Как жить, если должен 120 000 долларов и берешь кредит на еду?

В гостях у нас Александр Мелентьев, человек который не нуждается в представлении, один из ярчайших отечественных художников специализирующихся на окружениях. В этом интервью он расскажет нам о своем сложном опыте работы с крупным китайским клиентом, как образовался такой фантастический долг и конечно же о том, как он вышел из этой непростой ситуации.

RENDER.RU: Александр, приветствую, у нас запланирован ряд статей, где мы обсудим не самые простые ситуации, в которые попадают профессиональные художники и специалисты индустрии CG, начнем из далека, с кем вы работали и над каким проектом?
Александр: Приветствую! Я расскажу об этом в общих чертах, чтобы случайно не задеть кого-то из художников. Это был 2017-2018 год. Мы с командой работали над китайским фантастическим фильмом. Наша задача состояла в создании 3д сцен, композа и концепта. Вообще команда собралась сумбурно. Сначала я просто делал для фильма концепты и 3д сцены, потом клиент попросил сделать из этих сцен видео пролетов или фоны. В конечном итоге попросил взять в команду еще людей, потому что объем задач был огромный, а инвесторы поджимали сроки. С этого, как я сейчас понимаю и начались проблемы. Китайская сторона наобещала больше чем смогла сделать, что отразилось на нас.


RENDER.RU: Что пошло не так?
Александр: В этой ситуации пошло не так абсолютно все. По порядку:
1) Мое отсутствие опыта в ведении большого объема задач, при участии других художников.

2) Как оказалось, если ты что-то делаешь быстро, это не значит ,что другие делают это также.

3) Деньги не усиливают ответственность художников. Если ответственности нет, сколько не плати – её не будет.

4) В нашей CG среде очень мало людей с художественным образованием, особенно в 3д. В итоге на каждого 3дешника нужны профи 2д, иначе банальные пропорции страдают. Это увеличение работников и удлинение сроков (переделки, правки, фитбэки и тд.)

5) Ожидание, что клиент хоть немного понимает в этом.

Мы попали в это все разом и на крупном проекте. Клиент, не понимая сроков производства, делая частые правки, уходя совершенно в сторону от согласованного концепта, просто поставил нас в ситуацию постоянного дедлайна и нервов. Я думаю, что он просто пообещал инвесторам быстрый результат, очень быстрый. Впервые работая с китайскими клиентами, я не учел это в договорах. По итогу, мы просто не успели сдать в срок 30% работ, за которые был проплачен аванс.

рабочее место.jpg

Мое рабочее место.

RENDER.RU: На ваш взгляд, что послужило основной причиной срыва сроков?
Александр: Основные причины были и с нашей стороны и со стороны клиента. Клиент менял все на ходу, но не увеличивал сроки, мы же просто не успевали делать (в какой-то момент еще включился человеческий фактор - моральная усталость художников). По итогу мы не выполнили работ приблизительно на 95 000$, часть осталась в концептах, часть на предфинале. Китайский партнер видимо сел в лужу перед инвесторами и мы оказались теми, на кого удобнее всего было свалить вину. Клиент потребовал с меня эти деньги вернуть. Но было одно но…. Все деньги ушли на зарплаты и сопутствующие затраты и к тому же нам еще были должны за уже выполненные работы. В этот момент начались длительные споры меня с клиентом, которые продолжались около полугода.


RENDER.RU: И так, вы попали на 48к $. (больше 3,5 милн.руб.), сумма солидная, первый вопрос который вертится на языке, это какие были ощущения? Где брать деньги, какие сроки на погашение?
Александр: Мдяяя, попали мы в том момент на 95к $ (порядка 7 милн.руб.) - и вопрос по ним повис в воздухе. Я был в шоке, с одной стороны понимал, что частично это наш косяк, но не во всем. К тому же я должен был художниками деньги за проделанную и принятую работу. Проплату этих денег клиент оттягивал разными способами и пытался вообще не заплатить. Можно было бы всем сказать, что клиент нас кинул и уйти в закат, но совесть не позволяла это сделать и я пошел в банк. Взял около 25-30к долларов кредит и частично оплатил художникам работу, больше мне просто не давали, но совесть моя стала чиста.
По итогу я был должен 95к клиенту и 25-30к банку. Вот тут я усвоил четко, что нельзя класть все яйца в одну корзину и не надо было рвать отношения с другими клиентами. Я остался без работы, дохода и с долгами.


