Организационные роли в анимационной студии (3D)

В этой статье я затрону Организационные роли для управления анимационным производством, выполнение которых требует квалификации, лидерских навыков и опыта. Из организационных ролей образуется организационная структура студии с определёнными должностями и соответствующими им ключевыми организационными функциями.

lstr2 thumb.jpg

Идея написания этой статьи возникла в том числе из-за того, что на разных анимационных студиях существуют разные наименования должностей с похожим функционалом, или наоборот, должность с одним и тем же именованием на разных студиях имеет различный функционал. Так сложилось, что в области компьютерной графики в России на данный момент не существует устоявшейся системы именования должностей и соответствующего им функционала. В результате вольной интерпретации организационных ролей и повсеместного изобретения велосипеда на различных производствах я часто сталкиваюсь с тем, что некоторые необходимые для студии организационные функции исполняются абы как, без ответственности, либо вовсе не исполняются.

Сопутствующим элементом хаоса в анимационных компаниях является “проблема препродакшна”, когда на соответствующем этапе препродакшна проекта не успели или не смогли ясно сформулировать требования к производству проекта, однако его поспешили запустить в производство. При этом в проект уже подключились дорогостоящие ресурсы, а препродакшн на самом деле еще продолжается, только тормозя процесс и убивая мотивацию многочисленных сотрудников продакшна, вынуждая их переделывать работу по множеству раз. Из-за этой же “проблемы препродакшна” происходит первичная некачественная оценка трудовых ресурсов и временных параметров проекта и, как следствие, вынужденное затягивание его производства. Режиссёр и Художник-постановщик в этом случае не до конца понимают, до какой стадии производства ещё можно вносить свои многоуровневые правки, и также становятся заложниками этой проблемы.

Как же победить этот хаос? Чтобы ответить на этот вопрос, я попробую определить функции и зоны ответственности основных действующих лиц, а именно организационную структуру студии и ее основные Организационные роли.
Организационные роли, в свою очередь, группируются в реальную и продуманную систему должностей на конкретной анимационной студии, что должно происходить на начальном этапе её создания.

Я выделяю следующие Организационные роли в анимационной студии:
  • Генеральный продюсер(роль)
  • Исполнительный продюсер(роль)
  • Креативный продюсер(роль)
  • Режиссёр(роль)
  • Художник-постановщик(роль)
  • Менеджер(роль)
  • IT директор(роль)
  • Технолог(роль)

Повторюсь, что от явного определения обязанностей и границ ответственностей этих организационных ролей зависит, насколько студия может реализовать и развивать анимационное производство. Я здесь буду говорить именно о ролях, а не о конкретных должностях, потому что в реальности может оказаться, что один сотрудник исполняет сразу несколько ролей, или, наоборот, одна организационная роль может быть разделена на несколько должностей или сотрудников. Например, организационная роль Технолог часто распределена между руководителями нескольких отделов - кто-то решает каким образом будут создаваться волосы и мех у персонажей, а другой - как это сетапиться и т.д. Или организационная роль Менеджер часто распределяется между несколькими реальными должностями: менеджер проекта(линейный продюсер) препродакшн менеджер, ассет менеджер, продакшн менеджер, постпродакшн менеджер, аутсорс менеджер.

Напомню, что в статье Этапы развития анимационного производства выделяются следующие производственные Аспекты:
  1. Управление контентом проекта(аспект)
  2. Управление производственными материалами(аспект)
  3. Управление технологией(аспект)
  4. Управление организацией работ(аспект)
  5. Управление бюджетом(аспект)

Развивая своё производство, анимационная студия берёт под контроль последовательно каждый из перечисленных Аспектов, и постепенно приближается к возможности обоснованно управлять бюджетом проекта. Одновременно с этим процессом происходят важные изменения в структуре студии, в частности, создаются IT и R&D отделы, выделяются производственные отделы, организация работ отделяется от технологии, и другие изменения. Эти процессы, как и управление производственными Аспектами, в идеале, должны происходить под руководством конкретных ответственных сотрудников анимационной студии, исполняющих организационные роли.

Рассмотрим теперь как перечисленные производственные Аспекты связаны с Организационными ролями. Ниже представлена таблица, в которой Организационные роли обозначены синим, производственные Аспекты - зелёным, производственные отделы - жёлтым цветом.

Организационные роли и производственные Аспекты

ОР1.png
*Важно: в этой таблице отражены именно РОЛИ, а не должности. Например, бывает, что сотрудник на должности Исполнительного продюсера или Генерального продюсера исполняет также роль Креативного продюсера, или другие варианты.

