Депрессия и художник — Как найти выход, когда выхода нет
Продолжаем нашу серию статей, где мы обсуждаем не самые простые ситуации, в которые попадают профессиональные художники и специалисты индустрии CG, недавно мы выпустили статью "Как жить, если должен 120 000 долларов и берешь кредит на еду?", кто пропустил рекомендуем к прочтению. В данной статье мы пообщаемся на тему депрессий в стане художников, последствий и вариантов выхода.
Причин для депрессии может быть миллион, как надуманных, так и совершенно реальных, занижение значения стрессов, выгорание и депрессия может привести к самым тяжелым последствиям, игнорировать такое совершенно точно нельзя, в материале мы снова пообщаемся с Александром Мелентьевым, он расскажет примеры из собственной практики.
Роман Цапик: Александр, рад снова слышать :-), хочу поднять животрепещущую тему стрессов и депрессии, из собственной практики знаю, что отрицать и не
верить в нее можно сколько угодно, но рано или поздно она приходит к любому. Из личного опыта как своего, так и общения с коллегами, какие основные причины депрессии?
Александр Мелентьев: Приветствую, Роман. На мой взгляд причин несколько:
1) Банальная переработка. Голова(мозг) она(он) как мышца, её(его) тоже можно перетрудить. Мы часто видим это поле занятий спортом или тяжелой физической нагрузки. Признаки те же самые.
2) Проблема творческих людей, нагнетание на себя мыслей, что не получается, как у крутых художников, эти мысли загоняют в петлю: не можешь - от этого
расстройства не получается – не можешь.
3) Не оправдываются ожидания от работы (жизни с такой работой). Мы часто рисуем себе совершенно другое, более радужное представление о той работе, которой занимаемся, потому что мало кто рассказывает про проблемы или нам кажется, что у нас таких проблем не будет. Но когда это огорошивает, мы не понимаем, как справиться. Например: шел на гору, думал там красивый вид, а там нагажено и в тумане ничего не видно….Обидно?
4) К сожалению, нас мало учат справляться со стрессом в детстве, а взрослых уже мало кто утешает и гладит. Художник — он как ребенок, профессия обязывает видеть мир по-другому, часто детским восприятием. Вот и нет у нас навыка борьбы со стрессом. Наверное, есть еще причины, но описываю только
то, что прошел сам.
Роман Цапик: Переработка является одной из самых частых причин выгорания и депрессии, избежать ее для большинства людей невозможно, мы идем на нее добровольно, так как это позволяет больше заработать, а достаточного понимания рисков нет, здоровье на тот момент еще тоже присутствует. В результате взваливаем на себя больше, чем можем унести и имеем закономерный результат спустя сколько-то лет. У тебя все происходило по той же схеме? Было ощущение, что силы могут кончится и будет какой-то срыв "производственных процессов"?
Александр Мелентьев: Зачатки моих проблем, наверное, те же самые. Но к переработкам привел страх. Страх, не получить завтра заказ и остаться без денег. Это даже не очень контролируемый страх – ему есть много оправданий: делаю себе имя, получаю быстрый опыт и т.д. Поэтому я начинал брать всю работу, которую предлагали. Выжать из себя этот страх было очень тяжело.
Вру, не выжать, а приглушить, спрятать, задобрить. В такие моменты переработки, начинаешь ненавидеть свою работу. Но! Я не ощущал приближение срыва, как и все. Сил было много, внутренней мощи хватало не спать по несколько дней – ведь впереди маячила цель. А в книгах, которые я читал в детстве, все герои преодолевали препятствия и, по итогу, пили шампанское. Это мысль грела. Спасибо юношескому максимализму! Но проблемы уже закладывались в сознании…
Роман Цапик: Не раз убеждался в том, что предупредить о рисках людей не представляется возможным, почти каждый человек уверен, что это история не про него, а тут вполне подъемная нагрузка, он сейчас поработает, а потом или привыкнет, или уменьшит нагрузки и вообще это временная мера. Как ты считаешь, есть шанс достучаться до людей, кто еще не попал в ловушку выгорания или каждый должен пройти через это сам?