RENDER.RU: Не будем лукавить, ситуация очень неприятная, она неизбежно сказывается на всех сферах жизни, куда ударило первым делом?
Александр: Ох, ударило по семье, я должен был остатки денег за машину, наступала зима и на ту же машину мне нужна была зимняя резина. Денежные запасы мои закончились и у меня просто не было денег на еду, от слова совсем и вот он новый кредит на еду. Ура, поздравил я сам себя, теперь я должен за все и всем.


RENDER.RU: Вы продолжили работу с этим заказчиком? Как он отнесся к ситуации, пошел ли в чем-то на встречу?
Александр: С этим клиентом мы долго вели разговоры, грозились судами, тыкали друг в друга страшными словами, обижались и не общались. В итоге пришли к компромиссу, клиент решил разделись сумму долга пополам, так как признал часть своей вины в этой ситуации. В процессе переговоров, я понял, что клиенту важнее работа, чем деньги и мы договорилась, что я работаю год на него фул-тайм за зарплату, но 80% моей зарплаты уходит на погашение долга перед ним за всю мою команду. Хорошо, что несколько людей в команде после этого осталось и они помогли мне с решением этих проблем, затратили свое время и силы, так как понимали, что косяк общий. С этим клиентом мы продолжаем общаться и иногда работать, но теперь совершенно на других условиях.


RENDER.RU: Оглядываясь назад, можно было как-то избежать этой ситуации, скажем имея уже полученный опыт? Какие меры приняли, чтобы в будущем не иметь таких проблем?
Александр: Конечно можно было. Тут главное понять, что клиент тебе не друг, у него свои задачи и свои цели. Четкий договор и четкая позиция. Если объем работ увеличился, сроки тоже увеличились. Если клиент перескакивает через этапы работ – беда, нужно бежать. Если клиент сильно творческий и меняет все на ходу – нужно учесть это в договоре, иначе окажешься крайним. Сроки всегда ставь больше в 2 раза. Художники – как дети, нужно быть с нами аккуратно и нежно, иначе обидимся и снизим работоспособность и не суди по себе людей, это не так.


RENDER.RU: Скажите чем китайские клиенты отличаются от западных? Мы точно знаем, что отличаются, интересен именно ваш опыт.
Александр: Это совершенно другая культура. Если наша европейская культура основана на логике, то китайская на ощущении и традициях. Некоторые вещи нам не понятны, они алогичны. Китай любит все сильно навороченное, накрученное, чтобы много элементов. Простые и стильные вещи – для них не понятны. Цвета – много, ярко и все цветное, всегда карнавал. Для них форма важнее содержания. Китай – они отличные копировщики, они сами это признают. За новыми идеями они идут к нам. Дай им стиль игры-фильма и базовые направления и тут они тебя удивят количеством вариантов в этой стилистике. Китайский клиент думает, что он самый хитрый, но вся хитрость это «включать дурочку» и уходить от прямого ответа. Это не касается тех компаний, кто давно работает с европейцами – с этими компаниями, все легко-просто и понятно. Вот выдержка из переписки от одного из моих клиентов (перевод как есть):

«В нашей стране мы не можем напрямую ссылаться на иностранные сайты, потому что правительство блокирует их. Нужно приобрести программное обеспечение для доступа в Интернет. На самом деле мы мало знаем об иностранных художниках в Китае, а также существуют барьеры в общении из-за культурных различий. Сотрудничество очень мало, только мы и NetEase такие компании умеем работать. В Китае таких компаний мало. Потому, что в Китае тоже много мошеннических компаний. Ты тоже должен быть очень осторожен.»

