Linux завоевывает Голливуд
Десять лет назад, Linux был студенческим хобби. Теперь он становится операционной системой, выбранной для кинопроизводства.
Я создавал (бесплатную) операционную систему (просто как хобби, не стремясь сделать что-то большое и профессиональное) для 386 (486) и совместимых с ними машин - Линус Торвалдс, 1991 |
"Shrek" стал первой значительной кинолентой, созданной на использовании главным образом Linux. И этот фильм не станет последним. Linux очень быстро становится избранной операционной системой профессиональных аниматоров, не только компании "DreamWorks SKG", которая создала "Shrek", но и ведущих производственных студий Голливуда и Лондона. Эта операционная система, начавшая свое существование 10 лет назад, как личное хобби студентов финского колледжа, даже не как университетский научно-исследовательский проект, теперь посягает на сервера, системы визуализации и рабочие станции киноиндустрии.
Аниматоры теперь используют версии под Linux таких приложений как Maya компании Alias|Wavefront, Shake компании Nothing Real, Houdini компании Side Effects, и RenderMan компании Pixar - лидирующие коммерческие приложения для анимации, компоузинга, создания спецэффектов, и визуализации. Внутренне, студии перевели миллионы строк первоначального кода на Linux, и написали еще больше. Каким образом Linux превратился из хобби в профессиональное графическое окружение?
Это был август 1991 года, когда Линус Торвалдс отправил по почте невинное сообщение USENIX, в котором упоминалось то, что позже будет названо Linux: "я создаю (бесплатную) операционную систему (просто как хобби, не стремясь к чему-то большому и профессиональному) для 386 (486) AT-машин и совместимых с ними".
К этому времени, персональные компьютеры компании IBM уже праздновали свое десятилетие, Windows 3.0 только появилась на свет, и подавляющее большинство пользователей работали под MS-DOS. Операционная система Macintosh, которая, по всеобщему согласию, в то время превосходила по конкуренции Windows, скоро начнет терять рынок сбыта в пользу Windows, более дешевой конкурентке, которая, так сказать, припоздала на вечеринку, но в то же время работала на большинстве систем и имела более широкую поддержку. Но не зависимо от того, под управлением какой операционной системы работали системы - Windows, или Mac, персональные компьютеры еще не были готовы для использования в киноиндустрии 10 лет назад. Серьезная графическая работа была проделана на рабочих станциях под Unix, главным образом компанией SGI.
Действительно, серверы и рабочие станции SGI преобладали в киноиндустрии, потому что они были лучшими в двух вещах: решение числовых задач большого объема (для визуализации анимации), и быстрое отображение графических образов с высоким разрешением на экране. Голливуд, возможно, представлял всего 10 процентов от продаж SGI, но компания прислушивалась к пожеланиям студий, занимавшихся визуальными эффектами, и пыталась выполнить их потребности, в значительной степени из-за того, что спрос на использование компьютеров в киноиндустрии стал идеальной основой для развития продвинутых приложений.
Пакет для компоузинга Rayz, компании Silicon Grail, демонстрирующий здесь работу с голубым экраном, - первое значимое приложение, разработанное с самого начала для Linux, а не переведенное с другой операционной системы |
Никто, включая SGI, не ожидал, что относительно маленькие чипы компании Intel, в конечном счете, превзойдут по быстродействию рабочие станции конкурентов, и по цене массового производства, которую SGI не могли обеспечить. Тем временем, требования к графике на массовом рынке компьютерных игр побуждали возможности графических компьютерных карт таких компаний, как Nvidia, превосходить возможности рабочих станций.
SGI, после одного-двух экономических ударов, произведенных на рынке чипами Intel и чипами графических карт, изменили направление деятельности в 1998 году в поддержку персональных компьютеров. В связи с тем, что Irix - SGI версия операционной системы Unix, не могла быть запущена на персональных компьютерах, SGI начали предлагать рабочие станции на основе Windows NT начиная с 1999 года. Спустя несколько месяцев, SGI снова меняет направление - на этот раз выбирая Linux, операционную систему на основе Unix, которая работала на персоналках.
Хоть SGI и перешли к использованию Windows, Голливуд имел некоторые проблемы при подобном переходе для задач кинопроизводства. За эти годы индустрия фильмов создала десятки миллионов программ, написанных для использования в собственных инструментальных средствах. Но эти коды были совместимы с операционной системой Irix, а не с Windows. Программы графических пользовательских интерфейсов и многозадачные программы были спроектированы для Windows иначе, чем то же самое было необходимо для Irix. И перевод этих программ на Windows NT привел к тому, что потребовалось проделать много работы, внести множество изменений.
Разнообразие программного обеспечения, работающего под Linux, включая Maya - лидирующий программный продукт аниматоров (вверху); Calypso - плагин для Maya (вверху справа); и ToonShooter - частное инструментальное средство компании DreamWorks (внизу) |
Кроме этого пришлось столкнуться с еще одним подводным камнем при использовании Windows - техническая поддержка. В то время как SGI прислушивались к замечаниям индустрии кинопроизводства, Microsoft, управляемый рынком, - нет. Студии поняли, что им придется учиться, что бы помогать себе самим. Вовлечь себя в развитие операционной системы, необходимое для удовлетворения их специализированных графических нужд высокого уровня, что требовало доступ к исходному коду, и, что более важно, направить семейство производителей делать то же самое. И это было намного проще при переходе к более похожей операционной системе, основанной на Unix. Поэтому общая доступность Linux была очевидным выбором.
Далее >> страница 2