Александр Мелентьев: Я думаю, что достучаться не возможно. Не помню, чтобы кто-то учился на чужих ошибках. К тому же, трудности закаляют и формируют личность, это путь взросления. Я считаю, что надо просто помогать, тем кто попал в подобные ситуации и с детства учить справляться со стрессом. Но как я думаю, тут палка о двух концах. Если у человека будет все хорошо, все плавно, он не испытает тех разных эмоций, то не сможет передать их в своих картинах. Как рисовать то, что ты не видел(пережил)? Я как-то спросил одного психолога: вот вы вылечите все мои психологические травмы, мне станет хорошо. Зачем мне тогда рисовать что то, доказывать себе, что я что-то смогу сделать лучше, бороться со своим невежеством? Я буду продавать телефоны и мне будет хорошо. Не уничтожит ли ваше лечение меня, как творческую личность? К сожалению, он не смог ответить мне на этот вопрос. Жаль…
Роман Цапик: Что было последней каплей лично для тебя? Стресс, переработка, выгорание и потеря интереса к работе?
Александр Мелентьев: У меня было 3 кризиса, причины обычно все, но в разных пропорциях:
- Первый раз – переработка. Я понял, что кроме работы у меня нет ничего в жизни… жизни нет, я спал и работал. Все. Понял я когда мне нечего было рассказать друзьям, я им все рассказал, а нового ничего нет.
- Второй раз – выгорание. Творческий кризис – как-то раз я встал утром, посмотрел, что я делал до этого момента и было все плохо. А сделать лучше у меня не получалось (это был мой самый тяжелый).
- Третий раз — стресс и потеря интереса. Это «не долеченный» второй, он трансформировался в полное недовольство собой и жизнью.
Роман Цапик: Многие из нас проходили через срыв, у всех он происходит по разному, у кого-то достаточно буйно, кто-то впадает в длительные депрессии, кто-то в принципе теряет интерес к творчеству, через что прошел ты?
Александр Мелентьев: Ох. Пойду с самого начала, думаю это все накладывается друг на друга и вытекает одно из другого. Первый раз – адская переработка. Как я говорил, был страх. Я работал от 20 часов в день, иногда не спал несколько дней подряд, и так несколько лет. Когда вышел на фриланс мне было страшно не иметь заказов «завтра». Брал все подряд и делал все подряд, проекты сливались в нескончаемое смазанное пятно. И, как-то сидя в ресторане, имея 15 лишних кило, я понял, что это не жизнь. Историй интересных больше нет, они закончились.
Депрессия тогда длилась не очень долго, может 3-4 дня. Благо выйти из неё оказалось проще, чем я думал. Я просто вспомнил свои старые хобби (музыка на тот момент) и стал отвлекаться от работы, общаться с людьми не связанными с работой. Страх я заглушил финансовой подушкой. Как только она появилась, я перестал бояться, что у меня не будет заказов и уже мог выбирать, что делать. Мог пробовать поднимать цены, мне было на что жить.
Второй я не могу не вспомнить без содрогания. Он был не так давно, года 4 назад (в 2018 году). Началось все с того, что один мой знакомый сказал мне: «Саша, бросай это все, ты молодец, много сделал, но уже не тянешь. Мы молодые, много умеем, много знаем. Сиди руководи, отрисовался». И тут я посмотрел на все, что сделал до этого момента и действительно все было плохо, теперь я стал это видеть и даже обрадовался, вот мол теперь я буду делать хорошо.
Сел делать – а получается так же плохо, а хорошо – не выходит. Ну думаю, приплыли, а со стрессом то таким меня бороться не учили. Что делает большинство вокруг, когда им плохо? Правильно - пьют! И я начал пить. Чем больше пил, тем больше ничего не получалось, тем больше приходило мыслей о собственной бездарности. Зальем это еще алкоголем, а мысли то все чернее, все глубже топишь себя. И вот уже никому не веришь, все врут, ты то уже разобрался в себе — бездарь и все тут! Открывай следующую бутылку! Пути выхода не видишь, ты же ведь постоянно об этом думаешь, уже нашел бы. Значит путей- нет. Зальем эту мысль еще литром.
Сейчас я вспоминаю, как было страшно. Мир был черным, а ты постоянно пьяным, злым и агрессивным. Ведь понять тебя никто не может…. Так продолжалось месяца три. Рыдал как ребенок, пуская сопли пузырями. Кирдык. Но в один прекрасный день, лежа в похмелье, в обнимку с неначатой бутылкой конька и слушая, как семья думает, что меня пора серьезно лечить, я стал размышлять… (лежал я так 2 дня, стыдно было подавать признаки сознания). И вспомнил, что на преддипломной практике в училище я проектировал медицинский аппарат, который помогает людям, сигналы мозга которых не проходят в руку. Этот аппарат помогал наладить сигнал с другой стороны - из руки в мозг, и тем самым восстановить связь. Я подумал, раз головой я ничего сделать не могу – буду делать наоборот. Встал, выкинул целую бутылку в мусорку и завязал с алкоголем.
