Почему ИИ-мокап пока не заменит инерционные или оптические системы?
И все же, почему ИИ-мокап пока не заменит, например Xsens (то с чем работаю я): разбор на практике
За последние годы технологии ИИ-захвата движения (Move AI, DeepMotion, RADiCAL и другие) стали активно развиваться. Их рекламируют как простую замену профессионального motion capture – без датчиков, без костюмов, без студийного оборудования. Но так ли это на самом деле? Могу сказать уверенно – ИИ-мокап всё ещё не способен заменить оптические и инерционные системы, такие как OptiTrack или Xsens. В этом посте разберу реальные проблемы ИИ-захвата, которые я вижу на практике, и объясню, почему профессионалы продолжают использовать профессиональное оборудование.
Основные проблемы AI-захвата движения
1. Точность и детальность – нет конкуренции с Xsens. ИИ-мокап работает на основе видеоанализа, принцип компьютерного зрения, восстанавливая движение персонажа на основе 2D-изображений. В теории звучит круто, но на практике это приводит к огромным неточностям. Во первых, мелкие движения теряются – ИИ не фиксирует микродвижения, которые делают анимацию реалистичной. Руки, плечи, мимика – всё упрощается. Во-вторых, ошибка в передаче веса – в ИИ-захват движения часто выглядит "плавающими", потому что алгоритмы не учитывают реальную физику тела. Так же, искажения поз – сложные позы, например, баланс на одной ноге или быстрые развороты, AI может интерпретировать с ошибками, превращая их в нереалистичные движения.
2. Руки и пальцы – самый слабый момент. Если ИИ ещё может как-то справляться с общей позой тела, то анимация рук и пальцев – это полный провал. Ни Move AI, ни RADiCAL не дают нормальной передачи мелкой моторики. В профессиональном мокап для этого используются перчатки Manus gloves или StretchSense, которые записывают каждое движение кистей и пальцев с высокой точностью. Без этого ИИ-анимация выглядит "кукольной" – пальцы либо вообще не двигаются, либо ведут себя хаотично.
3. Контакты, пересечения и физика - тоже проблема. ИИ не понимает, что такое реальный мир. В результате возникают проблемы - руки проходят сквозь тело ведь ИИ часто не может корректно определить взаимодействие конечностей. Еще появляется потеря устойчивости – персонажи двигаются неестественно, теряя баланс. Не обходиться без ошибок в прыжках и сложных движениях – ИИ не анализирует силу инерции, что приводит к странным, рваным движениям.
4. Лаги, дрожание и артефакты. Даже если ИИ удаётся более-менее точно воспроизвести движение, он часто создаёт дрожащую, неестественную анимацию, для исправления которой приходится долго и изнурительно вручную чистить данные, что убивает весь смысл автоматизации.
Вот и получается, что Xsens и другие системы остаются лучшим решением для профессионального захвата движения, решая все эти проблемы:
- Абсолютная точность – каждый из 17 сенсоров фиксирует малейшие движения тела.
- Реалистичная физика – тело движется так, как в реальной жизни, никакой магии.
- Полный контроль – данные можно сразу использовать в анимации без "шаманства" в постобработке.
- Руки и пальцы под контролем – Manus/Stretсhsense позволяют записывать даже самые сложные жесты. Или создать библиотеку поз кистей рук, и жонглировать ими на таймлайне, это все равно эффективнее, чем использовать ИИ.
- Работа в любых условиях – Xsens не требует студии и камер, можно записывать данные где угодно, что мы собственно и делаем - в номере отеля, в лесу на огромных расстояниях, в декорациях, дома и тд.
Отсюда и напрашивается вывод - ИИ-мокап – инструмент для любителей, но не для индустрии! Стоит ли вообще использовать ИИ-захват? Да, но только для быстрых прототипов. Если нужно быстро накидать базовое движение для черновой анимации – ИИ может помочь. Но если вы делаете реальный продукт – будь то игра, анимация, клип или фильм – Xsens остаётся по прежнему единственным надёжным решением. Так что, ИИ-мокап – это пока только баловство. В профессиональной индустрии без настоящего motion capture обойтись невозможно.
Было ли у вас разочарование от Move AI или DeepMotion или там каких то еще?