Blender 2.9 - Быстрый старт. Скульптинг. Часть 1.
Привет всем! Сегодня рассмотрим скульптинг. До версии 2.8 скульптинг был довольно простым, и там были проблемы с производительностью. Сейчас скульптинг сильно прокачали. Большой вклад в его развитие внес Pablo Debarro. Многие гифки в этой статье взяты из твиттера. В первой части рассмотрим только основные функции. Материал составлен в Blender 2.90, но также подойдет для более поздних версий. Учтите, что некоторые кисти будут отсутствовать. Сам интерфейс не сильно поменялся.
Интерфейс.
Для перехода в режим скульптинга создайте новый файл File - New - Sculpting
Создание нового файла.
Если нужно отскульптить уже существующий меш, воспользуйтесь вкладкой Sculpting в Рабочих Пространствах (Workspace), либо сменой режима с Object Mode на Sculpt Mode.
Вкладка Sculpting в Рабочих Пространствах (Workspace).
Переключение на режим скульптинга.
Перед вами откроется стандартный интерфейс с некоторыми настройками, большинство из которых можно включить в Viewport Overlayrs.
Для удобства работы используйте Ctrl+Space (Разворот окна на всю область программы).
Интерфейс Blender в режиме Sculpting
Основные Панели скульптинга.
Желтый - Панель Свойств Кистей.
Зеленое - Mirror, Режим Dyntopo, Remesh и Options
Красное - Панель инструментов (Tools). Хоткей T
Голубое - Дополнительные свойства кистей. N-панель (N) вкладка Tool и Панель Свойств (Properties) дублируются, поэтому выбирайте на свое усмотрение.
Навигация.
ЛКМ - рисование кистью.
СКМ - масштабирование вьюпорта.
Ctrl+СКМ - плавное масштабирование вьюпорта.
ПКМ - контекстное меню.
Shift - включение кисти Smooth
Ctrl - инвертирование кисти
ЛКМ+Shift+Ctrl - Лоссо Маска.
При включении в настройка (Edit - Preferences - Input) - Emulate 3 Button Mouse станет доступна клавиша Alt:
ЛКМ+Alt - вращение.
ЛКМ+Alt+Ctrl - масштабирование вьюпорта.
Но учтите, что в Режиме Редактирования (Edit Mode) не будет работать выделение лупа (ЛКМ+Alt), а так же Lock Object Modes в меню Edit.
Lock Object Modes при снятии галочки позволяет переключатся между режимами с помощью Alt.
Переключение между режимами.
В 2.91 теперь можно переключаться между объектами не используя Lock Object Modes. Теперь переключаться между объектами можно через клавишу D.
Переключение объектов через клавишу D
Затемнение неактивных объектов регулируется в Viewport Overlays - Fade Inactive Geometry.
Fade Inactive Geometry
F - изменение радиуса кисти.
Shift+F - изменение силы нажатия.
[] - пошаговое изменение радиуса кисти.
Toolbar (Панель инструментов).
В режиме скульптинга панель инструментов отличается. Здесь расположены кисти.
Синие - кисти деформации меша, Красные - сглаживания меша, Жёлтые - Кисти вытягивания. Белые - дополнительные (вспомогательные).Данные кисти работают аналогичный образом, как и в других программах.
Также цвет курсора дублирует цвет иконок.
Цвет курсора в зависимости от выбранной кисти.
- треугольник внизу справа под кистью означает, что есть дополнительные кисти.
Mask - круглая маску
Box Mask - квадратная маска
Lasso Mask - произвольная маска
Box Hide - квадратная маска, скрывающая часть меша.
Прозрачность кисти меняется в Viewport Overlays - Mask.
- Кисти Фильтры. Кисти, добавляющие различные свойства к мешу.
Свойства Кисти Mesh Filter
Cloth Filter - Позволяет добавлять симуляцию.
Пример использования Cloth Filter (оригинал, оригинал 2,оригинал 3).
- Кисти Трансформации. Добавляет обычный Гизмо для Перемещения, Вращения или Масштабирования.
- Кисть Cloth. Позволяет симулировать Ткань на участке меша.
Пример использования Cloth Brush (оригинал, оригинал 2).
- Кисть Face Sets. Рисование наборами граней. "цветными масками". Аналог из Zbrush - Polygroup.
Пример использования Face Sets (оригинал 1, оригинал 2)
Brush Propirties:
Свойства Кистей.
Active Tools - показывает активную кисть
Brushes - выбор дополнительных кистей для активной кисти
Brush Settings:
Radius - изменение радиуса(размера) кисти.
- Использовать общий радиус для всех кистей, вместо отдельных радиусов на каждую кисть. Radius Unit (View/Scene) - Изменять радиус кисти относительно Вида или Сцены. При масштабировании в View радиус кисти будет увеличиватся, а при Scene охватывать только объект (как в Zbrush)
- включить силу нажатия (для планшета).
Strenght - Сила нажатия
Direction (Add/Subtract) - Направление кисти
Normal Radius - Радиус нормали. Чем выше значение, тем сильнее кисть будет прилегать к объекта, и следовать по его форме.
Hardness - Твердость кисти.
Пример твердости кисти
Autosmooth - Сглаживание штриха.
Plane Offset - Смещение плоскости. Чем выше значение, тем сильнее кисть будет наслаиваться на один штрих. Тем самым увеличивая высоту штриха.
Place Offset от 0 до 0.5
Plane Trim - каждый шаг кисти будет начинаться сначала.
Plane Trim
Tip Roudness - сглаживание краев кисти.
Tip Roudness c различными значениями.
Accumulate - накапливать штрихи друг на друге.
Front Faces Only - скульптинг не будет влиять на задние полигоны.
Включение Front Faces Only.
Falloff:
Falloff позволяет вам контролировать падение силы кисти. Спад отображается от центра кисти (левая часть кривой) к ее границам (правая часть кривой). Изменение формы кривой сделает кисть мягче или жестче.
При нажатии на Shift+F вы увидите мягкую кисть и кривую, которая образует эту кисть.
Falloff по умолчанию - Smooth
Что бы изменить данную кривую перейдите в меню Falloff и раскройте выпадающие меню. Здесь выберите нужную кривую. Кисть изменится в зависимости от выбранного параметра.
Предустановки Кривой
Наглядное представление формы кривой
Falloff Shape (Sphere/Projected) - выбор формы спада. Sphere - воздействие кисти по шару. Projected - Проецируется на поверхность, игнорируя глубину.