5 ключевых особенностей Blender 4.3
Фонд Blender Foundation выпустили Blender 4.3. Ниже перечислены пять ключевых изменений, от Grease Pencil 3 – кардинального обновления набора инструментов для 2D–анимации в Blender - до обновлений в области скульптинга, материалов и рендеров Eevee и Cycles.
1. Grease Pencil 3: серьёзная переработка набора инструментов для 2D-анимации
Важной новой функцией в Blender 4.3 является Grease Pencil 3 - долгожданное обновление набора инструментов Blender для раскадровки и 2D-анимации.
Первоначально выпущенная в прошлом году в Blender 4.0 представляет собой “полную переработку” набора инструментов, призванную заложить “прочную основу на следующие 10 с лишним лет”, в частности, для повышения производительности в крупных проектах. Хотя в первоначальном релизе основное внимание уделялось просто приведению обновленного набора инструментов в соответствие с Blender 4.2, в нем появился ряд новых функций.
Наиболее важным является то, что Grease Pencil теперь совместим с Geometry Nodes, системой процедурного моделирования Blender, компоновки сцен и симуляции. Это позволяет изменять объекты Grease Pencil с помощью геометрических нод – “многие” из существующих узлов, которые работают с кривыми, были обновлены для работы с данными Grease Pencil. Другие новые функции включают в себя группы слоев с возможностью цветовой кодировки, что упрощает управление крупными проектами, новый инструмент градиентной заливки и обновления существующих инструментов рисования.
Изменения несовместимы, а некоторые функции, в том числе руководства по рисованию, устарели.
2. Eevee: light linking даёт художественный контроль над световыми эффектами
Несмотря на то, что Eevee - движок рендеринга Blender в реальном времени, был серьезно переработан в предыдущей версии с внедрением "Eevee Next", в Blender 4.3 есть и другие обновления. Самым важным является то, что Eevee теперь поддерживает привязку освещения, что позволяет настраивать источники света таким образом, чтобы они воздействовали только на определенные объекты в сцене, обеспечивая более художественный контроль над световыми эффектами. Поддерживаются как обычные источники света, так и излучающие материалы, а также теневая компоновка, которая позволяет выбирать, какие объекты в сцене отбрасывают тени, создаваемые светом. Данное изменение приводит Eevee в соответствие с Cycles - основным производственным рендером Blender, который получил поддержку light linking в Blender 4.0.
3. Cycles: новые возможности объемной визуализации моря, неба и звезд
Сам Cycles получает поддержку новых фазовых функций в ноде Volume Scatter в Blender, который традиционно используется для добавления в сцену таких эффектов, как туман или дым. Каждый из них ориентирован на определенный тип рассеяния в реальном мире: Fourier-Form и функция имитируют подводную дымку, в то время как рэлеевское рассеяние используется для неба и поверхности океана. Две из них в буквальном смысле не от мира сего – функция Double Henyey-Greenstein предназначена для атмосфер планет, а Draine scattering “в основном используется для межзвездной пыли”.
4. Материалы: новая металлическая нода BSDF для реалистичных металлов
Для создания материалов редактор шейдеров Blender получил новую металлическую ноду BSDF. Она предназначена для упрощения процесса создания реалистичных металлических материалов, предоставляя доступ к существующим, но “труднодоступным” элементам управления затенением в одном выделенном узле. Доступны две конфигурации: F82 Tint Conductor Fresnel используемая в принципиальной ноде BSDF, и Conductor Fresnel конфигурация .Последний, который ранее использовался только для пользовательских сценариев OSL, обеспечивает “более точные” результаты, но его сложнее использовать, и в настоящее время он поддерживается только в Cycles, а не в Eevee.
5. Цифровой скульптинг: новые возможности для выбора и сохранения кистей
В Blender 4.3 также изменен рабочий процесс для управления кистями при создании скульптур или раскрашивании моделей. Кисти теперь не хранятся в главном файле сцены наложения. Кисти теперь хранятся в отдельных библиотеках ресурсов, что упрощает повторное использование наборов кистей в разных проектах или совместное использование их в командах. Кисти можно выбирать не на панели инструментов, а на полке инструментов для кистей, которая отображается в нижней части окна просмотра 3D и редактора изображений при работе в режиме скульптуры. Кисти теперь не сгруппированы по инструментам, а объединены в "каталоги ресурсов", и пользователи могут настроить полку таким образом, чтобы на ней отображалось только то подмножество каталогов, которое необходимо для конкретного проекта. Также есть несколько довольно существенных улучшений в производительности скульптининга: теперь оценка кистью выполняется “примерно в 8 раз быстрее” при создании сетки из 6 миллионов граней.
Пользовательский интерфейс в Blender 4.3 получил ряд улучшений рабочего процесса, включая предварительный просмотр изображений, видео и шрифтов во всплывающих подсказках, которые появляются при наведении курсора мыши на ресурсы. Пользовательский интерфейс теперь также можно визуализировать с помощью экспериментального нового интерфейса Vulkan для области просмотра. Он поддерживается в Windows и Linux, на графических процессорах AMD, Intel и NVIDIA, но все еще имеет ряд ограничений и в настоящее время может быть медленнее, чем существующий сервер OpenGL.
Новые функции 3D-моделирования и редактирования развертки включают в себя новый режим минимальной растяжки для УФ-развертки, основанный на алгоритме SLIM: вы можете подробно прочитать об этом в этой статье. Для процедурного моделирования и компоновки сцен набор инструментов Geometry Nodes Toolset получил ряд новых функций, в том числе зону для каждого элемента, упрощающую сложные рабочие процессы. Кроме того, теперь можно добавлять элементы управления в группы узлов, что позволяет редактировать их входные данные непосредственно в окне просмотра 3D, вместо того чтобы переключаться на редактор узлов или стек модификаторов. Инструменты настройки персонажей и анимации получили небольшие улучшения в рабочем процессе, включая обновление траекторий движения, ключевых кадров и новую систему "костяной пипетки". Cycles, наконец поддерживает трассировку лучей с аппаратным ускорением на графических процессорах AMD с помощью HIP RT в Linux: это то, что пользователи Windows смогли выбрать, начиная с Blender 3.6. При использовании Eevee Compositor получает поддержку мульти пасс компоновки. Video Sequencer получил улучшенную производительность и рабочий процесс, включая возможность подключать и отключать ленты, а также поддержку привязки в области предварительного просмотра. Изменения в конвейерной интеграции включают возможность экспорта облаков точек в формате USD.
Blender 4.3 совместим с Windows 8.1, macOS 11.2 и glibc 2.28 и более новые версии Linux. Существует также экспериментальная новая сборка для Windows на процессорах ARM.