Но не надо забывать, что Китай это 2-ая , а иногда 1-ая экономика мира. На внутренний рынок они делают около 70% продукции (это и кино и игры), а снимают кино они столько, сколько и весь остальной мир, да и игр делают столько же. К тому же сейчас Китай открыт для художников из других стран и делает много работы для всего земного шара. Можно погуглить и узнать, сколько компаний в мире частично принадлежит китайцам, и сколько компаний в США и Европе, на самом деле китайские.


RENDER.RU: Какие советы можете дать по подбору команды и управлению ей? Чего стоит избегать и на что обращать внимание в первую очередь?
Александр: К сожалению мой опыт управления командой был не удачен, так что советов я тут дать не могу. Для себя понял – что управлять другими людьми мне не нравится, мне нравится рисовать. По тому сейчас я отказываюсь от должностей выше главного концепт-артиста. Это пусть другие управляют и артдиректорствуют.


RENDER.RU: Сколько времени ушло на погашение? Приходилось ли брать дополнительную работу, чтобы скорее закрыть кредит?
Александр: Вот тут началось самое интересное. Как мы помним, у меня было 2 кредита и еще велись переговоры с клиентом, нужно было что-то делать. Для начала я взял кредиты чуть больше, чем нужно с учетом того, что из этих же денег я буду платить кредиты первые 2-3 месяца и вот тут я повел себя глупо. Я подумал, что достаточно нарисовать крутую картинку, выложить её на сайтах и пойдет работа. Но! Реклама начинает работать не сразу, да и в такой нервной ситуации, ничего хорошего не нарисуется (голова занята другими вещами).
Соответственно ничего хорошего я не нарисовал, но 2 месяца на рисование и ожидание я потратил. Была мысль пойти работать в контору и реально рассматривал этот вариант, но нужда заставляет идти на крайние меры. Я решил заняться агрессивным маркетингом, терять мне было нечего, смотрел все предложения о работе, писал разным компания в рекламе, кино и тд. Им я предлагал сделать бесплатно часть работ и если их устроит качество и скорость, то возможно они дадут уже оплачиваемую работу и в большем объеме.

1.jpg

2.jpeg

Брался я за любую работу. Мне пришлось научиться композить рекламу, делать моушен дизайн, тречить камеру, делать ротоскоп и тд. Я постоянно висел на уроках, работал по 18-20 часов в день. Спустя 3 месяца, у меня появилось много клиентов, работы для моих знакомых художников из бывшей команды, и даже деньги справить новый год (хотя они пришли ближе к вечеру 31 декабря, до этого мне просто не на что было праздновать и купить подарки детям).

К тому времени мы договорились с клиентом на мое персональное «рабство» за долги, хоть какой-то груз спал с плеч, но работал я так же по 16 часов в день, так как нужны были деньги на погашение кредитов. Через год я закрыл все свои обязательства перед клиентом и кредиторами, быстро научился новым вещам и осторожности. Плюнул на все и уехал в Питер с абсолютно новым скилом, который вряд ли появился, не будь такой ситуации. Ну и конечно же с огромной уверенностью в себе и своих силах. В общем страх прошел, я понял, что если сильно захотеть – можно в космос улететь. Было много работы, много предложений. Стоимость моя выросла и я уже мог не брать все проекты подряд.

отработка долга.jpg

отработка долга2.jpg

Отрабатываю долг. Пекин.


RENDER.RU: Расскажите о своем опыте сохранять нервы и оставаться в нормальном расположении духа? Как не впасть в депрессию, так как с ней гасить кредиты будет значительно сложнее?
Александр: Волшебный пендель самому себе. На самом деле пути назад не было, поэтому приходилось идти только вперед. Стоять тоже нельзя было, я вошел в режим робота. Ничего не чувствовать, ни о чем не волноваться кроме выполнения работ, не отдыхать, любой момент отдыха мог меня выбить из работы на неопределенное время. Не скажу, что это прошло легко, были и нервные срывы усугубленные алкоголем - но это отдельная история. Нормальное расположение духа поддерживали маленькие победы: новый заказ – отлично, новый навык – великолепно, поспал на 2 часа больше – просто сказка. Учишься радоваться мелочам, а их очень-очень много, того чего мы не замечаем. Выспался – уже отличный день!