Ответственность за реализацию производственных Аспектов:
  1. Управление контентом проекта осуществляют Режиссёр проекта(роль), который отвечает за смысловую часть проекта, и Художник-постановщик(роль), который отвечает за визуальную форму. Общая же ответственность за креативную часть лежит на Креативном продюсере(роль). Эту группу под управлением Креативного продюсера(роль) вместе с ним во главе, назовём Креативной группой, для упрощения дальнейшего упоминания.
  2. За управление производственными материалами отвечает IT директор(роль). Общая ответственность - на Исполнительном продюсере(роль).
  3. За управление технологией проекта отвечает Технолог(роль). Общая ответственность - на Исполнительном продюсере(роль).
  4. За управление организацией работ отвечает Менеджер(роль). Общая ответственность - на Исполнительном продюсере(роль).
  5. Управление бюджетом проекта: формирование, обеспечение и общее управление бюджетом осуществляет Генеральный продюсер(роль), реализация и контроль выполнения бюджета - Исполнительный продюсер (роль). Менеджер проекта(Линейный продюсер), организуя производство, иногда может отвечать за исполнение бюджета проекта вместо Исполнительного продюсера(роль).

В рамках вышеперечисленных организационных ролей выполняются определённые функции.

Основные функции организационных ролей

Генеральный продюсер(роль)
Отвечает за проект в целом: финансирование, исполнение, и реализацию проекта. В том числе, формулирует исходные граничные требования к проекту, включая формат, сроки его производства и т.д. Формирует, обеспечивает и управляет бюджетом проекта.
Иногда эту роль совмещают с организационными ролями: Креативный продюсер, Исполнительный продюсер. В этом случае ответственность и функции суммируются.

Креативный продюсер(роль)
Отвечает за управление контентом проекта и за формулирование к нему требований. Управляет креативными ролями на проекте, в том числе организационными ролями Режиссёр проекта и Художник-постановщик проекта.
Часто эту роль совмещают с организационными ролями: Режиссёр проекта, Генеральный продюсер, Исполнительный продюсер. В этом случае ответственность и функции суммируются.

Режиссёр проекта(роль)
Отвечает за формулирование и воплощение художественного замысла проекта (содержания, сути проекта).
Иногда эту роль совмещают с организационными ролями: Креативный продюсер, Исполнительный продюсер. В этом случае ответственность и функции суммируются.

Художник-постановщик проекта(роль)
Отвечает за формулирование и воплощение визуальной составляющей проекта (художественной формы проекта).

Исполнительный продюсер(роль)
Отвечает за реализацию проекта на основании сформулированных к проекту требований. Утверждает требования к проекту с точки зрения практической возможности их реализации. Отвечает за формирование внутреннего задания на производство проекта. Составляет смету проекта. Отвечает за реализацию бюджета. Контролирует исполнение бюджета проекта. Управляет сотрудниками на анимационном производстве, отвечает за их мотивацию. Устанавливает контрольные временные точки производства проекта.
Иногда эту роль совмещают с организационными ролями: Генеральный продюсер, Креативный продюсер, Режиссёр проекта, Менеджер. В этом случае ответственность и функции суммируются.

Менеджер(роль) - все менеджеры на производстве проекта.
Отвечают за организацию производственных работ. Составляют и управляют оперативным производственным графиком. Часто имеют внутреннюю иерархию, например: Менеджер проекта(Линейный продюсер), Препродакшн менеджер, Ассет менеджер, Продакшн менеджер, Постпродакшн менеджер, Аутсорс менеджер.
Иногда эту роль совмещают с организационными ролями: Технолог, Исполнительный продюсер. В этом случае ответственность и функции суммируются.

Технолог(роль)
Отвечает за управление технологией производства. Разрабатывает и контролирует технологические цепочки анимационного производства. Руководит отделом исследований и разработок (R&D). Квалифицированно оценивает сложность и время выполнения производственных задач. Отвечает за квалифицированное использование производственного программного и аппаратного обеспечения.
Функции Технолога(роль) могут быть распределены на уровне руководителей отделов, в том числе, частично. Роль Технолога в разных компаниях могут совмещать с организационными ролями IT директора (эту должность иногда называют Технический директор) или с Менеджером (часто эту должность называют просто Супервайзер). В этом случае ответственность и функции суммируются.