Откинул все, что я знал до этого, открыл ютуб, разные уроки на всех языках и стал учиться по новой, с самого начала. Работал я часа 2 в день, все остальное время я учился. Тут как манна небесная Рендер запустил конкурс «Конец цивилизации» - это очень сильно помогло мне в моральном плане. Я учился, участвуя в конкурсе. К слову, поддержка пользователей сайта – очень помогла. Потому что самомнение мое было на 0, так я прожил год. С алкоголем вроде дела наладились — страх погружения в черную депрессию не давал сильно усугублять. Но и сам призрак этой тьмы висел за плечом, и если быстро повернуть голову – то увидеть его было можно. Вот тогда бы к психологу или психиатру походить, долечить это все. Но я подумал, что справился окончательно. И чтобы закрепить успех и вдохнуть свежесть в рутину жизни, я с семьей решил переехать в СПБ, чтобы весело и бодро покорять новые вершины, но от себя не уедешь.
Третий кризис накрыл меня уже в СПБ, год назад. В общем покорять вершины – было не так весело, а все так же, как и всегда. Делай хорошо, не обманывай людей, не иди «по трупам». И как-то все монотонно, не так как я ожидал. Думал буду стоять грудью против ветра, бороться с преградами. Эге-гей! А тут сидишь и рисуешь, рендеришь, правишь… Ковид этот, будь он не ладен. И как-то печаль, за печалью, грусть за грустью, стал я опять пить, чтобы радость вернуть жизни. Ну и допился до предыдущего кризиса, но к этому состоянию добавилась неконтролируемая агрессия на всех.
Привело меня это к очень неприятным последствиям (не буду описывать их), но я решил, надо вылезать, неправильно это. Последней каплей стала фраза супруги: «Вот что тебя не устраивает, живешь в красивом городе, в своей квартире, интересная работа, хорошо платят?» И я подумал, а действительно, в чем проблема то? Разбираться глубоко в себе не стал, сразу пошел к наркологу-психиатру (как в модных фильмах, в телефоне появился номер личного психиатра хахаха). Тот меня посмотрел, послушал и говорит: «Уууу, батенька, да вы как-то активно работали-переработали, в итоге стерли себе все тормоза, а вот стартовые функции еще чуток работают. Вот вам курс лечения, будем тело ваше восстанавливать. Убили вы его за 20 лет такой жизни. А вот если тело восстановим и все это в голове останется, будем думать, но чую поможет. Ах да, и пить вам – нельзя, вообще, год там или больше, хотя потом и не захочется». И начал я лечиться, и навылезало там много всего:
- Я разучился отдыхать, отдыхал я всегда со спиртным, я не умел просто гулять и наслаждаться красотой вокруг.
- Тело мое без физической нагрузки – совсем развалилось.
- Со стрессом я справляться не умел (обычно просто запивал это все огненной водой). Но раз, старые способы – не подходят. Будем учиться жить по новой. Ого! Есть музеи! Ого, есть прогулки по красивым местам. Ого! Книги, много книг! Поругался? – зачем пить, порисуй в кайф под кино или музыку, всяко полезнее. Спорт? Скучно? Займись не скучным спортом – я выбрал фехтование (и стресс с агрессией снимает, когда сабелькой по голове побьют). В общем вылезаю потихоньку, залезал в такое состояние тоже долго, главное хотеть с этим разобраться.
Роман Цапик: Как решал проблему сам и что можешь посоветовать другим?
Александр Мелентьев: Сам решить не смог, не такая уж мощная сила воли. Без супруги совсем не справился бы, от остальных скрывал. Я советую не скрывать от близких, может быть потом очень поздно.
Роман Цапик: Как можно предупредить ситуацию, какие признаки, что пора ослаблять нагрузки, ты выявил лично для себя?
Александр Мелентьев: Обидчивость (если начал обижаться на мелочи, или стал думать, что тебя не ценят), просыпаешься с усталостью или стараешься как можно дольше не ложиться спать (чтобы подольше не начинался следующий день), не предсказуемая агрессия, мрачное состояние и ощущение несостоятельности, раздражает прогулка по улице (столько дел, чего тут бесцельно гулять), видишь кругом только плохое, начинаешь все топить в вине.
Роман Цапик: Удалось ли вернуть прежнюю инициативу и желание работать? Не сказалась ли нагрузка на вдохновении?
Александр Мелентьев: Конечно! Иначе зачем это все. Работа у нас интересная, перспективная, есть куда бесконечно расти. Если проект скучный - вдави в качество (потом аукнется в хорошую сторону), проект интересный – кайфуй!