концерты .jpg

Для сохранения спокойствия, я не прекращал давать концерты.

RENDER.RU: Ваше мнение относительно работы с командой, с одной стороны можно взять более сложные проекты и заработать больше денег, с другой, это большая ответственность и самое страшное, что совершенно от тебя не зависящая, кто-то может уйти, заболеть и придется срочно искать замену и т.д., какой вывод сделали лично для себя?
Александр: Я не справился с управлением командой. Это не художественная часть, больше административная. Бумаги, счета, брифы, фитбэки, инвойсы, совещания и т.д. Мне тяжело переложить ответственность на других - а это не путь руководителя. Но это надо было пройти, чтобы понять, я нервничал, срывался на художников и стал тем человеком – который мне не нравится. Я решил – что хватит и ушел в работу в одного. Могу работать в команде или сам на себя, но руководить … увольте. Так мне морально проще и я не хочу становиться тем человеком, который мне не нравится, совсем не нравится. В общем я принял осознанное решение, зарабатывать меньше, но делать то, что мне нравится и приносит удовольствие.

сон1.jpg

В любой момент я пытался поспать , хоть чуть чуть . Засыпал тут же , в любой позе.


RENDER.RU: Что точно не стоит делать финансово ответственному художнику подписываясь на крупный проект?
Александр: Брать на себя больше, чем требуется. Сядут и поедут, нужно в какой-то момент сказать «Нет», иначе большие деньги окажутся большими расходами.


RENDER.RU: В какие еще сложные ситуации попадали и как выходили?
Александр: Ох. У меня было два нервных срыва. Из каждого я выходил по разному. Первый был кризис творческий : я посмотрел, что я делал до этого и все было плохо, а сделать лучше у меня не получалось. Второй – это не до конца вылеченный первый. Оба раза я усугубил все дела алкоголем, но это долгие разговоры про выход из таких ситуаций и как я с ними справлялся, думаю, тут потребуется отдельная статья. Алкоголь в больших количествах — зло. Благо я теперь не пью. Продолжение следует….


RENDER.RU: Уверен, многие художники сейчас испытывают трудности, по тем или иным причинам, кто-то в похожей ситуации, кто-то потерял работу, у вас за спиной 20 лет опыта работы в CG индустрии и было бы здорово услышать напутствие для всех начинающих художников.
Александр: Вот тут мысли разняться от художника к художнику, я скажу словами нескольких моих друзей.
1. « Если ты будешь так же по 16 часов в день играть на гитаре, как рисуешь, ты станешь крутым гитаристом»!
2. « В портфолио выложи то, что тебе нравится и хочется рисовать, иначе тебе придется рисовать всякую шляпу и ты возненавидишь свою профессию»

От себя: Быстро, это также медленно, но без перерывов и учится, всегда учиться. Выделите себе хотя бы 4 часа в неделю на обучение. Рисуйте в этот момент то, что хочется, пробуйте новые решения. Так будет расти ваш скилл и появляться новые работы в портфеле. Это как спорт, должно войти в привычку. Ах да, и занимайтесь спортом, а то развалитесь через 10 лет. И по меньше пейте алкоголь, он не спасает и не помогает. Лучше читайте книги!

RENDER.RU: Александр, спасибо, за уделенное время, мы желаем стабильности в работе, порядочных клиентов и до скорой встречи, так как у нас запланировано еще несколько статей на актуальные для художников темы.