IT директор(роль)
Отвечает за управление производственными материалами проекта. Определяет правила и места хранения любых рабочих папок и файлов, организует сохранение необходимой информации (backup, assets library). Регламентирует использование производственных материалов, при необходимости обеспечивает их безопасность. Обеспечивает работу программного и аппаратного обеспечения студии, квалифицированно формулирует требования к ним и отвечает за его закупку. Управляет IT отделом, в том числе системными администраторами.
Роль IT директор могут совмещать с организационной ролью Технолог (эту должность иногда называют Технический директор). В этом случае ответственность и функции суммируются.

Естественно, что при исполнении своих функций, организационные роли тесно взаимодействуют друг с другом.

Взаимодействие организационных ролей

Взаимодействие Генерального продюсера(роль) и Исполнительного продюсера(роль) происходит по большей части в рамках производственного аспекта 5.Управление бюджетом проекта.
Генеральный продюсер действует с внешней стороны студии, полностью представляя студию и конкретный проект снаружи, Исполнительный - внутри, обеспечивая таким образом самый общий охват функций для реализации проекта. Взаимодействуют они в основном по бюджету проектов (формирование, реализация бюджета и его контроль), и по оценке возможности запуска и планированию производства новых проектов.

Взаимодействие Креативной группы и Исполнительного продюсера(роль) происходит в основном в рамках производственного аспекта 1.Управление контентом проекта. Цель Креативной группы - сформулировать требования к контенту проекта, и удержать их по мере создания проекта. Исполнительный продюсер(роль) согласовывает эти требования с возможностями студии по их реализации, в рамках остальных производственных аспектов: 2.Управление производственными материалами (например, физические возможности по обработке новых объёмов данных), 3.Управление технологией (возможности технологии), 4.Управление организацией работ (например, возможности масштабирования производства, возможности по найму новых сотрудников и их обучению), 5.Управление бюджетом проекта (возможности бюджета проекта). Согласование происходит либо за счёт требований к контенту проекта, либо за счёт расширения возможностей по их реализации. По этим требованиям под руководством Исполнительного продюсера(роль) составляется внутреннее техническое задание на производство, учитывающее сложность, сроки и бюджет.

Взаимодействие Креативного продюсера(роль) и Режиссёра проекта(роль), Художника-постановщика проекта(роль) происходит в основном в рамках производственного аспекта 1.Управление контентом проекта.
От Креативного продюсера поступает исходное задание с описанием проекта, для его проработки Режиссёром проекта и Художником-постановщиком проекта. Это задание должно описывать проект с точки зрения его продажи заказчику и представления зрителю. В течение срока разработки и производства проекта Креативный продюсер через Режиссёра проекта (роль) и Художника-постановщика проекта(роль) контролирует соответствие содержания проекта этим исходным требованиям.

Взаимодействие Режиссёра проекта(роль) и Художника-постановщика проекта(роль) постановщика происходит в основном в рамках производственного аспекта 1.Управление контентом проекта.
Художник-постановщик(роль) воплощает замысел Режиссёра проекта(роль) в виде художественной формы проекта. В результате их взаимодействия происходит объединение сути проекта и его визуальной формы.

Взаимодействие Менеджеров(роль) и Технолога(роль) - организация производства (производственный аспект 4.Управление организацией работ) на основе выбранной технологии (производственный аспект 3.Управление технологией). Для эффективного управления производством крупных анимационных проектов эти два аспекта необходимо разделять, в явной форме.

Совмещение организационных ролей

Какие существуют подводные камни, когда мы совмещаем несколько организационных ролей в одной? В первую очередь, для того, чтобы выполнять несколько ролей одному человеку, ему необходимо обладать достаточной квалификацией и возможностями. Для небольших проектов и студий это вполне реально, но на больших проектах этого делать не рекомендуется из-за ограниченности физических возможностей человека.
Кроме того, такому сотруднику рекомендуется явно разделять эти роли по времени, чтобы в одно и то же время не выполнять несколько ролей одновременно. Это очень важно и для него самого, и для тех, с кем он взаимодействует, потому что другие люди должны иметь возможность выстроить с ним адекватное взаимодействие. Необходимо также понимать, что совмещение организационных ролей означает, что суммируются не только функции, но и ответственность.

Например самые разносторонние функции - у Генерального продюсера(роль), который может весь свой день проводить в разъездах и совещаниях, поэтому если он будет совмещать свою роль с ролью Исполнительного продюсера(роль), то вполне возможно будет упускать важные моменты решения производственных задач.

