Изменяя тип и направление источника света, вы можете изменить впечатление от рисунка. Снижение освещённости создаёт напряжённое ощущение — ведь мы не знаем, что может скрываться в темноте.
Наше зрение существует благодаря свету. Животные, живущие в темноте, полагаются на другие органы чувств. Например, летучие мыши ориентируются с помощью эхолокации.
Формально, мы видим не сами предметы, а лучи света отраженные от них. Наш мозг анализирует их и создаёт для нас картинку.
Классический пример сферы ниже показывает основные зоны разделения светотени.
Первое, что мы должны учитывать — то, что объекты трехмерны, то есть имеют форму и объём. За счёт этого предметы создают препятствие для прохождения лучей света. Тень возникает в местах недоступных освещению.
Если объект полупрозрачный или прозрачный лучи, буду проходить сквозь него и затенённость будет не такой плотной.
Зона света
- Прямой свет: область объекта, обращенная к свету. Тут вы видите самый светлый участок на форме.
- Полутон: тона начинают затемняться. Здесь проступает собственный цвет объекта. Его ещё называют базовым.
Зона тени
Собственная тень (терминатор): контур тени. В случае сферы мы можем наблюдать кольцевидную форму, повторяющую форму поверхности объекта. Эта область обычно темнее, потому что ни прямой, ни отраженный от стола свет не могут коснуться этой части объекта.
- Средний темный тон: нейтральный тон между самыми светлыми и самыми темными тонами тени.
- Отбрасываемая тень: силуэт, который наш объект проецирует на поверхность, на которой он стоит. Его форма может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от угла падения света. Её ещё называют падающая тень.
Не забывайте об отражении!
Часть освещения попадет в окружающую среду вокруг сферы и отразится обратно, создавая рассеянный и отраженный свет.
Любая поверхность может отражать свет, но некоторые больше, чем другие. Вот почему мы не увидим абсолютно чёрной тени в реальном мире. Непроницаемая тень возможна только при полном отсутствии источников освещения.
Блик: отражение источника света на объекте. Его положение зависит от вашей точки зрения. Если вы переместитесь, блик также изменит свое положение. По шкале степени яркости у него самый светлый тон. Интенсивность блика зависит от материала объекта. Например, у металлов более заметный блеск, чем у дерева.
- Рефлекс: отраженный окружающей среды свет на объекте. Лучи света проходят мимо шара, отражаются от стола и попадают на затенённую сторону предмете. На примере его называют «отраженный свет».
При рисовании яркость тона определяет освещенные и затененные области предмета. Таким образом мы считываем форму.Главное — сохранить правильный баланс между светлыми и темными тонами, чтобы получить качественный рисунок.
Левое изображение ниже содержит очень темные тона. Они похожи друг на друга, из-за этого детали теряются, а форма сглаживается. Справа все наоборот. Изображение засвечено. Почти нет различия между фигурой и фоном. Переход тонов небольшой, теневые области очень светлые.
Определите поверхности
Чтобы наложить тень, нужно учитывать форму. В случае с человеческим лицом полезно знать об анатомии. Можно также упростить его до простых геометрических форм. Они позволят нам определить, где будут освещенные, а где затененные части.
Распределение света
Непрозрачные объекты не пропускают свет и отбрасывают ровную тень. Однако, полупрозрачные или прозрачные объекты работают немного иначею
Свет частично проходит через полупрозрачные материалы. Цвета объекта могут стать более насыщенными из-за света, проходящего через них, как в примерах ниже.
Прозрачные объекты пропускают больше света. Сквозь них видно фон или другие предметы. Из-за этого нужно быть особенно внимательным.
Полутоновая шкала
В крайнем правом квадрате находится самый светлый тон, а в крайнем левом - самый темный.
Освещение
Два наиболее распространенных типа - это направленное и рассеянное освещение.
При направленном освещении тени получаются очень четкими, контрастным, с резкими краями. Примером может служить свет, создаваемый фонариком.
