Человек который хотел, но не сумел. Вы должны знать всю правду о 3D
Мне приходят разные письма от трёхмерщиков. В основном это вопросы. Но в этот раз письмо было особенным. Это была история. Причём история без happy end-а.
Письмо.
Здравствуйте, Юрий! Давно являюсь постоянным гостем Вашего блога, и можно сказать, что прочел его «от корки до корки».
Часто появляются очень подробные ответы на вопросы читателей и не менее интересные советы тем, кто только учится, и истории о тех, кто смог поднять свой скилл на высокий уровень начав с нуля и голого энтузиазма.
История которой хотелось бы поделиться иная. Всем нравится читать о «Self made Man» и вдохновляться описанием тяжелого труда, превозмогания и последующего признания и успеха. Я хотел бы рассказать, что так бывает не всегда.
Началось всё, когда мне было лет 25, я впервые запустил 3DSMax 2.5. Открылся мир, в котором я пропал с головой. В то время взахлеб читалась вся доступная литература, скачивались плагины, и render.ru стал незакрываемой домашней страничкой. Мир 3D манил и обещал многое.
Правда, спустя пару лет выяснилась неприятная вещь - обладая хорошей памятью и пед. образованием я мог показать и рассказать многое, объяснить почему в Максе происходят какие-то вещи так, а не иначе, зачем делать вот так и так, а вот этак не стоит, и почему не стоит. Но сделать что-либо самому за это время так и не удалось. Не смог повторить даже элементарных вещей из уроков по моделированию. Доходило до смешного - я не мог построить простейшего червеобразного персонажа глядя в пошаговый видеоурок для полных нубов. (Хотя, казалось бы, что сложного? Цилиндр, нарезать сечения, отскалировать подобъект вертексы)
«Ладно, пусть будет 3D как хобби» - подумалось в первый раз.
К тому же, в нашем провинциальном городке и близко не было контор связанных с графикой. Но! Оказалось, что недавно открылась студия Мокап-анимации и они искали себе людей. «Вот, оно!» - подумал я и окунулся с головой в то, что снилось ночами. Конечно, полноценной анимацией то, чем мы занимались не назовешь, но хоть что-то. Увы, контора не продержалась долго. Начали задерживать зарплату, кормить «завтраками» и спецы рассосались.
«Ладно, пусть будет 3D как хобби» - подумалось во-второй раз.
Все мои усилия по освоению моделирования и текстурированию на тот момент не продвинули меня ни на йоту вперед. Была мысль даже переехать в столицу, даже контакт установлен, но мне нечего было показать. И я смирился. Многолетний запал начал медленно угасать. К тому же нужно было жить дальше и искать работу, налаживать личную жизнь и, вообще, становиться приличным членом социума.
И я стал им. Порядочный бюргер, с хорошей работой на госслужбе, семьёй, и отдыхом на югах.
«С 3D покончено навсегда, хватит, мне не дано!» - подумалось в тот момент.
Прошло несколько лет. Испытывал ли я удовлетворение от своей работы? Нет. Более того, я понял, что очень быстро глупею. Это смешно читать, но это так. (Кстати, моя работа заключалась в том, что 90% рабочего дня сидеть и ничего не делать. Не бывает такого, скажете вы? Ооооо! Ещё как бывает!)
Умные люди как-то сказали: «Никогда не говори «Никогда»». И они были правы. В какой-то момент показалось, что вот он, прямой намёк Вселенной - дверь к твоим мечтам открыта. Совпало два события разом. Нет, даже три. Я потерял работу, со мной связался учебный центр в котором я много лет назад читал курсы по графике, и пришёл отклик на резюме в студию анимации расположенную в нашем городе. (Узнав о таком чуде я чуть не пробил дыру к соседям сверху)
Побывал в студии. Там пояснили, что в серьёзной анимационной работе используется Майя и предложили попозже пройти тест. Тест я благополучно завалил. Опыт работы с Мокапом никак не пригодился в кейфрейм-анимации. «Не беда!» - мелькнуло в голове - «Есть же школы, где учат аниматоров!»
Выбрав заведение (Это была школа AnumationClub) и справившись со вступительным заданием я получил приглашение стать студентом.
«Нет! Этого не может быть! Я же сделал вступительное задание! Не могу же я быть таким бездарем?!» - такие мысли непрестанно стали пребывать в моей голове спустя месяц обучения. Я был и остаюсь отстающим. Почти все учащиеся хорошо справлялись с заданиями и шли вперед, а я топтался на одном месте.