Если при этом Генеральный продюсер(роль) будет принимать еще и креативные решения за Креативного продюсера(роль), или Режиссёра проекта(роль) то не имея возможности обладать общей картиной знаний для этого, может нарушить целостность визуального ряда или же внести не имеющие большого смысла но растягивающие сроки и бюджет правки.

lstr5.jpg

Как вывод, во-первых, могу сказать что каждая роль уникальна и совмещение их возможно в зависимости от характера и размера производства, при осознанном понимании всех вытекающих рисков. При этом, несмотря на часто встречающиеся амбиции людей на организационных ролях, ни в коем случае им не нужно вмешиваться в зону чужой ответственности, без явного на то запроса со стороны самих ответственных лиц.

Во-вторых, все перечисленные выше организационные функции обязаны выполняться на студии, вне зависимости от именования конкретных должностей или от их любого перераспределения между сотрудниками. Все функции этих ролей будут выполнены, вне зависимости от наличия людей на конкретных должностях. Если компанией управляет один человек, то он будет исполнять роли и Генерального продюсера, и Исполнительного.

Напоследок, самой наилучшей практикой является именно явное распределение перечисленных организационных ролей между сотрудниками. И если, при каких-либо обстоятельствах происходит ребалансировка ресурсов и роли перераспределяются, то об этом необходимо уведомить всю команду, для построения новых понятных и конструктивных производственных отношений.

Личная страница автора на Facebook
Наши статьи по теме Организации анимационного производства можно посмотреть в блоге компании
Фейсбук - Facebook.com/animation.standard/
Сайт Стандарта - СОАП.РФ

737 0 850 3
6
2019-10-11
Думаю в виду отсутствия большого количества анимационных проектов и подготовленных кадров, все просто делают что могут на своей должности. Никто толком не знает кто такой продюссер, кроме того что это страшный зверь требующий переделать половину мультфильма когда он почти готов, сценаристы отрабатывают свои 100 рублей в страхе что им вообще не заплатят, композеры композят в нюке хотя умеют только в афтере, визуализаторы страдают в рендермане глядя как вокруг подпрыгивает щелкая зубами армия людей рендерящих во врее, которых подпихивают люди желающие делать все под юнити или анрилом. Пайплайны импортируются у крутых студий без понимания того что они работают только если в каждой кафешке можно найти специалистов диснеевского уровня. Начальство пытается экономить на всем начиная со стульев за 1000 р из максидома и заканчивая компьютерами 1000 летней давности. А когда вам начинает казаться что все вроде нормально, айтишник удаляет весь контент за последнюю неделю. И тут вы такой, пойду попью кофе.
2019-10-11
Mr.AbsentДумаю в виду отсутствия большого количества анимационных проектов и подготовленных кадров, все просто делают что могут на своей должности...
И что делать?
2019-10-11
Абсент правильно сказал – лютая безграмотность ведёт к лютому бардаку. Проблемы начинаются не когда, например, менеджер или продюсер ещё и концепты рисуют. Проблемы начинаются когда они не делают свою основную работу. Понятно что нужно стремиться к формуле «один сотрудник = одна функция», но главное чтобы сотрудник был в состоянии хоть одну функцию исполнять.
2019-10-11
Алекс Мелькин (Elfak)Абсент правильно сказал – лютая безграмотность ведёт к лютому бардаку. Проблемы начинаются не когда, например, менеджер или продюсер ещё и концепты рисуют. Проблемы начинаются когда они не делают свою основную работу. Понятно что нужно стремиться к формуле «один сотрудник = одна функция», но главное чтобы сотрудник был в состоянии хоть одну функцию исполнять.
Чтобы что-то сделать с этой самой "безграмотностью менеджеров" и обобщить опыт многих проектов крупных анимационных студий, и был задуман этот самый цикл статей - https://render.ru/ru/Animation
Чтобы вывести обсуждение этих вопросов в публичную плоскость, также нужна публичная основа для обсуждений. Поэтому было задумано создание такого публичного документа, вот ссылка на его страницу -
https://www.facebook.com/animation.standard/
Данная статья является в том числе его частью.
2019-10-12
Александр Охота ...вот ссылка на его страницу -
https://www.facebook.com/animation.standard/
Данная статья является в том числе его частью.
Мне любопытно, как стандартизация индустрии заставит людей учиться?
2019-10-12
Алекс Мелькин (Elfak) Мне любопытно, как стандартизация индустрии заставит людей учиться?
Никак! Заставить учиться невозможно, но вот те кто хочет учиться сам, или преподавать, получат нужный материал.
В animationschool.ru например, нам очень нужен такой документ, чтобы иметь основу для курсов менеджмента и продюсирования, в анимации.
RENDER.RU