Но окружающее нас освещение обычно более мягкое, рассеянное. Свет и тени не так сильно контрастируют.
Направленное освещение
Давайте передадим направленное освещение. Научившись создавать его, вам будет намного легче работать с рассеянным светом.
Первый шаг - нарисовать основные тени и блики, чтобы понять положение источника освещения. Затем поднимать или опускать оттенки серого один за другим.
Как вы можете видеть на изображении ниже, тени находятся дальше от источника света, чем блики. Кроме того, чтобы добавить глубину рисунку, мы должны учитывать выступающие или объемные части, такие как волосы, подбородок, нос или нижняя губа. Они будут создавать падающие тени.
Части с бликами, такие как белая прядь, обведенная красным на изображении ниже, также будут отбрасывать тень.
Следуя той же логике, по мере того, как освещенные области объекта темнеют, отбрасываемая тень также становится светлее.
Еще одна вещь, которую следует иметь в виду: блики всегда наиболее близки к источнику света. Например, на нашем рисунке свет на плече не может быть таким же ярким, как свет на лице или на прядях волос.
Иногда художники, используют одни и те же тона для света и тени независимо от того, как далеко плоскости объекта находятся от источника света.
Размещение света
Теперь, давайте попрактикуемся в размещении источника света в разных положениях.
Здесь используется 2 (второй) оттенок серого для базового цвета лиц. Начиная с этого оттенка в качестве основы, добавляются блики (оттенок 0) и основные тени (оттенок 5). Затем прорабатываем остальные зоны света и тени, используя разные тона.
И не забывайте о деталях, которые создают падающие тени! Всегда имейте в виду угол освещения.
Попробуйте разные положения источника света. Не волнуйтесь, если поначалу будет получаться с ошибками. Мы тренируемся и улучшаем свои навыки.
Добавление глубины с помощью рефлекса
Некоторым из наших бюстов не хватает объема, особенно тем, у которых очень плотные тени. Например, у нижнего правого варианта освещения — подсветки. Чтобы решить эту проблему, нам придется добавить рефлексы.
Давайте начнем улучшать объем, добавляя отраженный от окружающего пространства свет. Пол, стена или стол не имеют собственного света, но они отражают его лучи. Имейте в виду, что рефлексы не могут быть таким интенсивным, как основные источники света.
На изображении ниже вы можете увидеть различия между бюстом с одним основным источником света и бюстом с основным источником света и рефлексом.
Небольшое пояснение того, как понять физику отраженного света:
Типы освещения
Солнце является нашим основным источником естественного света. Мы можем наблюдать, как его интенсивность, цвета и тени меняются в течение дня.
Свет от искусственных источников (прожекторов, ламп накаливания, экранов мобильных телефонов) более постоянный и позволяет нам контролировать его направление, яркость и цвет.
В следующем примере имитированы различные источники света, используя один и тот же рисунок в качестве основы. Вы также можете увидеть степени яркости в оттенках серого:
Еще одна хорошая идея - поиграть с направлением света для создания уникальных композиций:
Каждая сцена создаёт свою атмосферу.
Мягкое освещение
Такой тип света скроет большую часть жестких теней.
Но у нас все еще есть падающие тени, поэтому под волосами на лице будет затененный участок.
Край тени на шее резкий. Ведь чем сильнее свет и чем ближе объект к свету, тем резче тень. Чем дальше объект от света, и чем слабее свет, тем мягче становится его падающая тень.
И поскольку подбородок нашего персонажа отбрасывает тень на шею, которая находится очень близко, то тень в данном случае резкая.
Подводя итог, можно сказать, что такой свет используется для привлекательного и смягченного внешнего вида. Он хорошо подходит, когда вы хотите просто представить своего персонажа во всех деталях.