Закончился 1 курс, а я так и не осилил оверлэппинг. Закончился второй курс, а у меня пробел и в развороте, и во вставании, и в ходьбе. Сокурсники вставляют элементы актинга в скучные задания, а я топчусь на месте. И снова дежавю… Всё понимаю, всё могу рассказать, всё могу разъяснить и понимаю принципы построения сцены и движения. Но сделать не могу. Конечно, совершенно справедливо можно сказать: «Нужно уделять больше времени практике». Большая часть моих сокурсников молодые несемейные люди. Они с легкостью могли выделить столько времени, сколько хотят, да и на подъем с переездом легки, как любая молодёжь. Часть уже в Московских студиях, часть в Краснодаре. Я по-хорошему им завидую.
«Ладно, пусть будет 3D как хобби» - подумалось в третий раз - «Может быть прилежание переборет и мне удастся собрать хоть какой-нибудь приличный деморил?»
Увы. Этого не произошло. Не хватило умения, не хватило скила. А немного погодя моё сознание и вообще стало выкидывать странные фортели. Мозг просто выключался когда я садился изучать, или что-то анимировать, или смотреть мастер-классы с целью пополнить свои знания. Я по прежнему люблю анимацию. И по-прежнему влюблен в 3D. Но, видимо не дано.
Кстати в анимационной школе нам несколько раз говорили, что есть люди, которым просто не дано.
Так закончилась моя история. Иногда я посматриваю на иконку Майи на рабочем столе, но скорее как авто-механик, который собрал отличный болид, но не выиграл ни одного заезда, потому что не сумел совладать на трассе со своим детищем.
Я человек который НЕ сумел.
P.S. Моё письмо - не жалоба. Возможно, я не один такой и мой опыт будет кому-то полезен, и оградит от пути который кажется заманчивым, но неподходящим. А может быть со стороны будет увидена главная ошибка, которая и привела к тому, что есть сейчас.
Мой ответ.
Самый частый пример, который приводят в подобных случаях - победа в лотерее. Когда видишь интервью с людьми, которые выиграли лотерею, то в мозгу формируется мнение, что это реально/возможно/есть-шанс-и-у-тебя. Но всё дело в том, что по телевизору не показывают интервью со всеми теми, кто НЕ выиграл лотерею. Представьте себе, что вы 100 дней подряд смотрите по 8 часов в день интервью (по минуте каждое) с проигравшими (это столько времени вам понадобиться, чтобы отсмотреть всех, кто участвовал в ОДНОЙ воскресной лотерее - 50'000 человек, купивших билетики). И не увидели ни одного интервью с победителем. Потом, спустя год-два просмотра таких интервью, вы видите интервью с победителем. Как вы думаете, захотели бы вы участвовать в лотерее после этого? ;)
А ведь это реальная статистика соотношения того, что на виду и того, что происходит в реальности. По другому это ещё называется ошибкой выживших (почитатйте - это интересно).
Огромная масса людей пробует и у них не получается. Многие из тех, у кого получилось - имеют низкий уровень. И редко добиваются успеха на почве 3D.
В этой ситуации всё ставит с ног на голову только один факт - область 3D - это та область, в которую люди окунаются именно потому, что им НРАВИТСЯ. А значит, не важно, какой результат получают те, кто пробуют (если сравнивать конкретного тридешника с самым крутым тридешником). Ведь именно сам ПРОЦЕСС делает человека счастливым (а не результат). И, как по мне, быть счастливым - это важно.
Я уже много раз рассказывал в других статьях, но повторюсь снова. У меня самого было три погружения в 3D. И только на третий раз я смог. Сначала я забросил 3D из-за того, что решил закончить универ (так ничего и не добившись на 3D работе). Потом я забросил 3D, поскольку решил стать учёным. И только потом, я понял, что учёным я не хочу быть и полностью переключился на 3D.
А есть ещё такой тип людей. Люди, которые, казалось бы что-то могут (со стороны), но САМИ они не замечают своего МОГУТ, а обращают внимание только НА СВОИ НЕ МОГУ. Я себя причисляю к этому типу людей (и если бы не помощь со стороны моей девушки, которая убедила меня в том, что я реально могу, то я бы так и делал всё в ящик).