792 0 850 38
25
2022-04-11
Я не удивлен! В 2012 году прошел через подобное. Брался за огромные проекты. Организовал маленькую студию и попал на деньги. Но при этом не сорвал ни одного проекта и выплатил всю зарплату. Доделывал проект еше полгода сам. За последний проект мне еще остались должны 30%. В итоге студия и года не продержалась. Подорвал здоровье, ушел в минус. А моей семье еле хватало денег на еду. Не все это поняли, и не все поддержали. Но слава Богу, все обошлось. Я выплатил деньги всем, так же чувствовал ответственность. Но только благодаря поэтапному авансированию.
Какие я сделал выводы:
1. Рассчитываете только на себя или организовывайте весь менеджмент сразу. Ты или художник или ты менеджер. Бывают исключения. у меня почти получилось )
2. Как только ты становишься менеджером ты перестаешь быть 3д товарищем. Ты надзиратель, напоминатель и т.д.
3. Иногда фриланс и мелкие заказы в итоге намного выгоднее большого проекта.
4. 3д это не про больше деньги и не про здоровье.
5. Предоплата и аванс это ваша страховка. Меня это в коей мере спасло. обычно делил проект на три части. с поэтапной выплатой по проделанной работе.
6. Реально рассчитывайте свои силы. Проблема 3д художников в том, что мы где-то чувствуем себя творцами. и думаем, что можем практически все.
Сейчас все поменялось за 10 лет, открылось много вакансий. Кучас классных программ появилось. Развились 3д стоки, 3д печать. много выбора. Но к сожалению сейчас одна большая проблема, которая так или иначе коснется всех.
2022-04-12
Спасибо что поделились опытом и за советы, очень ценно!
2022-04-12
я то думал куда ты пропал, проектов не грузишь в конкурсах не учавствовал, оказывается в рабстве у китайцев )))
2022-04-12
- - (Toer)я то думал куда ты пропал, проектов не грузишь в конкурсах не учавствовал, оказывается в рабстве у китайцев )))

НУ вылез уже около 3-х лет назад)) Просто завал рабочий и НДА жёсткие, много отличных работ, которые нельзя показать. Некоторые НДА вообще пожизненные и это печально.
2022-04-12
PazЯ не удивлен! В 2012 году прошел через подобное. Брался за огромные проекты. Организовал маленькую студию и попал на деньги. Но при этом не сорвал ни одного проекта и выплатил всю зарплату. Доделывал проект еше полгода сам. За последний проект мне еще остались должны 30%. В итоге студия и года не продержалась. Подорвал здоровье, ушел в минус. А моей семье еле хватало денег на еду. Не все это поняли, и не все поддержали. Но слава Богу, все обошлось. Я выплатил деньги всем, так же чувствовал ответственность. Но только благодаря поэтапному авансированию.
Какие я сделал выводы:
1. Рассчитываете только на себя или организовывайте весь менеджмент сразу. Ты или художник или ты менеджер. Бывают исключения. у меня почти получилось )
2. Как только ты становишься менеджером ты перестаешь быть 3д товарищем. Ты надзиратель, напоминатель и т.д.
3. Иногда фриланс и мелкие заказы в итоге намного выгоднее большого проекта.
4. 3д это не про больше деньги и не про здоровье.
5. Предоплата и аванс это ваша страховка. Меня это в коей мере спасло. обычно делил проект на три части. с поэтапной выплатой по проделанной работе.
6. Реально рассчитывайте свои силы. Проблема 3д художников в том, что мы где-то чувствуем себя творцами. и думаем, что можем практически все.
Сейчас все поменялось за 10 лет, открылось много вакансий. Кучас классных программ появилось. Развились 3д стоки, 3д печать. много выбора. Но к сожалению сейчас одна большая проблема, которая так или иначе коснется всех.

Прав по всем пункатм!
2022-04-12
Нурсултан МанасовСпасибо что поделились опытом и за советы, очень ценно!

ДА не за что!:)
2022-04-12
Иллюстрация "В любой момент я пытался поспать , хоть чуть чуть . Засыпал тут же , в любой позе" - это Авард!))
Спасибо за полезную информацию.
2022-04-12
От этой истории кровь стынет в жилах. Хорошо, что все хорошо закончилось. И спасибо за полезную информацию!
2022-04-12
Для меня, деньги усиливают ответственность. Поэтому считаю тезисы надуманными. Проверено 31 годами опыта работы.
Если работодатель отдаёт наемным работникам 50% от того что берёт за такую же работу сам из бюджета проекта, пусть пеняет на себя.
2022-04-12
Статья крутая, но
""Выделите себе хотя бы 4 часа в неделю на обучение...

