Mental Ray: ретроспектива
Заявление Nvidia о прекращении развития Mental Ray знаменует собой конец эпохи одного из самых знаменитых и, возможно, самых недооцененных рендереров в индустрии.
Для целого поколения 3D художников Mental Ray был просто де факто рендер движком. Если вы работали в сфере визуальных эффектов или в анимации - практически неважно, каким 3D приложением вы пользовались - он был изначально встроен в вашу программу. У других рендереров могли быть более продвинутые функции и, с течением времени, более художественный имидж, но они всегда обходились дороже - и с финансовой точки зрения, и с точки зрения времени, которое требовалось на установку.
Mental Ray делал свою работу. Он всегда был рядом, пока вдруг однажды... его не стало.
90-е: В партнерстве с первопроходцами
Mental Ray вышел в 1989 году, в тот же год, что и первая коммерческая редакция RenderMan, и стал одним из первых в индустрии публично доступных рендереров.
В 90-х он стал ключевым инструментом, как для студий, в которых он использовался, так и для партнерства разработчиков Mental Ray и DCC софта.
Autodesk, Alias|Wavefront и Avid были первыми. Они интегрировали рендерер в 3ds Max, Maya и Softimage. Его приняли ведущие VFX компании - Industrial Light & Magic и ESC Entertainment.
К 2003, когда команда разработчиков выиграла премию Scientific and Technical Academy Award, Mental Ray использовали в работе над трилогией “Матрица” и приквелах “Звездных войн”.
2000-е: Награды киноакадемии и поглощение
К этому моменту, рендерер распространился на другие сферы индустрии, лицензию на технологию получили ряд КАД компаний, был запущен RealityServer и передовая для того времени система real-time визуализации.
Несмотря на то, что Mental Ray продолжали использовать в производстве визуальных эффектов и анимации все десятилетие, особенно в низкобюджетных фильмах, он постепенно начал уступать другим рендерам: изначально самому RenderMan, а позже - новому поколению движков, включая Arnold и V-Ray.
К концу 2007, Mental Ray был приобретён Nvidia, которая долго была его партнером, и фокус в развитии стал постепенно смещаться на GPU рендеринг более широкого назначения.
Томас Дримиер, технический директор, обладатель премии киноакадемии, покинул Nvidia в 2009, а вслед за ним, два года спустя, основатель и СЕО Рольф Херкен.
2010-е: Начало конца
В это десятилетие Mental Ray продолжали широко использовать в DCC работе, особенно пользователи 3dsMax, для которых Autodesk предоставлял неограниченные ноды сетевого рендеринга.
К этому моменту, компания владела всеми тремя ключевыми продуктами, в которые был интегрирован рендерер, поскольку она поглотила Maya и Softimage в 2000-е.
Но при этом отношения Autodesk и Mental Ray начали разваливаться. В 2015 компания объявила, что рендерер больше не будет выходить предустановленным в Maya по умолчанию.
Начало конца пришло в следующем году, когда Autodesk поглотил разработчика Arnold - Solid Angle.
Maya 2017, выпущенная позднее в том году, оставила Mental Ray за бортом, предпочтя ему Arnold. Паттерн повторился в этом году в 3ds Max 2018.
Nvidia предпринимала попытки сохранить свою базу пользователей Autodesk, запустив собственные плагин версии Mental Ray для обоих приложений и предлагая скидки пользователям своих workstation GPU, но продажи не были впечатляющими.
Хотя Mental Ray для Maya 1.2, выпущенный в сентябре, был совместим с Maya 2018, было понятно, что это последнее большое обновление Mental Ray на любой платформе.
Mental Ray в 2017: Он скоро уйдет, но останется в светлой памяти
Если верить входящим письмам CG Channel, гибель Mental Ray стала потрясением для многих художников, даже для тех, кто давно не использует его в производстве. Если вы осваивали программу Autodesk в 2000-х или в начале 2010-х, почти наверняка он был рендер движком, с которого вы начинали. Как выражается сам Autodesk, “reference renderer”.
С его кончиной, индустрия развлечений утратила не только одно из самых знаменитых приложений, но также одну из немногих нитей, которая связывала ее со временем первооткрывателей.