Пошаговое рисование девушек от Йоханнса Хелгесона
Иногда Йоханнса спрашивают, о том, как он рисует из головы, и время от времени он показывает демо своим друзьям. Теперь он постарается разъяснить свой процесс и для остальных. Берегитесь, текст и картинки впереди!
Данные действия направлены на то, чтобы получить быстрый и предсказуемый результат. Особенно полезны они будут начинающим художникам, тем кто уже знает Photoshop, но могут оказаться интересными и для более опытных. Это означает рисовать, используя только собственное воображение, Йоханнс достиг этого благодаря годам экспериментов и получая советы от более опытных товарищей (…..). Если перед глазами имеется референс или модель, то его подход будет несколько отличаться, в таком случае Йоханнс сосредоточится на получении более правильной формы, цвета и тона каждого мазка от начала и до конца работы. Photoshop используется здесь как инструмент, чтобы прояснить цвета и тона. Йоханнс любит обращать внимание на то, что его процесс рисования постоянно изменяется, так как он узнаёт новые приёмы, и то как он делает это сейчас, может уже устареть в недалёком будущем. Пожалуйста, относитесь к этому способу критически, и знайте что Йоханнс, пока ещё не достиг уровня мастера в рисовании, он ещё продолжает учиться. Если вы серьёзно настроены чему-либо научиться, то изучайте работы таких мастеров как Zorn, Sargent, J.C. Leyendecker, Rockwell, Velázquez и Sorolla.
Для большей ясности, Йоханнс выложил свой PSD-файл (наполовину уменьшенный в размере), для того, чтобы вы могли прояснить некоторые моменты, которые он не смог облечь в письменную форму.
1.Лайнарт
Здесь просто нарисовано несколько девушек, каждая из которых занята каким-то делом. Если говорить именно о рисунке, то он относится к другой главе, но этот урок будет про покраску. Немного вкратце, здесь он старается получить чистый лайнарт, чтобы использовать его в дальнейшем как основу для рисунка. Чтобы побольше узнать о рисовании, посмотрите канал Stan Prokopenko’s Youtube, также загляните на RadHowto, и обязательно прочитайте Glenn Vilppu’s Drawing Manual и Walt Stanchfield’s Drawn to Life Vol 1 & 2.
2. Маски и Тени-Формы.
В данном случае, лайнарт был замаскирован при помощи «polygonal lasso tool» (нажмите command-key (mac) или ctrl(на PC), чтобы активировать нормальный lasso-tool). Данный инструмент позволяет быстро создавать резкие и твёрдые края. Это наиболее быстрый и аккуратный способ, для маскировки лайнарта, который знает Йоханнс. Например, для маркетинг-арта клиенты часто хотят, чтобы персонажи были отделены от фона, чтобы можно было использовать разное окружение, так что мы заранее сделаем это. Ну а Йоханнс делает это уже по привычке.
Для теней, он заливает слой чёрным цветом, который затем блокирует (lock) для положительных форм. Теперь он рисует маску слоя, используя твёрдую кисть (Hardness и Opacity = 100%), чтобы отделить свет от тени. Он старается представить и сделать это, примерно так же как это делает Майк Миньола[1]. В зависимости от того, сколько позитивных форм он хочет видеть в своей работе, Йоханнс будет использовать свет или тень, всё зависит от того, что легче добавить. Теперь, когда он закончил, он изменяет цвет слоя на средний фиолетовый. Ему кажется, что так будет выглядеть лучше. Фиолетовый оттенок, насколько мне известно, это комбинация окружающего цвета сцены (в данном случае синеватая), плюс немного тёплого света (от главного источника освещения, солнца (которое на самом деле белое, но он стилизует его в тёплый оранжевый или жёлтый цвет)) смешанные с отражённым светом от самого окружения. Хм… он ошибся? Тем не менее, давайте представим, что наш предмет находится на Марсе или в Космосе, цвет теней в данных ситуациях изменится. Они станут Красными и Чёрными соответственно.