Роман Цапик: Как избегать рецидивов нервного истощения и симптоматики выгорания? Мы все знаем, что бывают черные и белые полосы, на белых достаточно просто поверить в свои силы, в вот затяжные черные порой очень трудно преодолеть?
- Если проект скучный, сделай его максимально качественно, изучи и попробуй новое. Потом и интересные проекты будут совершенно на другом уровне качества.
- Не выходит проект (совсем), начни делать с другой стороны, собери рефы, посмотри кино в тему – это тоже работа, не отдых, корить себя за это не будешь и вот уже веселее.
- У всех не получалось, если остальные смогли – и ты сможешь. Кто-то быстрее, кто-то дольше, вот и вся разница (никто об этой разнице и не вспомнит потом).
Роман Цапик: Над какими личными качествами нужно работать, чтобы минимизировать потери?
Александр Мелентьев: Силу воли, желание быть лучшим вариантом СЕБЯ. И над умением давать себе волшебный пендель. Это к смеху, но на самом деле, нужно учиться бороться со стрессом и трансформировать свою злость и негодование в развитие (так их!, ну я вам сейчас так нарисую, увидите). На счет последнего, оказывается это многие не умеют, злость на себя и на мир, просто остается злостью и стопором, тем самым разрушая. Спортсмены думаю владеют подобной трансформацией.
Роман Цапик: Какие, подходящие для творческих людей, способы отвлечься можешь порекомендовать? Как от работы отдыхаешь лично ты?
Александр Мелентьев: Я читаю, смотрю сериалы (причем не всегда те, которые интересны лично мне, а которые интересны и моей семье. Это очень расширяет кругозор), занялся HEMA фехтованием, гуляю (раньше мне это было не интересно), хожу в музеи (каждый раз, как в первый раз, постоянно видишь новые детали). Видимо список не особо отличается от других, но он реально помогает. Иногда рисую для себя, медленно, под музыку или кино, как бы получая двойное удовольствие. К слову, семья – отличное отвлечение от работы, особенно дети.
Роман Цапик: Давай разберем одно известное выражение: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни.“ — Конфуций. Есть мнение, что это одна большая ложь и никогда не стоит мешать хобби делающее тебя счастливым с работой, потому, что таким образом ты лишишься своего счастливого хобби, любая работа несет в себе массу негатива и неизбежно испортит даже самое лучшее занятие в мире. Какое у тебя мнение на это счет?
Александр Мелентьев: Я тоже считаю, что это ложь. Такой общий обман. Когда работа по душе, оно конечно попроще, но можно и этим перенасытиться. Представьте если вас заставят есть эклеры с утра до вечера, каждый день, как бы вы их не любили – это тяжело. Вот только у нас – это уже не работа, это образ жизни, со всеми вытекающими негативными последствиями. Вот поэтому я и сторонник четкого рабочего графика. Хорошего помаленьку :)
Роман Цапик: Поговорим о «самообмане делегирования», когда все проблемы списывают на неумение передавать часть работы на других (команду), а самому заниматься только контролем и творчеством. Тут два основных момента, первый это бесконечно делегировать не получится, ты просто утонешь в проверках и исправлениях, второй, чем больше ты передаешь, тем больше вынужден выполнять функцию контроля и тем меньше творчества. В итоге превращаешься из художника в менеджера. Твое мнение? Можно это совмещать или придется выбирать?
Александр Мелентьев: Тут зависит от человека, кто-то может и чувствует себя комфортно. Я знаю людей, которые наслаждаются делегированием и контролем и умеют это делать круто (чувствуют). Работая сейчас в команде, я учусь с этим существовать, мне дается тяжело, но это из-за отсутствия практики. Теперь я спокойно передаю некоторые концепты на доработку 2д профи, который поправит персонажей и может еще чего, посмотрит своим проф. взглядом. В итоге получается отличный продукт. Или я уже не лезу к гейм дизайнерам, у них своя работа. У меня своя. Много контроля – это когда много людей, там можно утонуть. Но если вас на проекте работает 4 человека - то это не так уж и сложно, особенно если все профессионалы, там и исправлений много нет. Пишешь одно предложение, человек уже все понял, осмыслил, переработал и сделал лучше, чем ты ожидал. :) Я думаю, что художники должны рисовать, а руководители – руководить. Это разные таланты.
Роман Цапик: Насколько важна поддержка близких? Не секрет, что у многих специалистов индустрии мужья и жены тоже художники, наверно самый популярный случай, это круглосуточно работающий муж, который в упор проблемы не видит и признавать ее отказывается?
