Рисуем нос человека
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать нос человека.
Для рисования этого урока вам понадобятся:
Skin Texture Photoshop Brushes
Для начала немного теории и анатомии, так как без них, вы никогда не научитесь рисовать реалистичный нос человека.
Нос каждого человека имеет индивидуальные особенности, внося свою лепту в неповторимость лиц. Его форма во многом зависит от пола, национальности, возраста. Нос-важная часть лица, и при умелом его рисовании, ваш портрет обязательно "оживет". Так же, при неправильном рисовании носа "летит" весь остальной портрет.
Прежде, чем начать рисовать нос, мы должны выучить аксиомы его построения, которые преподают в любой художественной школе.
Итак, нос любого человека по своей сути это призма (красные линии), и состоит из четырех частей.
Рассмотрим эти части.
Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины (4). Это самая объемная часть носа.
В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется.
Начиная рисовать нос, в первое время чертите себе такую памятку из трапеции. Позднее, эта форма будет "сидеть" в вашей голове и вы будете всегда рисовать нос, отталкиваясь от этой фигуры.
Итак, создав трапецию делим ее горизонтальными направляющими на четыре части и сразу отграничиваем будущие боковые стенки носа (синие линии).
Потом, выставив срединную линию, определяем для себя вспомогательные линии. Соедининяем слезники и края крыльев носа прямыми линиями (вспомогательный серый). Намечая верхний край крыла носа, тут же намечайте его с другой стороны, соединяя прямой, которая должна быть параллельной линии основания носа (фиолетовый). Изображая ноздри, не забывайте о толщине ноздрей, в особенности, когда вы подчеркиваете нижнюю площадку носа, находящуюся в тени.
Мы будем рисовать женский нос, поэтому он будет "мягче" чем мужской. В призму врисуйте переносицу, миндалины, переход переносицы в лобную часть и все это смягчите плавными линиями. От точности этого первичного эскиза, будет зависить вся остальная часть работы, поэтому именно здесь станьте педантом и занудой. Рисуйте до тех пор, пока ваша конструкция не станет напоминать всамделишный нос.
Схематично обозначим глазные впадины. Это нам потребуется в дальнейшем для раскраски работы. Так же, обозначим боковые границы носа.
Следующим шагом мы должны обозначить свет, и, соответственно, тени, нашего носа. Все объемы носа, кроме хрящевой перегородки и выреза носовых ходов, мы будем прорисовывать именно свето-тенями! Никаких резких, тонких линий!
Для этого, на отдельном слое (назовите его "тени"), штрихуйте зоны затемнения так, словно вы рисуете на бумаге простым карандашом. И начнем с самых темных зон.
Красным цветом я показала цветовые связки. Именно так прорисовывайте переходы темного колора в светлый оттенок. Эта техника, поможет вам добиться плавных, естественных перетеканий цветов. Как видите, в переходе учавствует в среднем 4 оттенка одного цвета.
Освещение нашего рисунка не строго перпендикулярно средней линии носа, а немного слева. Я пишу этот урок специально с таким освещением, чтобы показать вам, как будет изменяться свето-теневая палитра цветов при изменении угла освещения.
И уже, в черно-белом эскизе, мы видим, что с освещенной стороны, тени нижней части "освещеной" ноздри обрываются резче (1), а на противоположной стороне они гуще и их переходы мягче(4), максимально осветленная вершина миндалин, продолжается и на часть переносицы с освещенной стороны (2), тени на боковых поверхностях переносицы гуще и "богаче" в цветовых переходах на неосвещеной стороне(3). Все эти нюансы, складываясь и дают гармоничное, объемное изображение носа.
Эта техника применима и в том случае, если вы решили сразу рисовать цветом. Но для начинающих художников, проще начинать рисование именно с черно-белой палитры. Тогда проще видить переходы свето-теней, и, соответственно, корректировать их.
Вот примеры носов, нарисованых мною именно в этой технике:
Как вы видите, у разнополых людей, разных национальностей носы имеют ряд ярких, собственных отличий, но при этом, они построены по идентичным схемам, путем призмы и деления на четыре уровня.
Рисование носа человека (полупрофиль)
Для рисования этого урока вам понадобятся:
Skin Texture Photoshop Brushes
При рисовании носа в полупрофиль работает та же схема построения через призму. Разница в том, что то передняя плоскость носа будет хорошо видна, а остальные будут в перспективном сокращении. Это понесет за собой и световые изменения. Та часть носа, которая обращена к нам, будет хорошо видна, а остальные плоскости призмы-носа будут не видны в перспективном сокращении. Поэтому, прежде всего надо правильно наметить в рисунке общую форму призмы-носа, уточнить ее положение в пространстве по законам линейной перспективы и проверить пропорциональные соотношения. Оптимально, чтобы у вас уже был набросок лица. Никогда не начинайте рисование лица с носа.