3.Выстраивая формы теней
Существует разница между Формообразующими Тенями и Падающими Тенями.
Формообразующие тени возникают тогда, когда форма отвёрнута от источника света[2], тем самым создавая плавный переход от света к тени. Падающие же Тени возникают тогда, когда объект блокирует свет, создавая тем самым тень с твёрдыми краями. На данном этапе, Йоханнс старается разделить эти тени, а также добавляет чуть больше деталей, которые он упустил ранее. Ошибка, которую он допускал в прошлом, была в том, что он делал этот этап слишком небрежно и неряшливо. Так что, не спешите, будьте терпеливы, это сторицей воздастся вам в будущем. Неплохо будет, взглянуть на парочку референсов, чтобы быть уверенными в том, что вы были последовательны в вопросе наложения света. Весс Барт на Made Workshop в Берлине, где-то в 2009-2010 (точно не могу вспомнить), надрал мне уши за мою непоследовательность в вопросе наложения теней.
4. Ambient Occlusion
Используя lasso-tool (ни единого мазка без выделения, иначе все края получатся слишком мягкими) и большую мягкую кисть, он затемняет области, которые получают мало света или вообще не освещены. Такой способ хорошо подходит для отделения друг от друга форм одного тона и оттенка. Йоханнс не заморачивается с детализацией на этом этапе. Для этого он использует тёмно-красный цвет. Причиной этому является то, что таким образом ему удаётся симулировать Подповерхностное Рассеивание[3] (подробнее об этом чуть позже) и ещё потому, что глаза человека лучше воспринимают тёплые оттенки (с более короткой длиной волны) и легче их опознают. Ещё одной причиной по которой он это делает, является то, что девушки находятся в большой сцене, с преимущественно холодными цветами (так он её себе представляет), и это создаёт необходимый контраст. Области которые не получают синего холодного света, для наших глаз будут казаться теплее. Таким образом, красный цвет, это обман, то что наши глаза обычно делают в настоящей жизни.[4]
5. Локальные Цвета, Температура и Цветовое Разнообразие
Первым делом, Йоханнс заполняет всё подходящим цветом кожи. Затем, он использует кисть color-randomizer, и парочку текстурных, чтобы добавить разнообразия и усилить участки цвета. Далее, он начинает добавлять температурного разнообразия, вроде красноватых коленей, локтей и щёк, более холодных грудей и бёдер. В основном, Йоханнс думает о том, где кровь находится ближе всего к коже и где это наиболее заметно. Кроме естественного загара, от пребывания на солнце, те девушки, что носят бикини на пляже, получают особый цвет лица и различные по температуре оттенки на отдельных участках тела. Ошибка, которую Йоханнс совершал в прошлом, состояла в том, что он делал этот слой абсолютно плоским, и ТОЛЬКО с одними лишь локальными цветами. Это выглядело тускло и хреново.
6. Окружающий Свет (AmbientLight )
Йоханнс, представляет себе этих девушек находящимися на улице в ясный солнечный день. Тем не менее, огромный синий купол неба, что окружает нас, слегка окрашивает все предметы находящиеся в тенях в холодный синий цвет. Йоханнс добавляет нежный, холодный синий/фиолетовый цвет для повёрнутых к верху плоскостей в тенях (на слое с режимом наложения Screen). Насколько мне известно, слой с режимом наложения Screen, работает как обычный свет в реальной жизни, то есть аддитивно. Очень важно здесь не переборщить, и не сделать слишком яркого по тональности синего света, иначе вы потеряете контраст между тем, что находится в тени и тем, что находится на свету. Йоханнс хочет видеть их в виде двух ясно различимых групп (смотри картинку ниже, шаг 7, где он комбинирует этот шаг и следующий.)
