соседних планах, это вызовет ощущение скачка у зрителя.Из этого правила существуют исключения, например монтаж общих планов с предельно крупными. Или jump cut, «рваная съемка», когда два соседних кадра лишь незначительно изменяются между собой
Яркий пример — сцена из фильма «Выпускник» 1967 года.
Не существует единого способа оформить раскадровку: каждый художник выбирает свой формат. Это могут быть карандашные наброски от руки или шаблон в специализированной программе. Последних, кстати, очень много:
- Storyboarder (бесплатный)
- StoryBoard Artist Studio (от $20)
- Toon Boom Storyboard Pro (по подписке от €44/мес.)
- Procreate (только для iPad Pro, $10)
- Paper By FiftyThree (только для iPad, бесплатный)
- Celtx Shots (только для iPad, бесплатный)
- Autodesk Sketchbook (бесплатный)
Так выглядит шаблон Storyboarder.
Помните, что задача раскадровки — коммуникация. Поэтому очень важно оставлять комментарии и разметкой показывать движения в кадре.
Не шаблонная, но детализированная раскадровка к фильму «Паразиты».
Мы также рекомендуем познакомиться с книгой «Оформленные чернила: рисунок и композиция для визуальных рассказчиков». Автор, Маркос Матеу-Местре — художник-постановщик в компании Netflix. В своей книге он подробно рассказывает читателю пошаговую систему создания наиболее успешных раскадровок и графики для наилучшего визуального общения.
Примеры от мастеров
В последней части нашей статьи мы покажем вам несколько крутых раскадровок и их результат.
Парк юрского периода
Для этой раскадровки художники сделали большое количество пометок. Для некоторых кадров нарисовано сразу несколько миниатюр. Это особенно полезно в съемках сложных динамичных сцен.
Сцена атакующего раптора.
Конечный результат.
Кунг-фу Панда
Для мультфильмов создают максимально подробные сториборды. Фактически они являются блоками для окончательного изображения.
Сцена тренировки в «Кунг-фу Панде».
Почти дословное повторение в экранном варианте.
ВверхЭта раскадровка показывает первую сцену в мультике «Вверх». Так как эту раскадровку также делали для анимационного художественного фильма, можно заметить, насколько близок сториборд к конечному продукту
Раскадровка «Вверх».
Первая сцена «Вверх».
Бэтмен (мультсериал 1992 г.)
Один из примеров четкого и лаконичного описания движений персонажей и камеры в раскадровках.
Краткие комментарии и стрелки, показывающие направление — ничего лишнего.
Посмотрим, как это выглядит на экране.
Gears of War
Без раскадровок не могут обойтись и видеоигры. Ниже продемонстрирована раскадровка к трейлеру «Mad World».
В качестве комментариев художники использовали короткие символы и стрелки. Такая раскадровка отлично работает в купе с хорошим сценарием.
Можно посмотреть трейлер и проверить, как кадры из сториборда перенесены на экран:
Gears of War «Mad World».
Остин Пауверс
У Джея Роуча было всего 8 часов на съемки вступления. Он успешно справился со своей задачей, благодаря качественной предварительной работе.
В музыкальных сценах всегда задействовано много актеров. Чтобы не произошло путаницы, все движения должны быть прописаны в раскадровке.
В этом видео режиссер рассказывает о важности раскадровки.
Раскадровка — не гарант успеха вашего проекта. Но она отлично работает вместе с другими составляющими: хорошим сценарием, качественной рисовкой, озвучанием и режиссурой. Хороший план особенно важен, если у вас нет большого опыта в производстве видео и анимации. С подробной раскадровкой вы не будете теряться в деталях и сомневаться в правильности решения: вам останется только следовать выбранному направлению.
Автор текста: Юлия Хлебко
Редактор: Дима Шрамко