Начало пути: свет и цвет. Персонажи.
Освещение помогает придать работе объем и атмосферу. Чтобы «вылепить» форму светом, нужно знать, где относительно изображаемого объекта располагается источник освещения. А для передачи желаемой атмосферы и эмоций стоит разобраться в видах и свойствах различного освещения.
crystalrain272
Немного физики.
Тень бывает двух видов: собственная (образуемая) и падающая (отбрасываемая). Собственной тенью называется затемненная часть освещенного объекта. Падающие тени возникают от того, что фотоны, поражающие объект, не могут пройти через него. Таким образом, если вы можете проследить линию в пространстве от источника света до краев объекта, вы будете точно знать форму тени, отбрасываемой на объекты позади него.
Давайте посмотрим на заметки от Сэма Нильсона, как источники света влияют на форму теней. Чаще всего вы будете использовать один из трех типов света: прожекторы/удаленные источники, ближние источники и большие/рассеянные источники.
1. Прожекторы, солнечный свет и удаленные источники света.
Это освещение дает вам мягкие собственные, но жесткие падающие тени, потому что фотоны летят параллельно от источника. Не забывайте думать в трех измерениях, чтобы понять, куда падают тени!
Направленное освещение или прожекторы оказывают сильное визуальное воздействие и полезны для создания драматизма или напряженности. Вы можете смешать эффекты прямых источников света с эффектом рассеянных источников света.
Вот отличный пример драмы от Поля Делароша, созданной прямым источником света.
Эдмунд Блэр Лейтон показывает драматический эффект удаленного света,
в данном случае используя большое окно, но располагая его на расстоянии позади объекта.
Помните, что прожекторы на самом деле являются просто прямыми источниками с чем-то "вне камеры", отбрасывающим тень, поэтому световой луч имеет определенную форму. Эта форма не всегда имеет жесткий край, отличный пример - солнечный свет, заблокированный мягкими краями облаков (пример от Альберта Бирштадта, на скалах). Вы также можете смешать смягчающие эффекты и градиенты, которые вы получите от рассеянного источника с жесткими тенями прямого источника.
2. Близлежащие источники освещения.
Когда источники света приближаются к объекту, отбрасываемая тень увеличивается в размерах. Если источник света мал, то отбрасываемая тень будет жесткой. Это самый трудный источник света для рисования!
Близкие источники освещения также могут отвлекать, если они слишком сильны из-за создаваемого ими визуального напряжения.
3. Большие или рассеянные источники.
Чем больше источник света (относительно объекта), тем мягче становится тень. Это происходит потому, что свет излучается во всех направлениях отовсюду от источника.
Рассеянные источники света являются наиболее распространенными и полезными источниками освещения в живописи. Они всегда делают предметы привлекательными. Они имеют тенденцию смягчать черты и хороши для создания задумчивой эмоциональной реакции, когда используется в качестве ключевого освещения.
Эдмунд Блэр Лейтон использует яркое пасмурное небо,
чтобы поддержать мягкость сцены.
Картина Уильяма Бугро, которая использует «северный свет» из окна,
чтобы смягчить черты лица девушки и подчеркнуть ее красоту.
Наконец, помните, что отбрасываемые тени не являются черными - они наполнены отраженным светом от окружающей среды.
Далее на примере от Nayro рассмотрим способы придания объема объекту:
Трехточечное освещение:
1. Key (Ключ).
Например, прожектор, солнце, окно, потолочный светильник.
- главная тень
- как правило, накладывается сверху
- прочность, цвет, угол определяют дизайн освещения
2. Fill (Заполнение).
Например, прожектор, небесный свет, отраженный свет, вторичный источник света.
- смягчает тени, уменьшает контрастность, устраняет эффект светотени
- боковой угол относительно Ключа
- смягчает и расширяет освещение
3. Rim (Обрамление).
Т. е. подсветка.
- отделяет объект от фона
- обеспечивает трехмерный внешний вид
Примечание:
- Rim не является непрерывным контуром! Используйте его для подчеркивания формы.
- Различные материалы не получат равномерного количества света (например, ткань и металл).
- Локальный цвет каждого материала будет смещаться из-за поглощения/отражения света (в зависимости также от цвета самого света).
- Чрезмерная экспозиция (выдувные блики) и недостаточная экспозиция (заблокированные тени) могут быть использованы для скрадывания нежелательных деталей.
- Трехточечное освещение - это простая отправная точка, а не фиксированная формула!
Особенности освещения портрета.
Каждый художник рано или поздно сталкивается с проблемой передачи светотени при рисовании персонажей. Тут сказывается недостаток понимания, как падает свет.
Давайте рассмотрим примеры освещения, и какую атмосферу могут передать разные углы падения света от художника Gabriel Picolo:
Для практики рисования освещения с разных ракурсов можно воспользоваться онлайн ресурсом:
https://www.artstation.com/artwork/GX3Ax1 - Мужская голова
https://www.artstation.com/artwork/6a0Par - Женская голова
Небольшая заметка о комбинировании нескольких видов освещения при влиянии окружения:
Trisketched
Шпаргалки по кинематографическому освещению:
Упражнения:
1. Хорошими упражнениями для практики станут изображение теней на различных геометрических фигурах. Поиграйте с различными ракурсами освещения.
2. Далее усложним задачу и попрактикуемся в изображении светотени на обрубовках головы. Для удобства используйте упомянутые выше ресурс с различными углами освещения.
Мужская голова
Женская голова
3. Для практики трехточечного освещения предлагаем вам взять наш маскот Утю и придать ему объем. Испробуйте технику Key+Fill+Rim. Делитесь своими успехами! Нам будет очень интересно посмотреть как вы выполните это задание.
4. Еще одно прекрасное упражнение – изображение различных видов освещения, в том числе и кинематографического на портрете своего персонажа.
crystalrain272
Существует челлендж #6lightschallenge, в котором художники оттачивают этот навык.
FOWL
M i r e y' s
miyuliart
NickToLab
RE11
Apollinarius
Желаем вам успехов и плодотворной практики!
***
Для тех, кто хочет создать собственный проект, приглашаем на наши курсы, где расскажем во всех подробностях о процессе создания игровой графики и цифровой иллюстрации, научим работать в техниках Matte Painting и 3D, а также поможем изучить и прокачать анатомию.
В течении нескольких месяцев вы пополните свое портфолио качественными работами и получите профессиональный фидбек от преподавателей!
Подписывайтесь на наш обучающий паблик – здесь много уроков, статей и челленджей.
Материал подготовила Диана Мова для школы CG LAB.
Другие статьи:
Начало пути: как рисовать эмоции