Россия и Китай согласовали поддержку выхода российских игр на китайский рынок
По информации, полученной из источников "Коммерсанта", российские и китайские власти достигли соглашения о поддержке выхода отечественных видеоигр на китайский рынок. Согласно сообщениям, Минэкономики было поручено заниматься этим вопросом.
Министерство обсудило с китайскими властями возможности выделения квот для российских игр с целью их "преимущественного выхода в КНР". Кроме того, Минэкономики заявило, что вместе с Минцифры они разрабатывают ряд мер, направленных на развитие цифровой экономики и поддержку разработчиков креативных индустрий, включая компьютерные игры, как на внутреннем, так и на международном уровне.
По данным из источника "Ъ", российские власти уже утвердили квоту для отечественных проектов, которые смогут получить лицензию в Китае по ускоренной схеме. Отбор проектов будет осуществлять Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ).
Представители проектов должны будут обратиться в АПРИОРИ, и после прохождения отбора они заключат соглашение с китайским партнером, который будет выступать в роли издателя.
Однако на рынке есть опасения, что преимущества будут получать только крупные разработчики. Российские платформы, в свою очередь, готовы привлекать китайские игровые проекты. Например, VK может привлечь китайские игры на свою платформу VK Play.
Для вывода продукта на китайский рынок разработчику из любой страны необходимо найти местного партнера. Партнер оценивает игру на соответствие законодательству, при необходимости требует доработки и направляет в Национальное управление по делам печати и публикаций (NPPA), которое выдает лицензии. Процесс лицензирования может занять несколько лет, а партнер в итоге получает долю от 10% до 50% от прибыли от продаж игры в зависимости от оказанных услуг.
Некоторые российские игровые проекты уже получили лицензии в Китае. Например, Pixonic, входящий в My Games, начиная с 2018 года сотрудничает с издателем iDreamSky в Китае. По словам собеседника “Ъ”, разработчик ожидал получение лицензии шесть лет, поскольку NPPA не публиковал список новых зарубежных игр, получивших одобрение, в период с июля 2021 года до середины 2022 года.
1С "Калибр"
Появление на китайском рынке может принести пользу студиям, у которых уже есть большой опыт в разработке онлайн-игр, например 1С и Lesta Games, если они решат разрабатывать новые игры. Эксперт отмечает, что крупные игровые проекты не могут полностью окупиться только на внутреннем российском рынке, который составляет всего 1,5% от мирового.
По данным Niko Partners, объем рынка консольных, компьютерных и мобильных игр в Китае в 2022 году достиг отметки в 45,5 миллиарда долларов. Это составляет 37,1% от общемировых доходов от мобильных игр и 33,4% от доходов от компьютерных игр. Оценка российского игрового рынка в 2021 году, проведенная My Games, составляла около 2,1 миллиарда долларов.