Подсветка
Подсветка — источник освещения размещен позади нашего персонажа. Из-за этого появляется эффект светового ореола. Отличный инструмент для отделения персонажа от фона. Подсветка подчеркивает силуэт персонажа и придает ему некоторую глубину и выразительность.
Такое освещение часто используется, когда ваш персонаж находится перед закатом или при интенсивном искусственном освещении.
Обрамление
Вы можете комбинировать подсветку с другими схемами освещения различными способами. Например, чтобы создать драматичное настроение, можно использовать только один источник освещения, а чтобы просто отделить персонажа от фона, можно использовать контурный свет и мягкое освещение спереди персонажа.
Боковое освещение
Боковое освещение создает более резкие тени и больший контраст, что придает сцене драматизма.
Однако, боковое освещение также является отличным инструментом, чтобы подчеркнуть удаленность персонажа от чего-то на заднем плане, например, окна или неоновой вывески.
Такое освещение раскрывает много информации о плоскостях лица, поэтому, когда вы рисуете тени, стоит гораздо внимательнее отнестись к положению источника света.
Определение того, где свет попадает на лицо, имеет решающее значение для правильного применения этой схемы освещения.
Такой тип освещения будет более четко выявлять текстуры на коже, такие как шрамы и пятна.
Подводя итог: боковой свет используется для создания более драматичного освещения, подчеркивания некоторых черт персонажа и создания ощущения удаленности от источника света.
Направленное освещение
Такой тип освещения помогает усилить сцену и отлично подходит для демонстрации грубых черт вашего персонажа, будь то сильная линия подбородка или мускулы.
Использование направленного света обычно увеличивает напряженность ситуации и придает лицу более резкий вид.
Направленный свет создает более плотные, контрастные тени.
Положение источника света имеет важное значение при таком типе освещения. Оно определяет положение падающих теней.
Отличная световая схема для портретов и драматических моментов.
Тень от листьев
Это вариант жестких теней, который включает в себя немного отраженного света и предназначен для быстрого создания сцены с классическим затенением.
На новом слое нарисуйте листья (например, используя кисть в форме листвы) и установите их сверху с помощью режима наложения «затемнение» (multiply), используя темно-синий цвет.
2. Затем мы наносим сверху слой «перекрытие» (overlay), проходя по нему мягкой кистью, придавая этой тени прогретый вид с ярко-красным цветом.
3. Мы также можем добавить еще один слой для дополнительного освещения, а сверху слой с зелеными листьями, чтобы создать передний план.
4. И, наконец, добавьте тон, сместите рисунок в сторону более оранжево-желтого с помощью корректирующего слоя.
Далее будет несколько советов, как разнообразить вашу работу при помощи работы со светом и температурой:
Практика
Для начала, предлагаем попрактиковаться в передаче простой светотени. Этот анализ поможет понять поведение света при различных положениях источника освещения.
Для выполнения этого упражнения можете использовать фото референсы или покрутить 3D модели в различных ракурсах.
Мужская голова и женская голова.
2. Далее, используя предложенные референсы или свои собственные, проанализируйте, откуда падают различные источники света и отраженный свет.
Пример выполнения анализа:
3. Еще один вариант для практики — взять чужие готовые световые решения и перенести их на своего персонажа:
Спасибо, что дочитали до конца!
Чтобы освоить работу со светотенью под руководством опытного художника из индустрии, приходи накурс «Цифровой рисунок: основы».
Пополнить свое портфолио новыми работами и прокачать свои навыки можно на курсах школы CG LAB.
Также подписывайтесь на наш обучающий паблик — здесь много уроков, статей и челленджей.
Материал подготовила Диана Мова специально для школы CG LAB.
Источники:
— Статьи:
https://www.clipstudio.net/how-to-draw/archives/16...
https://www.clipstudio.net/how-to-draw/archives/16...
https://tips.clip-studio.com/en-us/articles/6459
— Советы от художников: Sarahcultureart, Celestialfang
Другие статьи по теме:
Начало пути: свет и цвет. Персонажи.