Итак, накидав эскиз будущего лица начинаем выявлять структуру формы носа согласно нашей идеи. Прежде всего, наметим расположение срединной линии и основных частей передней плоскости носа — переносицу, горбину и миндалины (черные линии). Затем уточним глубину боковых плоскостей от переносицы до слезников и от миндалин до конца ноздрей (зеленая линия), а также характер нижней площадки носа (красные линии). Запомните-чем сильнее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от срединной линии.
Строя призму носа, вы должны представлять ее в пространстве, и рисовать вспомогательные линии, словно строите 3D объект.
Создав призматический каркас, начинаем на новом слое уточнять линии носа. Рисуйте одновременно с правой и левой стороны. Например, наметив переносицу с правой стороны, сразу же намечайте левую. Наметив горбину носа справа, намечайте тут же слева. Уточняя характер формы миндалин, правую и левую часть изображаем одновременно.
У вас уже есть палитра кожи, и вы выбрали минимум 5 оттенков для окрашивания. Для удобства цветового моделирования носа, залейте нижний слой основным колором. Он поможет не "уйти" в сторону от цветовой палитры нашей кожи. Все свои манипуляции проводите на новых слоях. Это убережет вас от ошибок и сделает легким любое исправление.
Теперь переходим к окрашиванию нашего носа. Для этого будем использовать текстурные кисти Skin Texture Photoshop Brushes и обычные круглые, мягкие кисти. Играем прозрачностью и накладываем тон на тон, смешивая их между собой на стыках цветовых границ.
Прорисовывая нижнюю поверхность носа — у кончика носа, на границе боковой поверхности ноздри и нижней, где должна быть показана толщина ноздри, необходимо слегка подчеркнуть границы плоскостей усилением тона.
Плохо, когда нижняя, боковая и передняя плоскости сливаются тоном в одну общую. Чтобы этого не случилось, выделите боковую сторону носа более темным цветом, но обязательно мягко растворите его в общем фоне щеки.
Все мазки старайтесь делать так, чтобы они подчеркивали округлости или впадины. Так на миндалинах носа рисуйте полукруглыми движениями, как бы, обрисовывая выпуклость кончика носа.
Прорисовывая дальнюю ноздрю, мы почти схематично даем ее форму. Помним что она удалена от нас, и почти закрыта миндалинами носа. Используя всего три оттенка мы даем ее форму и показываем что она имеет объем.
На скрине посмотрите как прорисовываются тени. Ими мы создадим объем и подчеркнем выпуклость этой части носа.
В итоге, мы получаем нос как часть лица.
Рисование носа в профиль.
Для рисования этого урока вам понадобятся:
Skin Texture Photoshop Brushes
Внешний вид и закономерность формы носа в профиль в основном зависят от особенностей строения костей носа и лобного участка между бровями. У курносого лобный участок сильно выдается вперед, а носовая кость вдавлена (а). У людей с прямым носом переход от лобных костей к горбине носа плавный (б). У человека с орлиным (мефистофельским) носом лобная кость несколько выступает, а кости носа сильно выдаются вперед и резко опускаются книзу ( в). Отсюда закономерность расположения хрящей и мышц. Это надо будет учитывать при рисовании живой головы. В данном случае нам надо усвоить общую закономерность строения формы носа и его пластическую характеристику.
Нос в профиль частично располагается в границе лица и частично за ее пределами. Его выступающая часть вписывается в острый угол (синий цвет).
Обрисовывая вашу фигуру обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа. Если провести вертикальную линию (желтая линия) от слезников (зеленая точка) вниз, то это поможет вам определить границу крыльев носа.
Рисуя нос в профиль сразу же отрисуйте кость переносицы (1), ноздри (2), крылья носа (3) и миндалину (4),которая обращена к нам. Все эти части носа имеют объемы, и непрорисовывая их, невозможно достичь натурализма в рисовании пофиля.
Окрашивая нос в профиль, нам нужно три основных цвета-акцента: светлый (красная линия), средний цвет (синяя линия) и темный для теней (коричневая линия). Ими мы создадим цветовые акценты, которые покажут нам объемы и освещенность носа. Все остальные цвета-это те же самые три цвета, но нанесенные в различных уровнях прозрачности для мягкого соединения акцентных областей. .