Александр Мелентьев: Поддержка близких очень важна, на то они и близкие, и сам ты должен их поддерживать. Вообще с художниками очень сложно, мы «витаем в облаках». Думаю, нашим близким тяжело с нами, очень часто мы как еще одни дети, но в семьях, где оба супруга художники – еще тяжелее, кто-то должен выполнять бытовую функцию, или воспитывать детей. Часто в таких семьях и детей нет, потому что семьи эти похожи на творческий коллектив (иногда даже есть внутренняя конкуренция). Или кто-то один ставит крест на своем проф. творчестве и начинает заботится о втором (часто это женщины), думаю тут не обходится без нервных срывов.
Вообще я считаю, что надо доверять своей семье. Они не хотят сделать хуже, они хотят сделать лучше для тебя и себя. Поэтому надо прислушиваться к ним. Плохого точно не скажут, а если слушать – то и спасут вовремя и кричать – ты ничего не понимаешь, я художник, я так вижу – это беда. Это значит человек отгораживается и прячется вместо того, чтобы принять проблему и решить её. Слушайте своих близких!
ПС: моя дочь, как то сказала своим подругам: «А это папа. Он всегда либо работает, либо устал.» Как-то обидно даже стало, хотелось сказать, нет это не так… А не так ли?
Роман Цапик: На твой взгляд фриланс таит в себе большую опасность? Когда у художника дорога до работы проходит из спальни через холодильник к компьютеру, тут легко увязнуть и начать пересиживать, ведь нет нужны ехать в офис, потом домой, снижается уровень общения и вообще коммуникаций с миром, происходит более полное погружение в работу и вынырнуть из нее бывает очень тяжело.
Александр Мелентьев: Фриланс – это очень опасно, нужно иметь силу воли. Чтобы работать, когда лето, встать по будильнику и сесть работать. Контролировать самого себя, свои силы и скорость. Не отвлекаться во время работы. Если честно, не все пересиживают, пересиживают по большей части те, кто отвлекался во время работы или не работал, когда надо и стал сидеть перед дедлайном сутками. Вот поэтому нужны сила воли и рабочий график. Это та же работа на студии, только студия (офис) – это ты. Заработок такого фрилансера—студии превышает заработок работника самой студии в 2-6 раз.
А вот коммуникация – это прям беда, можно стать отшельником и действительно потеряться. Но мы с ребятами фрилансерами постоянно переписываемся и созваниваемся во время работы, просто так. Аааа, и работаем мы днем, ночью все же лучше спать. :)
Роман Цапик: С чем точно не стоит тянуть, почувствовав проблему и к кому обращаться? Есть хорошее высказывание, ролики на ютубе не лечат от депрессии (информация взята как раз из ролика психолога на ютубе :-)).
Александр Мелентьев: Первое и самое сложное – это осознать проблему. Никто со стороны не сможет объяснить тебе, что проблема есть, только ты сам. Если проблему осознал – дальше нужна помощь. Одному очень сложно вылезти из этого, возможно это могут сделать люди с железным характером… не знаю. Я думаю, что надо обратиться к близким, к тем людям, кому доверяешь. Потому что в состоянии депрессии сложно адекватно воспринимать реальностью. Если стадия тяжелая (усугублена алкоголем, наркотиками и тд.) – психиатр и нарколог, но лучше всего профилактика, как бы банально это не звучало.
Роман Цапик: Поделись с нами своим ТОП5 советов, как сохранить творческую составляющую и избегать выгорания?
Александр Мелентьев:- Нужен рабочий график (особенно если работаешь на фрилансе). Чтобы понимать, когда отдыхать и когда работать. Вот например мой: с10 до18 – работа, с 18 до 23 – отдых, с 23 до 2 – работа или рисование портфолио. С 2 до 9.30 – сон.
- Спорт. В здоровом теле – здоровый дух. Это не значит, что нужно упираться в огромные мышцы или стать мастером спорта по плаванию, достаточно простой физкультуры.
- Хобби отличное от работы. Лучше бы не связанное с рисованием, голове отдохнуть тяжелее, чем телу. Лучший отдых – это смена вида деятельности.
- Не злоупотреблять алкоголем. Как-то мне сказал один знакомый: проблему сначала надо решить, а потом это отметить, алкоголь не решает проблем.
- Читать (формируется визуализация текста в голове), смотреть (нам очень важна насмотренность), слушать.
Роман Цапик: Александр, большое спасибо тебе за уделенное время и открытую беседу, уверен, этот материал поможет многим людям вовремя предотвратить массу проблем. Мы желаем тебе успехов, интересных проектов и насыщенной событиями жизни вне работы.