7. Отражённый Свет
Плоскости, повёрнутые к земле, в тенях получат тёплый отражённый свет. Йоханнс представляет себе плоскость земли, отражающую тёплый свет от главного источника света (солнца). Когда этот же свет попадает на кожу и отражается вверх, на повёрнутые вниз плоскости, у нас получаются более тёплые и светлые оттенки. Эти плоскости он делает чуть теплее. Он мысленно думает об этом, и представляет себе девушек стоящими на полу из золотых монеток. Таким образом, подчёркивая, как важно думать обо всём в ПЛОСКОСТЯХ, и в углах под которыми эти плоскости обращены к источнику света. Чем более перпендикулярна определённая плоскость к источнику света, тем сильнее источник света воздействует на неё[5]. И наоборот, чем дальше источник света от плоскости, тем меньше он на неё воздействует. Таким образом, плоскости вокруг глаз повёрнутые вниз, будут в меньшей степени окрашены отражённым светом от земли, чем плоскости вокруг коленей.
8. Ключевой Свет
Просто выбрав слой с формами теней снизу, Йоханнс создаёт новый слой с тенями как маску. Теперь рисуя на освещённых областях, он пользуется большой мягкой кистью с тёплым оттенком. Таким образом, он передает главное направление света, несколькими простыми, большими мазками.
9. SSS – Подповерхностное Рассеивание (SubSurfaceScattering)
На новом слое с режимом наложения Overlay, Йоханнс рисует очень насыщенным красным цветом. Он старается сфокусироваться на рисовании собственной тени/терминатора, и таких мест как пальцы и уши. Подповерхностное рассеивание возникает тогда, когда свет проходит через кожу, получает красный оттенок от крови и отражается обратно, становясь более красным. Это добавляет больше живости цвету, только запомните, что не все материалы работают схожим образом, и кожа особенно восприимчива к подповерхностному рассеиванию.
Теперь Йоханнс объединяет все слои, и чуть меняет цвета корректирующими слоями (adjustment-layers) на свой вкус. Так же, чисто интуитивно, он оставляет немного изначального лайнарта в некоторых местах.
10. Рисуй! Великое Непредсказуемое Путешествие в Шангри-Ла
Всё вышесказанное, было приготовлением перед началом великого путешествия к рисованию. Прочитав всё до этого момента, упакуйте свои вещи, изучите карты и немного ознакомьтесь с языком далёких, экзотических земель. Теперь вы полностью готовы к нашему грандиозному путешествию!
Когда Йоханнс рисует, у него есть несколько целей. Он нацелен на детали и проработку фокальных точек. Также, он хочет более точно определить формы, которые на его взгляд, недостаточно объёмны. Ему хочется усилить позу и композиционное течение объекта, используя для этого направление мазков (Клэр Вендлинг в совершенстве освоила этот приём, обратите внимание на направление штриховки в формах теней в её рисунках). Йоханнс, старается передать материалы, контролируя жёсткость краёв (в основном рисуя используя smudge-tool). Он хочет добавить зеркальные блики и нежную атмосферную перспективу. И наконец, усилить фокальные точки через Hue-intensity и Lens-focus. Он не хотел бы, чтобы это выглядело шаблонно, хотя на данный момент мы пришли к некой формуле. Йоханнс хочет подчеркнуть, он думает, что в процессе рисования, очень важно позволять себе отклоняться от лайнарта. Если вам кажется что-то неправильным, исправьте это. Моё рисование несколько хаотично, он же прыгает по всей картине одновременно, казалось бы без цели. На самом деле это не так, у него есть ясное представление о том, что он на самом деле делает. Йоханнс не может и не хочет делать этот этап механически, ему необходимо предоставлять интуиции и чувствам участвовать в этом процессе. Ему необходима неопределённость, чтобы найти удовольствие и насладиться своим творением.
Йоханнс, особо подчёркивает, что наличие правильных инструментов очень важно. Существуют определённые ограничения при рисовании углём на стенах пещеры. Так что он рекомендует найти те кисти, которые будут лучше всего работать для вас, неплохой точкой для старта будет, попробовать кисти Александра «Zedig» Дибона [6]и Шэди Сафади[7]. И да поможет вам в этом Гугл!