Здесь не согласен! Учитывая скорость развития индустрии мало, очень мало. Побеждают (остаются в CG) неваляшки-фанатики.
2022-04-13
Тяжело тебе было. Сочувствую. Срывы это серьезно. Лучше не допускать. Алкоголь лечит в малых количествах. Книги учат. А вообще молоток или кувалда уже ты.
2022-04-13
Николай СтащенкоИллюстрация "В любой момент я пытался поспать , хоть чуть чуть . Засыпал тут же , в любой позе" - это Авард!))
Спасибо за полезную информацию.
Это еще не все фото в статью попали:) ЗАто теперь есть навык быстрого сна:)
2022-04-13
Нил КузнецовОт этой истории кровь стынет в жилах. Хорошо, что все хорошо закончилось. И спасибо за полезную информацию!

Не за что, я старался не сильно сгущать краски)
2022-04-13
Иннокентий ШевченкоДля меня, деньги усиливают ответственность. Поэтому считаю тезисы надуманными. Проверено 31 годами опыта работы.
Если работодатель отдаёт наемным работникам 50% от того что берёт за такую же работу сам из бюджета проекта, пусть пеняет на себя.

Ох, не для всех, не для всех..
2022-04-13
Александр ФилинскихСтатья крутая, но
""Выделите себе хотя бы 4 часа в неделю на обучение...

Здесь не согласен! Учитывая скорость развития индустрии мало, очень мало. Побеждают (остаются в CG) неваляшки-фанатики.

НУ это самый нижний порог. Лучше больше, но без фанатизма. А то есть те-кто едет, и те кто вечно ремонтируют:)
2022-04-13
Коля Печников (Крогран)Тяжело тебе было. Сочувствую. Срывы это серьезно. Лучше не допускать. Алкоголь лечит в малых количествах. Книги учат. А вообще молоток или кувалда уже ты.

Прямо в точку. Спасибо!
2022-04-13
Александр Мелентьев (Alexandr Melentiev)
Ох, не для всех, не для всех..
Согласен :(
2022-04-13
Очень знакомая ситуация. Но благо я быстро понял, что тимлид - это не для меня. Потому что ты уже не художник, а начальник. Со всеми вытекающими. И я точно так же перестал себе нравится даже больше - я себя ненавидел. Ну и слава богу я не взял никаких обязательств на себя... А тебе я частично завидую - твоя ситуация это мегастимул. Ты за год прокачался как немпокачался бы наверно за всю жизнь.
2022-04-17
Очень полезно и информативно 👍
2022-04-17
В любой сфере, самое круто - ты уже Сеньор и работаешь для своего удовольствия, при этом деньги для тебя уже зарабатывают другие.ТЫ не заработаешь один столько,сколько заработают для тебя 10 человек.
2022-04-17
В любой сфере, самое круто - ты уже Сеньор и работаешь для своего удовольствия, при этом деньги для тебя уже зарабатывают другие.ТЫ не заработаешь один столько,сколько заработают для тебя 10 человек.
2022-04-18
Крутая статья, было интересно.
Александр герой конечно. Думаю мало кто вывезет такую ситуацию.
Советы, особенно по работе с азиатским заказчиком, очень полезные.
2022-04-18
Спасибо за статью.
Очень интересно было читать и думаю насколько сложно было пройти через это.
Главное что хепиенд к концу.
Удачи!
2022-04-25
Это сильный экспириенс. Жестко, но поучительно. Ситуация знакомая. В том числе и с участием огненной воды :) Прорвемся.
2022-05-10
Спасибо, прочитал как приключенческий роман, хорошо что был хэппиенд )
RENDER.RU