К примеру, я не могу придумывать что-то сам, чтобы создать его в 3D (я могу только копировать).
Я не могу рисовать..
Я не могу стать профи в одном направлении. Я пробовал симулить одежду....и забросил.
Я пробовал делать волосы..
..и забросил.
Я пробовал делать персонажей (тут даже показать страшно) и забросил.
Сейчас я ударился в программирование и делаю мобильное приложение позволяющее детям зарабатывать деньги своим умом (под iOS) и под Android.
Пока я его делаю - я счастлив. Но что будет после того, как я его закончу... даже боюсь представить ;)И что я только не делал, чтобы доказать себе, что я хоть что-то МОГУ:
- Начал заниматься силовыми упражнениями по программе для заключённых (просто потому, что я не хочу ходить в спортзал и делать это на людях и потому, что для этого не нужны вообще никакие снаряды: всё можно делать у себя дома не покупая и не используя ничего, кроме своего тела).
- Начал проходить собеседования просто так (чтобы доказать себе, что я кому-то нужен).
- Дошло до того, что я в прошлом году выступал на CG Event в Киеве с укулеле:
Выход, который я нашел для себя - сразу менять направление (благо, в 3D индустрии этих направлений мама не горюй). Если я вижу, что я застрял в чём-то - я сразу переключаюсь на что-то другое и снова становлюсь счастлив от процесса изучения чего-то нового. В результате, у меня очень широкие познания, но не глубокие. И меня это тоже всё время страшно грызёт :)
Больше всего меня огорчает фраза "Кто умеет - тот тридешничает, а кто не умеет - учит других". Огорчает из-за того, что это относится ко мне. Ведь порой, мне кажется, что у меня лучше выходит обучить других, чем сделать самостоятельно.
Попробовать и не смочь - это лучше, чем не попробовать вовсе. Ведь попробовать что-то новое - это всегда значит, что вы должны выйти из зоны комфорта. И пусть вас уже радует это (такое модное сейчас) действие - выход из зоны комфорта ;)
Знаете, о чём люди очень РЕДКО жалеют перед смертью? - О том, что они когда-то что-то СДЕЛАЛИ. Но знаете ли вы, о чём люди ВСЕГДА жалеют перед смертью? - О том, что они когда-то что-то НЕ сделали.
Поэтому, пробовать в любом случае нужно. И ваш провал будет не такой болезненный, если вы наперёд будете знать, что существует некая вероятность того, что вам это занятие не подойдёт.
Это как с экспериментом о смертности от нервов. Может вы слышали фразу - "все болячки от нервов". Становясь старше, я всё больше в этом убеждаюсь (к сожалению, на своём собственном опыте...).
Так вот, провели эксперимент, в котором выяснилось, что люди из первой группы (которые верили в справедливость фразы "все болячки от нервов" и которые подвергались нервным напряжениям на работе или дома) имели 50%-тный риск умереть от нервов. А люди из другой группы, которые были уверены в том, что "стресс/нервы делают нас сильнее" и которые подвергались стрессовым состояниям намного чаще, чем первая группа людей имели ничтожную вероятность умереть от нервов (более того, вторая группа была даже более живучей, чем третья группа людей, которые вообще не подвергались стрессу в жизни).
Потом, учёные захотели разобраться в физиологии причин этих результатов и выяснили, что кровеносные сосуды ведут себя по разному в зависимости от того, как мы ОТНОСИМСЯ к стрессу. Более того, сердечные клетки восстанавливаются ТОЛЬКО во время правильного стресса (гормон объятий окситоцин - это на самом деле гормон стресса). Вот видео об этом (там есть русские субтитры):
Всё это я рассказал для того, чтобы все мы, у кого что-то не получается, начиная нервничать и переживать из-за этого, знали, что это только сделает нас сильнее. Чтобы позже мы могли попробовать что-то новое.
Что ещё страннее, у меня есть и обратный пример: когда-то давно я думал, что писательство - это не моё. А потом прошло 20 лет и, сейчас, я думаю, что в писательстве вообще смысл моей жизни.
Знания за плечами не носить. Никогда не знаешь, что именно и когда именно поможет тебе в жизни. А о том, как эффективно обучаться 3D читайте в этой статье.
P.S. Мужик, который не смог и дракон на заглавной картинке сделаны мексиканским 3D-художником и его другом.